Метод и методология научного познания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 27 27 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 06.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Сущность методов научного познания 5
2. Структура научного познания 11
3. Критерии и нормы научности 17
4. Границы научного метода 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления

Деловтом,чтоониинтуитивночувствуютподлинно-ипсевдонаучныйхарактерзнания,таккакориентируютсянаопределенныенормыиидеалынаучности,некиеэталоныисследовательскойработы.Вэтихидеалахинормахнаукивыраженыпредставленияоцеляхнаучнойдеятельностииспособахихдостижения.Хотяониисторическиизменчивы,всежевовсеэпохисохраняетсянекийинварианттакихнорм,обусловленныйединствомстилямышления,сформировавшегосяещевДревнейГреции.Егопринятоназыватьрациональным.Этотстильмышленияоснован,посути,надвухфундаментальныхидеях:природнойупорядоченности,т.е.признаниисуществованияуниверсальных,закономерныхидоступныхразумупричинныхсвязей;формальногодоказательствакакглавногосредстваобоснованностизнания.Врамкахрациональногостилямышлениянаучноезнаниехарактеризуютследующиеметодологическиекритерии:универсальность,т.е.исключениелюбойконкретики—места,времени,субъектаит.п.;согласованностьилинепротиворечивость,обеспечиваемаядедуктивнымспособомразвертываниясистемызнания;простота;хорошейсчитаетсятатеория,котораяобъясняетмаксимальноширокийкругявлений,опираясьнаминимальноеколичествонаучныхпринципов;объяснительныйпотенциал;наличиепредсказательнойсилы.Таким образом, указанные общиекритерииилинормынаучностивходятвэталоннаучногознанияпостоянно.Болеежеконкретныенормы,определяющиесхемыисследовательскойдеятельности,зависятотпредметныхобластейнаукииотсоциально-культурногоконтекстарождениятойилиинойтеории.4. ГраницынаучногометодаДостижениянаучногометодаогромныинеоспоримы.Сегопомощьючеловечествонебезкомфортаобустроилосьнавсейпланете,поставилосебенаслужбуэнергиюводы,пара,электричества,атома,началоосваиватьоколоземноекосмическоепространствоит.п.Есликтомуженезабывать,чтоподавляющаячастьвсехдостиженийнаукиполученазапоследниеполторысотнилет,тоэффектполучаетсяколоссальный—человечествосамымочевиднымобразомускоряетсвоеразвитиеспомощьюнауки.Иэто,возможно,тольконачало.Еслинаукаидальшебудетразвиватьсястакимускорением,какиеудивительныеперспективыожидаютчеловечество.Примернотакиенастроениявладелицивилизованныммиромв60—70-егодыXXв.Однакоближекегоконцублистательныеперспективынемножкопотускнели,восторженныхожиданийпоубавилосьидажепоявилосьнекотороеразочарование:собеспечениемвсеобщегоблагополучиянаукаявнонесправлялась.Сегодняобществосмотритнанаукукудаболеетрезво.Ононачинаетпостепенноосознавать,чтоунаучногометодаестьсвоииздержки,областьдействияиграницыприменимости.Самойнаукеэтобылоясноужедавно.ВметодологиинаукивопросограницахнаучногометодадебатируетсяпокрайнеймересовременИ.Канта.То,чторазвитиенаукинепрерывнонаталкиваетсянавсевозможныепреградыиграницы,естественно.Натоиразрабатываютсянаучныеметоды,чтобыихпреодолевать.Но,ксожалению,некоторыеизэтихграницпришлосьпризнатьфундаментальными.Преодолетьих,вероятно,неудастсяникогда.Однуизтакихграницочерчиваетнашопыт.Какникритикуйэмпиризмзанеполнотуилиодносторонность,исходнаяегопосылкавсе-такиверна:конечнымисточникомлюбогочеловеческогознанияявляетсяопыт(вовсехвозможныхформах).