Девиантное поведение подростков, содержание и методы работы.
Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы:
Дипломная работа
Предмет:
Психология и педагогика
- 75 75 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 17.05.2024
2 500 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков 5
1.1.Девиантное поведение: понятие, основные характеристики 5
1.2.Виды и основные формы девиантного поведения подростков 11
1.3.Методы профилактики девиантного поведения подростков 22
Глава 2 Опыт профилактики девиантного поведения подростков в ГКУ «Комплексного центра социального обслуживания населения самарского округа» 33
2.1.Анализ работы с подростками в ГКУ «Комплексного центра социального обслуживания населения самарского округа» 33
2.2.Особенности девиантного поведения подростков 38
2.3.Программа, направленная на профилактику девиантного поведения подростков 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амитова С.Б. Особенности совладающего поведения у подростков с девиациями / С.Б. Амитова // В сборнике: Мир без границ. – 2021. – С. 375-381.
2. Артемьева В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе по профилактике девиантного поведения подростков на основе анализа содержания семейных отношений / В.В. Артемьева // Вестник МГУ МВД России. – 2010. – № 1. – С.3-6.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.
4. Атаскевич Н.О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости / Н. О. Атаскевич// Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). – Т. 0. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 10-13.
5. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146.
6. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.
7. Беженцев А.А.Профилактика правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Беженцев. - М.: НИЦ ИНФРАМ: Вузовский учебник, 2015. - 272 с.
8. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с.
9. Битюцкая Е.В. Современные Подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №1 С.100-111.
10. Блясова И.Ю. Литвак Р.А. Субъектно – депривационный подход к проблеме предупреждения девиантного поведения подростков / И.Ю. Блясова, Р.А. Литвак // Науковедение. – 2014. - № Вып. 2. – С.21.
11. Божедомова А.М., Абрамова М.Ф. Причины девиации подростков в условиях общеобразовательной школы / А.М. Божедомова, М.Ф. Абрамова // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Астрахань, 2022. – С. 89-92.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015.
13. Веракса Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство Академия, 2020. – 176 c.
14. Ветрова Е.В., Никишкин А.В., Ветров В.М. Причины формирования девиантного поведения / Е.В.Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры. – 2021. - №5. – С. 197-199.
15. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. и др. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г.Визель, Л.В. Сенкевич и др.-Тула.: 2017.-341 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516.
17. Гаджимурадова З.М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30.
18. Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. - К.: Сфера, 2017. – 216с.
19. Гуреева И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа, 2013 // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/624309/
20. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков / И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, Н.В. Ковалева // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115).
21. Дыбина О.В. Исследование особенностей подростков с проявлением девиации / О.В. Дыбина // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Пенза, 2023. – С. 277-279.
22. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов - СПб.: Речь, 2010. - 398с.
23. Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2020. – 224 c.
24. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н., Шумакова Е.В. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними / А.А. Ефимов, Ю.Н. Кочеров, Е.В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. - №1 (86). – С. 32-34
25. Журавлев А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: Издательство Форум, 2020. – 184 c.
26. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 287с.
27. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.
28. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. 11-ое изд. / Р. Карсон, Дж.Батчер, С. Минека. - СПб.: Питер: Наука, 2014.
29. Клещева А.Т., Леменков М.Д. Буданов Б.В. Актуальные проблемы социальной работы в системе профилактики девиантного поведения молодежи / А.Т. Клещева, М.Д. Леменков, Б.В. Буданов // E-Scio. – 2020. - №11 (50). – С. 95-98.
30. Козлов В.В. Социальная психология / В.В. Козлов, С.А. Трифонова, Т.М. Панкратова, Л.А. Николаева. – М.: Юрайт, 2023. – 501 с.
31. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.
32. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94
33. Линевич Т.И. Полевая Н.М. Социальная коррекция как технология социальной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением / Т.И. Линевич, Н.М. Полевая // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. - №94. – С. 85-90.
34. Липский И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.
35. Логинов Д.А. Современное состояние системы социальной защиты населения РФ: организационно-экономический аспект / Д.А. Логинов, В.А. Баяндина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 485-492.
36. Манохина О.А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков / О.А. Манохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112
37. Масимова С.С. Особенности педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков // С.С. Масимова // Гаудеамус. – 2021. - № 20 (3 (49)). – С. 96-100.
38. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
39. Минина К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ / К.В. Минина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116
40. Муротмусаев К.Б., Тураповх М. Психология девиантного поведения школьников / К.Б. Муротмусаев, М. Тураповх // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), (Special Issue 2). – 2022. – С. 117-119.
