Логопедическая работа по коррекции дизорфографии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 26 26 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 11.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретическое обоснование изучения процесса диагностики и коррекции дизорфографии у детей младшего школьного возраста 4
1.1 Проблема дизорфографии в психолого-педагогических исследованиях 4
1.2 Методологические основы диагностики и профилактика дизорфографии у детей младшего школьного возраста в условиях школьного логопункта 8
Глава II. Практическое изучение проблемы дизорфографии у детей младшего школьного возраста 14
2.1. Описание методов диагностики дизорфографии у детей младшего школьного возраста 14
2.1. Анализ результатов диагностики . 19
2.3 Использование дидактических игр в профилактики дизорфографии у детей младшего школьного возраста. 21
Вывод 25
Список Литературы: 27
Фрагмент для ознакомления

Кто кому должен?» «Мама купила пирожное Славе. Кто кому доставил радость?» «Ире брат сломал игрушку. Кто кому доставил огорчение?» «Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?» «Я взял книгу у девочкиной мамы? У кого я взял книгу?» «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»Конструкции с пространственным значением Материалом исследования служат предметы и побудительные предложения: Ключ, ручка. Покажи ручкой ключ. Покажи ключом ручку. Тетрадь, карандаш, линейка. Покажи карандашом тетрадь, линейкой карандаш. Предложные конструкции Материалом исследования служат задания, выполненные по инструкции: Положи карандаш, в стакан, на книгу, между книгами, вынь из-под стола и т.дКритерии оценивания :Высокий уровень (3 балла) означает правильное и самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений. Участник успешно исполняет предложенную экспериментальную программу.Средний уровень (2 балла) предполагает, что ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов со стороны экспериментатора. Хотя требуется помощь, участник все же успешно выполняет задание.Низкий уровень (1 балл) характеризует неправильное выполнение задания в целом или его выполнение только частично (1-2 задания). В этом случае задание оказывается недоступным даже после развернутой помощи экспериментатора, а также возможен отказ от выполнения задания.2.1. Анализ результатов диагностики .Результаты диагностики уровня орфографической грамотности младших школьников представлены в таблице 1:Таблица 1 №Имя ребёнкаБаллУровень1Саша2средний2Элона2средний3Милана1низкий4Лев3высокий5Ефим2средний6Никита1низкий7Оля2средний8Игорь1низкий9Катя3высокий10Олеся2средний11Анна3высокий12Владислав1низкий13Максим1низкий14Даня1средний15Юля1низкийИз таблицы 1 видно, что высокий уровень орфографической грамотности при выполнении предложенного задания обнаруживают только 3 ребенка из 15. Низкий уровень выявлен у 7 из 15 младших школьников. Остальные дети 5 характеризуются средним уровнем орфографической грамотности. В процентном соотношении можно увидеть на диаграмме №1:Диаграмма 1На основании полученных результатов и с учетом важности развития письменных навыков в младшем школьном возрасте, было принято решение о необходимости разработки логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии.2.3 Использование дидактических игр в профилактики дизорфографии у детей младшего школьного возраста.Система преодоления дизорфографии у младших школьников предполагает два основных направления работы. Первое направление связано с формированием функционального базиса орфографических навыков, включающих зрительный гнозис, мнезис и оптико-пространственные представления. Это также включает развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение и сопоставление, а также развитие свойств внимания и памяти. В рамках данного направления проводятся также мероприятия по коррекции почерка с использованием адаптированных для данного возраста упражнений, способствующих развитию мелкой ручной моторики у детей.Второе направление работы системы направлено на снятие страха перед письмом, неуверенности, тревожности и склонности к негативным реакциям. В рамках этого направления детям могут быть предложены различные задания и упражнения, направленные на развитие их самоуверенности и преодоление психологических преград, связанных с письмом.Содержание занятий в рамках системы преодоления дизорфографии у младших школьников направлено на несколько основных целей. Во-первых, осуществляется совершенствование пространственно-временных ориентировок и развитие способности запоминать и воспроизводить серии движений. В рамках этого целями могут быть освоение теста Озерецкого "кулак-ребро-ладонь", тренировка рядоговорения (например, времена года, дни недели) и развитие пространственных ориентировок на себе и на листе бумаги. Во-вторых, проводится развитие мелкой моторики рук через использование массажа и самомассажа пальцев, игры с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и другими подобными материалами. Это способствует развитию точности и моторных навыков рук у детей.Третьим направлением работы является развитие тактильных ощущений, включающее задания, где нужно узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, или научиться определять буквы на ощупь [2].