Основные направления изучения хорового дирижирования в контексте современного музыкального образования
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 27.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Анализ теоретических и методологических основ преподавания дирижирования на современном этапе 7
1.1 Теоретические аспекты изучения искусства дирижирования на современном этапе 8
Глава 2. Основные условия успешного освоения искусства дирижирования в общем педагогическом процессе 29
2.1 Специфические особенности преподавания дирижирования при подготовке будущего учителя музыки 29
2.2 Анализ практической работы и основные педагогические условия успешного освоения хорового дирижирования 42
Заключение 50
Список литературы 53
Внедрение новых педагогических технологий, позволяющих дирижёру интерпретировать и анализировать произведение искусства, определение целей и задач его будущей деятельности, позволяет ему поэтапно спланировать подготовку произведения для его представления публике, состоящую из оценки возможностей хорового коллектива, выявлению слабых и сильных сторон практики исполнителей, отбора музыкальных произведений, определению наиболее приоритетных характеристик выбранного произведения, для его последующего представления.Важнейшей задачей будущего дирижера также является свободное владение мануальными схемами, жестами, формирующими специфический язык представления музыкальной ткани произведения, понимание им специфики использования технических средств и приемов. Значимым этапом образовательной практики дирижера также является умение создать тесную коммуникацию со всеми членами коллектива, для этого ему необходимо знать всех членов коллектива, уметь выявлять их слабые и сильные профессиональные умения, и навыки, организовывать совместную репетиционную работу. Условием успешной профессиональнойреализации дирижера-хормейстераявляется его психолого-педагогическоемастерство, способностьрешать, как творческие, так и организационные задачи не только конструктивно, но и креативно. Совокупность конкретных приемов и способов работыдирижера-хормейстера в контексте егопедагогических и исполнительских функций можно рассматривать как обобщение техник педагогической деятельности. Можно также констатировать, что первой задачей практики дирижирования является глубокое изучение содержания музыки, выявление стиля композитора, прочувствование интонационной сферы произведения, второй задачей осмысливается определение технических приемов овладения музыкой. В заключении необходимо отметить, что жесты, технические и интеллектуальные умения и навыки, полученные дирижеромпостепенно и поэтапно в процессе обучения, являются целостной системой, представляющей уникальные способности самого специалиста, руководителя хора, позволяющие ему в дальнейшем успешно представлять разные по уровню и исполнению музыкальные произведения перед слушателями и зрителями. 2.2 Анализ практической работы и основные педагогические условия успешного освоения хорового дирижированияМетодика преподавания дирижирования основывается на передаче практического опыта педагога студенту, как в групповых, так и в индивидуальныхформах обучения.Педагогическое сопровождение является важнейшим фактором обучения учащегося приёмам и методам дирижёрской практики. Рассмотрим основные этапы практической подготовки будущих учителей музыки – дирижеров хормейстеров, которые можно представить в следующей последовательности: - усвоение обучающимися комплекса знаний теоретических основ хорового искусства;- овладение и развитие практическихмануальных умений и навыков, необходимых в практической работе с хоровым коллективом; - расширение границ музыкального кругозора будущих дирижеров черезрепертуарное знакомство с яркими образцами отечественной и зарубежной музыки; - развитие навыков самостоятельной работы над партиями и партитурой, смысло-содержательное постижение музыкального текста;- овладение методическими основами работы с хоровым коллективом;- овладение навыками творческой интерпретации музыкального произведения, через способность авторского прочтения возможностей средств музыкальной выразительности.Рассмотрим более подробно каждый из представленных этапов профессиональной практической подготовки.Первичное изучение материала основывается на понимании учащимися истории дирижирования, методов и приёмов, созданных ведущими педагогами для реализации практического воплощения конкретных произведений.