«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Методы и приемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Развитие творческих способностей на занятиях дополнительного образования в ДОО 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 15
2.1. Уровень развития творческих способностей у старших дошкольников на занятиях в ДОО по художественному творчеству 15
2.2. Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по художественному творчеству 21
2.3. Динамика развития творческих способностей у старших дошкольников на занятиях дополнительного образования в ДОО по художественному творчеству 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Фрагмент для ознакомления

В процессе изучения данной темы стало очевидным, что педагог, работающий в дополнительном образовании, играет ключевую роль в стимулировании творческого мышления детей, их самовыражения и развитии креативных способностей. Через организацию разнообразных творческих занятий, использование инновационных методик и создание поддерживающей образовательной среды педагог способствует формированию у детей умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.Дополнительное образование играет важную роль в раскрытии потенциала каждого ребенка, позволяя им развивать свои таланты и интересы в творческой области. Педагоги, работающие в этой сфере, имеют возможность вдохновлять, мотивировать и направлять детей на пути к самореализации и успешному развитию.Так, развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании является важной задачей, которая требует профессионализма, творчества и индивидуального подхода со стороны педагогов. Результаты такой работы могут оказать значительное влияние на личностное и культурное развитие детей, а также на формирование их успешной жизненной позиции в будущем.Исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования также выявило важность сотрудничества с родителями и другими учреждениями для создания благоприятной образовательной среды. Участие семьи в процессе развития творческих способностей ребенка способствует его всестороннему развитию, обогащает его опыт и позволяет раскрыть свой потенциал.Дополнительное образование предоставляет детям возможность экспериментировать, творить, искать нестандартные решения и выражать себя через различные виды искусства, игр и творческих проектов. Этот процесс не только способствует развитию творческих способностей, но и формирует у детей навыки сотрудничества, коммуникации, саморегуляции и проблемного мышления.В заключение, развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании является важным аспектом их образовательного пути. Педагоги, родители и другие участники образовательного процесса должны совместными усилиями создавать условия для творческого развития детей, вдохновлять их на самовыражение и помогать им раскрыть свой индивидуальный потенциал. Такой подход не только способствует развитию личности ребенка, но и формированию гармоничного, креативного и успешного человека, способного к самореализации в современном мире.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Балдина, М. И. Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения / М. И. Балдина. // Молодой ученый. - 2021. - № 31 (373). - С. 139-141. – Текст: непосредственный.2. Большакова, Е. С. Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Большакова. // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (348). - С. 409-411. – Текст: непосредственный.3. Жестков, В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. // Молодой ученый. - 2019. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. – Текст: непосредственный.4. Жигулина, О. В. Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО / О. В. Жигулина. // Молодой ученый. - 2017. - № 32 (166). - С. 88-90. – Текст: непосредственный.5. Захарова О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2019. - С. 15-17. – Текст : непосредственный. 6. Комарова, Н. В. Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности / Н. В. Комарова. // Актуальные задачи педагогики. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2021. - С. 107-110. – Текст : непосредственный.7. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева. // Педагогика сегодня: проблемы и решения. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2019. - С. 79-82. – Текст : непосредственный.8. Терскова, А. В. Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах / А. В. Терскова. // Молодой ученый. - 2020. - № 39 (173). - С. 106-109. – Текст : непосредственный.9. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. // Молодой ученый. - 2021.- № 23 (103). - С. 946-948. – Текст : непосредственный.10. Чернышова, Е. М. Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий / Е. М. Чернышова.// Молодой ученый. - 2020. - № 19 (309). - С. 513-515. – Текст : непосредственный.Электронные ресурсы11. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000756798?ysclid=lt8qh92atr149661004 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные. 12. Детский сад № 5 «Созвездие» – URL: https://ds5-sozvezdie.kurg.prosadiki.ru/?ysclid=lt8gh6jac8894606729 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.13. Дружинин, В.