Развитие стереогностических ощущений у младших дошкольников посредством игр
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ У МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Характеристика и виды ощущений у младшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности формирования ощущений у младшего дошкольного возраста 8
1.3 Развитие стереогностических ощущений у младших дошкольников посредством модуля «Сравнение цветов» 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ А 20
Интегрировать модуль в учебный процесс для обучения цветовосприятию и развития логического мышления у детей.Разрабатывать новые игры и методики, основанные на модуле, для обогащения опыта детей и расширения границ их знаний в данной области.С учетом вышеперечисленных рекомендаций педагоги и родители смогут эффективно использовать модуль и игры для развития стереогностических ощущений у детей различных возрастов и уровней развития, что способствует их всестороннему развитию и успешной адаптации в обучении и повседневной жизни.Индивидуальные рекомендации по работе с детьми различных возрастов и уровней развития для развития стереогностических ощущений:Дети до 3 лет:Для малышей этого возраста используйте игры с яркими и контрастными цветами, чтобы привлечь их внимание.Предлагайте простые задания, например, нахождение одинаковых цветов или сопоставление предметов одного цвета.Используйте тактильные элементы, чтобы дети могли ощутить различия в текстуре и форме объектов.Дети от 3 до 6 лет:В этом возрасте дети уже могут более осознанно участвовать в играх и заданиях.Предлагайте им более сложные задания на сопоставление цветов и различные варианты сортировки.Используйте игры, которые помогут развить их способность к сравнению и анализу цветов.Дети от 6 лет и старше:Старшим детям можно предложить более сложные задания, такие как определение оттенков цветов или создание своих комбинаций цветов.Используйте игры, которые требуют логического мышления и способствуют развитию абстрактного мышления.Поощряйте детей к самостоятельной экспериментации с цветами и формами для развития их творческого потенциала.Дети с особыми образовательными потребностями:Для детей с особыми потребностями следует индивидуализировать подход, учитывая их специфические потребности и возможности.Используйте адаптированные задания и игры, которые помогут им развивать стереогностические ощущения в соответствии с их индивидуальными возможностями.Следует помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать методику работы с ним в зависимости от его возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей. Поддержка, поощрение и понимание играют ключевую роль в успешном развитии стереогностических ощущений у детей всех возрастов и уровней развития.Дальнейшее использование модуля и развитие методики работы с детьми для развития стереогностических ощущений представляют широкие перспективы и возможности. Вот некоторые из них:Интеграция в образовательные программы: Модуль и методику можно успешно интегрировать в образовательные программы различных учебных заведений, начиная с детских садов и школ, чтобы обеспечить всестороннее развитие у детей.Развитие креативности и творческого мышления: Использование модуля и игр способствует не только развитию стереогностических ощущений, но и стимулирует творческое мышление у детей, что является важным аспектом их развития.Применение в реабилитационных целях: Методика может быть использована в реабилитационных центрах для детей с нарушениями зрения или другими особыми потребностями для улучшения их стереогностических ощущений.Разработка новых игр и заданий: Постоянное совершенствование методики позволит создавать новые игры и задания, которые будут более эффективными и увлекательными для детей.Проведение исследований и оценка результатов: Дальнейшее развитие методики позволит проводить исследования для оценки ее эффективности и внесение корректив в работу с детьми.Онлайн-обучение и дистанционное обучение: В условиях развития онлайн-образования модуль и методику можно успешно применять в дистанционном формате для обучения детей в любом месте.Использование модуля и развитие методики работы с детьми для развития стереогностических ощущений является важным направлением в образовании и реабилитации детей. С постоянным совершенствованием и инновациями в этой области можно достичь высоких результатов в развитии у детей навыков сравнения цветов, формирования пространственного восприятия и улучшения когнитивных функций.Развитие стереогностических ощущений у детей является важным аспектом их обучения и развития. Рекомендации для родителей и педагогов по использованию модуля и игр в этой области предоставляют конкретные практические шаги для эффективного развития у детей навыков сравнения цветов, формирования пространственного восприятия и улучшения когнитивных функций.Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей, играют ключевую роль в успешном развитии стереогностических ощущений. Поддержка, поощрение и понимание также имеют большое значение в этом процессе.Дальнейшее использование модуля и развитие методики работы с детьми для развития стереогностических ощущений представляют широкие перспективы, включая интеграцию в образовательные программы, развитие креативности и творческого мышления, применение в реабилитационных целях, разработку новых игр и заданий, проведение исследований и оценку результатов, а также использование в онлайн- и дистанционном обучении.