Повышение познавательной активности учащихся на уроках физической культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 40 40 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Понятие «познавательная активность обучающихся» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательной активности школьников 9
1.3. Способы повышения познавательной активности школьников на уроках физической культуры 12
Выводы по главе I 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 17
2.1. Определение уровня познавательной активности школьников 17
2.2.Разработка и внедрение комплекса приемов по повышению уровня познавательной активности школьников на уроках физической культуры 23
2.3. Динамика развития познавательной активности школьников 27
Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Фрагмент для ознакомления

Прием - осуждение поступка в коллективе.Прием особенно эффективен, если обсуждение поступка провинившегося организуется по инициативе самих занимающихся.Этот прием эффективен еще и потому, что его воздействие на члена коллектива обычно дает больший результат, чем влияние на относительно изолированную личность. Опираясь на коллектив, мы постарались добиться того, чтобы против нарушителя установленного порядка активно выступали его ближайшие друзья.Используя метод поощрения на уроках физической культуры нами использовались приемы авансирования поощрением и побуждение доверием. Авансирование поощрением. Поощрение предоставляется тем, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, трудолюбие и дисциплинированность. Мы видели слабых учеников, которые временно потеряли уверенность в себе и не имеют авторитета в коллективе, но этот прием помогает им проявить себя, изменить мнение о себе товарищей и учителей и повлиять на них в нужном направлении.Побуждение доверием. Поощряется ребенок, который по разным причинам этого не заслуживает в данный момент. На уроках физической культуры мы использовали этот прием при проведении эстафет. В коллективе нашелся школьник, который недостаточно серьёзно относился к занятиям, нарушал режим занятий и считал себя сильнейшим в коллективе. Мы поставили его на один из самых первых и самых сложных этапов в эстафете. Он проигрывает этап, но благодаря усилиям товарищей по команде команда берет верх. Победители получают награды, а при подведении итогов отмечаются их трудолюбие, строгое соблюдение режима и скромность. Никто не говорит о неудачном выступлении одного из членов команды-победителя, включая его товарищей по команде.Таким образом, приемы определяют своеобразие методов работы учителя и школьников, придают индивидуальный характер их деятельности. Кроме того, с помощью представленных приемов можно обойти или минимизировать затруднение динамического процесса обучения и повысить эффективность познавательной деятельности школьниковна уроках физической культуры.2.3. Динамика развития познавательной активности школьниковС целью проверки эффективности нашей работы, мы провели повторную диагностику. Методика повторной диагностики совпадала с методикой первичной диагностики уровня развития познавательной деятельности учащихся. Наблюдение проводилось по тем же критериям и показателям. Результаты мы представили в таблице (табл. 2.3.1.), которая содержит в себе и сравнительный анализ с входной диагностики.Таблица 2.3.1. Сравнительный анализ наблюдения входной и контрольной диагностикиУчащиесяИСОНачальный этапИСОЭтап контроляАндрей Б.111низкий211низкийВиктория Б.121низкий221среднийПолина В.221средний222среднийЛюдмила В.122средний322среднийУльяна Г.333высокий333высокийГеоргий Г.222средний322среднийАртем Г.111низкий221среднийМария Е.333высокий333высокийЕкатерина Ж.221средний332высокийМихаил Ж.111низкий111низкийЕкатерина З.122средний222среднийИрина К.221средний233высокийПолина К.122средний222среднийЕгор К.122средний322среднийЕкатерина К.122средний322среднийСемен Л.111низкий112низкийДарья Н.333высокий333высокийСофья Н.111низкий112низкийАртем П.332высокий332высокийЕкатерина П.333высокий333высокийКсения Р.122средний333высокийГригорий С.111низкий111низкийСимона С.111низкий111низкийНикита Т.211низкий221среднийАлена Т.121низкий122среднийЛев Ф.332высокий332высокийИван Ф.121низкий221среднийИз таблицы видно, что у некоторых учащихся повысился уровень активности, теперь низкий уровень класса составляет 6 человек (22 %), средний уровень - 12 человек (45 %) и высокий уровень 9 человек(33 %).