Приёмы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 40 40 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 12.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………………..

5
Понятие словарного запаса и его значение для языкового развития младших школьников………………………………………………….
5
Методы и приёмы работы по обогащению словарного запаса на уроках русского языка…………………………………………………
7
Педагогические особенности работы с младшими школьниками по обогащению словарного запаса……………………………………….

11
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЁМОВ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..

15
Организация эксперимента по обогащению словарного запаса младших школьников………………………………………………….
15
Анализ результатов эксперимента и их интерпретация…………….. 16
Рекомендации по дальнейшей работе с обогащением словарного запаса на уроках русского языка………………………………………

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… 39
Фрагмент для ознакомления

Игра по темам: Учитель загадывает слова по определенной теме (например, "животные", "страны", "времена года").Игра с использованием карточек: на карточках пишутся определения слов, Учащиеся по очереди вытаскивают карточки и ищут эти слова в своих словарях.Игра "Найди слово" помогает:Развивать словарный запас.Учить детей пользоваться толковыми словарями.Развивать внимание и память.Тренировать речевую активность.Сделать изучение слов интересным и увлекательным.Пример игры:Учитель: Птица с длинным клювом, которая питается насекомыми.Учащиеся: Ищут это слово в своих словарях.Первый Ученик, нашедший слово: "Ласточка".Учитель: Правильно!Ученик: Записывает слово "ласточка" на листочке бумаги.Учитель: Загадывает следующее определение...Игра продолжается до тех пор, пока не будут разгаданы все слова."Угадай слово": дается описание слова, а дети должны угадать, о каком слове идет речь.Цель игры: Угадать слово по его описанию.Инвентарь:Ручки или карандаши (по одному на каждого Ученика).Листочки бумаги (по одному на каждого Ученика).Ход игры:Учитель: Дает описание слова.Учащиеся: Пытаются угадать, о каком слове идет речь.Первый Ученик, угадавший слово: Записывает его на листочке бумаги.Учитель: Проверяет правильность ответа.Ученик, правильно ответивший на вопрос: Получает 1 очко.Варианты игры:Игра на время: Ученикам дается определенное время (например, 5 минут) на угадывание всех слов. Побеждает Ученик, угадавший больше всего слов.Игра по темам: Учитель дает описание слов по определенной теме (например, "животные", "страны", "времена года").Игра с использованием карточек: на карточках пишутся описания слов, Учащиеся по очереди вытаскивают карточки и пытаются угадать эти слова.Игра "Угадай слово" помогает:Развивать словарный запас.Учить детей логически мыслить.Развивать внимание и память.Тренировать речевую активность.Сделать изучение слов интересным и увлекательным.Пример игры:Учитель: Я - фрукт, который бывает красным, зеленым или желтым. Я очень сладкий и сочный. Я расту в жарких странах.Учащиеся: Пытаются угадать, о каком фрукте идет речь.Первый Ученик, угадавший слово: "Ананас".Учитель: Правильно!Ученик: Записывает слово "ананас" на листочке бумаги.Учитель: Дает описание следующего слова...Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все слова.Игра "Угадай слово" является универсальным инструментом для развития словарного запаса детей любого возраста.3. Лексические упражнения:"Подбери синонимы/антонимы": дается слово, а дети должны подобрать к нему синонимы или антонимы.Цель игры: Подобрать к данному слову синонимы (слова, близкие по значению) или антонимы (слова, противоположные по значению).Инвентарь:Ручки или карандаши (по одному на каждого Ученика).Листочки бумаги (по одному на каждого Ученика).Ход игры:Учитель: Называет слово.Учащиеся: Подбирают к этому слову синонимы или антонимы (в зависимости от варианта игры).Первый Ученик, назвавший синоним/антоним: Записывает его на листочке бумаги.Учитель: Проверяет правильность ответа.Ученик, правильно ответивший на вопрос: Получает 1 очко.Игра "Подбери синонимы/антонимы" помогает:Развивать словарный запас.Учить детей понимать тонкости языка.Развивать внимание и память.Тренировать речевую активность.Сделать изучение слов интересным и увлекательным.Игра "Подбери синонимы/антонимы" является эффективным инструментом для развития словарного запаса младших школьников.Пример игры:Вариант 1: Подбери синонимыУчитель: ДомУчащиеся: Подбирают к слову "дом" синонимы (жилище, здание, постройка, кров, пристанище).Первый Ученик, назвавший синоним: "Жилище".Учитель: Правильно!Ученик: Записывает слово "жилище" на листочке бумаги.Учитель: Называет следующее слово...Вариант 2: Подбери антонимыУчитель: БольшойУчащиеся: Подбирают к слову "большой" антонимы (маленький, крошечный, миниатюрный).