Таким образом, использование модуля и развитие методики работы с детьми для развития стереогностических ощущений является важным направлением в образовании и реабилитации детей, что может привести к значительным улучшениям в развитии когнитивных навыков и общей успешной адаптации детей в обучении и повседневной жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБлехер, Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы: число, величина, форма, пространство и время: для воспитателей дошкольных учреждений / Ф.Б. Блехер. – М.: Учпедгиз. – 1948. – 160 с.Воронченко, Е.Д. Развитие ощущений у детей дошкольного возраста / Е.Д. Воронченко // Теория и практика современной науки. – 2017. – №11 (29). – С. 416-419.Герман, И.Б. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста / И.Б. Герман, А.Ю. Росада // Форум молодых ученых. – 2022. – № 8 (72). – С. 7-12.Горбунова, О.Ф. Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста / О.Ф. Горбунова, О.И. Грайворонская, Ж.М. Олейник, Н.В. Подгорная, С.А. Глушко и др. // Интерактивная наука. – 2022. – № 7 (72). – С. 45-47.Евтушенко, И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / И.Н. Евтушенко. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та. – 2019. – 282 с.Ефимова, Н.С. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. – 2013. – 288 с.Кальсина, И.А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста: историко-теоретическое осмысление феномена / И.А. Кальсина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 18 (52). – С. 66-68.Каратаева, Е.А. Сенсорное воспитание дошкольников: современные тенденции и риски / Е.А. Каратаева // Мир детства и образования. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 102-105.Кисилева, М.Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М.Н. Кисилева // Проблемы педагогики. – 2017. – № 3 (26). – С. 14-17.Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации / Г.Г. Колос. – М.: Аркти. – 2019. – 80 с.Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова, Л. В. Первышева, Е. Г. Мартиросян // Педагогика и психология: перспективы развития. – 2019. – С. 145-149.Минникова, Ю. М. Анализ педагогических методик, используемых в системе дошкольного воспитания для развития психических новообразований у детей раннего возраста / Ю. М. Минникова // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 7(36). – С. 30-37.Немов, Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. 2. Книга 1. Ощущение и восприятие: учебник и практикум для вузов / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 302 с.Новгородова, В.В. Сенсорное и умственное развитие детей раннего возраста / В.В. Новгородова, А.О. Комова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 1 (9). – С. 5-11.Павлова, И.А. Результаты изучения уровня и особенностей речевого развития детей третьего года жизни / И.А. Павлова, Е.Г. Самарцева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 278-281.Сенсорное воспитание дошкольников: Сборник статей / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. – 1963. – 228 с.Сосновский, Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 342 сУколова, М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста / М.И. Уколова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 4. – С. 99-104.Федуленков, М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Федуленков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 2. – С. 92-97.Шубнякова, В. А. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке / В. А. Шубнякова, В. В. Фирсова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 7-3(97). – С. 59-64.ПРИЛОЖЕНИЕ АПоскольку модуль предназначен как для развития стереогнозиса, так и для развития цветового восприятия, то игры могут быть комплексными.Игра «Бусы для куклы».Цель: развитие у детей раннего возраста стереогнозиса и восприятия цвета, умения располагать цвета согласно схеме.Задачи:Образовательные: формировать умения составлять ряд одинаковых предметов.Воспитательные: воспитывать интерес и желание многократно повторять упражнение.Развивающие: развивать зрительно моторную координацию. Оснащение: модуль «Сравнение цветов», кукла.Ход игры: Педагог устанавливает на панели с цилиндрами определенную последовательность цветов и говорит детям «Наша кукла Маша сегодня пойдем на праздник. Ей хочется украсить себя бусами. Она желает бусы с бусинками вот такого цвета (показывает первый цвет на цилиндрах). Какого цвета эта бусинка? Верно. Это зеленый. А какие бусы по форме? Верно, круглые. Я беру вот эту круглую бусинку и располагают ее здесь (педагог перемещает круглый элемент нужного цвета вниз панели). А какого цвета должна быть вторая бусинка? Верно, красного. Предлагаю присоединить к зеленой бусинке красную (педагог перемещает круглый элемент нужного цвета вниз панели). А теперь закончим наши бусы вместе. Молодцы! Маша сегодня на празднике будет очень красивая.Игра «Как муравьишки в гости ходили».Цель: развитие у детей раннего возраста стереогнозиса и восприятия цвета, умения располагать цвета согласно схеме.Задачи:Образовательные: формировать умения составлять ряд одинаковых предметов.Воспитательные: воспитывать интерес и желание многократно повторять упражнение.Развивающие: развивать зрительно моторную координацию.Оснащение: модуль «Сравнение цветов».Ход игры: Педагог располагает круглые элементы таким образом, чтобы они были перемешаны, устанавливает их вверху панели. По одному элементу какого-либо цвета педагог размещает в ответвлениях лабиринта. Далее детям говорится «Познакомьтесь, это муравьишки. Какой они формы? Верно, они круглые. Какого они цвета? Верно, они зеленые, желтые, синие и красные. Их пригласили на праздник. Зеленые муравьишки должны пойти в зеленую комнату (показывает рукой), красные – в красную (показывает рукой), желтые – в желтую (показывает рукой), а синие – в синюю (показывает рукой). Давайте переместим наших муравьишек в их комнаты. Молодцы! У муравьишек сегодня будет прекрасный праздник». Игра «Маяк».