Особенности коммуникативной сферы практикующих психологов
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 14.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей коммуникативной сферы практикующих психологов 6
1.1. Характеристика коммуникативной сферы 6
1.2. Особенности профессиональной деятельности психологов 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коммуникативной сферы практикующих психологов 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 20
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 31
Судя по результатам, в группе психологов по средне-групповым значениям главным является компетентный способ общения. В группе агрессивный способ общения выбирают 8 человек (22,9%), компетентный – 24 человека (68,6%), зависимый – 3 человека (8,5%).Таким образом, в основном практикующие психологи способны компетентно, уверенно общаться с клиентами разного возраста и положения, однако, некоторые бывают агрессивны в общении и реже всего – зависимы от характера общения с собеседником.Результаты диагностики коммуникативного контроля в группе испытуемых представлены в таблице 2 в Приложении.Судя по результатам, у практикующих психологов средний коммуникативный контроль. То есть они в общении непосредственны, искренне относятся к другим. Но сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.Соотношение испытуемых с разным уровнем коммуникативного контроля представлено на рисунке 3.Рис.3. Соотношение испытуемых с разным уровнем коммуникативного контроля.По соотносительным данным видно, что большинство психологов (48,6%) имеют средний коммуникативный контроль, в общении непосредственны, искренне относятся к другим, но сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. Довольно большая часть респондентов (31,4%) имеют высокий коммуникативный контроль. Они постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций. У 20% испытуемых регистрируется низкий коммуникативный контроль. Для таких сотрудников характерна высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.Результаты диагностики по методике «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко представлены в таблице 3 в Приложении.Наглядно результаты представлены на рисунке 4.Рис. 4. Результаты по методике «Направленность личности в общении»Результаты диагностики показали, что у практикующих психологов доминирует направленность на равноправное общение, ориентация на равноправие в общении. Довольно ярко выражена ориентация на доминирование, стремление подавить личность собеседника и центрация на собеседнике, стремление понять запросы другого, но безразличие к пониманию себя с его стороны. Несколько меньше выражена ориентация на использование собеседника, стремление вычислить собеседника, чтобы получить нужную информацию. Реже всего используется ориентация на уход от общения, на сугубо деловые стороны общения и отказ от равноправия в пользу собеседника.Результаты корреляционного анализа особенностей коммуникативной сферы практикующих психологов с их личностной направленностью в общении представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)АгрессивностьКомпетентностьЗависимостьКоммуникативный контрольОриентация на доминирование CorrelationCoefficient,562**-,458**,100-,289Sig. (2-tailed),000,006,568,092N35353535Ориентация на использованиеCorrelationCoefficient-,141,094,025,050Sig. (2-tailed),418,593,887,776N35353535Центрация на собеседникеCorrelationCoefficient-,042,044-,019-,086Sig. (2-tailed),810,804,914,622N35353535Отказ от равноправияCorrelationCoefficient,072-,379*,314-,106Sig. (2-tailed),681,025,066,543N35353535Уход от общенияCorrelationCoefficient-,093-,237,330-,007Sig. (2-tailed),594,170,053,969N35353535Ориентация на равноправиеCorrelationCoefficient-,248,585**-,450**,200Sig. (2-tailed),150,000,007,249N35353535* - связь на уровне р≤0,05; **- связь на уровне р≤0,01Результаты корреляционного анализа показали, что агрессивность при коммуникации прямо связана с ориентацией на доминирование (р<0,01). То есть, чем больше у психологов выражена ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, тем больше они реализуютагрессивную стратегию общения.Компетентность прямо связана с ориентацией на равноправие (р<0,01) и обратно связана с ориентацией на доминирование (р<0,01) и с отказом от равноправия (р<0,05). То есть, чем больше психологи ориентируются на равноправное общение, взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, и чем меньше стремятся доминировать или подстраиваться под собеседника, тем выше их компетентность в общении.Зависимость обратно связана с ориентацией на равноправие (р<0,01). То есть, чем больше психологи ориентируются на равноправное общение, взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, и тем реже они принимают зависимую позицию при коммуникации.Таким образом, особенности коммуникативной сферы практикующих психологов связаны и их личностной направленностью в общении.ЗаключениеДанное исследование было проведено с целью выявления особенностей коммуникативной сферы практикующих психологов. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было отмечено, чтов современной науке существуют различные определения понятия «коммуникация». Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Любая коммуникация - это информационное, ценностное, эмоциональное влияние, и в случае его успеха могут произойти определенные изменения в мировоззрении, мыслях, отношении того, кому она адресована. Эффективность коммуникации может снижаться коммуникативными барьерами, а для успешной реализации коммуникативной деятельности человеку необходимо владеть неким набором коммуникативных умений, которые подразумевают не только способность четко передать сообщение, но и умение слушать так, что бы другой человек почувствовал, что его слушают и понимают.Коммуникативные умения в структуре коммуникативной культуры личности являются ее необходимой составляющей, обеспечивающей возможности реализации целей и задач общения. Основой профессиональной деятельности практического психолога является предоставление психологической помощи. Основными формами психологической помощи являются: психологическое консультирование, психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия, психологическое обучение, психологическое просвещение и психологическая профилактика. Предметом профессиональной деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также влияющие на нее факторы. Для работы с людьми на доверительной основе психологу необходимо обладать общительностью, контактностью, эмоциональной сдержанностью, гибкостью поведения, деликатностью.Результаты эмпирического исследования показали, что больше всего у практикующих психологов выражена стратегия компетентности в общении на равных. Реже проявляется агрессивная стратегия общения, стремление подавить собеседника. Менее всего психологам характерна зависимая позиция в общении.У практикующих психологов средний коммуникативный контроль. То есть они в общении непосредственны, искренне относятся к другим. Но сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.У психологов доминирует направленность на равноправное общение, ориентация на равноправие в общении. Довольно ярко выражена ориентация на доминирование, стремление подавить личность собеседника и центрация на собеседнике, стремление понять запросы другого, но безразличие к пониманию себя с его стороны. Результаты корреляционного анализа показали, что, чем больше у психологов выражена ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, тем больше они реализуют агрессивную стратегию общения.Чем больше психологи ориентируются на равноправное общение, взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, и чем меньше стремятся доминировать или подстраиваться под собеседника, тем выше их компетентность в общении.Чем больше психологи ориентируются на равноправное общение, взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, и тем реже они принимают зависимую позицию при коммуникации.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: особенности коммуникативной сферы практикующих психологов связаны и их личностной направленностью в общении.Список литературыАбрамова Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 538 с.Ананьева К. И. Коммуникативная компетентность психологов-консультантов в контексте восприятия другого человека / К. И. Ананьева, А. А. Демидов, Я. Н. Смольный // Познание и переживание. – 2022. – Т. 3. – №2. – С. 72-86.Высоков И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / И.Е. Высоков. – Москва :Юрайт, 2020. – 431 с.Головин С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. – Москва :Харвест, 2007. – 800с.Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н. Н. Ежова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 320с.Ильи Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 576 с.Классическая социальная психология : учеб.пособие для студентов вузов / И. Г. Антипов и др., общ. ред. Е. И. Рогова. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с. Князева Е. Н. Коммуникативная сложность / Е. Н. Князева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 5 (133). – С. 110–118.Козлов Н. И. Формула личности / Н. И. Козлов. – Санкт-Петербург : Питер 2000. – 368с.Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. Пособие для шк. Психологов / Л. С. Колмогоров. – Москва : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 360с.Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Москва : Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, Н. В. Погольша. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 367с.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 318 с.Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 585с.Морозова Е. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного вида профессиональной деятельности психолога / Е. Н. Морозова. В сборнике: Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией С.А. Коньшаковой. – 2020. – С. 67-69.Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; Н. А. Зимина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 42 с.Смык А. А. Особенности переживаний в профессиональной деятельности педагогов-психологов в период развития профессионала / А. А. Смык. В сборнике: Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2023. – С. 218-221.