Физическая культура - средство воспитания морально-волевых качеств

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности воспитания морально-волевых качеств 5
1.1 Понятие «Морально-волевые качества» 5
1.2 Особенности морально-волевых качеств личности в школьном возрасте 9
1.3 Роль физической культуры в развитии морально-волевых качеств 14
Глава 2. Методические особенности воспитания морально-волевых качеств через занятия физической культурой 18
2.1 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе 18
2.2 Методы развития морально-волевых качеств школьников на уроках физической культуры 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим наиболее эффективные методы развития морально-волевых качеств.Соревнование как метод воспитания организуется с учетом того, что детям, подросткам и юношам свойственно стремление к здоровой конкуренции, приоритету, первенству и самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение лучших результатов, соревнование поднимает отстающих на передовой уровень, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторской инициативы, ответственности и коллективизма [3].Использование соревнования в работе по морально-волевомувоспитанию принесет очевидную пользу, если оно будет проводиться как «борьба» за добросовестное отношение к учебе и поставленной задаче.В частности,учитель физической культуры может назначить проведение соревнований по различным видам физических упражнений, например, через месяц, чтобы создать ситуацию, стимулирующую самостоятельные занятия в домашних условиях. В этом случае учащиеся формулируют цели для самостоятельного обучения, они должны проявить настойчивость в подготовке к соревнованиям [9].В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать принципы прозрачности, сопоставимости результатов и педагогической тактичности. Соревнованиестимулирует чувство коллективизма и повышение ответственности за общее дело, поддерживает развитие целеустремленности в контексте непосредственно видимой цели (победы). Примером может служить спортивная эстафета, где преобладает дух товарищества, четкая слаженность действий, ответственность и дисциплина [11]. Анализ ошибок после окончания соревнования будет способствовать развитию настойчивости учащихся в процессе преодоления собственных недостатков.Борьба за первенство в личных или коллективных достижениях в том или ином упражнении является наиболее яркой особенностью соревнований. Методический фактор соперничества в соревновательном процессе (определение победителя, поощрение достижений) создает благоприятные условия для максимального проявления физического интеллекта, эмоциональных и волевых усилий, а значит и для развития соответствующих качеств. Сознательное соблюдение правил и требований учит самоконтролю, умению ограничивать негативные эмоции и быть дисциплинированным [15].Здесь, однако, необходимо помнить, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных моральных качеств: грубости, тщеславия, чрезмерного честолюбия. Таким образом, эффективность соревновательного метода достигается умелым его использованием педагогом.Игровой метод обучения может быть использован на занятиях практически по всем учебным дисциплинам. Но урок физкультуры имеет преимущество перед другими уроками: игровая деятельность присутствует на протяжении всего учебного процесса (командные игры, мини-соревнования) [6].Перед игрой педагог, объявляя правила, ставит перед учащимися определенные цели, связанные с достижением конкретного результата. Сам учитель старается, чтобы ученики использовали в игре навыки, полученные на предыдущих занятиях.Воспитание морально-волевых качеств обусловлено самим использованием игрового метода. Учащиеся, участвующие в игре, должны соблюдать определенные правила. Командные игры способствуют ответственности, поскольку результат игры зависит от поведения и достижений одного игрока, и каждый несет ответственность за результат команды [14]. Для учеников очень важно мнение и признание сверстников, поэтому они стараются изо всех сил показать себя с лучшей стороны и в то же время проявить целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей.Здесь очень важно присутствие педагога и его руководство в игровом процессе, ведь дети и подростки могут быть достаточно жестокими, поэтому необходимо следить за тем, чтобы в группах не было изгоев или негативных неформальных лидеров, отрицательно влияющих на ход учебного процесса [20].Поручение, как метод развития морально-волевых качеств, состоит в том, что учитель ставит перед учеником или группой учащихся задачу и «возлагает ответственность» за выполнение этой задачи. При использовании этого метода есть несколько нюансов [17]:1) задание (поручение) может быть сложным или элементарным, но должно быть выполнимым с точки зрения возраста и индивидуальных способностей контингента;2) задание может быть выполнено на уроке или может быть домашним заданием;3) ученики могут выполнить задание самостоятельно или под руководством педагога;4) контроль выполнения поручения – важнейшее условие применения метода. Без контроля теряется главная составляющая – стремление к ответственности и поощрение за качество выполнения задания. Поэтому учитель обязан поощрять хорошее выполнение задания и критиковать недобросовестный подход к заданию. Необходимость выполнения задания мобилизует и дисциплинирует учащихся.Поручениекак метод эффективно используется в творческой работе, например совместном проекте. Каждый участник проекта получает задание и отвечает за выполнение своего задания (например, самостоятельное изучение движений). Но результатом коллективной работы станет совместное выполнение какой-то сложной фигуры, где общий результат зависит от действий каждого. Кроме того, этот метод применяется в командных играх, где каждый игрок имеет равные функции и от его действий зависит результат игры, победа или поражение команды (защитника, нападающего, вратаря в футболе) [6].