41. Мусина-Мазнова Г.Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с.
42. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 184 с. -
43. Павлова С.А. Девиантное поведение и причины его возникновения / С.А. Павлова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. – 2016. - Т. 2. - №6. - С. 232.
44. Переверзева М.В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками / М.В. Переверзева // Системная психология и социология. – 2023. - №1 (45). – С. 65-76.
45. Петрова Т.Э. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
46. Платонов Ю.П. Социальная психология / Ю.П. Платонов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 336 с
47. Позднякова М.Е., Брюно В.В. Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы / М.Е. Позднякова, В.В. Брюно // Россия реформирующаяся. – 2023. – № 21. – С. 407-447.
48. Приступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с.
49. Прокофьева А.М. Влияние семейной среды на возникновение девиаций у подростков, находящихся в социально опасном положении / А.М. Прокофьева // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2019. – С. 319-320.
50. Салчак А.М. Способы совладающего поведения тувинских подростков / А.М. Салчак // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2021. – № 4 (87). – С. 52-60.
51. Скачкова Е.Б. Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска / Е.Б. Скачкова // Человек и образование. – 2011. - №1. – С. 80-84.
52. Скворцова Е.В. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика / Е.В. Скворцова. – Белгород: Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – 179 с.
53. Сосновский Б.А. Социальная психология / Б.А. Сосновский, Ф.Г. Асадуллина; под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2023. – 160 с
54. Сухов А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. – М.: Юнити-дата, 2023. – 367 с.
55. Тимофеева Д.С. Развитие стратегий совладающего поведения и мотивации достижения успеха у подростков в педагогической профилактике зависимого поведения / Д.С. Тимофеева // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы: И.П. Иванова, Т.А. Свешникова. – 2019. – С. 86-94.
56. Урунов А.Ш. Процесс профилактики девиантного поведения и аспект социально-психологического моделирования / А.Ш. Урунов // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2022. - № 1. – С. 75-79.
57. Фоминова А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях / А.Н. Фоминова // Вестник Нижегородского ун-та. Серия Социальные науки. – 2016. - №1. – С. 95-105.
58. Хлыстова Е.В. Специальная психология / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2020. – 140 с.
59. Хрусталева М.В. Эволюция социальной защиты населения в современной России / М.В. Хрусталева // Человек: преступление и наказание. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов, 2020. - С. 242-249.
60. Чернова Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. – М.: Юрайт, 2023. – 187 с.
61. Шурухина Г.А., Биктагирова А.Р., Дмитриева Л.Г. Особенности агрессивности подростков с девиантным поведением / Г.А. Шурухина, А.Р. Биктагирова, Л.Г. Дмитриева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. – С. 420.
1. Амитова С.Б. Особенности совладающего поведения у подростков с девиациями / С.Б. Амитова // В сборнике: Мир без границ. – 2021. – С. 375-381.
2. Артемьева В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе по профилактике девиантного поведения подростков на основе анализа содержания семейных отношений / В.В. Артемьева // Вестник МГУ МВД России. – 2010. – № 1. – С.3-6.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.
4. Атаскевич Н.О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости / Н. О. Атаскевич// Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). – Т. 0. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 10-13.
5. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146.
6. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.
7. Беженцев А.А.Профилактика правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Беженцев. - М.: НИЦ ИНФРАМ: Вузовский учебник, 2015. - 272 с.
8. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с.
9. Битюцкая Е.В. Современные Подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №1 С.100-111.
10. Блясова И.Ю. Литвак Р.А. Субъектно – депривационный подход к проблеме предупреждения девиантного поведения подростков / И.Ю. Блясова, Р.А. Литвак // Науковедение. – 2014. - № Вып. 2. – С.21.
11. Божедомова А.М., Абрамова М.Ф. Причины девиации подростков в условиях общеобразовательной школы / А.М. Божедомова, М.Ф. Абрамова // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Астрахань, 2022. – С. 89-92.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015.
13. Веракса Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство Академия, 2020. – 176 c.
14. Ветрова Е.В., Никишкин А.В., Ветров В.М. Причины формирования девиантного поведения / Е.В.Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры. – 2021. - №5. – С. 197-199.
15. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. и др. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г.Визель, Л.В. Сенкевич и др.-Тула.: 2017.-341 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516.
17. Гаджимурадова З.М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30.
18. Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. - К.: Сфера, 2017. – 216с.
19. Гуреева И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа, 2013 // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/624309/
20. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков / И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, Н.В. Ковалева // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115).
21. Дыбина О.В. Исследование особенностей подростков с проявлением девиации / О.В. Дыбина // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Пенза, 2023. – С. 277-279.
22. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов - СПб.: Речь, 2010. - 398с.
23. Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2020. – 224 c.
24. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н., Шумакова Е.В. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними / А.А. Ефимов, Ю.Н. Кочеров, Е.В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. - №1 (86). – С. 32-34
25. Журавлев А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: Издательство Форум, 2020. – 184 c.
26. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 287с.
27. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.
28. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. 11-ое изд. / Р. Карсон, Дж.Батчер, С. Минека. - СПб.: Питер: Наука, 2014.
29. Клещева А.Т., Леменков М.Д. Буданов Б.В. Актуальные проблемы социальной работы в системе профилактики девиантного поведения молодежи / А.Т. Клещева, М.Д. Леменков, Б.В. Буданов // E-Scio. – 2020. - №11 (50). – С. 95-98.
30. Козлов В.В. Социальная психология / В.В. Козлов, С.А. Трифонова, Т.М. Панкратова, Л.А. Николаева. – М.: Юрайт, 2023. – 501 с.
31. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.
32. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94
33. Линевич Т.И. Полевая Н.М. Социальная коррекция как технология социальной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением / Т.И. Линевич, Н.М. Полевая // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. - №94. – С. 85-90.
34. Липский И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.
35. Логинов Д.А. Современное состояние системы социальной защиты населения РФ: организационно-экономический аспект / Д.А. Логинов, В.А. Баяндина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 485-492.
36. Манохина О.А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков / О.А. Манохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112
37. Масимова С.С. Особенности педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков // С.С. Масимова // Гаудеамус. – 2021. - № 20 (3 (49)). – С. 96-100.
38. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
39. Минина К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ / К.В. Минина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116
40. Муротмусаев К.Б., Тураповх М. Психология девиантного поведения школьников / К.Б. Муротмусаев, М. Тураповх // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), (Special Issue 2). – 2022. – С. 117-119.
41. Мусина-Мазнова Г.Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с.
42. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 184 с. -
43. Павлова С.А. Девиантное поведение и причины его возникновения / С.А. Павлова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. – 2016. - Т. 2. - №6. - С. 232.
44. Переверзева М.В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками / М.В. Переверзева // Системная психология и социология. – 2023. - №1 (45). – С. 65-76.
45. Петрова Т.Э. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
46. Платонов Ю.П. Социальная психология / Ю.П. Платонов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 336 с
47. Позднякова М.Е., Брюно В.В. Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы / М.Е. Позднякова, В.В. Брюно // Россия реформирующаяся. – 2023. – № 21. – С. 407-447.
48. Приступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с.
49. Прокофьева А.М. Влияние семейной среды на возникновение девиаций у подростков, находящихся в социально опасном положении / А.М. Прокофьева // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2019. – С. 319-320.
50. Салчак А.М. Способы совладающего поведения тувинских подростков / А.М. Салчак // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2021. – № 4 (87). – С. 52-60.
51. Скачкова Е.Б. Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска / Е.Б. Скачкова // Человек и образование. – 2011. - №1. – С. 80-84.
52. Скворцова Е.В. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика / Е.В. Скворцова. – Белгород: Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – 179 с.
53. Сосновский Б.А. Социальная психология / Б.А. Сосновский, Ф.Г. Асадуллина; под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2023. – 160 с
54. Сухов А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. – М.: Юнити-дата, 2023. – 367 с.
55. Тимофеева Д.С. Развитие стратегий совладающего поведения и мотивации достижения успеха у подростков в педагогической профилактике зависимого поведения / Д.С. Тимофеева // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы: И.П. Иванова, Т.А. Свешникова. – 2019. – С. 86-94.
56. Урунов А.Ш. Процесс профилактики девиантного поведения и аспект социально-психологического моделирования / А.Ш. Урунов // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2022. - № 1. – С. 75-79.
57. Фоминова А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях / А.Н. Фоминова // Вестник Нижегородского ун-та. Серия Социальные науки. – 2016. - №1. – С. 95-105.
58. Хлыстова Е.В. Специальная психология / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2020. – 140 с.
59. Хрусталева М.В. Эволюция социальной защиты населения в современной России / М.В. Хрусталева // Человек: преступление и наказание. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов, 2020. - С. 242-249.
60. Чернова Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. – М.: Юрайт, 2023. – 187 с.
61. Шурухина Г.А., Биктагирова А.Р., Дмитриева Л.Г. Особенности агрессивности подростков с девиантным поведением / Г.А. Шурухина, А.Р. Биктагирова, Л.Г. Дмитриева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. – С. 420.