Социально-правовая защита граждан, страдающих психическими расстройствами.
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 49 + 49 источников
- Добавлена 28.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Социальное обслуживание граждан, страдающих психическими расстройствами 6
1.1. Медико-правовой аспект психических расстройств 6
1.2. Социальное обслуживание лиц, страдающих психическими расстройствами 13
1.3. Обеспечение психиатрической помощью лиц, страдающих психическими расстройствами 19
Глава 2. Проблемы социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими расстройствами 26
2.1. Теоретические проблемы социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими расстройствами 26
2.2. Практические проблемы социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими расстройствами 31
2.3. Государственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи 41
Заключение 46
Список использованных источников 49
В доктрине имеется три наиболее распространенных подхода к его толкованию в соответствии с одним из них полномочие представляет собой совокупность прав и обязанностей. Другой подход состоит в том, что полномочие, в том числе, в деятельности государства, является группой прав и обязанностей конкретных лиц. третья позиция основана на том, что полномочие государственного органа представляет собой часть компетенции государства с точки зрения власти.Представляется, что полномочием в праве социального обеспечения является совокупность прав и обязанностей органа власти и должностных лиц органа власти в рамках предмета ведения соответствующего органа власти по выполнению государственных функций в сфере оказания социальной помощи гражданам.Для организаций в сфере социального обеспечения характерно два правовых статуса, которые зависят от выполняемых функций. Так, организации могут участвовать в предоставлении социальной помощи, в частности, в оказании социальных услуг, аккумулировании средств на предоставление социальных выплат, в осуществлении таких выплат, а также осуществлять иные полномочия, которые предоставлены им государством с цель обеспечения граждан социальной поддержкой.В то же время организации выступают субъектами права социального обеспечения с точки зрения участников отношений, не наделенных властными полномочиями. Так, организации выступают субъектами социального страхования. Являясь работодателями, организации производят отчисления – страховые взносы на обязательное страхование (пенсионное, медицинское). Частью системы социального обеспечения можно рассматривать организации и как участников предоставления социальной помощи, хотя и не наделенными властными полномочиями, но реализующими функции государства по предоставлению помощи. К таким организациям можно отнести, например, медицинские организации, которые за счет получаемых средств из фонда страхования предоставляют гражданам бесплатную медицинскую помощь.Таким образом, практические проблемы социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими расстройствами состоят в фактическом предоставлении им социальных гарантий, перечисленных в законе о психиатрической помощи, Законе о защите инвалидов и других нормативно-правовых актах. Однако указанными законами закреплены особенности и преимущества получения соответствующих гарантий, которые обусловлены жизненной ситуацией, в которую попал человек, признанный лицом с психическим расстройством и (или) инвалидом. Представляется, что в настоящее время некоторые меры, направленные на обеспечение социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, носят формальный характер, поскольку их закрепление в законе не соответствует действительным потребностям таких лиц, либо не обеспечиваются в достаточной степени. Такой вывод можно сделать, исходя из норм о медицинском обеспечении, которое практически равно предоставляется лицам с психическими расстройствами, как и другим категориям населения.Социальной защитой является форма предоставления государством помощи гражданам в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг гражданам за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Вместе с тем в рассматриваемом случае социальная функция государством, на наш взгляд, выполняется формально. Признание государством необходимости определенных мер социальной поддержки должно сопровождаться действительными и эффективными мерами такой поддержки, но не закреплением в нормах права способов защиты граждан в виде предоставления социальной помощи. На федеральном уровне следует обратить внимание на незначительное количество правовых актов, которыми закрепляются нормы о социальном обеспечении лиц с психическими расстройствами, что приводит к сложности соблюдения требований уполномоченными лицами, а для граждан становится дополнительным препятствием в реализации их прав и получение соответствующей социальной защиты. Представляется, что решением данной проблемы может стать принятие единого подзаконного акта, которым бы закреплялись формы документов, методические рекомендации, а также иные руководящие положения, которые в настоящее время отсутствуют или закреплены в разрозненных актах. 2.3. Государственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощиОсобенности осуществления государственного контроля за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи состоят в том, что исполнение полномочий по социальному обслуживанию возложено на субъекты государства, которые действуют путем реализации нормативно-правовых предписаний, принимаемых законодательными органами и органами исполнительной власти. В Москве контроль в рассматриваемой сфере осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.