Соловьева Е. А. Психология человека и группы: учеб.пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 86 с.Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва : Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490 с.Цой Л. Н. Практическая конфликтология / Л. Н. Цой. – Москва: Глобус, 2001. – 233 с. Черникова К. С. Специфика профессиональной деятельности психолога / К. С. Черникова // Символ науки. – 2015. – №11. – С. 226 – 227.Schneider К. The Psychology of Existence: An Integrative, Clinical Perspective / К. Schneider, R. May // Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. – 2000. – №20 (1). – Р. 80-86. The developmental psychology of personal relationships / Ed. By Rosemary S. L. Mills a Steve. Wiley, Cop, 2000.–287p.ПриложениеТаблица 1 Результаты диагностики по тесту коммуникативных умений Л. Михельсона№АгрессивностьКомпетентностьЗависимость№ АгрессивностьКомпетентностьЗависимость1917119610112719120513936210211110641114222881152169231011667119246912710161251110684111226121239815427510121062012881271181452971821231953010125138154314221141017032317715519333514816891034111061787123591171821114М7,213,76,1 σ2,33,43,4Таблица 2Результаты диагностики коммуникативного контроля№ Балл Уровень№ БаллУровень№ Балл Уровень16Средний136Средний252Низкий24Средний141Низкий262Низкий38Высокий157Высокий278Высокий45Средний164Средний288Высокий54Средний176Средний297Высокий68Высокий188Высокий303Низкий79Высокий195Средний319Высокий85Средний203Низкий325Средний98Высокий215Средний336Средний102Низкий226Средний341Низкий115Средний234Средний354Средний127Высокий246СреднийМ5,3 σ1,8 Таблица 3Результаты по методике «Направленность личности в общении»№АВ – ориентация на доминирование М – ориентация на использование собеседника АЛ – центрация на собеседникеК – отказ от равноправия в пользу собеседникаИ – уход от общения Д – ориентация на равноправное общение1425216282101832161010467222153643226515423725320883633149624008100361010113133551211223111300542914223011215312041016314327177102281812712719327206204123010216034252250118523713009244522342582233226415217273242182836101929411021230705107312311013321140410332421653452322635462035М3,72,33,21,61,97,2σ1,71,61,51,11,32,4
2. Ананьева К. И. Коммуникативная компетентность психологов-консультантов в контексте восприятия другого человека / К. И. Ананьева, А. А. Демидов, Я. Н. Смольный // Познание и переживание. – 2022. – Т. 3. – №2. – С. 72-86.
3. Высоков И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / И.Е. Высоков. – Москва : Юрайт, 2020. – 431 с.
4. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. – Москва : Харвест, 2007. – 800с.
5. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н. Н. Ежова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 320с.
6. Ильи Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 576 с.
7. Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Антипов и др., общ. ред. Е. И. Рогова. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
8. Князева Е. Н. Коммуникативная сложность / Е. Н. Князева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 5 (133). – С. 110–118.
9. Козлов Н. И. Формула личности / Н. И. Козлов. – Санкт-Петербург : Питер 2000. – 368с.
10. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. Пособие для шк. Психологов / Л. С. Колмогоров. – Москва : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 360с.
11. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Москва : Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
12. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
13. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, Н. В. Погольша. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 367с.
14. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 318 с.
15. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 585с.
16. Морозова Е. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного вида профессиональной деятельности психолога / Е. Н. Морозова. В сборнике: Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией С.А. Коньшаковой. – 2020. – С. 67-69.
17. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; Н. А. Зимина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 42 с.
18. Смык А. А. Особенности переживаний в профессиональной деятельности педагогов-психологов в период развития профессионала / А. А. Смык. В сборнике: Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2023. – С. 218-221.
19. Соловьева Е. А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 86 с.
20. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва : Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490 с.
21. Цой Л. Н. Практическая конфликтология / Л. Н. Цой. – Москва: Глобус, 2001. – 233 с.
22. Черникова К. С. Специфика профессиональной деятельности психолога / К. С. Черникова // Символ науки. – 2015. – №11. – С. 226 – 227.
23. Schneider К. The Psychology of Existence: An Integrative, Clinical Perspective / К. Schneider, R. May // Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. – 2000. – №20 (1). – Р. 80-86.
24. The developmental psychology of personal relationships / Ed. By Rosemary S. L. Mills a Steve. Wiley, Cop, 2000. – 287p.