Результаты анкетирования с использованием методики Н. Г. Лускановой представлены в таблице 3.3.2., таблица также содержит в себе результаты констатирующего этапа эксперимента.Таблица 3.3.2.Результаты анкетирования на констатирующем и контрольном этапах экспериментаУчащиесяОбщий балл на констатирующем этапе экспериментаОбщий балл на контрольном этапе экспериментаАндрей Б.517Виктория Б.711Полина В.1726Людмила В.1921Ульяна Г.2930Георгий Г.1626Артем Г.1114Мария Е.2929Екатерина Ж.2222Михаил Ж.07Екатерина З.2126Ирина К.2028Полина К.1826Егор К.2226Екатерина К.1118Семен Л.35Дарья Н.2530Софья Н.69Артем П.2929Екатерина П.3030Ксения Р.1926Григорий С.114Симона С.914Никита Т.714Алена Т.1322Лев Ф.2829Иван Ф.713Результаты таблицы показывают, что в ходе анкетирования уучащихся наблюдается рост степени выраженности мотивации к обучению.На основе приведенных выше таблиц можно составить итоговую сравнительную таблицу (таблица 3.3.3.) по определению изменений уровней познавательной активности после внедрения приемов на уроках физической культуры.Таблица 3.3.3. Уровни познавательной активности на разных этапах диагностированияТаблица 2.1.4УчащиесяИтоговый уровень на констатирующем этапе экспериментаИтоговый уровень на контрольном этапе экспериментаАндрей Б.низкийнизкийВиктория Б.низкийсреднийПолина В.среднийсреднийЛюдмила В.среднийсреднийУльяна Г.высокийвысокийГеоргий Г.среднийсреднийАртем Г.низкийсреднийМария Е.высокийвысокийЕкатерина Ж.среднийвысокийМихаил Ж.низкийнизкийЕкатерина З.среднийсреднийИрина К.среднийвысокийПолина К.среднийсреднийЕгор К.среднийсреднийЕкатерина К.среднийсреднийСемен Л.низкийнизкийДарья Н.высокийвысокийСофья Н.низкийнизкийАртем П.высокийвысокийЕкатерина П.высокийвысокийКсения Р.среднийвысокийГригорий С.низкийнизкийСимона С.низкийнизкийНикита Т.низкийсреднийАлена Т.низкийсреднийЛев Ф.высокийвысокийИван Ф.низкийсреднийТаким образом, после проведения формирующего этапа эксперимента у 9 детей, а это 33%, высокий уровень познавательной активности. Эти ученики сочетают присвоение цели деятельности и самостоятельный выбор способов и средств ее достижения. Ученики находят необходимые пути решения познавательных задач и стремятся к интеллектуальным достижениям.12 детей (45%) имеют средний уровень познавательной активности. Эти ученики обладают большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. При возникновении затруднений в выполнении упражнений дети не теряют эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий выполнения упражнений и, получив совет, выполняют упражнения до конца, это указывает на интерес ребенка к этой деятельности, и стремление искать пути решения проблемы, но вместе со взрослым.У 6 детей низкий уровень познавательной активности, что составляет 22% учащихся. Школьники не проявляют инициативы и самостоятельности в процессе выполнения упражнений, теряют к ним интерес при столкновении с трудностями и не задают вопросов. Им необходимо пошаговое объяснение условий выполнения упражнений, их демонстрация, также они постоянно отвлекаются. Таким образом, мы составили сравнительную диаграмму уровней познавательной активности на начальном и заключительном этапах.Сравнительная диаграмма уровней познавательной активности на констатирующем и контрольном этапах представлена на рисунке 3.3.Рисунок 3.3. Уровни познавательной активности на констатирующем и контрольном этапах диагностированияПроанализировав результаты методик на контрольном этапе, изучив показатели сравнительной диаграммы, можно констатировать, что уровень познавательной активности учеников 5 класса повысился за счет внедрения методическихприемов в учебный процесс.Выводы по главе IIС целью выявления уровня развития познавательной активности у школьников было проведено исследование на базе МАОУ Лицея №7 г. Черняховска.В эксперименте приняли участие 27 учащихся 5-х классов, из них 11 мальчиков и 16 девочек.Основная цель проведения диагностики на начальном этапе – определение уровня познавательной активности школьников в ходе учебной деятельности. Для диагностики были выбраны те методы, с помощью которых можно определить проявление познавательной деятельности: метод педагогического наблюдения, анкетирование.