В процессе обучения учащиеся также должны овладеть методикой работы с хором и основами анализа хоровых произведений. Поэтому на всех этапах обучающийся дирижированию включается комплексспециальных предметов дирижерско-хорового цикла, состоящий из теории и практики хорового исполнительства, чтения хоровых партитур, хоровой литературы и аранжировки, хороведения, хоровой практики и курса индивидуального дирижирования. Данные предметы составляют систему, которая позволяет постепенно овладеть необходимыми узкопрофессиональными, практическими навыками и умениями, позволяющимиосуществлять дальнейшую работу с хором.Следующим этапом профессиональной подготовки является освоение основополагающих практических навыков будущего дирижера, важнейших этапов процесса освоения техники дирижирования, как основы работы с представлением произведения на публике. Показателями такой работы являются рациональность, выражающаяся в отсутствии лишних движений, отточенность дирижерских жестов, владение дирижерским аппаратом. Практическая отработка приемов управления хором, умение поэтапно разучивать произведение, создавать и расписывать партитуры, является фундаментальной основой профессиональной деятельности дирижера. Владение системой жестов обеспечивает понятное хоровому коллективу представление конкретного произведения и его особенностей, отражение художественных замыслов руководителей, а также умение управлять поэтапным представлениям и последующим исполнением произведения.Обучение профессиональному умению управления хором в классной и внекласснойработе в процессе образовательной деятельности будущего дирижера, позволяет дирижеру отработать и закрепить необходимые профессиональные умения и навыки, которые станут условием его дальнейшего самоопределения, творческой реализации, трудоустройства. Важным этапом практического совершенствования работы будущего дирижёра является освоение наглядно-слуховыми и объяснительно-иллюстративнымиметодами работы с хоровым коллективом, позволяющими специалисту представить партитуры, сформировать план работы, разработать его поэтапное внедрение для освоения всеми членами коллектива. Практический инструментарий дирижирования должен быть направлен не на заучивание движений, а на развитие способностей, интеллектуальных умений и навыков, позволяющих будущему дирижёру, а также его ученикам, не просто механически повторять движения, созданные и разработанные выдающимися дирижёрами, педагогами,методистами, а такжеуметь, при помощи имеющегося инструментария, представить свой взгляд на конкретное произведение, демонстрируя приёмы и методы реализации данных произведений.В контексте получения поэтапных практических и теоретических умений и навыков овладения практикой работы с хором обучающийся должен обязательно освоить следующий профессиональный этап - непосредственно практическая подготовка, позволяющая получить основные навыки по работе с коллективами, отработать навыки работы с исполнителями, умение объяснять, представлять, разучивать материал, показать его сценическое воплощение.Практическая работа с коллективом очень важна для того, чтобы обучающийся смог самостоятельно поставить цели и задачи своей деятельности, оценить собственные возможности, умения и навыки, определить их уровень, подойти к практике целенаправленно и осознанно, обозначить плюсы и минусы имеющихся положительных и отрицательных сторон собственных профессиональных, а также личностных возможностей.Практическая работа будущего дирижёра ‒ хоровика не может осуществляться без разучивания и систематизации движений и схем хорового дирижирования, являющихся основополагающей системой его будущей деятельности. Тренировка движения руки, мышечной свободы, позволяет обучающемуся полноценно представлять свои двигательные возможности, реализовывать и тренировать движения, являющиеся основой профессиональной практики.Вышеперечисленные критерии позволяют обучающемуся научиться передавать содержание произведения, его художественную основу, заложенную композитором. Все этапы профессионального становления будущего педагога – дирижера должны включать самостоятельные занятия студентов, а также документально - закрепленную методическую поддержку педагог – руководителя хоровой практики, осуществляющего сопровождение студента, получение им профессиональных умений и навыков. Процесс освоения студентами узкопрофильных специальных методик не может осуществляться только самостоятельно, а должен реализовываться в условиях сопровождения, позволяющего грамотно спланировать подходы к практическим знаниям, а также к их практической реализации на конкретных примерах.Органично связанными между собой должны быть и три основных образовательных раздела обучения дирижёрскому мастерству: занятия в классе дирижирования, самостоятельная работа, хоровая практика на учебном хоре. Данные учебные направления должны быть тесно взаимосвязаны между собой, позволяя обучающемуся достичь профессиональных результатовпостепенно, поэтапно, как в сопровождении ведущего педагога, так и самостоятельно.