Цель: развитие у детей раннего возраста стереогнозиса и восприятия цвета, умения располагать цвета согласно схеме.Задачи:Образовательные: формировать умения составлять ряд одинаковых предметов.Воспитательные: воспитывать интерес и желание многократно повторять упражнение.Развивающие: развивать зрительно моторную координацию.Оснащение: модуль «Сравнение цветов», карточки со знаками.Ход игры: Педагог готовит карточки со знаками. В карточке представлены знаки и цвета, которые их обозначают. Например, знак «Можно плыть» – это солнышко, он обозначается последовательностью желтый – зеленый – желтый – зеленый – желтый – зеленый, выполненную фигурами овальной формы. Знак «Опасно» представлен монстриком, он обозначается последовательностью красный – красный – оранжевый – оранжевый – красный – красный, выполненную фигурами овальной формы. Далее детям говорится «Сегодня мы с вами смотрители маяка. Что делает маяк? Он показывает морякам, нет ли опасности. Вот так выглядит знак «Можно плыть». Какие здесь цвета? Верно, желтый и зеленый. Как они расположены? Верно, сначала желтый, потом зеленый, потом желтый, опять зеленый, снова желтый и, наконец, зеленый. Какими фигурками мы его должны выложить? Верно, овальными. Давайте попробуем сделать этот знак. Молодцы! А этот знак обозначает «Опасность. Какие здесь цвета? Верно, желтый и зеленый. Как они расположены? Верно, сначала два красных, два оранжевых, два красных. Какими фигурками мы его должны выложить? Верно, овальными. Давайте попробуем сделать этот знак. Молодцы!А теперь поработает смотрителями маяка. Смотрителями будут Вася, Петя и Маша. Капитаном корабля будет Коля, остальные – его пассажиры. Итак, «Внимание, метеопрогноз неблагоприятный, ветер, шторм 10 баллов. Немедленно всем укрыться в порту»! Смотрители маяка, какой знак мы будет делать? Верно, это знак «Опасность». Делайте его скорее! Молодцы! Капитан, какие Ваши действия? Молодец, мы укрываемся в порту!.Меняемся ролями. Итак, «Внимание, метеопрогноз благоприятный, в море штиль». Смотрители маяка, какой знак мы будет делать? Верно, это знак «Можно плыть». Делайте его скорее! Молодцы! Капитан, какие Ваши действия? Молодец, мы плывем дальше!.
2. Воронченко, Е.Д. Развитие ощущений у детей дошкольного возраста / Е.Д. Воронченко // Теория и практика современной науки. – 2017. – №11 (29). – С. 416-419.
3. Герман, И.Б. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста / И.Б. Герман, А.Ю. Росада // Форум молодых ученых. – 2022. – № 8 (72). – С. 7-12.
4. Горбунова, О.Ф. Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста / О.Ф. Горбунова, О.И. Грайворонская, Ж.М. Олейник, Н.В. Подгорная, С.А. Глушко и др. // Интерактивная наука. – 2022. – № 7 (72). – С. 45-47.
5. Евтушенко, И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / И.Н. Евтушенко. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та. – 2019. – 282 с.
6. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. – 2013. – 288 с.
7. Кальсина, И.А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста: историко-теоретическое осмысление феномена / И.А. Кальсина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 18 (52). – С. 66-68.
8. Каратаева, Е.А. Сенсорное воспитание дошкольников: современные тенденции и риски / Е.А. Каратаева // Мир детства и образования. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 102-105.
9. Кисилева, М.Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М.Н. Кисилева // Проблемы педагогики. – 2017. – № 3 (26). – С. 14-17.
10. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации / Г.Г. Колос. – М.: Аркти. – 2019. – 80 с.
11. Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова, Л. В. Первышева, Е. Г. Мартиросян // Педагогика и психология: перспективы развития. – 2019. – С. 145-149.
12. Минникова, Ю. М. Анализ педагогических методик, используемых в системе дошкольного воспитания для развития психических новообразований у детей раннего возраста / Ю. М. Минникова // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 7(36). – С. 30-37.
13. Немов, Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. 2. Книга 1. Ощущение и восприятие: учебник и практикум для вузов / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 302 с.
14. Новгородова, В.В. Сенсорное и умственное развитие детей раннего возраста / В.В. Новгородова, А.О. Комова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 1 (9). – С. 5-11.
15. Павлова, И.А. Результаты изучения уровня и особенностей речевого развития детей третьего года жизни / И.А. Павлова, Е.Г. Самарцева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 278-281.
16. Сенсорное воспитание дошкольников: Сборник статей / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. – 1963. – 228 с.
17. Сосновский, Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 342 с
18. Уколова, М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста / М.И. Уколова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 4. – С. 99-104.
19. Федуленков, М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Федуленков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 2. – С. 92-97.
20. Шубнякова, В. А. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке / В. А. Шубнякова, В. В. Фирсова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 7-3(97). – С. 59-64.