Понятие воли в философии А. Шопенгауэра
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 09.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Источники и общая характеристика философской системы А. Шопенгауэра 4
2.Концепция воли в философской системе А. Шопенгауэра 8
Заключение 11
Список литературы 12
Воля является высшей степенью, расцветом и сущностью даже «сырой материи».Основной мыслью является утверждение философа об отождествлении различных проявлений единой воли, степеней её объективации, природных сил, человеческих индивидуальностей с «идеями» Платона или «вещью в себе» Канта, которые можно рассматривать в качестве форм, пребывающих вне пространства и времени, соответственно, независимых от принципов разума. Тем не менее, эту единую волю нужно отделить от собственно воли к жизни, которая свойственна именно живым существам. Страх смерти и воля к жизни взаимосвязаны: страх смерти есть «не что иное, как оборотная сторона воли к жизни». И та привязанность к жизни, которая отличает живое существо, по своей сути неразумна, слепа, тем не менее, наделена могущественной силой: «все наше внутреннее существо уже само по себе есть воля к жизни и жизнь поэтому должна казаться нам высшим благом, как она ни горестна, кратковременна и ненадежна». Способна ли воля приводить человека к счастью? Ответ Шопенгауэра на данный вопрос скорее является отрицательным, поскольку, согласно позиции философа, на уровне бытия конкретного человека воля способна проявляться посредством постоянных желаний, эгоизма, жадности, зависти, властолюбия и т.д. Человек страдает, поскольку пребывает в состоянии вечной неудовлетворенности своим состоянием, перманентная нужда в чем-то вызывает ощущение «лишенности». Соответственно, философ делает вывод о том, что страдания и нужда есть непременные атрибуты человеческого бытия. Подтверждения, приводимые в качестве примера, множественны: болезни, нужда, голод, смерть. В большинстве своем люди каждый день ведут борьбу за существование, вне зависимости от того, бедны они или богаты. Человек же в этом мире «идет курсом по направлению к собственной гибели, к смерти». Несмотря на то, что воля к жизни вызывает у человека страдания, она способна самоуничтожаться в том случае, если осуществляется ее выход за рамки справедливости и сострадания, то есть, если воля осознает саму себя. Этот наивысший момент определен Шопенгауэром как акт свободный воли, приводящий к полному освобождению от мира явлений. Самоотрицание воли вызывает состояние, очень подробно описываемое в разных восточных религиозных системах – это что-то вроде озарения, единения с Богом.ЗаключениеНа основании вышесказанного возможно сделать следующие выводы. Согласно концепции А. Шопенгауэра, воля – это некая космическая сила, мировая воля, составляющая истинное содержание сущего. То есть, воля лежит в фундаменте мира, атрибуты воли – бессознательность, могущество, пребывание вне времени и пространства, способность управлять как человеком, так и всеми процессами, которые протекают в мире, полная слепота и свобода, отсутствие законов и ограничений, основы, ведь ее ничто не порождает. Истинное бытие мира – это мир воли, а видимое бытие - мир представлений, который, в свою очередь, зависим от мира воли и полностью ему подчинен. Также для философии Шопенгауэра характерна мысль о том, что волей невозможно управлять, напротив, именно воля управляет, в частности, разумом, занимающим подчиненное положение, пребывая в состоянии вечной неудовлетворенности, воля вездесуща, проявляя себя, объективируясь в неживой и живой природе, в человеческом обществе.Если мы обратимся к проявленности или объективации воли в неживой природе, то столкнемся с явлениями магнетизма, силы притяжения, любыми проявлениями природной активности. В живой природе объективация воли происходит в борьбе за существование, в инстинктах и рефлексах.Список литературыАнтисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис, 1997.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_22.phpГусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.—2-е изд. - М., 2004. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1992. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml
1. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис, 1997.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_22.php
2. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.—2-е изд. - М., 2004.
4. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1992. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml