Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей 5
1.1 Роль мелкой моторики в развитии детей 5
1.2 Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи 8
1.3 Методы использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи 10
Глава 2. Эксперементальная работа по развитию мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Изучение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста 15
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр 19
Заключение 30
Список литературы 32
Методика контрольного эксперимента соответствовала методике наблюдательного эксперимента.Повторная диагностика уровней развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста после нашего тренировочного эксперимента позволила определить следующую динамику. Результаты фоновой диагностики дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблицах 7-8 (приложение 3)[18].Рассмотрим подробнее особенности качества выполнения каждого задания детьми среднего дошкольного возраста. Все дети ЭГ и дошкольники 4 КГ справились с первым заданием самостоятельно, остальные дети КГ – после нескольких повторений и с помощью педагога. Со вторым заданием дети 9 ЭГ и 4 КГ справились самостоятельно, дети 4 КГ справились с помощью педагога, дети 2 КГ с заданием не справились.С третьим заданием дети 6 ЭГ и 3 КГ справились самостоятельно, дети 4 ЭГ и 2 КГ – с помощью педагога, остальные дети дошкольного возраста не справились даже после многократного повторения задания. задание. помощь учителя. Дети 4 ЭГ и 3 ребенка в КГ справились с четвертым заданием самостоятельно, дошкольники 5 дошкольников в ЭГ и 1 в КГ справились с этим заданием с помощью педагога, 1 ребенок ЭГ и 6 детей из КГ не справились с заданием.Были трудности с изменением фазы движений и группировкой пальцев в щепотку. При выполнении пятого задания по 4 ребенка ЭГ и 2 дошкольника КГ справились самостоятельно, 5 детей ЭГ и 2 КГ не справились самостоятельно, только с помощью педагога. Остальные дошкольники ЭГ (1,55 детей) и КГ (6 детей) не справились с заданием даже при помощи педагога. Были трудности с изменением фазы движений.С помощью педагога с шестым заданием справились двое детей из каждой группы, 4 дошкольника ЭГ и 2 КГсмогли правильно выполнить это упражнение даже с помощью взрослого. 4 ребенка ЭГ и 6 в КГ не смогли выполнить это задание, а в КГ некоторые дети вообще отказались его выполнять. Самостоятельно собрать бусинки смогли 2 ребенка ЭГ и 1 в КГ, после повторного показа - по 4 ребенка в ЭГ и 2 в КГ.Остальные дошкольники ЭГ (4 ребенка) и КГ (7 детей) не справились с заданием даже при помощи педагога. Обобщенный балл по каждому заданию позволил выделить следующие уровни сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (табл. 9) (приложение 4)[18].Таким образом, детальный анализ результатов всех заданий привел нас к выводу, что на контрольном этапе эксперимента у детей среднего дошкольного возраста выявлен высокий уровень мелкой моторики у 6 детей (60%), в среднем – у 4 дошкольника (40%). Низкий уровень сформированности мелкой моторики рук на этапе контрольного эксперимента у этой группы дошкольников не выявлен. Процентное распределение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста показано в таблице 10 (приложение 4)[18].Полученные данные иллюстрируются схемой на рисунке 7[18].Рис. 7. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (контрольный эксперимент)Для определения эффективности проведенной работы мы сравнили результаты первичной и заключительной диагностики. Наглядно сравнительные результаты наблюдательного и контрольного экспериментов в ЭГ детей среднего дошкольного возраста представлены на схеме на рисунке 8[18].Рис. 8. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ на констатирующем и контрольном этапах экспериментаВ КГ обобщенный подсчет баллов за каждое задание позволил выявить следующие уровни сформированности мелкой моторики рук у дошкольников (табл. 11) (приложение 5)[18].Таким образом, проанализировав результаты выполнения всех заданий, мы пришли к выводу, что на контрольном этапе эксперимента у детей среднего дошкольного возраста КГ высокий уровень сформированности мелкой моторики рук выявлен у 3 дошкольников (30% ), средний – также у 2 детей (20%), низкий – у 5 детей (50%). Процентное распределение мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста КГ показано в таблице 12 (приложение 5)[18].