Развитие у студентов умения планировать свои действия, приобретать практические знания, преодолеватьтрудности, совершенствовать навыки, приемы иметоды практической дирижерско-хоровойдеятельности, является фундаментальной основой поэтапного овладения необходимыми теоретическими и практическими умениями, навыками, знаниями, имеющими решающее значение для становления профессиональной и творческой личности будущего дирижера. Развитие вышеперечисленных навыков и качеств должно сопровождаться постоянной практической работой в направлениях пения хоровых партий,игры на фортепиано партитуры, совершенствовании внутреннего слуха, дирижерской (мануальной) подготовки.Важным этапом формирования профессиональных компетенций обучающихся является освоение и корректировка непосредственно звукового полотна произведения. Опытный педагог должен ставить перед обучающимися звуковые задачи: развивать способность слышать силу звучания, тембр отдельного голоса, аккордовые последовательности, отдельные аккорды, ритмические точности и ровности музыкального изложения, выразительные нюансировки мелодических линий. Данные условия позволяют студенту активизировать собственное слуховое внимание, настраивать воображение при помощи образных характеристик, слышать и представлять в своём визуальном мышлении хоровое звучание какого-либо фрагмента произведения, учить на слух произведение, для того, чтобы играть партитуры по памяти. Развитие внутреннего голоса и слуха создает способность к формированию навыка различия внутреннего звучания хоровой партии, ее тембровой окраски.Умение обучающегося работать с музыкальными средствами выразительности соответственно замыслу композитора является следующим – творческим этапом практической работы. Передавать динамическое разнообразие музыкальной ткани через создание динамического ансамбля, образный эмоциональный строй и звуковой колорит произведения через возможности тембрового ансамбля, рельефно-гибко работать с темповыми и агогическими характеристиками через применениепластичной жестикуляции, умение координировать и раскоординировать руки во время дирижирования, задавая разные исполнительские задачи, дифференцировать исполнительские функции, что в целом определяет комплекс профессиональных навыков и умений дирижёра, формирующий его дальнейшее профессиональное совершенствование, также определяющий его трудоустройство.Комплексныйподход к процессу образовательной деятельности, взаимодействие теории и практики, соединение в едином процессе общих гуманитарно-теоретических дисциплин, таких как «Педагогика и психология», «Музыкальнаяпсихология», «Методика преподаванияхоровых дисциплин» со специализированным, узкопрофильными, практическими дисциплинами, позволяющими поэтапно планировать и осуществлять подготовку дирижеров‒хормейстеров ‒ «Дирижирование», «Хороваяпрактика», «Хоровой ансамбль»,«Хоровой класс», «Хоровая аранжировка», позволяет будущему дирижеру постепенно развить общие знания в области музыкальной культуры и искусства, целенаправленно изучать узкопрофильные специализированные предметы, практиковаться в собственной профессиональной деятельности, уметь реализовывать и внедрять тематические цели и задачи, а также выявить и сформировать собственные профессиональные интересы, являющиеся в дальнейшем основой для его самоопределения. ВыводыВо второй главе настоящего исследования «Основные условия успешного освоения искусства дирижирования в общем педагогическом процессе»,в первом параграфе «Специфические особенности преподавания дирижирования при подготовке будущего учителя музыки»,были рассмотрены важнейшие этапы подготовки будущего дирижёра - учителя музыки. В ходе проведения анализа были выявлены основные условияпостепенного овладения будущим дирижёром узкоспециализированных умений и навыков, специализированных методов и приёмов, позволяющих осуществлять важнейшие задачи при отборе произведений для репертуара, поэтапного разучивания данного репертуара, развития вокально-хоровых навыков учащихся, формирования правильного хорового звучания коллектива. На основе изучения практического опыта отечественных исследователей, дирижеров ‒практиков, проведенного в первой главе, в настоящем параграфе также проанализированы основные требования к специализированным умениям и навыкам будущего учителя, а также к общим знаниям в области музыки, а также смежных дисциплин, формирующих уникальный личный опыт студента.