Как я понимаю пример как метод формирования сознания.
Заказать уникальное эссе- 11 11 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 09.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Только так можно добиться глубокого и прочного усвоения ребенком моральных принципов.Еще один действенный метод формирования сознания - внушение. В отличие от убеждения, оно не предполагает подробной аргументации, а основано на эмоциональном воздействии на ребенка, на обращении к его подсознанию. Внушая воспитаннику те или иные установки, педагог использует интонацию, мимику, жесты, повторение ключевых фраз. Он стремится создать у ребенка яркий эмоциональный образ, ассоциирующийся с определенным типом поведения.Внушение особенно эффективно по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста в силу их повышенной эмоциональности и внушаемости. Конечно, это не означает, что педагог должен манипулировать психикой ребенка, навязывать ему свою волю. Внушение допустимо использовать только в нравственных целях, для закрепления в сознании воспитанника общепринятых моральных норм.Внушение может применяться и «от противного» - для искоренения негативных черт и привычек. Педагог эмоционально, с нескрываемым осуждением говорит о недопустимости лжи, эгоизма, грубости, стараясь вызвать у ребенка устойчивое неприятие этих пороков. Важно при этом не переходить на личности, не унижать детей, даже если они совершили какой-то неблаговидный поступок. Нужно сформировать у них образ отрицательного поведения как такового, безотносительно к конкретным людям.Методы внушения разнообразны - это может быть эмоциональный рассказ педагога, обращение к воображению детей («Представьте себе...»), приведение ярких образных сравнений, повторение ключевых фраз и др. Главное условие успешности внушения - абсолютная уверенность педагога в том, что он говорит, искренность его интонаций и поведения. Дети очень чутко улавливают малейшую фальшь и в этом случае внушение не достигает цели.К методам формирования сознания относится и диспут - организованное обсуждение какой-либо нравственной проблемы, предполагающее столкновение различных точек зрения. Диспут учит детей аргументировано отстаивать свою позицию, критически мыслить, уважать мнение других. Участвуя в диспуте, ребенок как бы «проживает» различные роли, учится смотреть на ситуацию с разных сторон, что способствует преодолению эгоцентризма, формированию гибкости мышления.Конечно, о полноценных диспутах можно говорить лишь применительно к школьникам. Но элементы дискуссии доступны и дошкольникам - при обсуждении поступков литературных героев, персонажей фильмов, а также событий из жизни группы. Задача педагога - обозначить проблему, заинтересовать ею детей, направлять ход обсуждения, делать обобщения и выводы. При этом важно не превращать диспут в назидательную проповедь, дать детям возможность свободно высказываться, допускать разные, даже ошибочные суждения.Все методы формирования сознания, о которых шла речь выше, были бы малоэффективны без подкрепления их методами формирования поведения. ЗаключениеПодводя итог сказанному, подчеркнем еще раз: формирование нравственного сознания и поведения ребенка - сложный, многогранный процесс, требующий от воспитателя высокого педагогического мастерства, терпения и любви. Нельзя свести нравственное воспитание к простой сумме приемов и методов - это целостная система взаимосвязанных воздействий, пронизывающих все сферы жизни ребенка.В этой системе методы формирования сознания - убеждение, внушение, пример - играют фундаментальную роль. Они создают тот нравственный фон, на котором разворачивается вся жизнедеятельность ребенка. Без ясного осознания моральных норм и принципов, без превращения их в личные убеждения невозможно становление устойчивого нравственного поведения. В то же время одних знаний и представлений недостаточно - необходимо подкреплять и направлять их с помощью методов формирования поведения - упражнения, приучения, требования, поручения, воспитывающих ситуаций.Особое место в этом ансамбле методов занимает пример. Он одновременно воздействует и на сознание, и на чувства, и на волю ребенка, обеспечивая комплексное влияние на его личность. Положительный пример увлекает воспитанника, вызывает желание подражать ему, служит наглядным образцом для построения собственного поведения. В то же время работа с примером всегда предполагает активное осмысление, сопоставление, оценку - то есть включает в себя элементы убеждения и внушения.Педагог, использующий метод примера, должен позаботиться о том, чтобы предлагаемые образцы были яркими, эмоционально насыщенными, соответствовали возрастным особенностям детей. Очень важна нравственная безупречность примеров, их укорененность в общечеловеческих ценностях. Необходимо также, чтобы пример гармонично вписывался в жизненный опыт ребенка, находил в нем отклик и продолжение.БиблиографияЗебзеева Валентина Алексеевна, Карева Сусанна Маисовна Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.03.2024).Курочкина, И. Н. Этикет в социокультурном пространстве детства / И. Н. Курочкина // Детский сад от А до Я. 2014. № 5. С. 48–53.Труфанова, Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н. А. Труфанова, Т. М. Ширина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 78-80. —
1. Зебзеева Валентина Алексеевна, Карева Сусанна Маисовна Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.03.2024).
2. Курочкина, И. Н. Этикет в социокультурном пространстве детства / И. Н. Курочкина // Детский сад от А до Я. 2014. № 5. С. 48–53.
3. Труфанова, Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н. А. Труфанова, Т. М. Ширина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 78-80. —