Понятия «контроль» и «надзор» являются традиционно исследуемыми и дискуссионными в науке административного права. Сложность представляет не только формирование единого подхода к пониманию данных терминов, но и проблема их разграничения. В настоящее время большинство исследователей для разграничения терминов отталкиваются от функций, которые выполняются контролем и надзором, а также целей, которые ставятся в связи с применением данных категорий. Государственное управление предполагает необходимость соблюдения участниками правоотношений правовых норм, которые принимаются и реализуются государством в процессе управления. Проверка их соблюдения представляет собой контроль и надзор, которые выступают одной из функций государственного управления. На протяжении длительного времени, практически с начала существования государства, им осуществляется контрольно-надзорная деятельность, поскольку только с помощью данной деятельности государство и иные субъекты управления могут получать сведения о результатах оказываемого на участников управляемых отношений управления. В случае получения сведений о результатах, не удовлетворяющих целям и задачам государственного управления, органы власти могут скорректировать управленческую деятельность. В научной литературе выделяют следующие признаки контроля: - подчиненность отношений между субъектами; - контроль осуществляется с целью проверки соблюдения требований законности и целесообразности действий подконтрольного лица;- при осуществлении контроля контролирующему органу может быть предоставлено полномочие по отмене актов подконтрольного лица;- в рамках контроля к подконтрольному лицу могут быть применены применяться меры административного воздействия.В то же время признаками надзора являются следующие: - надзор вправе осуществлять только уполномоченные государственные органы; - сфера применения надзорных полномочий намного уже сферы контроля; - надзорным органам предоставлены специфические властные полномочия, не характерные для субъектов контрольной деятельности. При этом на всем протяжении существования понятий «контроль» и «надзор» ведется дискуссия относительно их содержания и соотношения между собой. Исследователи вопроса по-разному толкуют указанные понятия. Например, в соответствии с позицией А.А, Шарифулина контроль и надзор следует отграничивать в зависимости от способа проведения проверочных мероприятий, где контролем следует считать установление степени соответствия имеющимся требованиям фактических процессов и их результатов, а надзором – систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований проверяемым лицом.В то же время С.М. Зырянов рассматривает понятие контроля шире, чем понятие надзора, поскольку, по мнению автора, в рамках надзора проводится проверка соблюдения требований законодательства, а в рамках контроля к такой проверке добавляется проверка целесообразности проверяемой деятельности. В соответствии с данным мнением понятие надзора включается в понятие контроля, в то время как первая из приведенных позиций основана на понимании контроля и надзора как двух самостоятельных понятий. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой контроль предполагает большую степень вмешательства в контролируемый процесс, в то время как надзор предоставляет большую свободу контролируемым лицам. Так, В.П, Беляев, с которым соглашаются В.Е. Чиркин и А.Б. Яблонская, отмечает, что надзор предполагает проверку деятельности проверяемых лиц с точки зрения законности, в то время как контроль, предполагая возможность вмешательства в хозяйственную деятельность субъекта, в дополнение к проверке законности включает проверку целесообразности. Также в качестве отличительного признака сторонник позиции называют недопустимость привлечения надзорным органом к ответственности проверяемого лица, в отличие от контроля. Функции прокурора по надзору за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи осуществляется в соответствии с законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. Основу нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы составляет Конституция РФ, положения которой детализированы в правовых актах, имеющих меньшую юридическую силу. В ст. 129 Конституции РФ закреплено, что прокуратура РФ представляет собой централизованную систему органов, которая осуществляет надзор, в том числе, за соблюдением прав и свобод человека. При этом указанная норма отсылает к федеральному законодательству, которым определяются полномочия и функции прокуратуры. Основным правовым актом, которым закреплены полномочия прокурора, является Закон о прокуратуре. Следует отметить, что закон не полностью определяет статус прокурора, поскольку, в зависимости от отрасли, в которой прокурор выполняет свои функции, его статус и полномочия определяются специальным законодательством. В ст. 4 Закона о прокуратуре закреплены основные принципы, в соответствии с которыми осуществляются полномочия.