Во втором параграфе «Анализ практической работы и основные педагогические условия успешного освоения хорового дирижирования», на основе теоретического и практического осмысления, были выявлены и представлены основные этапы реализации практического профессионального обучения дирижеров‒хоровиков, выявлены основные критерии реализации практической программы, направленные на комплексное освоение студентами ряда важнейших, дисциплин по обучению дирижированию, общих дисциплин, таких как «Педагогика и психология», «Музыкальная психология», «Методика преподавания хоровых дисциплин», а также специализированных дисциплин, таких как «Дирижирование», «Хоровая практика», «Хоровой ансамбль», «Хоровой класс», «Хоровая аранжировка». В настоящем параграфе также представлены основные этапы получения студентами успешных практических результатов, определены характеристики практического учебного процесса. Материал настоящего параграфа позволил представить основные характеристики поэтапного овладения будущим учителем музыки - дирижёромазов практической работы, являющихся основой его дальнейшего успешного саморазвития в профессиональной и педагогической сферах.ЗаключениеВ настоящем исследовании, в материалах двух глав и четырёх параграфов, были раскрыты основные задачи, поставленные во введении. В первом параграфе «Теоретические аспекты изучения искусства дирижирования на современном этапе» первой главы «Анализ теоретических и методологических основ преподавания дирижирования на современном этапе»былипроанализированы теоретические аспекты изучения искусства дирижирования на современном этапе. Для проведения настоящего анализа были рассмотрены, изучены, проанализированыведущие научные теоретические и практические труды отечественных российских исследователей, позволившие целостно охарактеризоватьпроцесс овладениядирижёрскими техниками, и основами реализации данного искусства.Теоретическое исследование, проведённое в настоящем параграфе,позволило сформироватьфундаментальную базу, ставшую основой понимания этапов получения навыков художественного управления хоровым исполнением, заучивания мануальных движений-символов, отражающих те или иные исполнительские особенности, овладения дирижерским исполнительским искусством, обладания соответствующими техническими, художественными способностями и качествами, отчетливыми представлениями о содержательности, выразительных средствах данного искусства, владения актуальной методикой обучения.Исследование, проведённое в первом параграфе, стало основой для осуществления исследованияво втором параграфе, в материалах которого были рассмотрены характерные особенности искусства дирижирования, выявлена специфика его преподавания на современном этапе.В данном параграфе были рассмотрены вопросы формирования искусства дирижирования, его исторических трансформаций и преобразований. В ходе проведения исследования были выявлены фамилии ведущих отечественныхтеоретиков и практиков искусства дирижирования, сформировавших образовательные методики, ставшие основой возникновения программ, методик, приёмов, позволивших значительно расширить образовательные возможности, и их включение в образовательные программы ВУЗа, начиная со второй половины XX века. В настоящем параграфе также были проанализированы труды ведущих отечественных исследователей, выявлены подходы к реализации образовательных стратегий по включению дирижирования в общее направление образовательного процесса России. Рассмотрение большого количества научных трудов позволило определить основные этапы развития методик и приёмов дирижирования, а также его внедрения в образовательные направления ведущих ВУЗов страны начиная со второй половины XX века.Исследование, проведённое во второй главе «Основные условия успешного освоения искусства дирижирования в общем педагогическом процессе»в первом параграфе «Специфические особенности преподавания дирижирования при подготовке будущего учителя музыки» позволило определить основные этапы освоения дирижерско-хорового искусства, включающие в себя изучение как общенаправленных, так и узкоспециализированных дисциплин, необходимость практического овладения методами, приемами, навыками применения специализированных техник, инструментария, позволяющих в дальнейшем сформировать будущему дирижеру‒хоровику фундаментальные профессиональные стратегии, способные позволить ему реализовывать на практике узкопрофессиональные цели и задачи. Данное исследование также сопровождалось практическим изучением приемов и методов, приведенных в научных трудах российских дирижеров‒практиков. Во втором параграфе «Анализ практической работы и основные педагогические условия успешного освоения хорового дирижирования» были рассмотрены этапы практической работы, направленные на освоение комплекса теоретических и практических дисциплин, позволяющих будущему дирижеру, учителю музыки, овладеть узкопрофессиональными навыками для их дальнейшего применения в выбранной профессии. В настоящем исследовании поэтапно были выявлены и определены условия и требования к теоретическому и практическому освоению будущими учителями музыки - дирижёрами образовательных программ, позволяющих им постепенно освоить узкоспециализированные методы и приёмы, являющиеся основой для реализации выбранной профессии на практике.