Организация и содержание внеурочных занятий атлетической гимнастикой в школе с юношами 10-11 классов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 60 60 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 03.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ В ШКОЛЕ С ЮНОШАМИ 10-11 КЛАССОВ 6
1.1. Возрастные особенности юношей 10-11 классов 6
1.2. Атлетическая гимнастика как средство физического развития юношей 10-11 классов 11
1.3. Особенности проведения внеурочных занятий по атлетической гимнастике в школе с юношами 10-11 классов 19
Глава 2. Практическое изучение особенностей организации и содержания внеурочных занятий атлетической гимнастикой в школе с юношами 10-11 классов 27
2.1. Организационно-методические основы исследования 27
2.2. Анализ особенностей организации и содержания внеурочных занятий атлетической гимнастикой в школе с юношами 10-11 классов 32
2.3. Предложения по совершенствованию системы внеурочных занятий атлетической гимнастикой в школе с юношами 10-11 классов 35
2.4. Анализ эффективности занятий по атлетической гимнастике для физического развития обучающихся 10-11 класса 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Фрагмент для ознакомления

Содержание курса представлено в таблице 2.Таблица Содержание курса№Разделы и темы:Кол-во часов:всегопрактикатеория1.Основы знаний. Теоретические сведения об атлетическойгимнастике.4222.Тренировки со штангой7613.Тренировки с гантелями664.Тренировки на тренажерах995.Тренировки без оборудования871И Т О Г О:34304Учебно-тематический план курса «Атлетическая гимнастика» представлен в таблице 3.Таблица Учебно-тематический план курса «Атлетическая гимнастика»Раздел, темаВиды деятельностиКоличество часовРаздел программы: Основы знаний. Теоретические сведения об атлетической гимнастике.Правила поведения и техника безопасности на занятиях в тренажерном. Техника безопасности.Общие требования безопасности при проведении занятий по атлетической гимнастике. Специальное оборудование для занятий. Спортивные травмы и меры их предупреждения. Гигиенические знания и навыки (пульс, режим питания, спортивная одежда). Противопоказания.2Упражнения на развитие правильной осанки.Корректирующиеупражнения на осанку из различныхположений: лежа на спине, животе, сидя на пятках, стоя на четвереньках.Упражнения у вертикальной плоскости. Формирование правильной и красивой походки с предметами и без предметов, по отметкам, изменяя скорость ходьбы, под музыку, танцевальныешаги. Пластика движений рук, ног, корпуса2Раздел программы: Тренировки со штангой.Основные направления атлетической гимнастики. Штанга. ОФП.Базовые упражнения со штангой. Построение занятия (разминка, силовая часть, заминка).1Жим штанги лежа.Техника выполнения, базовые навыки и их модификации.2Жим лежа.Закрепление базовых шагов. Запрещенные упражнения на занятиях атлетической гимнастикой.Закрепление базовых упражнений при выполнении жима лежа Силовые упражнения для мышц рук, груди.2Жим штанги стоя.Армейский жим.Разучивание простейших упражнений со штангой над головой . Силовой тренинг. Стретчинг.2Раздел программы: Тренировки с гантелями.Техникабезопасности на занятиях.Тренировка мышц рук, бицепс.Сгибание рук в локтях с гантелями.2Закрепление базовыхупражненийс гантелями.Тренировка мышц плеча.Силовой тренинг. Разводка рук с гантелями стоя.2Тренировка мышц рук, трицепс.Упражнения на трицепс, разгибание рук с гантелями в упоре на скамью. Стретчинг.2Раздел программы: Тренировки на тренажерах.Техника безопасностипри проведении занятий на тренажерах.Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся.Знакомство с конструкциейтренажеров. Подбор веса для нагрузки на различные группы мышц.2Упражнение на многофункциональном тренажере.Сведение рук перед собой на многофункциональном тренажере.2Упражнение на многофункциональном тренажере.Жим за голову и перед собой на многофункциональном тренажере.2Упражнения на тренажередля ног. ТБ.Жим ногами на тренажере для ног. Техника безопасности при занятиях на тренажере для ног.3Раздел программы: Тренировки без оборудования.Ознакомление с упражнениями без оборудования.Ознакомление с различными подходами к упражнениям без оборудования. Техникабезопасности.Упражнения на гимнастических матах.1Выполнение базовыхупражнений без дополнительной нагрузки. Отжимания.