Аопытнашхотьивелик,нонеизбежноограничен,хотябывременемсуществованиячеловечества.Десяткитысячлетобщественно-историческойпрактики—это,конечно,немало,ночтоэтопосравнениюсвечностью?Иможнолизакономерности,подтверждаемыелишьограниченнымчеловеческимопытом,распространятьнавсюбезграничнуюВселенную?Распространять-то,конечно,можно,тольковотистинностьконечныхвыводоввприложенииктому,чтонаходитсязапределамиопыта,всегдаостанетсянеболеечемвероятностной.Спротивникомэмпиризма—рационализмом,отстаивающимдедуктивнуюмодельразвертываниязнания,положениенелучше.Ведьвэтомслучаевсечастныеутвержденияизаконытеориивыводятсяизобщихпервичныхдопущений,постулатов,аксиомипроч.Однакоэтипервичныепостулатыиаксиомы,невыводимыеи,следовательно,недоказуемыеврамкахданнойтеории,всегдачреватывозможностьюопровержения.Этоотноситсяиковсемфундаментальным,т.е.наиболееобщим,теориям.Таковы,вчастности,постулатыбесконечностимира,егоматериальности,симметричностиит.д.Нельзясказать,чтоэтиутверждениявовсебездоказательны.Онидоказываютсяхотябытем,чтовсевыводимыеизнихследствиянепротиворечатдругдругуиреальности.Новедьречьможетидтитолькообизученнойнамиреальности.Заеепределамиистинностьтакихпостулатовизоднозначнойпревращаетсяопять-такиввероятностную.Такчтосамиоснованиянаукинеимеютабсолютногохарактераивпринципевлюбоймоментмогутбытьпоколеблены.Другойпограничныйбарьернапутиквсемогуществунаукивозвеласамаприродачеловека.Загвоздкаоказаласьвтом,чточеловек—существомакромира(т.е.мирапредметов,сопоставимыхпосвоимразмерамсчеловеком).Исредства,используемыеученымивнаучномпоиске,—приборы,языкописанияипроч.—тогожемасштаба.Когдажечеловексосвоимимакроприборамиимакропредставлениямиореальностиначинаетштурмоватьмикро-илимегамир,тонеизбежновозникаютнестыковки.Нашимакропредставлениянеподходяткэтиммирам,никакихпрямыханалоговпривычнымнамвещамтамнет,ипотомусформироватьмакрообраз,полностьюадекватныймикромиру,невозможновпринципе.Длянас,кпримеру,всеэлектроныодинаковы,онинеразличимынивкакомэксперименте.Возможно,чтоэтоинетак,ночтобынаучитьсяихразличать,надосамомучеловекустатьразмеромсэлектрон.Аэтовродебыневозможно.Такимобразом,наш«познавательныйаппарат»припереходекобластямреальности,далекимотповседневногоопыта,теряетсвоюнадежность.Ученые,казалосьбы,нашливыход:дляописаниянедоступнойопытуреальностиониперешлинаязыкабстрактныхобозначенийиматематики.Чтотакое,например,«аромат»или«цвет»кварка—совершенноопределенныефизическиепонятия?Этонекиефизическиесостояниясубэлементарныхчастиц,которымсоответствуютопределенныематематическиепараметры.Большеонихничегосказатьнельзя.Реальностьсузиласьдоматематическихформул.Иделонетольковтом,чтоэтонеслишкомудобно:представьтесебе,чтофразу«солнцевсходитизаходит»пришлосьбыпередаватьокружающимспомощьюсистемыньютоновскихуравнений.Сложностьситуациивтом,чтосамилогикаиматематикародомизпривычногонаммакромира.Натех«этажах»реальности,докоторыхсумелдобратьсяученыймир,ониработают.Авотсработаютлинаследующих—нефакт.Следующуюпограничнуюполосунаукасоорудиласебесама.Мыпривыкликвыражениямтипа:«наукарасширяетгоризонты».Это,конечно,верно.Нонеменееверноиобратноеутверждение:науканетолькорасширяет,ноизначительносужаетгоризонтычеловеческоговоображения.Любаятеория,разрешаяодниявления,какправило,запрещаетдругие.