Полученные данные иллюстрирует схема на рисунке 9[18].Рис. 9. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (контрольный эксперимент)Наглядно сравнительные результаты наблюдения и контрольных экспериментов в КГ детей дошкольного возраста представлены на схеме на рисунке 10[18].Рис. 10. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ на констатирующем и контрольном этапах экспериментаПодводя итоги, можно сказать, что после опыта тренировок наметилась положительная динамика в формировании мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ, тогда как в КГ результаты практически не изменились. Результаты свидетельствуют об успешности проведенной работы по формированию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследования показывают, что пальчиковые игры играют значительную роль в развитии мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста. В процессе участия в таких играх дети развивают умение контролировать движения пальцев, улучшают координацию и силу мелких мышц, что важно для успешного освоения навыков письма и других моторных задач.Кроме того, пальчиковые игры стимулируют развитие речи у детей, поскольку они часто сопровождаются разговорами, песенками и историями. В процессе игры дети активно используют свои пальчики для иллюстрации понятий, что способствует расширению лексического запаса и развитию воображения.Так, пальчиковые игры представляют собой эффективное средство развития моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги и родители могут включать такие игры в образовательный процесс, чтобы содействовать всестороннему развитию детей, а также способствовать их учебной мотивации и социальной адаптации.Более тесное внедрение пальчиковых игр в образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста может способствовать их общему когнитивному развитию. Эти игры не только улучшают моторику и речь, но и способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления и творческого мышления у детей.Кроме того, пальчиковые игры являются важным инструментом для развития социальных навыков у детей. В процессе совместной игры они учатся сотрудничать, общаться, выражать свои мысли и чувства, что формирует основы социальной компетентности и эмоционального интеллекта.Таким образом, интеграция пальчиковых игр в педагогический процесс для детей старшего дошкольного возраста не только способствует их физическому и речевому развитию, но также благоприятно влияет на их общее когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. Важно продолжать исследования в этой области и активно применять пальчиковые игры в образовательной практике для максимальной пользы для детей.Интеграция пальчиковых игр в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста имеет потенциал стимулировать их учебный интерес и мотивацию. Игры с использованием пальчиков способствуют активному участию детей в процессе обучения, делая его более увлекательным и запоминающимся.Кроме того, пальчиковые игры могут быть прекрасным средством для индивидуализации обучения. Педагоги могут адаптировать такие игры под уровень каждого ребенка, учитывая его потребности и особенности развития, что способствует эффективному обучению и развитию каждого ребенка.В целом, пальчиковые игры представляют собой многофункциональный инструмент, способствующий всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста. Их включение в образовательный процесс может существенно улучшить качество обучения, а также способствовать развитию ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации детей в будущем.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова. // Молодой ученый. - 2021. - № 46 (232). - С. 274-277. 2. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова. // Молодой ученый. - 2021. - № 5 (64). - С. 495-497. 3. Гигирева, Е. В. Развитие воображения с помощью развития моторных навыков / Е. В. Гигирева. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 3 (6). - С. 12-14. 4. Гребнева, Т. В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. -СПБ : СатисЪ, 2021. - С. 58-62. 5. Доброва, Г. Р. Вариативность речевого развития детей / Г. Р. Доброва. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2021. – 264 c.6. Закоморная, О. П. Особенности развития речевого творчества современных дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций: монография / О. П. Закоморная. – М.: Русайнс, 2021. – 102 с.7. Ильинова, Л. Д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Л. Д. Ильинова. // Теория и практика образования в современном мире - СПБ : СатисЪ, 2020. - С. 72-74. 8. Логоша, Г. Е. Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша. Молодой ученый. - 2019. - № 46 (180). - С. 299-302. 9. Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева.// Молодой ученый. - 2020. - № 11.1 (145.1). - С. 44-47. 10. Пастухова, И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи / И. В. Пастухова.// Молодой ученый. - 2021. - № 10 (114). - С. 1370-1372. 11. Плотникова, К. М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / К. М. Плотникова. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. - № 2 (2). - С. 22-25. 12. Скобкина, О. А. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника / О. А. Скобкина. // Молодой ученый. - 2022. - № 50 (184). - С. 268-271. 13. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)./ В. В. Стерликова.– М. : ФЛИНТА, 2019. – 132 с.14. Сумнительный, К. Е. Развитие речи, навыков письма и чтения у детей дошкольников с помощью дидактических материалов./ К. Е. Сумнительный.– М.: Московский педагогический государственный университет [изд.], 2021. – 172 c.15. Третьякова, Е. В. Мелкая моторика и почему ее так важно развивать / Е. В. Третьякова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (355). - С. 284-286. 16. Часовских, А. В. Развитие мелкой моторики у детей / А. В. Часовских, С. А. Тетерева. // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 403-404. Электронные ресурсы17. Гашимова Р.С. Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-melkoy (06.03.2024). Загл. с экрана.18. ГБДОУ Детский сад № 79 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sadik79.ru/?ysclid=ltfmdhpll8634180450(06.03.2024). Загл. с экрана.19. Доктор Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон Гимнастика мозга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://waksoft.susu.ru/wp-content/uploads/2018/08/Doktor-Pol-I.-Dennison-i-Geyl-Dennison-Gimnastika-mozga.pdf (06.03.2024). Загл. с экрана.20. Плахотник Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motorik (06.03.2024). Загл. с экрана. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Таблица 1 Результаты диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (констатирующий эксперимент)ФИОЗадания12345671. Аня С.33333112.Игорь Г.22222113.Ваня Т.33333224.Катя И.22211115. Маша П.33331226. Витя Ф.22202117. Ира О. 22000008. Таня И.23111009. Оля Т.200000010 Павел Р.2200000Таблица 2 Результаты диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (констатирующий эксперимент)ФИО Задания12345671. Лиза Т.22222112.Саша П.22000003.Петя Р.23111004.Инга О.20000005. Аня Ш.22000006. Влад Ж.33333227. Илья Б.20211008. Света П.23332119. Кирилл Д.220100010 Юля Р3333322Приложение 2Таблица 3 Уровни сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (констатирующий эксперимент)ФИОКоличество балловУровень1. Аня С.17высокий2.Игорь Г.12средний3.Ваня Т.19высокий4.Катя И.10низкий5. Маша П.17высокий6. Витя Ф.10низкий7. Ира О. 4низкий8. Таня И.8низкий9. Оля Т.2низкий10 Павел Р.4низкийТаблица 4 Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (констатирующий эксперимент)УровниКоличество детейКоличество детейПроцентное соотношениеВысокий330%Средний110%Низкий660%Таблица 5 Уровни сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (констатирующий эксперимент)ФИОКоличество балловУровень1. Лиза Т.12средний2.Саша П.4низкий3.Петя Р.8низкий4.Инга О.2низкий5. Аня Ш.4низкий6. Влад Ж.19высокий7. Илья Б. 6низкий8. Света П.15средний9. Кирилл Д.5низкий10 Юля Р19высокийПриложение 3Таблица 6 Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (констатирующий эксперимент)Уровни Количество детейКоличество детейПроцентное соотношениеВысокий220%Средний220%Низкий660%Таблица 7 - Результаты диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (контрольный экспериментФИО Задания12345671. Аня С.33333222.Игорь Г.33333223.Ваня Т.33333334.