Четвертым аспектом является расширение "поля зрения", что важно для обнаружения "ошибкоопасных" мест в слове или собственных ошибок. Это направление помогает развивать внимание и концентрацию у детей.Другие цели работы системы включают развитие памяти на основе ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, а также с помощью графической зашифровки объекта запоминания. Также проводится развитие мышления и конструктивного праксиса через моделирование букв из палочек или элементов букв, а также реконструкцию букв.Способности к последовательности действий и планированию, последовательности в пространстве, последовательности во времени и перекодированию временной последовательности в пространственную и обратно, а также последовательности в речи, также развиваются посредством данной системы. Наконец, система направлена на развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.Кроме того, данная система также предусматривает профилактику дизорфографических нарушений на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, устранение других нарушений устной и письменной речи [5].Для усвоения большинства орфограмм, особенно для применения их на практике, необходима сформированность представлений о звуковом и морфемном составе слова, а также синтаксических обобщениях. Восполнение пробелов в формировании этих представлений становится основным содержанием профилактической работы.На занятиях первого этапа формируется и совершенствуется навык звукового анализа. На втором этапе осуществляется переход к анализу морфемному. При этом звуковой и словообразовательный анализ отрабатываются параллельно, с тем чтобы сформировать у учащихся устойчивые звукобуквенные обобщенные образы морфем.Учащиеся с дизорфографией должны владеть умением видеть в слове основные «составляющие» - приставку, корень, суффикс, окончание. Почти все грамматические правила, изучаемые на протяжении всех лет школьного обучения, сводятся, по сути, к правилам на правописание приставок, суффиксов, окончаний и безударных гласных в корне слова.Для усвоения этих правил и их применения на практике необходимо уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Поэтому работа начинается с формирования понятия «родственные слова». Затем можно переходить к формированию навыков образования новых слов при помощи суффиксов и приставок.Приставочный способ словообразования действует в рамках всех частей речи, но более всего присущ глаголам. Начинать надо с изучения суффиксов имен существительных, затем — имен прилагательных, на следующем этапе работы переходить к изучению суффиксов, образующих прилагательные от существительных, а потом — существительные от прилагательных [9].Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав развивает способность правильного толкования слов детьми и способствует усвоению смысловых и эмоциональных оттенков значений слов. Важно использовать как часто употребляемые, так и малоупотребительные слова с отвлеченным значением, чтобы расширить словарный запас и улучшить его понятийное наполнение учащихся.В процессе обучения дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, а также совершенствуют навык выбора проверочных слов.Таким образом, на втором этапе коррекционного обучения дети улучшают свои навыки в области орфографии и словообразования, пополняют словарный запас и становятся более уверенными в применении правил на практике.ВыводВ результате проведенного анализа исследования с целью изучения дизорфографии у детей младшего школьного возраста, было установлено, что данное расстройство является серьезной проблемой и требует немедленного внимания и работы. Исследование показало, что дети, страдающие дизорфографией, имеют низкий уровень успеваемости в школе, что влияет на их эмоциональное и личностное развитие, а также на образовательную адаптацию. Таким образом, коррекция дизорфографии становится неотъемлемой частью логопедической работы в современной школьной практике.На основании полученных результатов и с учетом важности развития письменных навыков в младшем школьном возрасте, было принято решение о разработке программы дидактических игр, направленных на устранение и профилактику дизорфографии. Эта программа будет включать в себя методы и приемы, способствующие развитию орфографической грамотности, а также навыков выбора проверочных слов и совершенствования словообразования.Следующий этап коррекционного обучения предполагает улучшение навыков орфографии и словообразования, пополнение словарного запаса и повышение уверенности в применении правил на практике. Этот этап является важным шагом в сокращении количества детей, страдающих дизорфографией, и повышении их общего успеха в учебе.Таким образом, проведение всестороннего анализа дизорфографии у детей младшего школьного возраста, исследование ее влияния на уровень успеваемости и разработка эффективных методов коррекции и профилактики данного расстройства являются важными шагами в повышении образовательной эффективности и адаптации детей в школьной среде. Программа дидактических игр, направленных на устранение дизорфографии, имеет практическую значимость и может быть использована педагогами в своей работе для поддержки и развития языковой компетенции учащихся.Однако, дальнейшие исследования и разработки в этой области являются неотъемлемой частью дальнейшего развития логопедической работы по коррекции дизорфографии.

-