Выполнение отжиманий с различной шириной рук и высоты постановки ног.1Выполнение базовыхупражнений без дополнительной нагрузки. Приседания.Выполнение приседаний с различной шириной постановки ног и глубины приседа.1Кросс фит.Выполнение комбинаций упражнений со сменой направленности влияния упражнений на группы мышц, в заданном интервале времени.3Силовыеупражнения для мышц рук, ног, прессаОвладение техникой выполнения силовых упражнений для развития и формирования мышц спины, рук и плечевого пояса, мышц ног, мышц брюшного пресса.2Итого:34Техническое обеспечение занятий включает в себя:Гимнастические скамейки.Гимнастические маты.Гантели, различной массы.Штанги, различной массы.Тренажер для развития мышц спины и живота.Тренажер для ног.Тренажер многофункциональный.Гимнастические коврики.Секундомер.Скамья для жима лежа.Таким образом, предложена и реализована программа по атлетической гимнастике, объем которой составляет 34 часа.2.4. Анализ эффективности занятий по атлетической гимнастике для физического развития обучающихся 10-11 классаОценка показателей физической подготовленности у испытуемых ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента представлена в таблице 4.Таблица Результаты исследования физической подготовки испытуемых ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента*ТестНорма бронзового значка ГТОПоказатель МmДостоверность выявленных отличийЭГКГtэкспpТесты для оценки координацииЧелночный бег 3 х 10 м, с9,18,33±0,0810,20±0,209,17р<0,01Тесты для оценки скоростные возможностейБег 30 м, с5,75,33±0,066,47±0,157,07р<0,01Бег 60 м, с10,79,70±0,0711,25±0,265,72р<0,01Тесты для оценки выносливостиБег 2000 м, мин, с12,4010,62±0,1312,47±0,178,45р<0,01Тесты для оценки силыПодтягивание из виса на лежа на низкой перекладине 90 см, раз914,88±0,677,50±0,797,14р<0,01Тесты для оценки силовой выносливостиСгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз713,00±0,517,63±0,438,10р<0,01Тесты для оценки гибкостиНаклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см+511,50±0,667,63±0,265,497р<0,01Тесты для оценки скоростно-силовых качествПрыжок в длину с места толчком двумя ногами, см148170,25±1,86153,69±4,253,57р<0,01Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту3140,38±0,8123,13±0,5316,85р<0,01Примечание: tкр (p≤ 0,05) = 2,04; tкр (p≤ 0,01) = 2,75.Как можно видеть из представленных данных, испытуемые ЭГ и испытуемые КГ на момент окончания эксперимента приобрели значительные различия. Так, уровень координации по тесту «Челночный бег 3 х 10 м, с» был все еще низким в КГ и стал нормальным в ЭГ. В частности, при норме в 9,1 с и быстрее показатели для ЭГ составили 8,33±0,08 с, КГ – 10,20±0,20 с. Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Уровень скоростные возможностей по тесту «Бег 30 м, с» также были низким в КГ и нормальным в ЭГ. В частности, при норме в 5,7 с и быстрее показатели для ЭГ составили 5,33±0,06 с, КГ – 6,47±0,15 с. Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Схожий результат был получен в тесте «Бег 60 м, с», где при норме в 10,7 с в ЭГ результат составил 9,70±0,07 с (стал нормальным), в КГ – 11,25±0,26 с (остался низким). Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Схожие тенденции были отмечены при оценке выносливости По тесту «Бег 2000 м, мин, с» при норме в 12,40 мин, с, в ЭГ результат составил 10,62±0,13 мин, с (нормальным), в КГ – 12,47±0,17 мин, с (остался сниженным). Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Уровень силы в ЭГ также приблизился к нормативным значениям. В частности, по тесту «Подтягивание из виса на лежа на низкой перекладине 90 см, раз» при норме в 9 раз и более юноши в ЭГ показали результат 14,88±0,67 раз (нормальный), в КГ – 7,50±0,79 раз (низкий). Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Силовая выносливость нормализовалась и в ЭГ и в КГ, но уровень ее в ЭГ стал выше. В частности, по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» при норме в 7 раз и более показатели в ЭГ составили 13,00±0,51 раз (нормальный), в КГ – 7,63±0,43 раза (нормальный). Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Результаты по тесту на гибкость «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см» остались благоприятными. При норме в +5 см и более, юношиЭГ продемонстрировали результат в +11,50±0,66 см, КГ – в +7,63±0,26 см. Это нормальный показатель, однако у юношейЭГ показатели были существенно выше, чем у юношей КГ. Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01). Скоростно-силовые качества также нормализовались в обеих группах. В частности, по тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» при норме в 148 см и более в ЭГ результат составил 170,25±1,86 см, в КГ – 153,69±4,25 см. Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01), т.е. у юношейЭГ результат был значимо выше.По тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту» при норме в 31 раз и более в ЭГ результат составил 40,38±0,81 раз (норма), в КГ – 23,13±0,53 раз (сниженный показатель). Между результатами была статистически достоверная разница (p<0,01).Динамика показателей в ЭГ и КГ представлена в таблице 5.Таблица Динамика показателей в ЭГ и КГТестЭГДоПосле%Челночный бег 3 х 10 м, с11,43±0,088,33±0,08-27,17Бег 30 м, с7,02±0,155,33±0,06-24,13Бег 60 м, с12,28±0,149,70±0,07-20,98Бег 2000 м, мин, с13,10±0,1210,62±0,13-18,95Подтягивание из виса на лежа на низкой перекладине 90 см, раз5,00±0,6114,88±0,67+197,50Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз5,06±0,3713,00±0,51+156,79Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см5,25±0,3211,50±0,66+119,05Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см137,06±1,09170,25±1,86+24,21Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту23,06±0,6440,38±0,81+75,07ТестКГЧелночный бег 3 х 10 м, сДоПосле%Бег 30 м, с11,18±0,1710,20±0,20-8,05Бег 60 м, с7,26±0,156,47±0,15-10,85Бег 2000 м, мин, с12,11±0,1711,25±0,26-7,12Подтягивание из виса на лежа на низкой перекладине 90 см, раз12,90±0,1412,47±0,17-3,32Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз5,75±0,677,50±0,79+30,43Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см5,00±0,327,63±0,43+52,50Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см5,56±0,397,63±0,26+37,08Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту135,94±1,16153,69±4,25+13,0621,88±0,6823,13±0,53+5,71Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет говорить о значительном росте показателей в ЭГ, когда как в КГ рост был менее существенным. Так, по тесту «Челночный бег 3 х 10 м, с» в ЭГ результат вырос с 11,43±0,08 с до 8,33±0,08 с, т.е. на 27,17%, в КГ – с 11,18±0,17 с до10,20±0,20 с, т.е. на 8,05% (рисунок 1).Рисунок – Динамика результатов теста «Челночный бег 3 х 10 м, с»По тесту «Бег 30 м, с» в ЭГ результат вырос с 7,02±0,15 с до 5,33±0,06 с, т.е. на 24,13%, в КГ – с 7,26±0,15 с до6,47±0,15 с, т.е. на 10,85% (рисунок 2).Рисунок – Динамика результатов теста «Бег 30 м, с»По тесту «Бег 60 м, с» в ЭГ результат вырос с 12,28±0,14 с до 9,70±0,07 с, т.е. на 20,98%, в КГ – с 12,11±0,17 с до11,25±0,26 с, т.е. на 7,12% (рисунок 3).Рисунок – Динамика результатов теста «Бег 60 м, с»По тесту «Бег 2000 м, мин, с» в ЭГ результат вырос с 13,10±0,12 мин, с до 10,62±0,13 мин, с, т.е. на 18,95%, в КГ – с 12,90±0,14 мин, с до 12,47±0,17 мин, с, т.е. на 3,32% (рисунок 4).Рисунок – Динамика результатов теста «Бег 2000 м, мин, с»По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» в ЭГ результат вырос с 5,06±0,37 раз до 13,00±0,51 раз, т.е. на 156,79%, в КГ – с 5,00±0,32 раз до7,63±0,43 раз, т.е. на 52,50% (рисунок 5).Рисунок – Динамика результатов теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз»По тесту «Подтягивание из виса на лежа на низкой перекладине 90 см, раз» в ЭГ результат вырос с 5,00±0,61 раз до 14,88±0,67 раз, т.е. на 197,50%, в КГ – с 5,75±0,67 раз до7,50±0,79 раз, т.е. на 30,43% (рисунок 6).Рисунок – Динамика результатов теста «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см, раз»По тесту «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см» в ЭГ результат вырос с 5,25±0,32 см до 11,50±0,66 см, т.е. на 119,05%, в КГ – с 5,56±0,39 см до 7,63±0,26 см, т.е. на 37,08% (рисунок 7).Рисунок – Динамика результатов теста «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см»По тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» в ЭГ результат вырос с 137,06±1,09 см до 170,25±1,86 см, т.е. на 24,21%, в КГ – с 135,94±1,16 см до 153,69±4,25 см, т.е. на 13,06% (рисунок 8).Рисунок – Динамика результатов теста «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см»По тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту» в ЭГ результат вырос с 23,06±0,64 раз до 40,38±0,81 раз, т.е. на 75,07%, в КГ – с 21,88±0,68 раз до 23,13±0,53 раз, т.е. на 5,71% (рисунок 9).