Классическаятермодинамиказапретилавечныйдвигатель,теорияотносительностиналожиластрожайшийзапретнапревышениескоростисвета,генетиканеразрешаетнаследованиеприобретенныхпризнаковит.п.К.Поппердажеотважилсянаутверждение:чембольшетеориязапрещает,темоналучше.Открываячеловекубольшиевозможности,наукаодновременнопроявляетиобластиневозможного.Ичемболееразвитанаука,тембольше«площадь»этихзапрещенныхобластей.Науканеволшебница.Ихотямечтать,какговорится,невредно,делатьэторекомендуетсяисключительновразрешенныхнаукойнаправлениях.Инаконец,ещеоднозначимоеограничениепотенциаланаучногометодасвязаносегоинструментальнойпосутиприродой.Научныйметод—инструментврукахчеловека,обладающегосвободойволи.Онможетподсказатьчеловеку,какдобитьсятогоилииногорезультата,ноонничегонеможетсказатьотом,чтоименнонадочеловекуделать.Человечествозадвапоследнихстолетиянастолькоукрепилосьвсвоемдовериикнауке,чтосталоожидатьотнеерекомендацийпрактическинавсеслучаижизни.Ивомногомэтиожиданияоправдываются.Наукаможетсущественноподнятькомфортностьсуществованиячеловека,избавитьегоотголода,многихболезней,дажеклонироватьчеловекаужепочтиготова.Оназнаетилибудетзнать,какэтосделать.Авотвоимячеговсеэтонадоделать,чтовконечномсчетехочетчеловекутвердитьнаЗемле—этивопросывнекомпетенциинауки.Наука—рассказотом,чтовэтоммиреестьичтовпринципеможетбыть.Авототом,что«должнобыть»всоциальном,конечно,мире,онамолчит.Этоужепредметвыборачеловека,которыйондолженсделатьсам.Научныхрекомендацийздесьбытьнеможет.Таким образом,точныеграницынаучногометодапокаещеразмыты,неопределенны.Ното,чтоониесть,несомненно.Этонетрагедияинеповодлишатьнаукудоверия.Этовсеголишьпризнаниефакта,чтореальныймиргораздобогачеисложнее,чемегообраз,создаваемыйнаукой.ЗаключениеДлянаучногопознанияхарактерноналичиедвухуровней:эмпирическогоитеоретического.Наэмпирическомуровнепреобладаетживоесозерцание(чувственноепознание),рациональныймоментиегоформы(суждения,понятияидр.)здесьприсутствуют,ноимеютподчиненноезначение.Поэтомуобъектисследуетсяпреимущественнососторонысвоихвнешнихсвязейиотношений,доступныхживомусозерцанию.Сборфактов,ихпервичноеобобщение,описаниенаблюдаемыхиэкспериментальныхданных,ихсистематизация,классификацияиинаяфактофиксирующаядеятельность—характерныепризнакиэмпирическогопознания.Спецификутеоретическогонаучногопознанияопределяетпреобладаниерациональногомомента—понятий,теорий,законовидругихформи«мыслительныхопераций».Живоесозерцаниездесьнеустраняется,астановитсяподчиненным(нооченьважным)аспектомпознавательногопроцесса.Теоретическоепознаниеотражаетявленияипроцессысостороныихуниверсальныхвнутреннихсвязейизакономерностей,постигаемыхспомощьюрациональнойобработкиданныхэмпирическогознания.Этаобработкавключаетвсебясистемуабстракций«высшегопорядка»,таких,какпонятия,умозаключения,законы,категории,принципыидр.Формыпознаниясвязанныссовершенствованиемиразвитиемпонятийногоаппаратанаукиинаправленонавсестороннеепознаниереальностивеесущественныхсвязяхизакономерностях.Данныйуровеньнаучногопознанияхарактеризуетсяпреобладаниемрациональныхформзнания-понятий,теорий,законовидругихформмышления.Чувственноепознаниекакживоесозерцаниездесьнеустраняется,астановитсяподчиненным(нооченьважным)аспектомпознавательногопроцесса.Формыпознанияотражаютявленияипроцессысостороныихуниверсальныхвнутреннихсвязейизакономерностей,постигаемыхспомощьюрациональнойобработкиданныхэмпирическогоисследования.