Методика и организация внеурочных занятий по технологии (на примере программы Украшения на основе макраме для школьников 12-13 лет)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 45 45 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности организации внеурочных занятий по технологии в современных условиях 13
2 Особенности методики обучения на внеурочных занятиях по технологии 19
3 Технология макраме как основа содержания внеурочных занятий по технологии «Украшения на основе макраме» 21
4 Разработка программы внеурочных занятий по технологии «Украшения на основе макраме» для школьников 12-13 лет 26
5 Разработка методического пособия по программе внеурочных занятий «Украшения на основе макраме» 32
6 Анализ практики внедрения разработанных методических материалов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, разработанная программа внеурочных занятий «Украшения на основе макраме» отвечает целям и задачам технологической подготовки учащихся 6-7 классов, соответствует их возрастным особенностям и интересам. Содержание программы направлено на обеспечение практической и творческой деятельности школьников, освоение разнообразных приемов и технологических операций художественного плетения.Программа имеет выраженную профориентационную направленность, способствует выявлению и развитию творческих способностей школьников в сфере дизайна и декоративно-прикладного искусства. Сочетание различных форм индивидуальной и коллективной работы, вовлечение учащихся в выставочную и проектную деятельность обеспечивает высокий уровень мотивации и эффективности обучения.Вместе с тем, практическое применение данной программы требует ее методического сопровождения, разработки необходимых дидактических материалов и средств педагогического контроля. В связи с этим обратимся к анализу авторского методического пособия, призванного помочь педагогам в организации внеурочных занятий по программе «Украшения на основе макраме».5 Разработка методического пособия по программе внеурочных занятий «Украшения на основе макраме»Методическое пособие является неотъемлемым компонентом учебно-методического комплекса по программе внеурочной деятельности. Оно содержит материалы и рекомендации для педагога по организации образовательного процесса, проектированию занятий, применению эффективных методов и технологий обучения. От качества и полноты методического пособия зависит возможность успешной реализации программы в различных педагогических условиях.Рассмотрим структуру и содержание методического пособия «Плетение украшений в технике макраме», разработанного автором в помощь педагогам, реализующим одноименную программу внеурочной деятельности для учащихся 6-7 классов.Пособие состоит из трех основных разделов:Особенности содержания и методики обучения макраме во внеурочной деятельности.Методические рекомендации по проведению занятий.Дидактические материалы.В первом разделе раскрываются цель и задачи обучения школьников технологии плетения макраме, характеризуются образовательные, развивающие и воспитательные возможности данного вида творческой деятельности. Особое внимание уделяется специфике освоения макраме во внеурочной работе, связанной с добровольностью участия детей, необходимостью поддержания высокого уровня их мотивации, обеспечения вариативности и личностной ориентированности обучения.В качестве ведущих методов обучения макраме определяются практические работы, творческие задания, метод проектов, обеспечивающие активную деятельность учащихся по овладению приемами плетения. При этом подчеркивается необходимость оптимального сочетания репродуктивной и творческой деятельности, фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учетом возрастных особенностей и способностей школьников.Отдельно освещаются вопросы материально-технического обеспечения занятий - организация рабочих мест, инструменты и материалы, необходимые для плетения, требования к безопасности труда учащихся.Второй раздел содержит методические рекомендации по проведению занятий в соответствии с учебно-тематическим планом программы. По каждой теме даются указания в отношении целей, задач и планируемых результатов занятий, осваиваемых технологических операций, используемых методов и форм обучения. Предлагаются примерные планы-конспекты занятий, сценарии мастер-классов, описание творческих заданий и проектов.Методика проведения занятий строится на основе следующего алгоритма:Организационный этап (приветствие, проверка готовности к занятию, инструктаж по ТБ).Актуализация знаний (повторение пройденного материала, ответы на вопросы).