Роль медицинского персонала в вакцинации детей
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 04.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК 5
1.1.Организация работы прививочного кабинета и формирование плана вакцинации 5
1.2. Тактика сестринского персонала в подготовке детей к вакцинации 9
1.3. Подготовка сестринского персонала к работе по вакцинации детей 15
ГЛАВА 2. РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ВАКЦИНАЦИИ ДЕТЕЙ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 21
2.1. Методы и методики исследования 21
2.2. Анализ экспериментальных данных 24
2.3. Рекомендации по повышению эффективности работы сестринского персонала в процессе подготовки детей к вакцинированию 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
В ходе опроса взрослыевыбирали один из предложенных вариантов ответа, а также предоставляли личные ответы на вопросы открытого типа. Анкета представлена в Приложении.2.2. Анализ экспериментальных данныхОпрос охватил 104 респондента. Социальный портрет таков: большая часть родителей относится к возрастной категории от 20 до 31 года, или 59%, в возрасте от 31 до 40 лет – 38% и от 41 до 50 лет – 3% (Рис. 1). Результаты дальнейшего анкетирования демонстрируют, что молодые родители (до 30 лет) чаще подписывают отказ от вакцинации. Мы установили, что 66,3% родителей имеют одного ребенка, 25% – двоих детей, а 8,7% – троих и более детей. Рис. 1 Распределение родителей по возрастамУровень образования: ¾ родители имеют высшее образование, четверть среднее профессиональное. Анкетируемые с высшим образованием имеют более лояльно относятся к прививкам, имеют более глубокое представление о необходимости этой процедуры для своих детей, у них более сформировано понимание значимостивакцинопрофилактики, как средства борьбы с инфекционными заболеваниями.При исследовании частоты случаев интеркуррентных болезней было установлено, что 30% детей обладают высокой иммуннойустойчивостью и практически не болеют, 35% - изредка болеют простудными заболеваниями (1 -3 раза в год), от 3 до 5 раз в год болеют – 12%, остальные 23% - относятся к категории частоболеющих детей (более 5 раз в год). (Рис. 2).Рис. 2 Частота интеркуррентных заболеваний у детейСогласно сведениям родителей, 86,5% дети здоровы, а остальные – 13,5% состоят на диспансерном учете у специалистов по хроническим неврологическим, нефрологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям.Исходя из результатов анкетирования, можно утверждать, что вакцинация, по мнению большинство респондентов, является эффективной и целесообразной профилактической мерой. Так, большая часть родителей (80%) поддерживают проведение вакцинации. Эта группа родителей положительно относится к вакцинации, в том числе вакцинированы сами и делают все профилактические прививки своим детям. Однако 12% родителей высказались негативно, отказываясь от прививок, а 8% – окончательно не определилось со своим мнением, но детей прививают. (Рис. 3) Такой относительный низкий процент негативного отношения респондентов к вакцинации можно объяснить следующим образом: нами были опрошены родители на педиатрическом приеме, т.е. те, которые регулярно посещают поликлинику и проходят профилактические осмотры, однако, как было указано выше, основную долю отказов дают родители с низкой медицинской активностью.Рис. 3 Отношение родителей к вакцинопрофилактикеИзвестно, что при формировании общественного мнения по любому вопросу важен выбор источника информации. Оказалось, что в большинстве случаев респонденты получают информацию о профилактических прививках от медицинских работников. Это означает, что родители с большей вероятностью доверяют информации о прививках, полученной от врача. Также установлено, что 63% - из социальных сетей, 41% - из интернет-ресурсов, а остальные 11% из СМИ. По данным видно, что значимость социальных сетей как источника информации о вакцинопрофилактики значимая, особенно для молодых родителей. Кроме того, иногда социальные сети могут иметь решающее значение при принятии решения о том, стоит ли делать прививку.Согласно опросу 88% детей привиты согласно Национальному календарю прививок, однако только 35% - из них имеют сезонную вакцинацию от гриппа, но, к сожалению, 12% - отказываются прививать своих детей. Так, многие респонденты стараются прививать своих детей в соответствии с Национальным календарем прививок, потому что понимают важность профилактики от инфекций. Но, к сожалению, как мы видим, далеко не все родители понимают, почему так важно иметь иммунитет против гриппа, так как нередко отмечаются осложнения этой инфекции, снижение иммунологической реактивности и увеличение частоты респираторных заболеваний.