Роль коммуникативных стратегий в командообразовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология управления
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
I. Теоретические аспекты коммуникативных стратегий
1.1. Понятие коммуникативных стратегий
1.2. Виды коммуникативных стратегий
1.3. Роль коммуникативных стратегий в формировании команды
II. Теоретические подходы к командообразованию
2.1 Понятие команды и командообразования
2.2. Принципы в командообразовнии
2.3 Виды командообразовния
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Коммуникация играет ключевую роль в совместной работе, влияя на продуктивность, мотивацию и уровень доверия внутри коллектива. А.В. Тихонов в своем труде «Социология управления: Теоретические основы»» касается множества аспектов управления как социального явления, исследует социологию управления, а также её методологическую организацию. Согласно мнению А.В. Тихонова, «Управление имеет дело с объектами различной природы (материальными, социальными и духовными), оно представляет из себя устойчивую процессуальную структуру (имеет цель, средства, результат, субъекта, объекта, начало и завершение) и выполняет различные функции» [Тихонов А.В., с. 31]. Основным показателем эффективности управления, как отмечает автор, признается достижение запланированного результата в преобразовании объекта. Фактически управление как целостное явление, как особая конфигурация связей и отношений между людьми в процессе совместной деятельности, со средствами и результатами этой деятельности, не изучалось, утверждает автор. Применение системного подхода, считает А.В. Тихонов, стало определённым продвижением вперёд в познании явлений управления в целом и командообразования в частности. Основной причиной сложившейся кризисной ситуации в познании явлений управления и командообразования А.В. Тихонов считает «методологически ошибочную трактовку управления как всеобщей или универсальной категории, относящейся одновременно к природе, к технике и к обществу» [Тихонов А.В., с. 33]. В.А. Шилова в свою очередь полагает, что важным моментом при формировании единой модели управления является уровень управления, которому она соответствует. Управление по её мнению реализуется на разных уровнях организации. Это может быть малая группа (команда), семья, коммерческая или общественная организация, муниципальное поселение, регион, округ, страна. И если на уровне страны мы можем говорить о неких единых управленческих чертах системы, то на уровне региона, муниципального поселения, коммерческой организации могут использоваться абсолютно разные модели управления [Шилова В.А., с. 26].В своей работе «Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика» В.А. Шилова анализирует и мнение А.В. Тихонова. Проблемное поле социологии, говорит В.А. Шилова, управления А. В. Тихонов разделяет на несколько типов (блоков) проблем управленческой практики, требующих специальных знаний. Это следующие проблемы управления:1) людьми;2) отношениями;3) результатами;4) системамиВ определенной модели командообразования, согласно В.А. Шиловой, некая группа, общность людей рассматривается как условный социальный индивид или социальное тело. Соответственно, в отличие от того, насколько эта группа берет на себя ответственность за решение проблемы, она относится к ядру, полупериферии, периферии. Под коммуникативным пространством по мнению В.А. Шиловой управления подразумевается весь спектр социального взаимодействия с окружающей средой в рамках принятия и воплощения в жизнь управленческих решений (это могут быть как внутренние организационные коммуникации, так и каналы внешних коммуникаций).По нашему мнению, само понятие «командообразование» является довольно неоднозначным и, соответственно, трактуется различными авторами по разному. Роль же коммуникативных стратегий в процессе командообразования может быть рассмотрена с различных точек зрения и является в свою очередь определенным структурным элементом стратегии управления. Для эффективного создания команды профессионалов в определенной отдельно взятой организации необходим комплексный подход к командообразованию, а не просто внедрение определенных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. С точки зрения А.В. Тихонова, управление как объект научного исследования относится к так называемым регулятивным механизмам. «С позиций социологии управления это социальный индивид, персонифицированное социокультурное «тело» решаемой проблемы, в котором как-то сочетаются организации и самоорганизация, формальные правила и неформальные нормы за счет превалирования механизмов регуляции управленческого типа» [Тихонов А.В., с. 35] - утверждает А.В. Тихонов. В А. Шилова в свою очередь говорит о возможности выделения определенных аспектов зависимости от реализации, которые позволяют оценивать эффективность коммуникационной стратегии в управлении и командообразовании. Кроме того, В.А. Шилова рассуждает о так называемых «коммуникативных барьерах» - определенных сложных ситуациях, возникающих в процессе командообразования. Роль коммуникативных стратегий, по мнению В.А. Шиловой, является определяющей, а управление как стратегия в свою очередь тесно переплетается с культурными особенностями страны, ее нормами, образцами поведения, ценностями [Шилова В.А., с. 28].Можно утверждать, что эксперты разошлись во мнениях в отношении влияния российского менталитета на формирование системы власти. Однако большинство отметило, что российская ментальность оказывает сильное влияние на построение властных отношений в стране, отмечая, что система власти вобрала в себя наихудшие черты русской и российской ментальности.Разработка модели управления и командообразования является значимым и приоритетным направлением научного исследования. При разработке такой модели необходимо выделять коммуникативные аспекты как на уровне управленческих стратегий, процессов, так и системы управления (структуры); охарактеризовать управленческие коммуникации с целью оценки степени перехода от субъектно-объектной модели управления к субъект-субъектной.Список литературыБорисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, – 1996. – С. 21–48 Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Современные теории и стратегии в сфере PR. – Санкт-Петербург: Невский институт языка и культуры, 2016. – 83 с Дейк ван, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 300 c. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. – М. : ЛКИ, 2008. – 288 с. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2015. – 15 с.Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: учебное пособие. – Москва: Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2012. – 18 с. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 562 с. Михалева, О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. – М.: ЛИБРОКОМ, 2014. – 256 с. Салихов, А.Ю. Понятие коммуникативной стратегии // Вестник науки и образования. – 2014. – №1 (1). – С. 34–38. Тихонов А.В. Социология управления: Теоретические основы / Издание 2-е, доп. и перераб. – Москва, 2007. – 350 с.Шилова В.А. Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика: монография/В.А. Шилова. – М.: Логос – 2015Шилова В.А., Угринович Д.А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // СНиСП. – 2018. – №4 (24). – С. 84-94

1. Борисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, – 1996. – С. 21–48
2. Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Современные теории и стратегии в сфере PR. – Санкт-Петербург: Невский институт языка и культуры, 2016. – 83 с
3. Дейк ван, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 300 c.
4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. – М. : ЛКИ, 2008. – 288 с.
5. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2015. – 15 с.
6. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: учебное пособие. – Москва: Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2012. – 18 с.
7. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 562 с.
8. Михалева, О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. – М.: ЛИБРОКОМ, 2014. – 256 с.
9. Салихов, А.Ю. Понятие коммуникативной стратегии // Вестник науки и образования. – 2014. – №1 (1). – С. 34–38.
10. Тихонов А.В. Социология управления: Теоретические основы / Издание 2-е, доп. и перераб. – Москва, 2007. – 350 с.
11. Шилова В.А. Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика: монография/В.А. Шилова. – М.: Логос – 2015
12. Шилова В.А., Угринович Д.А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // СНиСП. – 2018. – №4 (24). – С. 84-94