Первый Ученик, назвавший антоним: "Маленький".Учитель: Правильно!Ученик: Записывает слово "маленький" на листочке бумаги.Учитель: Называет следующее слово..."Составь текст": дается несколько слов, а дети должны составить с ними текст.Цель игры: Составить текст, используя несколько слов, данных ведущим.Количество Учеников: 2 и более.Игровое поле: Не требуется.Инвентарь:Ручки или карандаши (по одному на каждого Ученика).Листочки бумаги (по одному на каждого Ученика).Ход игры:Учитель: Называет несколько слов (от 3 до 10).Учащиеся: Составляют текст, используя все слова, данные ведущим.Учащиеся зачитывают свои тексты.Учитель оценивает тексты по следующим критериям:Использование всех слов, данных ведущим.Грамотность.Интересность и оригинальность текста.Варианты игры:Игра на время: Ученикам дается определенное время (например, 5 минут) на составление текста. Побеждает Ученик, который написал самый длинный и интересный текст.Игра по темам: Учитель называет слова по определенной теме (например, "животные", "страны", "времена года").Игра с использованием карточек: на карточках пишутся слова, Учащиеся по очереди вытаскивают карточки и составляют текст, используя все слова, которые им достались.Игра "Составь текст" помогает:Развивать словарный запас.Учить детей связно и грамотно излагать свои мысли.Развивать внимание и память.Тренировать речевую активность.Сделать изучение слов интересным и увлекательным.Пример игры:Учитель: Дом, дерево, собака, солнце.Учащиеся: Составляют текст, используя все слова, данные ведущим.Пример текста:Ученик 1: Рядом с домом росло большое дерево. В ветвях дерева жила собака. Она любила сидеть на солнце и лаять на прохожих.Ученик 2: В деревне на берегу реки был красивый дом. Рядом с домом росло старое дерево. Под деревом жила собака. Она любила играть с детьми и бегать по лугу.Учитель: Оценивает тексты по критериям, описанным выше.4. Творческие задания:"Нарисуй иллюстрацию": к изученному слову дети должны нарисовать иллюстрацию.Цель игры: Развивать творческие способности детей, их словарный запас и ассоциативное мышление.Инвентарь:Бумага для рисования (по одному листу на каждого Ученика).Цветные карандаши, фломастеры или краски (по одному набору на каждого Ученика).Ход игры:Учитель: Называет слово (существительное).Учащиеся: За 3-5 минут должны нарисовать иллюстрацию к этому слову, используя свою фантазию и ассоциации.Учащиеся показывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили.Учитель может задать дополнительные вопросы, чтобы уточнить идею рисунка.Варианты игры:Игра по темам: Учитель задает тему (например, "животные", "страны", "времена года"), и Учащиеся рисуют иллюстрации к словам, связанным с этой темой.Игра с использованием карточек: на карточках пишутся слова, Учащиеся по очереди вытаскивают карточки и рисуют иллюстрации к словам, которые им достались.Игра на время: Ученикам дается определенное время (например, 5 минут) на рисование иллюстрации. Побеждает Ученик, который нарисовал самый интересный и оригинальный рисунок.Игра "Нарисуй иллюстрацию" помогает:Развивать творческие способности детей.Расширять словарный запас.Учить детей ассоциативному мышлению.Развивать внимание и память.Тренировать речевую активность.Сделать изучение слов интересным и увлекательным.Пример игры:Учитель: ДомУчащиеся: За 3-5 минут рисуют иллюстрации к слову "дом".Пример рисунков:Ученик 1: Нарисовал большой красивый дом с садом и террасой.Ученик 2: Нарисовал маленький уютный домик в деревне.Ученик 3: Нарисовал многоэтажный дом в городе.Учитель: Задает Ученикам вопросы, чтобы уточнить, что они изобразили на своих рисунках.Игра "Нарисуй иллюстрацию" развивает творческие способности детей, их словарный запас и ассоциативное мышление.5. Дополнительные материалы:"Карточки со словами": карточки с изученными словами, их значениями и примерами использования.Цель игры: Закрепить знания о словарных словах, их значениях и примерах использования.Инвентарь:Карточки со словами (по одной на каждое слово).Ход игры:Вариант 1:Учитель: Раздает Ученикам карточки со словами.Учащиеся: Читают слова, их значения и примеры использования.Учитель: Задает вопросы по карточкам, чтобы проверить, как Учащиеся запомнили слова.Вариант 2:Учащиеся: Разделяются на две команды.Учитель: Выкладывает на стол карточки со словами рубашкой вверх.Команды по очереди отгадывают слова:Один Ученик из команды подходит к столу и переворачивает одну карточку.Он читает слово и его значение.Если команда правильно называет пример использования слова, она получает 1 очко.Если команда не может назвать пример использования слова, ход переходит к другой команде.Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.