Упражнение является основным методом физического воспитания и в то же время методом воспитания дисциплины, ответственности, целеустремленности и усидчивости. Оно многофункционально и может использоваться для достижения разных целей и выполнения разных задач одновременно. Учитель может ставить цели, направленные на совершенствование двигательных навыков посредством различных двигательных упражнений, и одновременно решать учебные задачи. Выполнение упражнений дисциплинирует, а предварительный показ учителя ставит перед учащимися наглядную цель – добиться такого же высокого качества выполнения задания. Занятия в парах или группах способствуют развитию ответственности, ведь от работы одного человека зависит результат всей группы [9]. Регулярное выполнение ряда упражнений (например, во время разминки или физических упражнений) одновременно развивает физические способности и способствует укреплению выносливости, самоорганизации, настраивает учеников на позитивный настрой и придает им не только физические силы, но и положительный эмоциональный заряд [3]. Таким образом, методы развития морально-волевых качеств школьников на уроках физической культуры играют важную роль в формировании личности учащихся. Посредством специально подобранных упражнений, игр учащиеся учатся преодолевать себя, развивать дисциплину, целеустремленность, уверенность в себе и другие важные качества. Это способствует их общему развитию и формированию здоровых ценностей. ЗаключениеФизическая культура и спорт играют огромную роль в формировании личности человека. Они поддерживают не только здоровье, развитие физических свойств, навыков и умений, но и оказывают особое влияние на формирование морально-волевых качеств личности.Морально-волевые качества человека являются основополагающей стороной характера человека, и их развитию следует уделять большое внимание на занятиях по физическому воспитанию. Морально-волевые качества – это признаки волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных условиях, обусловленные характером преодолеваемых трудностей.Физическая активность способствует развитию таких важных качеств, как дисциплинированность, самообладание, настойчивость, смелость, ответственность и командный дух. На уроках физкультуры учащиеся учатся работать в команде, развивают самоконтроль и самодисциплину. В ходе занятий дети взаимодействуют друг с другом, учатся проявлять уважение к партнерам, соблюдать правила игры. Они учатся ставить цели, преодолевать трудности и не сдаваться при первом же неудачном результате. В процессе занятий физической культурой и спортом формируется стремление к самосовершенствованию, умение преодолевать трудности и выполнять поставленные задачи.Морально-волевые качества, формирующиеся в двигательной деятельности под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретают способность сознательно проявляться в других видах жизнедеятельности.Таким образом,физическая культура является не только средством поддержания здоровья и развития физических способностей, но и мощным инструментом формирования нравственности и силы воли личности. Активная физическая деятельностьспособствует развитию дисциплинированности, самодисциплины, ответственности, справедливости, уважения, честности – всего того, что соответствует высоким принципам нравственности и личного достоинства. Важно продолжать совершенствовать систему физического воспитания, уделять внимание не только физической, но и морально-волевой стороне формирования личности в процессе физического воспитания и спорта.Список использованных источниковБайбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 248 с.Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 2021. -223 с.Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2020. - 67 с.Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2021. - 64 с.Виненко, В. И. Физкультура. 5-11 классы. Годовые и рабочие планы-графики реализации программы / В.И. Виненко. - М.: Учитель, 2019. - 256 c.Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2019. - 268 с.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Планирование и организация занятий / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2019. - 336 c.Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2020. - 495 c.Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2020. - 486 с.Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 80 c.Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2021. - 876 c.Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярс: КГПУ, 2021. - 156 с.Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2021. - 404 c.Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2020. - 640 c.Алешина, А. С. Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом / А. С. Алешина, О. Б. Аношкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 500-504. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108783/ (дата обращения: 28.02.2024).Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIIIМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 26.02.2024).Захарова, И. Н. Волевые качества личности / И. Н. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61647/ (дата обращения: 28.02.2024).Нигамедьянова, Н. З. Волевой аспект физического воспитания учащихся старшего звена школы / Н. З. Нигамедьянова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IIIМеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7018/ (дата обращения: 26.02.2024).

1. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 248 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 2021. -223 с.
3. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2020. - 67 с.
4. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2021. - 64 с.
5. Виненко, В. И. Физкультура. 5-11 классы. Годовые и рабочие планы-графики реализации программы / В.И. Виненко. - М.: Учитель, 2019. - 256 c.
6. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2019. - 268 с.
7. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
8. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Планирование и организация занятий / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2019. - 336 c.
9. Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.
10. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2020. - 495 c.
11. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2020. - 486 с.
12. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 80 c.
13. Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2021. - 876 c.
14. Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярс: КГПУ, 2021. - 156 с.
15. Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2021. - 404 c.
16. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2020. - 640 c.
17. Алешина, А. С. Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом / А. С. Алешина, О. Б. Аношкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 500-504. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108783/ (дата обращения: 28.02.2024).
18. Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 26.02.2024).
19. Захарова, И. Н. Волевые качества личности / И. Н. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61647/ (дата обращения: 28.02.2024).
20. Нигамедьянова, Н. З. Волевой аспект физического воспитания учащихся старшего звена школы / Н. З. Нигамедьянова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7018/ (дата обращения: 26.02.2024).