Постановка цели и задач занятия (сообщение темы, плана работы).Изучение нового материала (объяснение и демонстрация приемов плетения, знакомство со схемами).Практическая работа учащихся (индивидуальное или коллективное выполнение изделия).Подведение итогов (анализ и оценка выполненных работ, рефлексия).Особое внимание уделяется методике организации проектной деятельности школьников - от выбора темы и разработки эскизов до изготовления и защиты готового изделия. Приводятся критерии оценки творческих проектов, даются рекомендации по их публичной презентации.Большое значение придается обеспечению наглядности обучения. В пособии приводятся различные средства визуализации учебного материала: фотографии, схемы, рисунки, демонстрирующие образцы узлов и изделий, этапы выполнения работы. Предусмотрено применение мультимедийных презентаций, видеоуроков, знакомящих с приемами плетения.В третьем разделе пособия представлены необходимые дидактические материалы для проведения занятий:образцы узлов и готовых изделий;технологические карты с пошаговым описанием процесса изготовления изделий;схемы плетения для разных видов украшений;шаблоны для создания эскизов;банк творческих идей и тем проектов;инструкционные карты по технике безопасности;диагностические материалы для оценки образовательных результатов (тесты, опросники, карты наблюдений, анкеты для самооценки и др.).В пособии приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов по теме «Макраме».Методическое пособие оформлено в соответствии с требованиями к педагогической и полиграфической продукции. Текст имеет четкую рубрикацию, снабжен иллюстративным материалом, примерами и образцами документации. Пособие существует в печатном и электронном варианте, что обеспечивает возможность его широкого тиражирования.Таким образом, разработанное автором пособие «Плетение украшений в технике макраме» содержит все необходимые материалы для методического сопровождения одноименной программы внеурочной деятельности. Педагог, используя данное пособие, получает четкие ориентиры для проектирования и проведения занятий, организации различных форм творческой деятельности учащихся.Вместе с тем, эффективность применения методического пособия в практике работы школ зависит от многих факторов и требует специальной опытно-экспериментальной проверки. В связи с этим перейдем к описанию апробации разработанных методических материалов в ходе педагогического эксперимента.6 Анализ практики внедрения разработанных методических материаловРазработка программно-методического обеспечения внеурочной деятельности неразрывно связана с проверкой его эффективности и возможности практического применения в работе школ. Только в ходе реальной педагогической практики можно выявить достоинства и недостатки предлагаемых материалов, определить условия и границы их использования, наметить пути дальнейшего совершенствования.С этой целью автором была организована опытно-экспериментальная работа по апробации программы внеурочной деятельности «Украшения на основе макраме» и методического пособия к ней. Экспериментальной базой исследования выступила МБОУ СОШ эксперименте приняли участие 50 учащихся 6-7 классов, изъявивших желание заниматься в кружке.Целью эксперимента явилась проверка результативности разработанной программы и методического пособия, изучение динамики развития мотивации, знаний и умений учащихся в ходе занятий по макраме.Экспериментальная работа включала три основных этапа:Констатирующий этап - первичная диагностика уровня знаний и умений учащихся, их мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством.Формирующий этап - проведение внеурочных занятий по разработанной программе на основе методических рекомендаций и дидактических материалов пособия.Контрольный этап - повторная диагностика учащихся, сравнительный анализ результатов, формулировка выводов об эффективности программы и методического обеспечения.На констатирующем этапе с помощью анкетирования и тестирования была проведена входная диагностика учащихся по следующим показателям:мотивация к занятиям декоративно-прикладным творчеством;наличие начальных знаний о технологии макраме;уровень развития творческого воображения и художественного вкуса;наличие умений и опыта работы с текстильными материалами и инструментами.Результаты диагностики показали, что у большинства учащихся имеется позитивная мотивация к прикладному творчеству, но преобладают внешние социальные мотивы (общение, совместная деятельность), а не познавательные и творческие. Знания о макраме носят фрагментарный характер, ограничиваются общими представлениями. Опыт работы с текстильными материалами имеют менее половины учащихся, их умения требуют развития. Уровень творческого воображения в основном средний.