Варианты игры:Игра по темам: карточки со словами составляются по определенной теме (например, "животные", "страны", "времена года").Игра с использованием карточек с картинками: на карточках с картинками изображены предметы, явления, животные и т.д., Учащиеся должны подобрать к картинкам карточки со словами.Игра на время: Ученикам дается определенное время (например, 5 минут) на отгадывание всех слов. Побеждает команда, которая отгадала больше всего слов.Игра "Карточки со словами" помогает:Закрепить знания о словарных словах, их значениях и примерах использования.Развивать словарный запас.Развивать внимание и память.Тренировать речевую активность.Сделать изучение слов интересным и увлекательным.Игра "Карточки со словами" может быть использована:На уроках русского языка.Во время внеклассных занятий.В домашних условиях.Игра "Карточки со словами" является эффективным инструментом для закрепления знаний о словарных словах.Пример игры:Вариант 1:Учитель: Раздает Ученикам карточки со словами.Карточка 1:Слово: ЯблокоЗначение: Фрукт, круглый, сочный, сладкий или кислый.Пример использования: На дереве поспели яблоки.Карточка 2:Слово: ДомЗначение: Жилое помещение для людей.Пример использования: Мы живем в большом доме.Учитель: Задает вопросы по карточкам:Что такое яблоко?Каким бывает яблоко?Приведите пример предложения со словом "яблоко".Что такое дом?Где люди живут?Приведите пример предложения со словом "дом".Вариант 2:Учитель: Выкладывает на стол карточки со словами рубашкой вверх.Ученик 1: Переворачивает одну карточку.Слово: СобакаЗначение: Домашнее животное, пушистое, лает.Ученик 1: Собака - это домашнее животное, которое может быть пушистым и лаять.Учитель: Команда правильно назвала пример использования слова, поэтому она получает 1 очко.Игра "Карточки со словами" помогает детям запомнить значения словарных слов и использовать их в речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении курсовой работы на тему "Приёмы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка" можно подвести итоги проведенного исследования, подчеркнуть ключевые моменты и выделить основные выводы:В ходе работы были рассмотрены различные приёмы и методы работы по обогащению словарного запаса у младших школьников на уроках русского языка. Были рассмотрены традиционные и инновационные подходы к обучению, а также проведено сравнение их эффективности на практике.Исследование показало, что использование игровых методик, контекстуальных приёмов, а также интеграции новых слов в различные виды деятельности на уроке значительно способствует успешному обогащению словарного запаса у младших школьников. Эти методы не только делают процесс обучения более интересным и увлекательным, но и улучшают результаты обучения.Также была выявлена важность адаптации методик работы по обогащению словарного запаса к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика. Учитывая разнообразие уровней подготовки, интересов и способностей учащихся, учитель может эффективно подбирать методики и приёмы, соответствующие потребностям каждого ребёнка.В целом, работа по обогащению словарного запаса младших школьников требует комплексного подхода, включающего в себя разнообразные методы и приёмы, индивидуальный подход к каждому ученику и создание поддерживающей обстановки на уроке.Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что эффективная работа по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка способствует их успешному языковому развитию и формированию коммуникативных навыков.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫСмирнова Н.В. Психология развития речи младших школьников: Учебное пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2018.Разминова И.А. Развитие речевой деятельности младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2019.Васильева Е.Г. Методика обучения русскому языку в начальной школе: Учебное пособие. — М.: Академия, 2017.Артемьева О.В. Обучение русскому языку и литературе в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016.Кузьмин В.В. Психология обучения русскому языку в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.Гордеева Т.И. Развитие словарного запаса младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2019.Жукова О.А. Эффективные методики работы со словарным запасом на уроках русского языка: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2020.Михайлова Е.И. Развитие лексических навыков у младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.Петрова Н.С. Использование игровых методик в работе со словарным запасом на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2017.Рудакова Е.А. Технологии развития лексических навыков младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2019.Шишкина Л.