Список литературы1.Абдулин Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с. 2.Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., Музыка. 1969. – 120 с.3.Анисимов А. И. Дирижер – хормейстер: творческо- методические записки. – Л., Музыка.1976. – 160 с.4.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.5.Багриновский М. Дирижерская техника рук. – М., Высшее училище военных дирижеров Советской армии. 1947. – 295 с.6.Баладжан А.Р. Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2012. № 1. – С. 12-15. [Электронный ресурс] Режим доступа https://sciup.org/jetapy-i-urovni-formirovanija-manualnyh-dejstvij-dirizhera-14263739 (дата обращения 15.01.2024)7. Безбородова Л. А. Дирижирование. – М., Прсвещение.1990. – 155 с.8. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2001. – 413 с.9. Безбородова JI.A. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. М., 2000. – 248 с.10.Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера [Текст] : монография / И.С. Букреев; Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург : УГК, 1997. - 312 с.11.Буянова Н.Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. № 3 (35). – С. 156-162. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-deyatelnosti-horovogo-dirizhera/viewer (дата обращения 15.01.2024)12.Васильев В.А. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании / В.А. Васильев. – Л., 1990. – 117 с. 13.Васькина А.В., Яковлева О. Ю. Проблемы и перспективы профессионального становления студента-хормейстера (Из опыта работы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1,№ 4 (52). - С.139–151. 14.Двойнос Л.И. Методика работы с хором : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Кемерово :Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 106 с.15. Дехант Г. Дирижирование: теория и практика музыкальной интерпретации. - Н. Новгород : Деком, 2000. - 447 с.Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / сост. Л. Гинсбург. - М. : Музыка, 1975. – 631 с.16.Дмитриева Ю.А. Дирижирование и практическая работа с хором : учебное пособие для студентов и преподавателей вузов и педагогических колледжей музыкального образования. Вып. 1. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 102 с. 18.Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин / А.А. Егоров. – Л.: Музыка, 1976. – 159 с. 19.Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. - С.-Пб.: 1993.- 263 с.20.Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. - М.: Музыка, 1988.-79 с.21.Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003 – 208 с. 22. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2017. - 271 с.23.Зорилова Л.С. О профессиональной подготовке хормейстера // Культура и образование, 2013. – С. 44-47.24. Иванов-Радкевич Н.П. О воспитании дирижера. - М.: Музыка, 1973.-76 с.25.Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера / Л.Н. Иконникова; науч. ред. Ю.Д. Златковский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – 143 с. 26.Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. - М.: Музыка, 1967. - С. 106–107.27.Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. - М., 1972. - 255 с.28.Киринарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард., 1997. – 160с.29. Кондрашин К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К.П. Кондрашин. – М.: Музыка, 1976. – 204 с.30.Конторович Л.З. «Дирижерско-хоровое образование. Традиции и современность» - Москва, 2014.31.Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf- (дата обращения 15.01.2024)Критский Б. Д. Интегративная модель обучения дирижированию // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность / ред. Антипин А. В. - М.: Московская консерватория, 2014. - С. 133–13732. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2015. ‒ 252 с.33.МаталаевJI.H. Основы дирижёрской техники. - М.: Советский композитор, 1986. - 207 с.34.Медведева И.А. Методы освоения дирижерского жеста в профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-osvoeniya-dirizherskogo-zhesta-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchitelya-muzyki (дата обращения 15.01.2024)35.Минин В.Н. Соло для дирижера. - М.: Композитор, 2010. – 146 с.36.Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И.А. Мусин. - М. : Музыка, 2007. – 232 с.37.Ольхов К.А. О дирижировании хором: крат. пособие. – Л.: Музгиз, 1961. – 108 с.38.Ольхов К.А. Основы дирижерской техники.- Л.: Музыка, 1990. - С. 23.39.Осеннева М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 205 с.40.Основы хорового дирижирования / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова, Е.