Н. Психология способностей: избранные труды. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003376202?ysclid=lt8qfx60c4988604140 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные. 14. Лук. Л,Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. https://search.rsl.ru/ru/record/01007626043?ysclid=lt8qpqfumr577671061 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные. 15. Маклаков, А.Г. Общая психология. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005460325?ysclid=lt8qkkuvl6554705076(дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные. 16. Методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцова – URL: https://ds165krsk.ru/images/dsad/20222023/Zinovich/определения (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.17. Методика «Сочини сказку» О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая – URL: https://ds165krsk.ru/images/dsad/2022-2023 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.18. Методика. «Три слова» – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/12/25/opisanie-metodik-dlya-vyyavleniya-urovnya (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612?ysclid=lt8qdxjtza570121685 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные. 20. Тест креативности Торренса. – URL: https://polazna-ds2.dobryanka-edu.ru/upload/versions/32369/64040 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.21. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007335737 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные. ПРИЛОЖЕНИЕПерспективный план работы старшей группы (возраст 5-6 лет)Тема занятияНетрадиционные техникиЗадачиМатериалсентябрь1. «Северная осень»Монотипия пейзажная + печать капустным листомНаучитесь передавать выразительность образа осени, используя технику смешивания красок. Ознакомьтесь с техникой печати на капустных листьях. Развивать чувство композиции.Гуашь, листы бумаги, широкие кисти, капустные листы, салфетки.2. «Солнышко над моим городом»Монотипия пейзажная + печать ладошкойПродолжайте знакомиться с техникой печати ладонями. Учиться передавать выразительность изображения солнца цветом. Рисуем кистью в домашних условиях. Развивать устойчивый интерес к рисованию, воображение.Гуашь, листы бумаги, кисти, палитры, салфетки.3. «Грибы из тундры»Монотипия пейзажная + печать тканьюСоздайте выразительный образ Северной тундры, комбинируя разные формы и цвета. Принт «Грибы» на ткани отличается выразительными изображениями грибов.Гуашь, листы бумаги, кисти, палитры, салфетки.4. «Корзина с ягодами»Оттиск печатками (из картофеля или других материалов), рисование пальчиками.Формировать эстетическое отношение и вкус к композиции предметов, закреплять понятие «натюрморт»; Научитесь изображать предметы, сочетая две техники рисования (печать печатями, рисование пальцами). Корзиночка-корзиночка, нарисуйте пальчиками и распечатайте штампами грибы. Развивать чувство композиции и ритма.Листы бумаги, гуашь, мисочки для печати, печатки в форме шляпок грибов.октябрь1. «Паучок в паутине» (1 занятие) 2. «Паучок в паутине» (2 занятие)Обрывание + комкание бумаги.Формирование представлений о модульном образе насекомого. Развивать умение работать в технике ломания бумаги, закреплять представление о свойствах бумаги. Нарисуйте паутину фломастером или простым карандашом. Туловище паука скомкайте на листе бумаги, придав форму туловища паука, лапки сделайте из бумажных жгутиков. Развивайте любознательность и интерес.Листы тонированной бумаги, простой карандаш, черная двух сторонняя бумага, клей ПВА.3. «Осенний букет»Печать листами + набрызгРасширять представления детей о возможных средствах художественного изображения; продолжайте знакомиться со способом печати листов и новой техникой печати. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.Листы бумага, гуашь, краски, кисти, засушенные листья, зубные щетки, салфетки, палитры.4. «Декорируем посуду»Оттиск пробкойПродолжайте знакомиться с техникой печати. Упражнять в украшении блюд. Воспитывать художественный вкус ребенка.Одноразовые тарелки, гуашь, пробки разных размеров, кисти, салфетки.ноябрь1. «Северная птица» (1 занятие) 2. «Северная птица» (2 занятие)НиткографияОзнакомиться с техникой ниткографии. Научитесь изображать птиц гибкими и легкими линиями, подбирая гармоничное сочетание. Развивать устойчивый интерес к рисованию, воображение.Нитки, картон, гуашь, клей ПВА, ножницы.3. «Сказочные картины»Свеча+ акварельУчить рисовать свечой + акварель. Воспитать у ребенка художественный вкус.Свечи, плотная бумага, акварель, кисти.4. «Идет волшебница зима»Восковые мелки + акварельЗакрепить умение рисовать восковыми карандашами или маркером, украшать деталями (снежинками), тонируя лист в зимние цвета (синий, синий, фиолетовый). Развивать цветовое восприятие.Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркердекабрь1. «Снеговик из детской сказки»Комкание бумаги, скатываниеЗакрепить навыки рисования гуашью, умение совмещать работу раскатыванием, бумагой (рваной бумагой) и рисованием. Учимся рисовать снеговика (веник, стропила, забор и т. д.) Развивать чувство композиции. Исправьте холодные цвета.Листы голубого цвета, гуашь, щетинные кисточки, палитра, белая бумага.2. «В снегу стояла елочка»Оттиск поролономИсправляем возможность рисовать пенопластовый шеврон, остальное раскрашиваем красками. Развивать чувство композиции.Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы3. «Повесим на елку шары и хлопушки»Восковые мелки + акварель, оттиск пробкойПотренируйтесь рисовать елочные игрушки восковыми мелками. Исправлена ​​возможность тонирования акварельного рисунка. Печать на трубках.Листы бумаги, гуашь, акварель, восковые карандаши, пробки разных размеров.4. «Кокошник для Снегурочки»Пальчиковая живопись + оттиск пробкойСовершенствовать навыки в этих техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывайте чистоту.Палитра гуаши, плотная синяя, синяя или фиолетовая бумага, салфетки, пробковые штампы.январь1. «Птицы на ветке»Рисование методом тычка.Формировать у детей обобщенное представление о птицах; вызвать интерес к известным птицам; расширить знания о перелетных птицах; попрактиковаться в рисовании зимующих птицЛисты бумаги, гуашь, акварель, щетинные кисти.2. «Северное сияние»Техника рисования - набрызгПознакомьтесь с новой техникой рисования-набрызгом. Формировать умение самостоятельно составлять сюжетную картину.Листы бумаги, гуашь, зубная щётка, расческа, кисти.3. «Подводное царство» (1 занятие) 3. «Подводное царство» (2 занятие)Техника рисования по мокрому с солью + печать ладошкойПознакомьтесь с новой техникой мокрого рисования солью. Формировать умение самостоятельно составлять сюжетную картину.Гуашь, листы бумаги, соль, кисти.февраль1. «Ожившая сказка»Техники по выборуРазвивать образную память воображения, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать по рисуночному плану. Развивать умение передавать характер нарисованного предмета, добиваясь выразительности, используя разные приемы.Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитанников.2. «Зимнее дерево»Кляксография + печать мятой бумагойРазвивать воображение и творческие способности при рисовании зимнего дерева; продолжайте учиться регулировать силу выдуваемого воздуха, дополните картину.Гуашь, лист, палитра, простой карандаш, гуашь, коктейльные трубочки, бумага.3. «Животные нашего края»Печать по трафаретуЗакрепить умение печатать по трафарету поролоном. Развивать чувство композиции.Бумага, гуашь, кисточки, трафареты животных, поролон.4. «Подарок для папы и дедушки»ГраттажПознакомьтесь с новой техникой скрапинга. Закреплять умение выразительными средствами рисовать портрет человека. Способствовать передаче отношения к изображению. Развивать чувство композиции.Листы бумаги затонированные для граттажа, стеки для процарапывания, эскизы автопортретов.март1. Рисунок для мамы: «Подарим маме вазу»Печать поролоном с трафаретомРасширять и закреплять знания детей об этой живописной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Предложите детям сделать дополнения к работе: рамку, украшения на вазе. Воспитывать чистоплотность, эстетический вкусГуашь, листы бумаги разного цвета, поролон, салфетки, трафареты.2. «Веселые кляксы»КляксографияПродолжайте рисовать в технике живописи. Научитесь прорисовывать детали полученных в ходе изображения предметов, чтобы придать им законченность. Развивать воображение, фантазию.Бумага, гуашь, трубочки коктейльные, кисти разных размеров, салфетки.3. «Орнамент»Оттиск пробкой + рисование пальчикамиУпражнять в технике печати. Закрепите возможность украсить предмет орнаментом, нанося рисунок максимально равномерно по всей поверхности. Развивать устойчивый интерес к рисованию, воображение.Листы бумаги с изображением рукавички, орнаменты, пробки, цветная гуашь.4. «Северный ветер»ГраттажПродолжайте знакомиться с техникой соскабливания. Продолжайте учиться оформлять рисунок, чтобы воплотить идею на бумаге. Развивать чувство композиции.Листы бумаги затонированы для граттажа, стеки для процарапывания1. «Звезды и кометы»Печать + акварель + восковые мелки + пальчиковая живопись + тычок жесткой кистьюСовершенствовать навыки и умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.Акварель, гуашь, плотная бумага любого цвета, восковые карандаши, кольца, пробки, салфетки, кисточки.2. «Сказочная птица»Техника по выборуФормировать умение создавать образ сказочной птицы на основе образов, созданных народными мастерами; умение создавать на бумаге декоративную композицию различной формы, технические навыки и владение нетрадиционными техниками рисования; развивать творческую самостоятельность.Вырезанные части тела птицы, гуашь, фломастеры, тампоны, ватные палочки, штампы.3. «Веточка вербы»Техника по выборуРаскрыть умение выполнять аппликации в различных техниках, дополнять образ, добиваться выразительности. Развивать зрительную и двигательную координацию.