Институт Президента в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 19.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Институт президентства в РФ 6
1.1.Становление и развитие института президентства в РФ 6
1.2.Выборы Президента РФ и его вступление в должность. Правовой статус Президента РФ как главы государства 8
Глава 2.Полномочия Президента РФ 14
2.1.Полномочия Президента РФ в области внутренней и внешней политики 14
2.2.Иные полномочия Президента РФ 21
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 29
Соответствующими актами оформляются и другие индивидуальные решения, главным образом, в сфере экономики, например, в сфере управления федеральной собственностью. Распоряжениями Президента РФ оформляются, как правило, решения по организационным, оперативным и кадровым вопросам, а также по вопросам, которые связаны с деятельностью Администрации Президента РФ.В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент имеет право на издание нормативно-правовых актов в виде указов и распоряжений. Указы и распоряжения Президента РФ – это властные акты, признающиеся обязательными для исполнения по всей территории РФ. Нормативные акты Президента РФ имеют особенное значение для функционирования единой системы исполнительной власти в РФ. Наряду с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативные указы Президента РФ являются правовой базой для издания Правительством РФ его актов.Указы и распоряжения, которые издаются Президентом РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству. В случае отсутствия законодательного регулирования по тому либо другому вопросу Президент РФ может, не нарушая положения части 3 статьи 90 Конституции РФ, издать правовой указ по данному вопросу. Между тем, издание данного указа не считается препятствием для принятия Федеральным Собранием РФ закона по аналогичному вопросу, вместе с тем содержание закона не может ограничиваться содержанием определенного указа Президента РФ.Институт «скрытых (подразумеваемых)» полномочий государственных органов власти известен мировому конституционализму, но он применяется весьма осторожно и только с целью обеспечения эффективного действия принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов для недопущения произвольного усиления одной ветви государственной власти за счет другой.Признание существование «скрытых» (предполагаемых) полномочий Президента РФ в условиях действия только что принятой федеральной Конституции РФ и писаных законов, которые конкретизируют положения Конституции РФ, предполагает незаконное расширение полномочий Президента РФ в качестве главы государства за счет полномочий парламента и правительства.В 1996 году Конституционный Суд РФ рассматривал иной Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина, в соответствии с которым предусматривалась возможность временного назначения Президентом РФ глав администрацией (губернаторов). Между тем, тогда Суд посчитал конституционным право президента назначать их только до принятия специального законодательства и проведения региональных выборов, отметив принципиальную потребность избрания губернаторов. Однако, судья В. О. Лучин снова выразил особое, притом в некотором роде эмоционально окрашенное мнение: «Президент РФ присвоил себе не только право назначения глав администраций субъектов РФ, но также право запрещать либо разрешать проведение выборов глав администраций. Следовательно, Президент сам предусматривает собственные полномочия по принципу: «Своя рука владыка». Данное «саморегулирование», которое не видит каких-либо ограничений, несовместима и опасна с концепцией разделения властей, другими ценностями правового государства. Президент не может рассматривать определенные вопросы, если это не вытекает из его полномочий, установленных Конституцией РФ. Он не может основываться на так называемых «скрытых (предполагаемых)» полномочиях.Их применение в отсутствие стабильной конституционной законности и правопорядка чревато отрицательными последствиями: ослаблением системы сдержек и противовесов, усилением одной ветви государственной власти за счет другой, формированием конфронтации между ними».Применение скрытых полномочий подразумевает высокий уровень ответственности лидера страны, т.к. именно от его моральных качеств, действий могут зависеть человеческие судьбы. Между тем, концепция реализации скрытых полномочий главой государства может выступать в качестве угрозы реализации концепции разделения властей. Ощущение колоссальной власти, которую никто не сдерживает, осознание того, что все действия можно подстроить под соответствующую законодательную норму, крайне опасно для молодой демократии. По этой причине, как только в государстве формируется стабильная политическая ситуация, требуется, чтобы концепция разделения властей была реальной действующей, чтобы система сдержек и противовесов реально начала работать.Подводя итог вышеизложенному, необходимо заметить, что в РФ исторически так сложилось, что идея о единоличной власти главы государства весьма распространены. Между тем, как показывает практика, со становлением социально-экономического статуса государства эффективность получает не президентская республика, а парламентская и смешанная. По нашему мнению, только эти разновидности республики предоставляют возможность максимально полно реализовать механизм сдержек и противовесов.