Рисунок – Динамика результатов теста «Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту»Таким образом, мы можем говорить о высокой эффективности атлетической гимнастки как средствасовершенствования двигательных способностей у обучающихся старших классов.Можно видеть, что как в ЭГ, так и в КГ физическая подготовка дала результаты. Вместе с тем, у занимающихся в ЭГ уровень физической подготовленности был достоверно выше по всем тестам. Это говорит о том, что программа секции «Атлетическая гимнастика» являются более эффективными, чем стандартная программа физической подготовки.Мы можем заключить, что атлетическая гимнастика – это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки Воздействие гимнастических упражнений на занимающихся может быть как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата).Отсюда и эффект занятий может быть поддерживающе-тонизирующим или развивающим. Исследование показало, что занятия атлетической гимнастикой у юношей, обучающихся в 10-11 классах позволяет эффективно повышать уровень их физического развития. ЗАКЛЮЧЕНИЕАтлетическая гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие силы и силовой выносливости, а также формирование пропорционального телосложения. Она является самостоятельным видом гимнастики, который применяется в физическом воспитании людей разных возрастных категорий для общего развития и укрепления их здоровья. Основой атлетической гимнастики являются разнообразные силовые упражнения, включающие физические упражнения с и без отягощений. Занятия атлетической гимнастикой напрямую способствуют развитию ловкости, силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию, а также развитию навыков ориентирования в пространстве и различных двигательных навыков. Кроме того, они способствуют улучшению осанки, воспитанию смелости, решительности, настойчивости и упорства. Атлетическая гимнастика является дополнением к другим физическим упражнениям и объединяет в себе различные виды бега, плавания, футбола, единоборств и т. д. Она доступна как для мужчин, так и для женщин, а также для взрослых и детей.Атлетическая гимнастика получила широкое распространение среди студентов различных учебных заведений, особенно вузов. Её благоприятное влияние на организм проявляется в сочетании силовых упражнений с бегом, плаванием, лыжным спортом, велосипедной ездой и другими упражнениями, направленными на общую выносливость. Занятия с отягощениями в комбинации с аэробными физическими нагрузками поддерживают не только мышечный, но и общий тонус организма. Правильная методика атлетической гимнастики способствует увеличению силы и выносливости, набору мышечной массы, так как повторение упражнений многократно повышает кровоток к активным мышцам, что положительно сказывается на насыщении их кислородом.В практической части нашего исследования приняло участие 20 учащихся мужского пола в возрасте 17-18 лет. Средний возраст испытуемых составил 17,29±0,18 лет. Из них 10 человек – экспериментальная группа, которая проходила подготовку в рамках секции «Атлетическая гимнастика», 10 человек – контрольная группа, в которой физическое воспитание велось в стандартным методикам, определенным ФГОС в рамках уроков физической культуры.На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что у всех юношей уровень физической подготовки был относительно невысоким. Они не выполняли нормы ГТО. Мы предложили программы по атлетической гимнастике, в которой было предусмотрено 34 часа, 2 занятия в неделю. В программе были такие блоки как «Основы знаний. Теоретические сведения об атлетической гимнастике», «Тренировки со штангой», «Тренировки на тренажерах». В рамках каждого блока применялись специальные физические упражнения на все группы мышц.