Проведенный анализ результатов исследованияпоказал, что уровень познавательной активности школьников недостаточен для полноценного процесса обучения и всестороннего развития ученика. На основе полученных результатов мы разработали приемы по повышению познавательной активности школьников на уроках физической культуры: прием «случайного получения информации о своем поведении», приемы «косвенного воздействия; подставки и перспективы; включения неожиданных трудностей; отвлечения», воздействие собственным авторитетом, «Педагогическое подключение», прием «парадокс», прием - «инсценировка», прием «осуждения проступка в коллективе», прием «авансирование поощрением», «Побуждение доверием». С целью проверки эффективности нашей работы, мы провели повторную диагностику.Проанализировав результаты исследования, мы можем констатировать, что уровень познавательной активности учеников 5 класса повысился за счет внедрения методическихприемов в учебный процесс.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновной целью работы было изучение особенностей развития познавательной активности школьников на уроках физической культуры.Для достижения поставленной цели поэтапно реализовывались все теоретические и практические задачи: изучена психолого-педагогическая литература, подобраны диагностические методики исследования познавательной активности учащихся, проанализированы результаты диагностики познавательной активности школьников, разработаны приемы развития познавательной активности учащихся на уроках физической культуры, выявлена эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы установили, что познавательная активность представляет собой действие эмоционального отношения учащегося к процессу и результату познания. Это проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прикладывая наибольшее количество волевых усилий, энергии в умственном труде.Важным элементом в повышении познавательной активности учащихся является вовлечение их в активную деятельность на уроках физической культуры. Это может быть достигнуто через разнообразные игры, упражнения, которые позволяют учащимся расслабиться и одновременно получить новые знания о своем теле и здоровье.Важно также отметить, что для повышения познавательной активности учащихся необходимо создать благоприятную атмосферу на уроке, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно и заинтересованно. Учитель физкультуры должен адаптировать свои методики под индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы мотивировать их к активному участию в уроках.Разработанное содержание педагогических приемов в практической части позволяет повысить познавательную активность, а именно мотивацию и интерес к процессу обучения, развить творческое и логическое мышление, умение оценивать свою деятельность и искать пути решения проблем.Таким образом, повышение познавательной активности учащихся на уроках физической культуры – важная задача современного образования, которая требует внимания и творческого подхода со стороны педагогов. Совершенствуя свои методики работы, учителя физкультуры могут помочь учащимся полностью раскрыть свой потенциал и научиться ценить здоровье и активный образ жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.Виненко, В. И. Физкультуры. 5-11 классы. Годовые и рабочие планы-графики реализации программы / В.И. Виненко. - М.: Учитель, 2019. - 256 c.Деркунская, В.А. Интегративная познавательная деятельность / В.А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 568 c.Иванова, В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся. Исследовательские работы, занятия, проекты / В.Н. Иванова. - М.: Учитель, 2021. - 692 c.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.Китайгородская, Г.А. Активизация учебной деятельности / Г.А. Китайгородская. - М.: Московского университета, 2021. - 175 c.Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.Лыскова, В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / В.Н. Лыскова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2021. - 192 c.Макотрова, Г. В. Использование сети Интернет в познавательной деятельности: культурологический подход / Г.В. Макотрова. - М.: Флинта, 2021. - 936 c.Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2019. - 495 c.Наумов, Ю.