Восновеметодовнаучногопознаниялежитединствоегоэмпирическойитеоретическойсторон.Онивзаимосвязаныиобусловливаютдругдруга.Ихразрыв,илипреимущественноеразвитиеоднойзасчетдругой,закрываетпутькправильномупознаниюприроды-теориястановитсябеспредметной,опыт-слепым.Кметодамнаучногопознанияотносят следующие.Общиеметоды,касающиесялюбогопредмета,любойнауки.Эторазличныеформыметода,дающеговозможностьсвязыватьвоединовсестороныпроцессапознания,всеегоступени,например,методвосхожденияотабстрактногокконкретному,единствалогическогоиисторического.Это,скорее,общефилософскиеметодыпознания.Особенныеметодыкасаютсялишьоднойстороныизучаемогопредметаилижеопределенногоприемаисследования:анализ,синтез,индукция,дедукция.Кчислуособенныхметодовтакжеотносятсянаблюдение,измерение,сравнениеиэксперимент.Вестествознанииособеннымметодамнаукипридаетсячрезвычайноважноезначение.Частныеметоды-этоспециальныеметоды,действующиелиботольковпределахотдельнойотраслинауки,либозапределамитойотрасли,гдеонивозникли.Такойметод,например,используетсяприкольцеванииптиц,применяемыйвзоологии.Аметодыфизики,использованныевдругихотрасляхестествознания,привеликсозданиюастрофизики,геофизики,кристаллофизикиидр.Нередкоприменяетсякомплексвзаимосвязанныхчастныхметодовкизучениюодногопредмета.Такимобразом,каждаянаукаиспользуетразличныеметоды,которыезависятотхарактерарешаемыхвнейзадач.Однакосвоеобразиенаучныхметодовсостоитвтом,чтоониотносительнонезависимыоттипапроблем,нозатозависимыотуровняиглубинынаучногоисследования,чтопроявляется,преждевсего,вихроливнаучно-исследовательскихпроцессах.Инымисловами,вкаждомнаучно-исследовательскомпроцессеменяетсясочетаниеметодовиихструктура.СписокиспользованныхисточниковВолкогонова,О.Д.Основыфилософии:Учебник/О.Д.Волкогонова,Н.М.Сидорова.- М.:Форум,2019.- 244 c.Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин.– М.: Проспект,2020.–336с.Гуревич,П.С.Философия:учебник/П.С.Гуревич.–М.:Издательство Юрайт,2020.–574с.Ерыгин, А.Н. Основы философии: Учебник / А.Н. Ерыгин. - М.:ДашковиК,2019.- 448 c.Матяш,Т.П.Основыфилософии:учебник/Т.П.Матяш,Л.В.Жаров, Е.Е. Несмеянов; под ред. Т.П. Матяш.– Ростов н/Д: Феникс, 2019. –314 с.Спиркин,А.Г.Философия:учебник/А.Г.Спиркин– М.:Издательство Юрайт,2020.–828с.Тальнишних,Т.Г.Основыфилософии:Учебноепособие/Т.Г.Тальнишних.- М.: Инфра-М,2020.- 528 c.Хрусталев,Ю.М.Основыфилософии:Учебник/ Ю.М.Хрусталев.- Рн/Д:Феникс,2019.-460c.

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: Форум, 2019. - 244 c.
2. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2020. – 336 с.
3. Гуревич, П.С. Философия: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 574 с.
4. Ерыгин, А.Н. Основы философии: Учебник / А.Н. Ерыгин. - М.: Дашков и К, 2019. - 448 c.
5. Матяш, Т.П. Основы философии: учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под ред. Т.П. Матяш. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 314 с.
6. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 828 с.
7. Тальнишних, Т.Г. Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Тальнишних. - М.: Инфра-М, 2020. - 528 c.
8. Хрусталев, Ю.М. Основы философии: Учебник / Ю.М. Хрусталев. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 460 c.