Анализ данных показал, что по всем тестам был прирост. Так, по тесту «Челночный бег 3 х 10 м, с» в ЭГ результат вырос на 27,17%, в КГ – на 8,05%. По тесту «Бег 30 м, с» в ЭГ результат вырос на 24,13%, в КГ – на 10,85%. По тесту «Бег 60 м, с» в ЭГ результат вырос на 20,98%, в КГ – на 7,12%. По тесту «Бег 2000 м, мин, с» вЭГ результат вырос на 18,95%, в КГ –на 3,32%. По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» в ЭГ результат вырос на 156,79%, в КГ – 52,50%. По тесту «Подтягивание из виса на лежа на низкой перекладине 90 см, раз» в ЭГ результат вырос на 197,50%, в КГ – на 30,43%. По тесту «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см» в ЭГ результат вырос на 119,05%, в КГ – на 37,08%. По тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» в ЭГ результат вырос на 24,21%, в КГ – на 13,06%. По тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту» в ЭГ результат вырос на 75,07%, в КГ – на 5,71%. Таким образом, мы можем говорить о высокой эффективности атлетической гимнастки как средствасовершенствования двигательных способностей у обучающихся старших классов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбдулаева, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность, 2013. – № 25-1. – С. 68-72.Айзман, Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 351 с.Ануров В.Л. Элективная диагностика по физической культуру и спорту «Атлетическая гимнастика»: учебное пособие / В.Л. Ануров, С.В. Скрыгин, Н.Ю. Фокина. – М.: КНОРУС, 2022. – 198 с. Базовая подготовка студентов по атлетической гимнастике: учебное-методическое пособие / К.Р. Волкова, С.Р. Шарифуллина. – Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2016. – 126 с.БезрукихМ.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 542 с.ДробинскаяА.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для академического бакалавриата/ А.О. Дробинская. – 2-е изд, перереба. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 414 с.Дьяченко Е.Н. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий атлетической гимнастикой в Суворовском училище / Е.Н. Дьяченко // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1, 2016. – С. 47-62. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для бакалавров / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 264 с.КапилевичЛ.В. Анатомия с основами динамической морфологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.В. Капилевич, Е.Ю.Дьякова. – Томск: Томский гос. университет, 2008. – 133 с.Лукина Е.В. Организация занятий атлетической гимнастикой с женщинами 19-22 лет с учетом физиологических особенностей организма / Е.В. Лукина, О.М. Семочкина // Здоровье для всех. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Т. II, 2013. – С. 67-70.Любимова З.В. Возрастная анатомия и физиология. В 2 т. Т. 1. Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата / З.В. Любимова, А.А. Никитина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.ЛяскоЕ.Е. Возрастная анатомия и психофизиология: учебник для вузов / Е.Е. Ляско, А.Д. Ноздрачев, Л.В. Соколова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 396 с.НежельскойА.Н. Актуальные вопросы организации тренировочного процесса в атлетической гимнастике / А.Н. Нежельской, С.В. Сергиенко // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Сборник научных статей XIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Ч. 1, 2021. – С. 164-174.ОбреимоваН.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для вузов / А. А. Зайцев [и др.] ; под общей редакцией А. А. Зайцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 137 с. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб.пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.Романов И.А. Организация учебного процесса по атлетической гимнастике для студентов / И.А. Романов // Вестник научных конференций, 2016. – № 1-5 (5). – С. 164-165. СалангинаН.Я. Классификация форм внеурочной деятельности / Н.Я. Салангина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. – № 3. – С. 231-235.Сидоров Д.Г. Теоретические и практические аспекты занятий атлетической гимнастикой. Организационно-методические основы: учебно-методическое пособие / Д.Г. Сидоровю – Н.Новгород: ННГАСУ, 2022. – 69 с.Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации: монография / под ред. С.Д. Якушевой. – Новосибирск: Изд. АНССибАК, 2017. – 196 с.Стеблецов Е. А.  Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е. А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О. А. Григорьев ; под редакцией Е. А. Стеблецова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 308 с. Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с. ЧепаковЕ.М. Атлетическая гимнастика: учебное пособие для академического бакалавриата / Е.М. Чепаков. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.Югова, Е.А. Возрастная анатомия и психофизиология: учебник для студ. учрежденийвысш. проф. Образования / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.

