Формирование творческих способностей младших школьников на уроках математики через проектную деятельность
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 31.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Теоретические аспекты развития младших школьников 6
1.2. Развитие творческих способностей младших школьников 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21
2.1. Проектная деятельность в образовательном процессе: Цели, задачи, особенности 21
2.2. Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность при изучении темы “Дроби” в 4-м классе 25
2.3. Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников на уроках математики через проектную деятельность 28
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Целью данного проекта является ознакомление обучающихся с применением дробей в повседневной жизни, например, деление пирога на куски.Для реализации проектной технологии учитель делит класс на несколько рабочих групп, каждой из которых будет предложено изучить и представить случаи применения дробей в реальной жизни. Инструктируя школьников по работе над проектом, учитель особое внимание уделяет его творческой составляющей, например, поощряется:создание рисунков и коллажей; поиск тематических стихов, загадок, или пословиц; примеры употребления дробей в любимых мультфильмах и т.д.В качестве альтернативного подхода учитель может предложить школьникам подготовить проект по одной из тем, например, «Дроби в мультиках» или «Пословицы и поговорки про дроби». Для формирования гибкости мышления и способности творить в различных ситуация распределение тем проектов происходит случайным образом.Обучающимся предлагают такую последовательность работы над проектом:1. Ознакомиться в предложенной темой и проблемой. обсудить возможные пути ее решения (например, дети могут подготовить аппликацию, иллюстрирующую песню «Мы делили апельсин»);2. Используя рекомендованные источники, (например, ссылка на мультфильм или песню, шаблон аппликации и т.д) ознакомиться более детально с темой проекта и способами его реализации.3. Применяя технику мозгового штурма, обсудить способы решения выделенных проблем. Рабочие группы могут оформить результаты мозгового штурма, используя доски визуализации, или другие доступные и подходящие по возрасту инструменты. Например, ментальные карты могут быть размещены на онлайн-платформах, чтобы каждый участник группы мог с ними ознакомиться и внести изменения или дополнения. Свободное редактирование ментальных карт помогает вынести метод проектной технологии за пределы классной комнаты, стимулирует обучающихся к постоянному совершенствованию своих математических и творческих навыков.4. Рабочие группы оформляют проект, используя для этого доступные им цифровые инструменты, включая слайды PowerPoint и Canva, текстовые формы, видео-редакторы и анимации. 5. Каждая группа презентует свой проект и получает отзыв от преподавателя и сверстников. Учитель предлагает подвести итог проведенной работы путем обсуждения представленных проектов, выбор наиболее креативного решения и т.д.. Такой поиск может сопровождаться использованием ментальных карт, диаграммы Венна и других инструментов. Также учитель может предложить обучающимся анонимно оценить работы друг друга используя платформу Mentimeter, или голосование в классе. 2.3. Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников на уроках математики через проектную деятельностьОсновываясь на приведенном выше плане урока, был разработан ряд методических рекомендации по применению метода проектной технологии для формирования творческих способностей младших школьников на уроках математики. Важно отметить, что применение проектной технологии – это специфический процесс, который не используется каждый день. Этот подход требует тщательной подготовки со стороны преподавателя. В начале учебного года учитель должен выбрать темы, которые являются наиболее сложными для понимания и усвоения, а также темы, которые будут наиболее интересны для учащихся. Для определения интересов учащихся можно организовать опрос или ролевую игру «Социологический опрос». Это позволит учащимся заранее ознакомиться с темами, которые будут изучаться в текущем учебном году, что в свою очередь поможет им более глубоко погружаться в учебный материал. А учителю это поможет определить и психологические характеристики учащихся, чтобы выстроить правильную стратегию формирования творческих способностей на уроках математики посредством проектной технологии. В процессе применения вновь приобретенных знаний и навыков учащиеся начинают осознавать важность некоторых тем и проявлять интерес к изучаемому материалу. Так начинается процесс усвоения новых знаний, в котором учащиеся видят перспективы и осознают значимость материала, что способствует их личной заинтересованности.Когда учитель разрабатывает план проектной деятельности, ему необходимо четко определить основную тему и проблему, а также установить цель исследования и конкретные задачи. Понимая суть проблемы, учитель видит возможные гипотезы и пути ее решения. Также важно, чтобы учитель заранее определил знания, умения и навыки, которые ученики приобретут, работая над проектом. Кроме того, учитель должен понимать, какие источники информации будут использовать учащиеся для получения сведений по данной теме. При выборе источников важно, чтобы они были легко доступны, интересны и соответствовали возрастным особенностям обучающихся.При инструктаже младших школьников по работе над проектом, учитель может предложить им ряд полезных источников, включая:обучающие мультики на цифровых платформах;Math Playground - платформа с математическими играми и интерактивніми заданиями;Pinterest - поиск визуальных идея для проекта;Mentimeter - обсуждение идеи в режиме реального времени;Wheel of names - помогает в честном и непредвзятом распределении ролей и задач при выполнении проекта. Важно определить, какая помощь со стороны учителя может потребоваться. Это могут быть советы по использованию информационных ресурсов, как интернет-сайтов, так и печатных изданий, или консультации по этим вопросам. Необходимо предоставить полноценную информацию, которая поможет учащимся добывать необходимые знания и защитит их от вредного влияния агрессивной внешней среды, особенно в онлайн-пространстве. Здесь учитель выступает не только как поставщик информации, но и как гарант безопасности учащихся в онлайн-среде.