На основе полученных данных были сформированы две равнозначные группы учащихся - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), не имевшие значимых различий по уровню подготовки. В ЭГ внеурочные занятия проводились по программе «Украшения на основе макраме», в КГ - по сокращенной традиционной программе кружка «Рукодельница».Формирующий этап эксперимента проводился в течение учебного года. Занятия в ЭГ строились в строгом соответствии с содержанием и методикой, изложенной в пособии. В ходе занятий осуществлялись педагогическое наблюдение, анализ практических работ и проектов учащихся, проводились индивидуальные беседы. Это позволило оценивать динамику освоения учебного материала, развитие мотивации и творческой активности школьников.Было установлено, что реализация программы на основе предложенного алгоритма и использования дидактических материалов пособия обеспечивает создание комфортных условий для включения учащихся в творческую деятельность. Поэтапное освоение приемов плетения (от простых узлов к авторским изделиям) способствует развитию технологических умений и художественного вкуса, позволяет каждому ученику выбирать посильный уровень сложности работы.Результативными оказались такие методы, как практический показ и отработка приемов плетения, работа со схемами, творческие задания, мастер-классы. Особый интерес у учащихся вызвала проектная деятельность, позволившая проявить фантазию, реализовать оригинальные замыслы. Методика коллективных и групповых творческих дел (выставки, ярмарки, конкурсы) обеспечивала высокий уровень мотивации и качества выполнения работ.Вместе с тем, была выявлена необходимость некоторой корректировки содержания занятий с учетом начального уровня подготовки детей, усиления дифференцированного подхода. Не всегда оптимальным оказывалось распределение времени на изучение теории и практические работы. Для части учащихся излишне сложными были проектные задания. Однако в целом методика проведения занятий по пособию обеспечивала создание развивающей творческой среды, достижение планируемых результатов.На контрольном этапе была проведена повторная диагностика учащихся ЭГ и КГ по тем же показателям, что и на констатирующем этапе. Оценка уровня знаний и умений осуществлялась с помощью специально разработанных тестов и контрольных заданий. Динамика мотивации изучалась посредством анкетирования и анализа продуктов деятельности.Результаты контрольной диагностики в обобщенном виде представлены в таблице 3.Таблица 3. Результаты опытно-экспериментальной работыПоказателиЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонст. этапКонтр. этапКонст. этапКонтр. этапМотивация к занятиям ДПИ- высокая20%60%20%32%- средняя56%36%52%56%- низкая24%4%28%12%Знания о технологии макраме- высокий уровень4%48%4%16%- средний уровень24%52%20%60%- низкий уровень72%0%76%24%Практические умения плетения- высокий уровень0%40%0%8%- средний уровень16%56%16%48%- низкий уровень84%4%84%44%Творческое развитие- высокий уровень4%28%4%8%- средний уровень48%68%44%60%- низкий уровень48%4%52%32%Анализ результатов эксперимента показал, что в ЭГ наблюдается значительная положительная динамика по всем показателям. Количество учащихся с высокой мотивацией к занятиям ДПИ увеличилось с 20% до 60%, со средним и высоким уровнем знаний - с 28% до 100%. Высокого уровня практических умений достигли 40% школьников, среднего - 56%. На высоком и среднем уровне творческого развития находятся 96% учащихся ЭГ.В КГ также наблюдается рост показателей, но он носит менее выраженный характер. Высокого уровня мотивации достигли лишь 32% школьников, высокий уровень знаний показали 16%, высокий уровень практических умений - 8% учащихся. Высокий уровень творческого развития выявлен только у 8% учащихся КГ.Таким образом, сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы убедительно доказывает эффективность разработанных автором программы и методического пособия по обучению школьников искусству плетения макраме. Реализация программы на основе предложенной методики способствует повышению мотивации к декоративно-прикладному творчеству, успешному освоению учащимися технологии плетения, развитию практических умений и навыков художественной обработки текстильных материалов, росту их творческой активности и самостоятельности.