1. Абдулаева, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность, 2013. – № 25-1. – С. 68-72.
2. Айзман, Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 351 с.
3. Ануров В.Л. Элективная диагностика по физической культуру и спорту «Атлетическая гимнастика»: учебное пособие / В.Л. Ануров, С.В. Скрыгин, Н.Ю. Фокина. – М.: КНОРУС, 2022. – 198 с.
4. Базовая подготовка студентов по атлетической гимнастике: учебное-методическое пособие / К.Р. Волкова, С.Р. Шарифуллина. – Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2016. – 126 с.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
6. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 542 с.
7. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для академического бакалавриата/ А.О. Дробинская. – 2-е изд, перереба. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 414 с.
8. Дьяченко Е.Н. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий атлетической гимнастикой в Суворовском училище / Е.Н. Дьяченко // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1, 2016. – С. 47-62.
9. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
10. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для бакалавров / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 264 с.
11. Капилевич Л.В. Анатомия с основами динамической морфологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.В. Капилевич, Е.Ю.Дьякова. – Томск: Томский гос. университет, 2008. – 133 с.
12. Лукина Е.В. Организация занятий атлетической гимнастикой с женщинами 19-22 лет с учетом физиологических особенностей организма / Е.В. Лукина, О.М. Семочкина // Здоровье для всех. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Т. II, 2013. – С. 67-70.
13. Любимова З.В. Возрастная анатомия и физиология. В 2 т. Т. 1. Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата / З.В. Любимова, А.А. Никитина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.
14. Ляско Е.Е. Возрастная анатомия и психофизиология: учебник для вузов / Е.Е. Ляско, А.Д. Ноздрачев, Л.В. Соколова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 396 с.
15. Нежельской А.Н. Актуальные вопросы организации тренировочного процесса в атлетической гимнастике / А.Н. Нежельской, С.В. Сергиенко // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Сборник научных статей XIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Ч. 1, 2021. – С. 164-174.
16. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
17. Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для вузов / А. А. Зайцев [и др.] ; под общей редакцией А. А. Зайцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 137 с.
18. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.
19. Романов И.А. Организация учебного процесса по атлетической гимнастике для студентов / И.А. Романов // Вестник научных конференций, 2016. – № 1-5 (5). – С. 164-165.
20. Салангина Н.Я. Классификация форм внеурочной деятельности / Н.Я. Салангина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. – № 3. – С. 231-235.
21. Сидоров Д.Г. Теоретические и практические аспекты занятий атлетической гимнастикой. Организационно-методические основы: учебно-методическое пособие / Д.Г. Сидоровю – Н.Новгород: ННГАСУ, 2022. – 69 с.
22. Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации: монография / под ред. С.Д. Якушевой. – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. – 196 с.
23. Стеблецов Е. А. Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е. А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О. А. Григорьев ; под редакцией Е. А. Стеблецова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 308 с.
24. Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
25. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с.
26. Чепаков Е.М. Атлетическая гимнастика: учебное пособие для академического бакалавриата / Е.М. Чепаков. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.
27. Югова, Е.А. Возрастная анатомия и психофизиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.