Таким образом, контроль за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи осуществляется органами исполнительной власти в субъектах государства. Несмотря на то, что данные органы относятся к числу государственных, и осуществляемый контроль называется государственным, в рассмотренном постановлении, действующим в г. Москве, контроль назван региональным. В действительности отсутствует правовое закрепление положений об осуществлении непосредственного контроля в рассматриваемой сфере со стороны федеральных органов власти. В результате на уровне федерального управления осуществляется прокурорский надзор, поскольку он осуществляется в рамках исполнения прокуратурой надзорных функций за соблюдением законодательства. Вместе с тем, в законодательстве о прокуратуре не закреплены нормы об особенностях осуществления надзора в сфере социального обслуживания, отсутствуют такие нормы и в Законе о психиатрической помощи. Представляется, что следует восполнить имеющийся пробел, закрепив в законодательстве нормы об осуществлении государством на федеральном уровне контроля и надзора за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи. ЗаключениеТаким образом, психическое расстройство в медицинском и в правовом смысле имеет разное значение. В медицинской классификации болезней приводится значительный перечень психических расстройств, которые сгруппированы по общим признакам. Для права такая классификация представляется не столь существенной, она важна лишь с точки зрения возможности установления при помощи определения диагноза юридически значимого психологического состояния человека, которое влечет определенные законом правовые последствия. Представляется, что в правовом смысле психическим расстройством следует считать состояние лица, характеризующееся нарушением психической деятельности, основанное на изменениях головного мозга и влекущее такое состояние лица, которое не позволяет ему в полной мере понимать значение своих действий и их последствия. Социальное обеспечение представляют собой право лиц, страдающих психическими расстройствами, возможность реализации которых зависит от государства, волеизъявление которого осуществляется через закрепление определенных норм в законодательстве. Основная часть социальных прав в России может осуществляться только гражданами, что следует из буквального толкования норм соответствующих законов. Государством для реализации указанных прав предоставляется социальная помощь в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Обеспечение психиатрической помощью является одной из государственных гарантий реализации права на здоровье. Психиатрическая помощь может оказываться как организациями, так и врачами-психиатрами, которые являются индивидуальными предпринимателями и имеют лицензию. Обеспечение психиатрической помощью является частью системы охраны здоровья граждан и предоставления медицинской помощи. Представляется, что такой подход является верным, поскольку обеспечение психиатрической помощью составляет часть мероприятий, направленных на поддержанье здоровья человека. В ст. 4 Закона о психиатрической помощи отражен перечень принципов оказания психиатрической помощи, среди них названы такие принципы как доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Однако данные принципы не закреплены в качестве основополагающих в Законе о психиатрической помощи. Представляется, что данный недостаток подлежит устранению, поскольку законодатель в рассматриваемом законе не ссылается на применение всех принципов оказания медицинской помощи. Социальные права представляют собой права человека и гражданина, возможность реализации которых зависит от государства, волеизъявление которого осуществляется через закрепление определенных норм в законодательстве. Основная часть социальных прав в России может осуществляться только гражданами, что следует из буквального толкования норм соответствующих законов. Государством для реализации указанных прав предоставляется социальная помощь в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Социальной защитой является форма предоставления государством помощи гражданам в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. На федеральном уровне следует обратить внимание на незначительное количество правовых актов, которыми закрепляются нормы о социальном обеспечении лиц с психическими расстройствами, что приводит к сложности соблюдения требований уполномоченными лицами, а для граждан становится дополнительным препятствием в реализации их прав и получение соответствующей социальной защиты. Представляется, что решением данной проблемы может стать принятие единого подзаконного акта, которым бы закреплялись формы документов, методические рекомендации, а также иные руководящие положения, которые в настоящее время отсутствуют или закреплены в разрозненных актах. Контроль за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи осуществляется органами исполнительной власти в субъектах государства. Несмотря на то, что данные органы относятся к числу государственных, и осуществляемый контроль называется государственным, в рассмотренном постановлении, действующим в г. Москве, контроль назван региональным. В действительности отсутствует правовое закрепление положений об осуществлении непосредственного контроля в рассматриваемой сфере со стороны федеральных органов власти. В результате на уровне федерального управления осуществляется прокурорский надзор, поскольку он осуществляется в рамках исполнения прокуратурой надзорных функций за соблюдением законодательства. Вместе с тем, в законодательстве о прокуратуре не закреплены нормы об особенностях осуществления надзора в сфере социального обслуживания, отсутствуют такие нормы и в Законе о психиатрической помощи. Представляется, что следует восполнить имеющийся пробел, закрепив в законодательстве нормы об осуществлении государством на федеральном уровне контроля и надзора за деятельностью по оказанию социального обслуживания и психиатрической помощи. Список использованных источниковОфициальные документы Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета, № 295, 30.12.2013.Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 30.12.2021) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 234.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) (версия 2.24 от 03.11.2023) // СПС Консультат Плюс.Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» // Российская газета, № 299, 31.12.2014.Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 1, 12.01.2015.Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 297, 29.12.2014.Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34(ред. от 07.06.2023) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 45.Постановление Правительства Москвы от 28.09.2021 года № 1498-ПП (ред. от 15.02.2022) «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания» // https://docs.cntd.ru/document/726733946 (дата обращения: 27.01.2024).Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2023). – Текст : электронный. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №115-О // СПС «КонсультантПлюс». Литература Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.Басников О.В. Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг // Вестник Чувашского университета, № 4, 2010, С. 302-307.Баринов Н.А. Услуги. Саратов: Изд-во «Надежда», 2003. С. 210.Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.Бойко И.Б. Психическое расстройство: медико-правовой аспект // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2012. № 3. С. 122-127.Белокобыльский Н.Н. Психическое расстройство как уголовно-правовая категория / Н.Н. Белокобыльский, Е.Ю. Комиссарова // 50 лет университета: Научные итоги и перспективы: тез. докл. научной конференции, посвященной 50-летию Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова. - Рязань: РязГМУ, 2000. Ч. I. С. 157.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Виноградова Е.В. Формирование России как социального государства // Образование и право. 2022. № 11. С. 27-30.Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. М: НИЦ Инфра-М, 2016. С. 57..Георгадзе З.О. Судебная психиатрия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / З.О. Георгадзе, А.В. Датий, Э.Б. Царгасова; под ред. З.О. Георгадзе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. С. 76.Дума А.В. Гражданско-правовая природа и сущность нематериальных благ // Вестник магистратуры. 2021. № 6-2 (117). С. 68-70.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.Кейдунова Е.Р., Мавренкова Е.А., Напханенко И.П., Попандопуло Д.В. Понятие и виды аффектов // Философия права. 2017. - № 4 (83). - С. 35-42.Лазарева А.., Гончаров А.А., Квасникова Т.В. Аффект с точки зрения уголовного права, психологии, психиатрии, физиологии // Бюллетень науки и практики. 2020. - № 5. - С. 374-381.Лолаева А.С. Джикаева Ф.З. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности // Аграрное и земельное право. 2020. № 9. С. 14-18.Мазуров И.И. Общеправовые подходы к изучению личности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. № 2. С. 77-86.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408. Приходько В.А. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности // Вологдинские чтения, № 74, 2009, №. 189-192.Ротанова В.А., Власова А.А., Торопова А.И., Рыбина Е.А., Сочнева А.С. Основные подходы к определению понятия качество образования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 (109). С. 26.Сазонова Н.И. Психические аномалии и их криминогенность / Н.И. Сазонова // Преступное поведение (новые иссле- дования): сборник научных трудов / под ред. проф. Ю.М. Антоняна. - М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 79.Сидоров Б.В. Аффект. Его уголовно-правовое и криминологическое значение. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. - С. 102.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Ситковский Д.В. Преступность лиц с психическими расстройствами (по материалам Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.В. Ситковский. - Махачкала, 2006. 14 с.Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М.: Юрист, 2008. С. 40. Подробнее о соотношении медицинских услуг и медицинской помощи см. п. 2.2.Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. – М.: ИНФРА-М, 2011. С. 88.Судебная психиатрия. Словарь-справочник / авт.-сост.: Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин. - М.: Изд-во НОРМА (Изд-я гр-па НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 44.Телле Р. Психиатрия с элементами психотерапии: пер. с нем. / Р. Телле. -Мн., 1999. С. 42.Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты // Здравоохранение. 1999. № 8. С. 173.Чамбал Б.С. Способы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина // Вестник магистратуры. 2021. № 10-2 (121). С. 71-73.Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 21.Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.Яковлев Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика / Е.В. Яковлев. М-во образования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. Науч.-исслед. лаб. Упр. качеством образования в высш. шк. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. С. 32.
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета, № 295, 30.12.2013.
3. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 30.12.2021) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 234.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.