Также можно расширить область проекта, не используя исключительно вопросы, указанные в разделе учебника. Важно сформировать математическое мышление с самого раннего детства, не только дома, но и в школе. Это воспитывает учащихся на протяжении всех школьных лет, показывать учащимся важность приобретенных знаний для решения практических задач. Также возможно предоставить младшим классам разработку digital-проекта. Такие медиапроекты представляют собой один из современных методов просвещения, который делает его более доступным для аудитории и поднимает его на новый уровень. Материалы таких проектов могут иметь исследовательский, творческий, игровой или учебно-познавательный характер и размещаются на различных онлайн-платформах, которыми пользуется их целевая аудитория. Очевидно, что в наш век социальных сетей, блогеров и инфлюэнсеров подобный подход, при должном качестве, способен обеспечить гораздо больший охват аудитории и вызвать больший отклик, чем материалы из учебников и научных публикаций. Реализация медиапроекта обычно включает в себя несколько этапов:1. Организационно-подготовительный – разработка концепции и планирование.2. Технологический – разработка проекта в техническом плане.3. Заключительный – презентация проекта.Такие экологические проекты интересны современному поколению, а также они поднимают важные вопросы: уничтожение ценных природных ресурсов, загрязнение атмосферы и мирового океана, глобальные климатические изменения.Выводы по главе 2Проектная технология является эффективным подходом к развитию творческих способностей младших школьников на уроке математики. Работа на проектом происходит как в классе, так и за его пределами и включает в себя несколько этапов:1. Организационно-подготовительный – разработка концепции и планирование.2. Технологический – разработка проекта в техническом плане.3. Заключительный – презентация проекта.4. Рефлексия - обсуждение представленных проектов с точки зрения достинутых результатов, творческого подхода и навыков, которые требуюь дальнейшего совершенствования.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие творческих способностей является предпосылкой для эффективного обучения и социализации младших школьников. И хотя в современных школах большое внимание уделяется формированию среды, способствующей творческому развитию обучающихся, некоторым школьникам, возможно, придется научиться отстаивать свои собственные идеи, особенно если они не совпадают с идеями остальной группы. Уроки математики отлично подходят для достижения вышеуказанной цели. Именно на уроках математики возможно эффективное применение проектной технологии для развития творческих способностей младших школьников. Важной задачей проектной технологии является создание творческого продукта, демонстрирующего практическую значимость приобретенных знаний и навыков.Работа на проектом происходит как в классе, так и за его пределами и включает в себя несколько этапов:1. Организационно-подготовительный – разработка концепции и планирование.2. Технологический – разработка проекта в техническом плане.3. Заключительный – презентация проекта.4. Рефлексия - обсуждение представленных проектов с точки зрения достигнутых результатов, творческого подхода и навыков, которые требуюь дальнейшего совершенствования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнохина, И.А. Дошкольная педагогика [Текст] / И.А. Анохина. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2019. – 464 c.Антропова, В. В. Развитие активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Антропова// Педагогическое образование и наука. – 2018. – №. 6. – С. 56-59. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]/ Т.М. Бабунова. – Санкт – Петербург: Питер -Творческий центр Сфера, 2018. – 69 с.Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – Москва -: Просвещение,2019. – 210 с.Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. [Текст] /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - Москва: Академия, 2018. – 240 с.Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 230 с.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - Москва: Союз, 2019. - 237 c.Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – Москва: Владос, 2021. – 83 с.Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд./ А.Г. Гогоберидзе и др. – Санкт-Петербург: Питер, 2018 – 211 с.Годовикова, Д. Б. Общение и активность у дошкольников //Вопросы психологии [Текст]/ Д.Б. Годовикова. – 2021. – №. 1. – С. 34-40.Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии [Текст]/ Л.Я. Дорфман. - Москва: Академия, 2019 – 62 с.Зебзеева, В. А. Дошкольная педагогика и методики дошкольного образования [Текст]/ В.А. Зебзеева, Н.В. Михайлова, Н.И. Усова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ,2018 – 164 с.Козлова, А. Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников [Текст] /А.Ю. Козлова //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. - №. 2-6. - С. 54-57.Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.Б. Анисимова, В.В. Котелевская. – Ростов -на-Дону: Феникс, 2019. – 235 с.Кулагина, Н.Ю. Возрастная психо логия: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]/ Н.Ю. Кулагина.-Москва: УРАО, 2019.- 351 с.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Санкт – Петербург: Академия,2020. – 200 с.Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие активности. Вопросы психологии [Текст]/ А.М. Матюшкин. – Москва: Юрайт, 2019. – 171 с.Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - Москва: Академия, 2018. – 198 с.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М: издательский центр «Академия», 2002. – 272 с. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия. - 2019. – 336 с.Шорохова, Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения [Текст]/ Е.В. Шорохов, М.И. Бобнева. - Москва: Наука. -2018.-215 с.Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст]/ А.И. Щербакова. – Москва: «Институт практической психологии». -2018. – 269 с.Эльконинова, Л. И. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников [Текст] / Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова //Культурно историческая психология. - 2019. - №. 2.- С.2-11.Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст]/ В.И. Ядешко, Т.А.Ильина, Ф.А. Сохин. – Москва: Просвещение, – 2018. – 205 с.Bijou, S. W. (1975). Development in the preschool years: A functional analysis. American Psychologist, 30(8), 829–837. https://doi.org/ 10.1037/h007706Hutchinson T. Introduction to Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1996. – 400 p.Phillips D., Burwood S., Dunford H. Projects with Young Learners. – Oxford: Oxford University Press, 1999. – 160 p.Piaget, J. (1963). The origins of intelligence in children. Norton.Saracho, O. N., & Evans, R. (2021). Theorists and their developmental theories. Early Child Development and Care, 191(7–8), 993–1001Schunk, D. (2021). Learning theories: An educational perspective (8th ed.). Pearson.Sharp, C. (2005). Developing young children’s creativity: What can we learn from research?//NZCER. - vol. 5. https://doi.org/10.18296/set.0633Skinner, B. F. (2005). Science and human behavior. Macmillan. Later published by the B. F. Foundation in Cambridge, Massachusetts.Weber, E. (1984). Ideas infuencing early childhood education: A theoretical analysis. Teachers College Press.
2.Антропова, В. В. Развитие активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Антропова// Педагогическое образование и наука. – 2018. – №. 6. – С. 56-59.
3.Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]/ Т.М. Бабунова. – Санкт – Петербург: Питер -Творческий центр Сфера, 2018. – 69 с.
4.Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – Москва -: Просвещение,2019. – 210 с.
5.Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. [Текст] /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - Москва: Академия, 2018. – 240 с.
6.Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 230 с.
7.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - Москва: Союз, 2019. - 237 c.
8.Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – Москва: Владос, 2021. – 83 с.
9.Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд./ А.Г. Гогоберидзе и др. – Санкт-Петербург: Питер, 2018 – 211 с.
10.Годовикова, Д. Б. Общение и активность у дошкольников //Вопросы психологии [Текст]/ Д.Б. Годовикова. – 2021. – №. 1. – С. 34-40.
11.Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии [Текст]/ Л.Я. Дорфман. - Москва: Академия, 2019 – 62 с.
12.Зебзеева, В. А. Дошкольная педагогика и методики дошкольного образования [Текст]/ В.А. Зебзеева, Н.В. Михайлова, Н.И. Усова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ,2018 – 164 с.
13.Козлова, А. Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников [Текст] /А.Ю. Козлова //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. - №. 2-6. - С. 54-57.
14.Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.Б. Анисимова, В.В. Котелевская. – Ростов -на-Дону: Феникс, 2019. – 235 с.
15.Кулагина, Н.Ю. Возрастная психо логия: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]/ Н.Ю. Кулагина.-Москва: УРАО, 2019.- 351 с.
16.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Санкт – Петербург: Академия,2020. – 200 с.
17.Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие активности. Вопросы психологии [Текст]/ А.М. Матюшкин. – Москва: Юрайт, 2019. – 171 с.
18.Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - Москва: Академия, 2018. – 198 с.
19.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М: издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
20.Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия. - 2019. – 336 с.
21.Шорохова, Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения [Текст]/ Е.В. Шорохов, М.И. Бобнева. - Москва: Наука. -2018.-215 с.
22.Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст]/ А.И. Щербакова. – Москва: «Институт практической психологии». -2018. – 269 с.
23.Эльконинова, Л. И. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников [Текст] / Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова //Культурно историческая психология. - 2019. - №. 2.- С.2-11.
24.Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст]/ В.И. Ядешко, Т.А.Ильина, Ф.А. Сохин. – Москва: Просвещение, – 2018. – 205 с.
25.Bijou, S. W. (1975). Development in the preschool years: A functional analysis. American Psychologist, 30(8), 829–837. https://doi.org/ 10.1037/h007706
26.Hutchinson T. Introduction to Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1996. – 400 p.
1.Phillips D., Burwood S., Dunford H. Projects with Young Learners. – Oxford: Oxford University Press, 1999. – 160 p.
27.Piaget, J. (1963). The origins of intelligence in children. Norton.
28.Saracho, O. N., & Evans, R. (2021). Theorists and their developmental theories. Early Child Development and Care, 191(7–8), 993–1001
29.Schunk, D. (2021). Learning theories: An educational perspective (8th ed.). Pearson.
30.Sharp, C. (2005). Developing young children’s creativity: What can we learn from research?//NZCER. - vol. 5. https://doi.org/10.18296/set.0633
31.Skinner, B. F. (2005). Science and human behavior. Macmillan. Later published by the B. F. Foundation in Cambridge, Massachusetts.
32.Weber, E. (1984). Ideas infuencing early childhood education: A theoretical analysis. Teachers College Press.