Рис. 4 Охват вакцинацией по национальному календарю прививокПринимая во внимание полученные данные по охвату вакцинацией, решили уточнить причины отказов от прививок, и оказалось, что: наличие медицинского отвода (порок сердца, аутизм) – 2 случая; частые заболевания и сложность выбора срока вакцинации – 3; боязнь побочных эффектов на прививку – 4; мнение о неэффективности вакцины – 3 и по религиозным убеждениям – 1.Если рассматривать вопрос о возможности расширения Национального календаря профилактических прививок, то следует учитывать, что 41,3% респондентов считают целесообразным введение вакцинации против ротавирусной инфекции, 29,3% респондентов отметили необходимость введения вакцинации против клещевого энцефалита, 23% респондентов отметили, что целесообразно включить вакцинацию против вируса ветряной оспы в календарь профилактических прививок. Необходимость внесения в календарь прививки против вирусного гепатита А отметили 20% родителей, а 14,4% проголосовали за внедрение прививки против менингококковой инфекции.Рис. 5 Дополнительная вакцинация от инфекций, которые не входят в национальный календарь прививокДалее в ходе опроса 54,8% респондентов указали, что не наблюдали у своих детей никаких поствакцинальных реакций после профилактических прививок. У остальных они были слабо или умеренно выражены. Следует отметить, что некоторые поствакцинальные реакции, вызывающие беспокойство родителей, являются нормальной реакцией организма ребенка на введение иммунопрепарата. К ним относятся, например, умеренные местные реакции (покраснение и небольшой отек в месте укола), возникновение которых отметили 38,3% респондентов. На умеренное повышение температуры тела указали 61,7% опрошенных.Местом проведения вакцинации 78% родителей выбрали государственную детскую поликлинику, 12% - частную клинику, а 10% делают прививки как в поликлинике, так и дополнительно в частном центре. Важно, что, несмотря на развитие частных медицинских центров, обеспечивающих вакцинацию, большинство родителей прививают своих детей в государственных медицинских организациях.Рис. 6 Место проведения вакцинации детямВ ходе опроса также выяснили, 77% родители думают, что широкое проведение вакцинации нужно детям, 6% говорят, что это не обязательно, а 17% высказались, что, если только ребенок полностью здоров. Для того чтобы расширить знания по вакцинопрофилактике, респонденты считают необходимым получить дополнительную информацию, и 39% опрошенных родителей нуждаются в ней. Наиболее востребованной является информация о возможных прививочных реакциях и осложнениях – 84%, подготовке ребенка к вакцинации - 64%, а также сроках, последовательности проведения иммунизации - 48%.Когда мы задали вопрос, в какой форме они хотели бы получить данную информацию, наиболее востребованными оказались: памятки (58,5%), устная беседа (34,1%) и социальные сети (24,4%).При оценке удовлетворенности родителей пациентов качеством прививочной работы в поликлинике и графиком прививочного кабинета. Установлено, что 75% - полностью удовлетворены, однако ¼ часть опрошенных родителей частично удовлетворены работой детской поликлиники по вопросам информированности родителей о вакцинопрофилактике детского населения.Рис. 7 Удовлетворённость родителей качеством прививочной работы в поликлинике2.3. Рекомендации по повышению эффективности работы сестринского персонала в процессе подготовки детей к вакцинированиюТаким образом, полученные в результате проведенного исследования данные позволили сделать следующие выводы: 1. Большинство родителей одобряют проведение профилактических прививок. 2. Отказы от вакцинации чаще всего связаны с отрицательными данными в средствах массовой информации, из-за религиозных соображений, а также сомнения родителей в эффективности вакцин. 3. Неполная приверженность вакцинации диктует необходимость формирования у медперсонала активной профессиональной позиции к иммунопрофилактике в отношении работы с родителями пациентов. 4. Основными проблемами, возникающие у медперсонала при организации прививочной работы в Поликлиническом отделении № 5 являются: низкая медицинская активность родителей: отсутствие регулярного диспансерного наблюдения ребенка в поликлинике, игнорирование профилактических осмотров; пропуск вакцинации из-за временного медицинского отвода (по поводу острого заболевания); Недостаток времени на санитарно-просветительскую работу на участке; Пересечение потоков пациентов на приеме из-за загруженности педиатрических участков.Для решения выявленных в ходе исследования проблем нами были разработаны и предложены следующие рекомендации:1. Расширить научные исследования по организации прививочной работы медицинского персонала у детей 1 года жизни. 