Проведенный эксперимент позволил также выявить педагогические условия, при которых использование разработанных материалов дает максимальный образовательный эффект:учет интересов, способностей и уровня подготовки учащихся при комплектовании групп и распределении заданий;обеспечение возможности выбора учащимися содержания и уровня сложности творческой деятельности;рациональное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, коллективных и индивидуальных форм работы;создание ситуации успеха для каждого ребенка, педагогическая поддержка в процессе освоения новых приемов и технологий;привлечение учащихся к публичной презентации своих достижений через участие в выставках, ярмарках, конкурсах;вовлечение в оценку результатов обучения родителей и других представителей местного сообщества.При соблюдении указанных условий предлагаемые программа и пособие могут эффективно использоваться во внеурочной работе по технологии в 6-7 классах, обеспечивая достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, определенных ФГОС.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование было посвящено разработке и апробации программно-методического обеспечения внеурочных занятий по технологии «Украшения на основе макраме» для школьников 12-13 лет. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов к организации внеурочной деятельности по технологии, способствующих творческой самореализации и эстетическому развитию учащихся.В ходе работы были решены следующие задачи:Проанализированы теоретические основы организации внеурочной деятельности по технологии в основной школе. Показано, что внеурочные занятия являются эффективным средством углубления технологических знаний и умений, развития проектного мышления и творческих способностей школьников. Определены ключевые требования к содержанию и методике внеурочной работы: практико-ориентированность, вариативность, интегративность, личностная ориентированность.Охарактеризована специфика методики обучения на внеурочных занятиях по технологии. Выделены ведущие методы обучения: практические работы, упражнения, творческие задания, проекты, интерактивные формы работы. Обоснована необходимость сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, индивидуализации обучения, интеграции технологической и художественной подготовки.Раскрыты образовательные возможности техники макраме как основы содержания внеурочных занятий по технологии. Показано, что освоение техники узелкового плетения способствует развитию моторики рук, творческого воображения, художественного вкуса учащихся, приобщает их к традициям декоративно-прикладного искусства.Разработана программа внеурочных занятий «Украшения на основе макраме» для школьников 12-13 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения, включает 68 часов. Ее содержание направлено на освоение различных приемов плетения, изготовление украшений и аксессуаров, реализацию творческих проектов. В программе определены цели, принципы обучения, формы организации занятий, ожидаемые результаты, способы контроля.Создано методическое пособие для педагогов «Плетение украшений в технике макраме». Пособие содержит рекомендации по проведению занятий по каждому разделу программы, примерные планы-конспекты, критерии оценки творческих работ, дидактические материалы (схемы плетения, технологические карты, банк творческих идей, диагностические материалы).В эксперименте участвовали 50 учащихся 6-7 классов, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Эксперимент включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На формирующем этапе в ЭГ внеурочные занятия проводились по программе «Украшения на основе макраме» с использованием методического пособия.Анализ результатов эксперимента показал, что в ЭГ наблюдается значительная положительная динамика мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством, уровня знаний о макраме, практических умений плетения и навыков творческой деятельности. На высоком и среднем уровне по всем показателям находятся 96-100% учащихся ЭГ, в то время как в КГ этот диапазон составил 68-84%. Это доказывает эффективность разработанных программы и методического пособия.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Внеурочные занятия по технологии «Украшения на основе макраме» обеспечивают результативное формирование технологической компетентности и творческое развитие школьников 12-13 лет при реализации следующих условий:проектирование целей и содержания программы в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями учащихся;построение логики освоения макраме по принципу «от простого к сложному»;интеграция технологической и художественной подготовки, вариативность методов обучения;разработка комплекса дидактических средств (инструкционных карт, схем, наглядных пособий и др.);мониторинг результативности занятий на основе критериальной оценки динамики развития учащихся.