М. Развитие речевой активности младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.Иванова А.П. Педагогические технологии работы с лексикой на уроках русского языка: Учебное пособие. — М.: Академия, 2019.Соколова Н.А. Формирование лексических навыков у младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2017.Королева Т.В. Методика обучения лексике русского языка в начальной школе: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2018.Козлова Е.С. Практические аспекты работы по обогащению словарного запаса младших школьников: Учебное пособие. — М.: Вентана-Граф, 2019.Чернова О.В. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2018.Семенова Н.И. Развитие лексических навыков у младших школьников: Теория и практика. — М.: Педагогика, 2020.Маркова О.Д. Использование инновационных методик в обучении лексике: Учебное пособие. — М.: Академия, 2019.Николаева Е.И. Практическое руководство по развитию словарного запаса у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2017.Полякова А.Г. Современные тенденции обучения лексике в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.Смирнов И.П. Основы педагогической работы с лексикой у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Вентана-Граф, 2019.Гусева Н.А. Теория и практика работы с лексикой в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Академия, 2020.Дмитриева Л.П. Современные подходы к развитию словарного запаса младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2018.Зайцева В.С. Организация работы с лексикой на уроках русского языка: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2019.Петров С.В. Развитие словарного запаса младших школьников: Исследование и практика. — М.: Вентана-Граф, 2020.

1. Смирнова Н.В. Психология развития речи младших школьников: Учебное пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
2. Разминова И.А. Развитие речевой деятельности младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2019.
3. Васильева Е.Г. Методика обучения русскому языку в начальной школе: Учебное пособие. — М.: Академия, 2017.
4. Артемьева О.В. Обучение русскому языку и литературе в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016.
5. Кузьмин В.В. Психология обучения русскому языку в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.
6. Гордеева Т.И. Развитие словарного запаса младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2019.
7. Жукова О.А. Эффективные методики работы со словарным запасом на уроках русского языка: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2020.
8. Михайлова Е.И. Развитие лексических навыков у младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.
9. Петрова Н.С. Использование игровых методик в работе со словарным запасом на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2017.
10. Рудакова Е.А. Технологии развития лексических навыков младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2019.
11. Шишкина Л.М. Развитие речевой активности младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.
12. Иванова А.П. Педагогические технологии работы с лексикой на уроках русского языка: Учебное пособие. — М.: Академия, 2019.
13. Соколова Н.А. Формирование лексических навыков у младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2017.
14. Королева Т.В. Методика обучения лексике русского языка в начальной школе: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2018.
15. Козлова Е.С. Практические аспекты работы по обогащению словарного запаса младших школьников: Учебное пособие. — М.: Вентана-Граф, 2019.
16. Чернова О.В. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2018.
17. Семенова Н.И. Развитие лексических навыков у младших школьников: Теория и практика. — М.: Педагогика, 2020.
18. Маркова О.Д. Использование инновационных методик в обучении лексике: Учебное пособие. — М.: Академия, 2019.
19. Николаева Е.И. Практическое руководство по развитию словарного запаса у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2017.
20. Полякова А.Г. Современные тенденции обучения лексике в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогика, 2018.
21. Смирнов И.П. Основы педагогической работы с лексикой у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Вентана-Граф, 2019.
22. Гусева Н.А. Теория и практика работы с лексикой в начальной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Академия, 2020.
23. Дмитриева Л.П. Современные подходы к развитию словарного запаса младших школьников: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2018.
24. Зайцева В.С. Организация работы с лексикой на уроках русского языка: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2019.
25. Петров С.В. Развитие словарного запаса младших школьников: Исследование и практика. — М.: Вентана-Граф, 2020.