2. Усилить санитарно-просветительную работу по тематике специфической профилактики инфекционных заболеваний: организовать в кабинете здорового ребенка с родителями занятия в поликлинике Санитарно-просветительная работа с родителями в кабинете здорового ребенка по тематике «Родителям о прививках». Задачи: - Ознакомление родителей с основными профилактическими мерами вирусных заболеваний. - Мотивировать родителей принимать меры по профилактике различных заболеваний с помощью вакцинации. Методы: лекция. Наглядность: памятка для родителей. Ожидаемые результаты: увеличить количество плановых вакцинаций, проводимых в поликлинике. План предполагаемых лекций: Инфекционные заболевания в современном мире, их влияние на здоровье ребенка и взрослого; Возможности профилактики инфекций: специфическая и неспецифичная, их особенности и эффективность. Вакцинация в историческом контексте; Национальный календарь прививок в России: почему именно эти инфекции, перспективы расширения перечня вакцин на основании международного опыта; Подготовка к вакцинации здорового ребенка и ребенка с отклонениями в состоянии здоровья. Противопоказания (постоянные и временные). Обеспечение безопасности во время проведения профилактических прививок; Особенности течения постпрививочного периода. Поствакцинальные осложнения и прививоочные реакции: в чем разница. Алгоритм действия3. внедрить в работу на участках памятки для родителей по подготовке к прививкам и возможным прививочным реакциям4. На сайте поликлиники разместить разделы с актуальной информацией, касающейся вакцинации: распространение инфекционных заболеваний в мире, РФ и РТ (с иллюстрациями на основе реальных случаев из жизни), как обезопасить себя от этих инфекций, почему нужно вакцинировать своих детей (о методах вакцинации и подготовке ребенка к прививкам), а также о возможных реакциях на введение вакцины. 5. Желательно организовать на сайте поликлиники раздел вопрос/ответ по прививочной работе, чтобы родители могли получить ответы в индивидуальном порядке. 6. В социальных сетях привлечь позитивных родителей к активной пропаганде вакцинации: размещение положительного опыта вакцинации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВакцинопрофилактика является одним из наиболее благотворных вкладов медицинской науки в общественное здравоохранение. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время иммунизация помогает предотвратить примерно 2-3 миллиона смертей в год. Было доказано, что вакцинация максимально снижает риск младенческой смертности. Успешное проведение профилактических прививок зависит как от качества выпускаемых бактерийных и вирусных препаратов, так и от правильной организации вакцинации у детей. Следует подчеркнуть, что эффективность профилактики инфекционных заболеваний с помощью вакцинопрофилактики во многом ещё зависит от уровня охвата вакцинацией. Установлено, что значительное снижение заболеваемости и смертности от детских инфекций возможно только при иммунизации 80-95% детского населения. Но, к сожалению, в мире насчитывается 24 млн. детей грудного возраста, которые не вакцинированы. Для этого есть много причин, в том числе низкое финансирование систем здравоохранения в некоторых странах. В то же время по всему миру распространяется антипрививочное движение, среди причин которого – недостаток информации и знаний среди населения, низкая общая культура и множество подчас абсурдных заблуждений. Под действием давления антипрививочников одни родители решают не вакцинировать своих детей, а другие выбирают альтернативный график прививок – с переносом вакцинацию на старший возраст. Первые ставят под угрозу здоровье своих детей не только в раннем детстве, но и в течение дальнейшей жизни. Вторые также создают дополнительный риск для своих детей, поскольку альтернативный график не обеспечивает защиту от инфекций в наиболее восприимчивом возрасте, когда многие инфекционные заболевания угрожают развитием серьезных осложнений. При этом родители вообще не представляют реальных опасностей для здоровья непривитого ребенка. Особенно на 1-м году жизни организм ребенка более уязвим к внешним факторам окружающей среды и требует максимальной защиты. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится работа в области санитарного просвещения родителей и пациентов в вопросах профилактической эффективности вакцин и их безопасности. Особое место в этом процессе принадлежит медицинской сестре педиатрического участка. Они являются специалистами, ответственными за организацию вакцинопрофилактики. Правильная активная иммунизация детского населения и качественная организация прививочной работы в детских поликлиниках (отделениях) способствуют формированию специфического иммунитета у детей и, как следствие, приводят к укреплению их здоровьяСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