Катя И.33322225. Маша П.33332336. Витя Ф.33313227. Ира О. 33221118. Таня И.33222119. Оля Т.322221110 Павел Р.3322211Таблица 8 - Результаты диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (контрольный эксперимент)ФИО Задания12345671. Лиза Т.22222222.Саша П.22111103.Петя Р.23111114.Инга О.21111105. Аня Ш.22111106. Влад Ж.33333337. Илья Б. 21211008. Света П.33332219. Кирилл Д.321110010 Юля Р3333332Приложение 4Таблица 9 - Уровни сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (контрольный эксперимент)ФИОКоличество балловУровень1. Аня С.19высокий2.Игорь Г.19высокий3.Ваня Т.21высокий4.Катя И.17высокий 5. Маша П.20высокий6. Витя Ф.17высокий7. Ира О. 13средний8. Таня И.14средний9. Оля Т.13средний10 Павел Р.14среднийТаблица 10 - Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста ЭГ (контрольный эксперимент)Уровни Количество детейКоличество детейПроцентное соотношениеВысокий660%Средний440%Низкий00%Приложение 5Таблица 11 - Уровни сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (контрольный эксперимент)ФИОКоличество балловУровень1. Лиза Т.12средний2.Саша П.4низкий3.Петя Р.8средний4.Инга О.2низкий5. Аня Ш.4низкий6. Влад Ж.19высокий7. Илья Б. 6низкий8. Света П.15высокий9. Кирилл Д.5низкий10 Юля Р19высокийТаблица 12 - Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста КГ (констатирующий эксперимент)Уровни Количество детейКоличество детейПроцентное соотношениеВысокий330%Средний220%Низкий550%
2. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова. // Молодой ученый. - 2021. - № 5 (64). - С. 495-497.
3. Гигирева, Е. В. Развитие воображения с помощью развития моторных навыков / Е. В. Гигирева. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 3 (6). - С. 12-14.
4. Гребнева, Т. В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. -СПБ : СатисЪ, 2021. - С. 58-62.
5. Доброва, Г. Р. Вариативность речевого развития детей / Г. Р. Доброва. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2021. – 264 c.
6. Закоморная, О. П. Особенности развития речевого творчества современных дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций: монография / О. П. Закоморная. – М.: Русайнс, 2021. – 102 с.
7. Ильинова, Л. Д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Л. Д. Ильинова. // Теория и практика образования в современном мире - СПБ : СатисЪ, 2020. - С. 72-74.
8. Логоша, Г. Е. Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша. Молодой ученый. - 2019. - № 46 (180). - С. 299-302.
9. Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева.// Молодой ученый. - 2020. - № 11.1 (145.1). - С. 44-47.
10. Пастухова, И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи / И. В. Пастухова.// Молодой ученый. - 2021. - № 10 (114). - С. 1370-1372.
11. Плотникова, К. М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / К. М. Плотникова. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. - № 2 (2). - С. 22-25.
12. Скобкина, О. А. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника / О. А. Скобкина. // Молодой ученый. - 2022. - № 50 (184). - С. 268-271.
13. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)./ В. В. Стерликова.– М. : ФЛИНТА, 2019. – 132 с.
14. Сумнительный, К. Е. Развитие речи, навыков письма и чтения у детей дошкольников с помощью дидактических материалов./ К. Е. Сумнительный.– М.: Московский педагогический государственный университет [изд.], 2021. – 172 c.
15. Третьякова, Е. В. Мелкая моторика и почему ее так важно развивать / Е. В. Третьякова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (355). - С. 284-286.
16. Часовских, А. В. Развитие мелкой моторики у детей / А. В. Часовских, С. А. Тетерева. // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 403-404.
Электронные ресурсы
17. Гашимова Р.С. Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-melkoy (06.03.2024). Загл. с экрана.
18. ГБДОУ Детский сад № 79 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sadik79.ru/?ysclid=ltfmdhpll8634180450(06.03.2024). Загл. с экрана.
19. Доктор Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон Гимнастика мозга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://waksoft.susu.ru/wp-content/uploads/2018/08/Doktor-Pol-I.-Dennison-i-Geyl-Dennison-Gimnastika-mozga.pdf (06.03.2024). Загл. с экрана.
20. Плахотник Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motorik (06.03.2024). Загл. с экрана.