Картон для фона, цветная бумага, цветочная бумага, клей ПВА, кисти, ножницы4. «Моя улица»Техника по выборуФормировать умение замечать и передавать особенности места проживания. Помогите детям освоить навыки составления сюжетных рисунков. Воспитывать любовь к родной землеЛисты, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитанников.май1. «Салют»НабрызгОтработайте технику распыления. Развивать чувство ритма. Научиться передавать выразительность мерцания спасительных огней через контраст красок, фактуру изобразительного материала.Зубные щетки, цветная бумага, акварель, салфетки2. «Сказочное дерево»Техника по выборуСовершенствовать навыки и умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитанников.3. «Звездное небо»Печатание через трафарет + набрызгВоспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражняться в сочетании разных техник изображения; развивать чувство композиции и цвета.Бумага темно-синего цвета формата А4, гуашь, мягкая и жесткая кисти, штампы, трафареты звездочек, зубные щетки, расчески, салфетки.4. «Путаница - перепутаница» (диагностическое занятие)Техника по выборуРисуйте фантастические картинки. Самостоятельное исследование оригинального контента и соответствующих визуальных и выразительных средств. Развивать творческое воображение и чувство юмора. Воспитывать творческие способности, самостоятельность, уверенность, инициативу.Гуашь, краски, фломастеры, восковые мелки, бумага разных оттенков, коктейльные трубочки, пенка, кисточки.

1. Балдина, М. И. Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения / М. И. Балдина. // Молодой ученый. - 2021. - № 31 (373). - С. 139-141. – Текст: непосредственный.
2. Большакова, Е. С. Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Большакова. // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (348). - С. 409-411. – Текст: непосредственный.
3. Жестков, В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. // Молодой ученый. - 2019. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. – Текст: непосредственный.
4. Жигулина, О. В. Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО / О. В. Жигулина. // Молодой ученый. - 2017. - № 32 (166). - С. 88-90. – Текст: непосредственный.
5. Захарова О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2019. - С. 15-17. – Текст : непосредственный.
6. Комарова, Н. В. Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности / Н. В. Комарова. // Актуальные задачи педагогики. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2021. - С. 107-110. – Текст : непосредственный.
7. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева. // Педагогика сегодня: проблемы и решения. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2019. - С. 79-82. – Текст : непосредственный.
8. Терскова, А. В. Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах / А. В. Терскова. // Молодой ученый. - 2020. - № 39 (173). - С. 106-109. – Текст : непосредственный.
9. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. // Молодой ученый. - 2021.- № 23 (103). - С. 946-948. – Текст : непосредственный.
10. Чернышова, Е. М. Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий / Е. М. Чернышова.// Молодой ученый. - 2020. - № 19 (309). - С. 513-515. – Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы
11. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000756798?ysclid=lt8qh92atr149661004 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
12. Детский сад № 5 «Созвездие» – URL: https://ds5-sozvezdie.kurg.prosadiki.ru/?ysclid=lt8gh6jac8894606729 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
13. Дружинин, В.Н. Психология способностей: избранные труды. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003376202?ysclid=lt8qfx60c4988604140 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
14. Лук. Л,Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. https://search.rsl.ru/ru/record/01007626043?ysclid=lt8qpqfumr577671061 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
15. Маклаков, А.Г. Общая психология. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005460325?ysclid=lt8qkkuvl6554705076(дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
16. Методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцова – URL: https://ds165krsk.ru/images/dsad/20222023/Zinovich/определения (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
17. Методика «Сочини сказку» О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая – URL: https://ds165krsk.ru/images/dsad/2022-2023 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
18. Методика. «Три слова» – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/12/25/opisanie-metodik-dlya-vyyavleniya-urovnya (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612?ysclid=lt8qdxjtza570121685 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
20. Тест креативности Торренса. – URL: https://polazna-ds2.dobryanka-edu.ru/upload/versions/32369/64040 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.
21. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007335737 (дата обращения: 01.03.2024). – Текст. Изображение : электронные.