В целом, проведенное исследование вносит вклад в развитие теории и методики технологического образования школьников. Предложенные автором программа и методическое пособие могут использоваться в практике внеурочной деятельности по технологии, служить ориентиром для разработки аналогичных материалов по другим видам декоративно-прикладного творчества.Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением возможностей интеграции техники макраме с другими видами рукоделия, создания интегрированных программ внеурочной деятельности. Актуальной задачей является также разработка дистанционных и электронных курсов по обучению школьников технологии плетения макраме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкбаева, Ф. А. Разнообразие методик развития мелкой моторики у дошкольников / Ф. А. Акбаева // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика : Материалы рег. научно-практ. конференции, Карачаевск, 27–28 ноября 2017 года. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. – С. 10-14Берегиня дома. Славянские символы описание и схемы к ним. /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bereginyadoma.io.ua/s624739/slavyanskie_simvoly_opisanie_i_shemy_k_nimБортник А. Ф., Атласова Л. Н. Организация внеурочной деятельности обучающихся по изготовлению изделий в технике «макраме» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – . – URL: http://e-koncept.ru/2021/0.htmИстория макраме, электронный ресурс: https://www.narodko.ru/article/tkach/makrame/ictoria_makrame.htmМоисеев, Г. А. Макраме — мужское дело / Г. А. Моисеев, Е. В. Пережогина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1283/ (дата обращения: 13.03.2024).Оконечникова Т.Т. Развитие мелкой моторики как фактор повышения выносливости к учебным нагрузкам и улучшения психического здоровья школьника / Т.Т. Оконечникова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. Сборник мат. XII Всерос. с межд. участием научно-практ.конф. В 2-х томах. Под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. 2013. С. 81-84.Основы макраме. Эпиграфы. / [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://www.cka3ku.com/osnovy-makrame/Применение нетрадиционных методик как средства обучения технике макраме для развития творческого потенциала детей 5-7 лет, электронный ресурс: https://педпроект.рф/байкова-обучение-технике-макраме/MacrameScrapbook Review. / [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://www.macrameschool.com/blog/292-macrame-scrapbook-review

1. Акбаева, Ф. А. Разнообразие методик развития мелкой моторики у дошкольников / Ф. А. Акбаева // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика : Материалы рег. научно-практ. конференции, Карачаевск, 27–28 ноября 2017 года. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. – С. 10-14
2. Берегиня дома. Славянские символы описание и схемы к ним. /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bereginyadoma.io.ua/s624739/slavyanskie_simvoly_opisanie_i_shemy_k_nim
3. Бортник А. Ф., Атласова Л. Н. Организация внеурочной деятельности обучающихся по изготовлению изделий в технике «макраме» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – . – URL: http://e-koncept.ru/2021/0.htm
4. История макраме, электронный ресурс: https://www.narodko.ru/article/tkach/makrame/ictoria_makrame.htm
5. Моисеев, Г. А. Макраме — мужское дело / Г. А. Моисеев, Е. В. Пережогина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1283/ (дата обращения: 13.03.2024).
6. Оконечникова Т.Т. Развитие мелкой моторики как фактор повышения выносливости к учебным нагрузкам и улучшения психического здоровья школьника / Т.Т. Оконечникова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. Сборник мат. XII Всерос. с межд. участием научно-практ.конф. В 2-х томах. Под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. 2013. С. 81-84.
7. Основы макраме. Эпиграфы. / [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://www.cka3ku.com/osnovy-makrame/
8. Применение нетрадиционных методик как средства обучения технике макраме для развития творческого потенциала детей 5-7 лет, электронный ресурс: https://педпроект.рф/байкова-обучение-технике-макраме/
9. Macrame Scrapbook Review. / [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://www.macrameschool.com/blog/292-macrame-scrapbook-review