В. Пчелинцева, О.О. Юргенштейн – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. – 236 с.41. Пазовский А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – М., Музыка, 1966. – 244 с.42.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971 – 280 с.43.Поляков, Ю. Язык дирижирования / Ю. Поляков. – М.: Искусство, - 1987. – 96 с.44.Порошина Н.А. Методы и приемы работы над техникой дирижирования в классе хорового дирижирования и чтения хоровых партитур // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018, [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-raboty-nad-tehnikoy-dirizhirovaniya-v-klasse-horovogo-dirizhirovaniya-i-chteniya-horovyh-partitur (дата обращения 15.01.2024)45. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 2 февраля 2024 г. № 206-р [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/khyogatlrogawxjhcdfj9zouahaukzk5.pdf (дата обращения 25.03.2024)46. Птица К. Б. О хоровом дирижировании / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960.‒ 140 с. 47.Романович Е.Е. Формирование дирижерских навыков будущего учителя музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки : научно-теоретический журнал. - 2010. - № 11. - С. 72-75.48.Савадерова, А.В. Использование принципов модульного обучения в процессе дирижерско-хормейстерской подготовки учителя музыки / Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников,аспирантов и студентов. Вып.10. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – С. 155–16149.Сивизьянов А.С. Проблема мышечной свободы дирижера хора. - М.: Музыка, 1983. - С. 24–32.50. Смирнов Б. Ф. Искусство дирижирования: Движение и жест: / Челябин. гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2000. – 14 с. 51.Соколов, В.Г. Работа с хором : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. / В.Г. Соколов. – М. : Музыка, 1983. – 191 с. 52.Хазеева И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки в сфере дирижерско-хоровой подготовки // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-muzyki-v-sfere-dirizhersko-horovoy-podgotovki (дата обращения 15.01.2024)53.Чесноков П.Г. Хор и управление им : учебное пособие. - М. : Лань ; Планета музыки, 2015. - 200 с.54.Шинтяпина И.В. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020, № 66 (1). - С. 284-286.55.Яковлева О.Ю. Хоровой класс и практическая работа с хором: методические рекомендации. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 47 с.
2. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., Музыка. 1969. – 120 с.
3. Анисимов А. И. Дирижер – хормейстер: творческо- методические записки. – Л., Музыка.1976. – 160 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.
5. Багриновский М. Дирижерская техника рук. – М., Высшее училище военных дирижеров Советской армии. 1947. – 295 с.
6. Баладжан А.Р. Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2012. № 1. – С. 12-15. [Электронный ресурс] Режим доступа https://sciup.org/jetapy-i-urovni-formirovanija-manualnyh-dejstvij-dirizhera-14263739 (дата обращения 15.01.2024)
7. Безбородова Л. А. Дирижирование. – М., Прсвещение.1990. – 155 с.
8. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2001. – 413 с.
9. Безбородова JI.A. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. М., 2000. – 248 с.
10. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера [Текст] : монография / И.С. Букреев; Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург : УГК, 1997. - 312 с.
11.Буянова Н.Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. № 3 (35). – С. 156-162. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-deyatelnosti-horovogo-dirizhera/viewer (дата обращения 15.01.2024)
12. Васильев В.А. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании / В.А. Васильев. – Л., 1990. – 117 с.
13. Васькина А.В., Яковлева О. Ю. Проблемы и перспективы профессионального становления студента-хормейстера (Из опыта работы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1,№ 4 (52). - С.139–151.
14. Двойнос Л.И. Методика работы с хором : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Кемерово :Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 106 с.
15. Дехант Г. Дирижирование: теория и практика музыкальной интерпретации. - Н. Новгород : Деком, 2000. - 447 с.Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / сост. Л. Гинсбург. - М. : Музыка, 1975. – 631 с.
16. Дмитриева Ю.А. Дирижирование и практическая работа с хором : учебное пособие для студентов и преподавателей вузов и педагогических колледжей музыкального образования. Вып. 1. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 102 с.
18. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин / А.А. Егоров. – Л.: Музыка, 1976. – 159 с.
19. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. - С.-Пб.: 1993.- 263 с.
20. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. - М.: Музыка, 1988.-79 с.
21. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003 – 208 с.
22. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2017. - 271 с.
23. Зорилова Л.С. О профессиональной подготовке хормейстера // Культура и образование, 2013. – С. 44-47.
24. Иванов-Радкевич Н.П. О воспитании дирижера. - М.: Музыка, 1973.-76 с.
25. Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера / Л.Н. Иконникова; науч. ред. Ю.Д. Златковский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – 143 с.
26. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. - М.: Музыка, 1967. - С. 106–107.
27. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. - М., 1972. - 255 с.
28. Киринарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард., 1997. – 160с.
29. Кондрашин К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К.П. Кондрашин. – М.: Музыка, 1976. – 204 с.
30. Конторович Л.З. «Дирижерско-хоровое образование. Традиции и современность» - Москва, 2014.
31. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf- (дата обращения 15.01.2024)Критский Б. Д. Интегративная модель обучения дирижированию // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность / ред. Антипин А. В. - М.: Московская консерватория, 2014. - С. 133–137
32. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2015. ‒ 252 с.
33. Маталаев JI.H. Основы дирижёрской техники. - М.: Советский композитор, 1986. - 207 с.
34. Медведева И.А. Методы освоения дирижерского жеста в профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-osvoeniya-dirizherskogo-zhesta-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchitelya-muzyki (дата обращения 15.01.2024)
35. Минин В.Н. Соло для дирижера. - М.: Композитор, 2010. – 146 с.
36. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И.А. Мусин. - М. : Музыка, 2007. – 232 с.
37. Ольхов К.А. О дирижировании хором: крат. пособие. – Л.: Музгиз, 1961. – 108 с.
38. Ольхов К.А. Основы дирижерской техники.- Л.: Музыка, 1990. - С. 23.
39. Осеннева М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 205 с.
40. Основы хорового дирижирования / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова, Е.В. Пчелинцева, О.О. Юргенштейн – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. – 236 с.
41. Пазовский А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – М., Музыка, 1966. – 244 с.
42. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971 – 280 с.
43. Поляков, Ю. Язык дирижирования / Ю. Поляков. – М.: Искусство, - 1987. – 96 с.
44. Порошина Н.А. Методы и приемы работы над техникой дирижирования в классе хорового дирижирования и чтения хоровых партитур // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018, [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-raboty-nad-tehnikoy-dirizhirovaniya-v-klasse-horovogo-dirizhirovaniya-i-chteniya-horovyh-partitur (дата обращения 15.01.2024)
45. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 2 февраля 2024 г. № 206-р [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/khyogatlrogawxjhcdfj9zouahaukzk5.pdf (дата обращения 25.03.2024)
46. Птица К. Б. О хоровом дирижировании / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960.‒ 140 с.
47. Романович Е.Е. Формирование дирижерских навыков будущего учителя музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки : научно-теоретический журнал. - 2010. - № 11. - С. 72-75.
48. Савадерова, А.В. Использование принципов модульного обучения в процессе дирижерско-хормейстерской подготовки учителя музыки / Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып.10. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – С. 155–161
49. Сивизьянов А.С. Проблема мышечной свободы дирижера хора. - М.: Музыка, 1983. - С. 24–32.
50. Смирнов Б. Ф. Искусство дирижирования: Движение и жест: / Челябин. гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2000. – 14 с.
51.Соколов, В.Г. Работа с хором : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. / В.Г. Соколов. – М. : Музыка, 1983. – 191 с.
52. Хазеева И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки в сфере дирижерско-хоровой подготовки // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-muzyki-v-sfere-dirizhersko-horovoy-podgotovki (дата обращения 15.01.2024)
53. Чесноков П.Г. Хор и управление им : учебное пособие. - М. : Лань ; Планета музыки, 2015. - 200 с.
54. Шинтяпина И.В. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020, № 66 (1). - С. 284-286.
55. Яковлева О.Ю. Хоровой класс и практическая работа с хором: методические рекомендации. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 47