С. Активизация познавательной деятельности учащихся / Наумов Ю.С. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2021. - 168 c.Пасечник, В.В. Индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся. Пособие для учителя / В.В. Пасечник. - Москва: СПб.: Питер, 2020. - 462 c.Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2019. - 876 c.Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2021. - 615 c.Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2019. - 88 c.Семаго, Н. Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2020. - 986 c.Сластникова, М.В. Управление познавательной деятельностью учащихся / М.В. Сластникова. - М.: Учитель, 2019. - 908 c.Черкашина, Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т.Н. Черкашина. - М.: Учитель, 2021. - 748 c.Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2019. - 256 c.Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2019. - 640 c.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Анкета Н.Г. ЛускановойПриложение 2Таблица 2.1.2.Результаты обработки анкетирования на первичном этапе диагностированияУчащиесяОбщий баллУровень мотивации к учениюАндрей Б.5низкийВиктория Б.7низкийПолина В.17среднийЛюдмила В.19среднийУльяна Г.29высокийГеоргий Г.16среднийАртем Г.11низкийМария Е.29высокийЕкатерина Ж.22среднийМихаил Ж.0низкийЕкатерина З.21среднийИрина К.20среднийПолина К.18среднийЕгор К.22среднийЕкатерина К.11низкийСемен Л.3низкийДарья Н.25высокийСофья Н.6низкийАртем П.29высокийЕкатерина П.30высокийКсения Р.19среднийГригорий С.1низкийСимона С.9низкийНикита Т.7низкийАлена Т.13низкийЛев Ф.28высокийИван Ф.7низкийПриложение 3Таблица 2.1.3.Обработка результатов наблюденияУчащиесяИнициативностьСамостоятельностьОтвлекаемостьУровеньАндрей Б.111низкийВиктория Б.121низкийПолина В.221среднийЛюдмила В.122среднийУльяна Г.333высокийГеоргий Г.222среднийАртем Г.111низкийМария Е.333высокийЕкатерина Ж.221среднийМихаил Ж.111низкийЕкатерина З.122среднийИрина К.221среднийПолина К.122среднийЕгор К.122среднийЕкатерина К.122среднийСемен Л.111низкийДарья Н.333высокийСофья Н.111низкийАртем П.332высокийЕкатерина П.333высокийКсения Р.122среднийГригорий С.111низкийСимона С.111низкийНикита Т.211низкийАлена Т.121низкийЛев Ф.332высокийИван Ф.121низкий

1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.
2. Виненко, В. И. Физкультуры. 5-11 классы. Годовые и рабочие планы-графики реализации программы / В.И. Виненко. - М.: Учитель, 2019. - 256 c.
3. Деркунская, В.А. Интегративная познавательная деятельность / В.А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 568 c.
4. Иванова, В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся. Исследовательские работы, занятия, проекты / В.Н. Иванова. - М.: Учитель, 2021. - 692 c.
5. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
6. Китайгородская, Г.А. Активизация учебной деятельности / Г.А. Китайгородская. - М.: Московского университета, 2021. - 175 c.
7. Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.
8. Лыскова, В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / В.Н. Лыскова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 192 c.
9. Макотрова, Г. В. Использование сети Интернет в познавательной деятельности: культурологический подход / Г.В. Макотрова. - М.: Флинта, 2021. - 936 c.
10. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2019. - 495 c.
11. Наумов, Ю.С. Активизация познавательной деятельности учащихся / Наумов Ю.С. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 168 c.
12. Пасечник, В.В. Индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся. Пособие для учителя / В.В. Пасечник. - Москва: СПб.: Питер, 2020. - 462 c.
13. Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2019. - 876 c.
14. Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2021. - 615 c.
15. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2019. - 88 c.
16. Семаго, Н. Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2020. - 986 c.
17. Сластникова, М.В. Управление познавательной деятельностью учащихся / М.В. Сластникова. - М.: Учитель, 2019. - 908 c.
18. Черкашина, Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т.Н. Черкашина. - М.: Учитель, 2021. - 748 c.
19. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2019. - 256 c.
20. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2019. - 640 c.