6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) (версия 2.24 от 03.11.2023) // СПС Консультат Плюс.
7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.
8. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» // Российская газета, № 299, 31.12.2014.
9. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 1, 12.01.2015.
10. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 297, 29.12.2014.
11. Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 (ред. от 07.06.2023) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 45.
12. Постановление Правительства Москвы от 28.09.2021 года № 1498-ПП (ред. от 15.02.2022) «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания» // https://docs.cntd.ru/document/726733946 (дата обращения: 27.01.2024).
13. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2023). – Текст : электронный.
14. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №115-О // СПС «КонсультантПлюс».
Литература
15. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
16. Басников О.В. Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг // Вестник Чувашского университета, № 4, 2010, С. 302-307.
17. Баринов Н.А. Услуги. Саратов: Изд-во «Надежда», 2003. С. 210.
18. Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.
19. Бойко И.Б. Психическое расстройство: медико-правовой аспект // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2012. № 3. С. 122-127.
20. Белокобыльский Н.Н. Психическое расстройство как уголовно-правовая категория / Н.Н. Белокобыльский, Е.Ю. Комиссарова // 50 лет университета: Научные итоги и перспективы: тез. докл. научной конференции, посвященной 50-летию Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова. - Рязань: РязГМУ, 2000. Ч. I. С. 157.
21. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
22. Виноградова Е.В. Формирование России как социального государства // Образование и право. 2022. № 11. С. 27-30.
23. Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Органи¬зация, оценка эффективности и результативности ока¬зания медицинской помощи. М: НИЦ Инфра-М, 2016. С. 57..
24. Георгадзе З.О. Судебная психиатрия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / З.О. Георгадзе, А.В. Датий, Э.Б. Царгасова; под ред. З.О. Георгадзе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. С. 76.
25. Дума А.В. Гражданско-правовая природа и сущность нематериальных благ // Вестник магистратуры. 2021. № 6-2 (117). С. 68-70.
26. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.
27. Кейдунова Е.Р., Мавренкова Е.А., Напханенко И.П., Попандопуло Д.В. Понятие и виды аффектов // Философия права. 2017. - № 4 (83). - С. 35-42.
28. Лазарева А.., Гончаров А.А., Квасникова Т.В. Аффект с точки зрения уголовного права, психологии, психиатрии, физиологии // Бюллетень науки и практики. 2020. - № 5. - С. 374-381.
29. Лолаева А.С. Джикаева Ф.З. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности // Аграрное и земельное право. 2020. № 9. С. 14-18.
30. Мазуров И.И. Общеправовые подходы к изучению личности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. № 2. С. 77-86.
31. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
32. Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408.
33. Приходько В.А. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности // Вологдинские чтения, № 74, 2009, №. 189-192.
34. Ротанова В.А., Власова А.А., Торопова А.И., Рыбина Е.А., Сочнева А.С. Основные подходы к определению понятия качество образования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 (109). С. 26.
35. Сазонова Н.И. Психические аномалии и их криминогенность / Н.И. Сазонова // Преступное поведение (новые иссле- дования): сборник научных трудов / под ред. проф. Ю.М. Антоняна. - М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 79.
36. Сидоров Б.В. Аффект. Его уголовно-правовое и криминологическое значение. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. - С. 102.
37. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
38. Ситковский Д.В. Преступность лиц с психическими расстройствами (по материалам Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.В. Ситковский. - Махачкала, 2006. 14 с.
39. Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М.: Юрист, 2008. С. 40. Подробнее о соотношении медицинских услуг и медицинской помощи см. п. 2.2.
40. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. – М.: ИНФРА-М, 2011. С. 88.
41. Судебная психиатрия. Словарь-справочник / авт.-сост.: Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин. - М.: Изд-во НОРМА (Изд-я гр-па НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 44.
42. Телле Р. Психиатрия с элементами психотерапии: пер. с нем. / Р. Телле. -Мн., 1999. С. 42.
43. Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты // Здравоохранение. 1999. № 8. С. 173.
44. Чамбал Б.С. Способы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина // Вестник магистратуры. 2021. № 10-2 (121). С. 71-73.
45. Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.
46. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
47. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 21.
48. Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.
49. Яковлев Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика / Е.В. Яковлев. М-во образования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. Науч.-исслед. лаб. Упр. качеством образования в высш. шк. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. С. 32.