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, можно отметить, что мы изучили место Президента РФ в системе государственных органов власти, рассмотрели полномочия и функции Президента РФ, а также его взаимосвязь со всеми ветвями власти государства.Институт президентства в России имеет сравнительно краткую историю в развитии государства. Пост Президента СССР был создан в 1990 г., а первый президент РФ был избран на основе общенародных прямых выборов 12 июня 1991 г.Президент РФ избирается народом, его полномочия производны от народа, доверяющего ему высшие государственные функции. Согласно ст. 81 Конституции срок полномочий Президента РФ – 6 лет. Президент РФ подлежит избранию на основе равного и всеобщего прямого избирательного права путем проведения тайного голосования. Президентом РФ может избираться гражданин РФ на младше 35 лет и проживающий в РФ не менее 25 лет. Вступление в должность Президента РФ происходит после принесения им присяги народу РФ. Во-первых, в России сформулированы основы полупрезидентской, смешанной республики, когда президент подлежит избранию в соответствии с всеобщим голосованием; он обладает собственной прерогативой, предоставляющей ему возможность действовать независимо от Правительства РФ; наряду с Президентом РФ функционирует Правительство РФ и федеральные министры. Во-вторых, Президент РФ – это весьма влиятельная и активная политическая сила, которая может оказать значительное воздействие на всю систему государственных органов власти, задавать направления внешней и внутренней государственной политики. В-третьих, в конституционно-правовом положении главы страны, в системе взаимодействия с Правительством РФ существует достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в установлении политики Правительства РФ.В-четвертых, после принятия Конституции РФ активизируется сам законодательный процесс. Президент РФ стремится упрочить свой юридический статус, усилить свое воздействие как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут выступать достижения сбалансированных полномочий и реальных полномочий, а также налаживание динамического равновесия всех государственных институтов власти. В-пятых, объективно выдвигается вопрос создания и обеспечения аналитической и прогностической работы в отношении роста эффективности института президентской власти в государстве.Необходим не разовый порыв, а постепенная поступь, т.е. цивилизованный подход к трудным проблемам построения государства.Интегрирующая роль многих конституционных прерогатив и функций Президента РФ в отношении всех ветвей власти государства должна выражаться равномерно без определенных изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них. Для всего этого требуется слаженная работа всех ветвей политики государства.Процесс возникновения и развития института президентства в нашей стране тесно связано с соответствующими политико-правовыми особенностями, и главным образом, реформой всей системы государственной власти, самой идеологической основы ее функционирования, а также постепенным осуществлением социально-экономических изменений, объективной потребностью формирования государственной должности, обеспечивающей стабильность функционирования принципиально новой системы государственной власти РФ.При построении сильного государства, В. В. Путин стремится укрепить свою власть, т.е. президентскую власть, распространив свои обширные полномочия на все сферы жизни общества, в том числе область федеральных отношений. Весь механизм его власть прямо говорит об этом. Данное положение в построении «вертикали «власти» и действия в данном направлении предполагают не только усиление его власти в правоотношениях с субъектами РФ и властями на местах, но и повышение его воздействия на все органы исполнительной власти, начиная сверху и заканчивая низами. В данном строительстве, несомненно, происходит укрепление федеральных основ и целостности государства, повышение организованности исполнительной власти сверху донизу, а также становление именно президентской власти. Выстраиваемая им вертикаль власти представляет из себя механизмы, посредством которых он реализует собственную компетенцию.И именно в настоящий период времени, в столь непростое для Российской Федерации время, в структуре органов власти государства необходима сильная рука власти, которая может вывести государства из кризиса, проводить политику положительных реформ, строить демократическое государство на правовой основе, развивать политические и экономические отношения между государствами и др.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) О выборах Президента Российской Федерации// Российская газета, N 6, 16.01.20033. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.20024.Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ(ред. от 08.12.2020)О международных договорах Российской Федерации // Российская газета, N 140, 21.07.19955.Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) О гражданстве Российской Федерации // Российская газета, N 95, 03.05.2023Научная и учебная литература:6. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С.А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма : ИНФРА-М, 2023. — 864 с.7. Алиев А.У. Эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Правовое образование. Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону. - 2022. - С. 7-98. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 14-е изд., изм. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 704 с.9. Григорьев К. В. К вопросу о сущности скрытых полномочий Президента Российской Федерации // Журнал «Новизна. Эксперимент. Традиции». - 2023. - Том 9. - №2 (22). – С. 23-2510.Гулимов И.В., Яценко О.В. Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник научных статей. - 2023. - С. 105-110.11. Макашова А.А. Место Президента РФ в системе разделения властей // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 17 (307). - С. 211-213.12. Меньшов В. Л. Конституционное право России : учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 206 с.13. Нарутто С. В. Конституционное право России: учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. — 491 с.14. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2018. –С. 8-915.Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 526 с.16. Рамазанова А.М., Айбатов М.М. Место Президента РФ в системе принципа разделения властей // Журнал «Закон и право». - 2023. - № 2. - С. 94-96.17. Рябов Н.А. Конституционно-правовой статус Президента РФ // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. Сборник научных статей. - 2021.- С. 117-120.18. Рязанова Е.А. О полномочиях Президента Российской Федерации // Журнал «Вестник Тверского государственного университета». - 2020. - № 3 (63). - С. 35-40.19. Самарин Д.А. О правовом статусе Президент России по конституции // Журнал «Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества».- 2019. - С. 87-90.20. Сидоранский А.И. Полномочия Президента РФ // Журнал «CeterisParibus». - 2023. - № 12. – С. 117-122.21.Стрекозов В. Г. Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с.22. Фисенко Е.С. Особенности статуса Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина в современной России // Журнал «Национальная Ассоциация Ученых». - 2023. - № 89-1. - С. 41-44.Материалы правоприменительной практики:23. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // Российская газета, N 90, 15.05.1996
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) О выборах Президента Российской Федерации // Российская газета, N 6, 16.01.2003
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.2002
4. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) О международных договорах Российской Федерации // Российская газета, N 140, 21.07.1995
5. Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) О гражданстве Российской Федерации // Российская газета, N 95, 03.05.2023
Научная и учебная литература:
6. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С.А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма : ИНФРА-М, 2023. — 864 с.
7. Алиев А.У. Эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Правовое образование. Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону. - 2022. - С. 7-9
8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 14-е изд., изм. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 704 с.
9. Григорьев К. В. К вопросу о сущности скрытых полномочий Президента Российской Федерации // Журнал «Новизна. Эксперимент. Традиции». - 2023. - Том 9. - №2 (22). – С. 23-25
10. Гулимов И.В., Яценко О.В. Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник научных статей. - 2023. - С. 105-110.
11. Макашова А.А. Место Президента РФ в системе разделения властей // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 17 (307). - С. 211-213.
12. Меньшов В. Л. Конституционное право России : учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 206 с.
13. Нарутто С. В. Конституционное право России: учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. — 491 с.
14. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2018. –С. 8-9
15. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 526 с.
16. Рамазанова А.М., Айбатов М.М. Место Президента РФ в системе принципа разделения властей // Журнал «Закон и право». - 2023. - № 2. - С. 94-96.
17. Рябов Н.А. Конституционно-правовой статус Президента РФ // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. Сборник научных статей. - 2021.- С. 117-120.
18. Рязанова Е.А. О полномочиях Президента Российской Федерации // Журнал «Вестник Тверского государственного университета». - 2020. - № 3 (63). - С. 35-40.
19. Самарин Д.А. О правовом статусе Президент России по конституции // Журнал «Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества».- 2019. - С. 87-90.
20. Сидоранский А.И. Полномочия Президента РФ // Журнал «Ceteris Paribus». - 2023. - № 12. – С. 117-122.
21. Стрекозов В. Г. Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с.
22. Фисенко Е.С. Особенности статуса Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина в современной России // Журнал «Национальная Ассоциация Ученых». - 2023. - № 89-1. - С. 41-44.
Материалы правоприменительной практики:
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // Российская газета, N 90, 15.05.1996