Коррекция речи при ринолалии на почве врожденных расщелин нёба
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 4 + 4 источника
- Добавлена 15.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
І. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РИНОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ 3
1.1 Открытая ринолалия 3
1.2 Закрытая ринолалия 6
1.3 Смешанная ринолалия 8
II. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ 10
Вывод 23
Литература 24
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т. п.Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т. п.Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.Гимнастика для губ и щек. Надувание обеих щек одновременно. Надувание щек попеременно. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.Сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты.Оскал: губы сильно растягиваются в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов.«Хоботок», с последующим оскалом при сжатых челюстях.Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим смыканием губ.Оскал при раскрытом рте, с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (л, б, м).Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях.Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).При широко раскрытых челюстях губы втягивают внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.Поднимание верхней губы — обнажаются верхние зубы.Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы).Вибрация губ.Движения губ хоботком влево-вправо.Вращательные движения губ хоботком.Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой полости, увеличивается внутриротовое давление).Удерживание губами карандаша или стеклянной трубочки.Гимнастика для языка.Высовывание языка лопатой, жалом.Поочередное высовывание языка распластанного и заостренного.Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.Поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз.Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых.Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.Присасывание языка к верхним альвеолам с раскрыванием и закрыванием рта.Проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка.Круговое облизывание кончиком языка губ.Поднимание и опускание широко высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте.Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте.Высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашечкой.Язык в форме чашечки удерживать внутри рта.Закусывание зубами боковых краев языка.Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен.При том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (г-г-г-г).Проделать движения одно за другим — язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.Таким образом воспитываются движения, необходимые для правильного произнесения звуков.Проводятся голосовые упражнения на гласных звуках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь и затем регулярно (ежедневно) включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса (беззвучно). Это особенно полезно для детей, у которых выражены компенсаторные дополнительные движения лица (втягивание у крыльев носа). Эти дети должны ежедневно заниматься перед зеркалом беззвучной артикуляцией гласных, а затем переходить к громкому произнесению. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе.Логопедические занятия, проводимые в дооперационный период, помогают предотвратить серьезные патологические изменения в функционировании органов речи. Эти занятия также подготавливают активность мягкого нёба, нормализуют положение корня языка, усиливают мышечную активность губ и развивают направленный ротовой выдох. Это создает условия для более эффективной операции и последующей коррекции.Раннее логопедическое воздействие способствует предотвращению дегенеративных изменений мышц глотки после операции. После операции (через 15-20 дней) проводятся многие специальные упражнения. Основная цель этих упражнений состоит в развитии эластичности и подвижности мягкого нёба, а также в формировании полноценного нёбно-глоточного смыкания. В ряде случаев может потребоваться "растягивание" мягкого нёба, поскольку оно может уменьшиться в длину из-за рубцевания в послеоперационный период.Для растяжения свежих рубцов используется прием, имитирующий проглатывание. Также проводится массаж.В послеоперационный период необходимо развивать подвижность мягкого нёба, устранять неправильный уклад органов артикуляции и готовить произношение всех звуков без назального оттенка.Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда осваивают правильное произношение звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях используются специальные упражнения, направленные на устранение специфических дефектов, связанных с ринолалией.При составлении индивидуального плана логопед должен уделить внимание следующим направлениям: нормализации звуковой стороны речи и устранению лексико-грамматического недоразвития.В работу включаются ряд специальных разделов, таких как: коррекция звуков, уточнение произношения звуков в сложных позициях и в многосложных словах, анализ фонематического восприятия и контроль за собственной речью.В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях осуществляется уточнение произношения гласных и согласных звуков. Во втором периоде добавляются другие звуки, а в третьем периоде отрабатывается звук "ж" и проводится интенсивная работа над развитием артикуляции и устранением назального оттенка.Особое внимание уделяется дифференциации рото-носовых звуков, таких как "м" - "п", "м'" - "п'", "н" - "д", "н" - "т", "м" - "б", "м'" - "б'".Дети с ринолалией, посещающие специальные детские сады, под руководством логопеда осваивают правильное произношение звуков. Занятия проводятся как в группах, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях используются специальные упражнения, направленные на устранение конкретных дефектов, связанных с этим нарушением.При составлении индивидуального плана логопед придерживается следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.В работе используются специальные разделы, включающие: коррекцию звуков, уточнение произношения звуков в сложных позициях (например, типа ССГ), в многосложных словах и в конце фразы, а также анализ фонематического восприятия и состояние слухового контроля за собственной речью.На первом этапе обучения в детском саду на индивидуальных занятиях осуществляется уточнение произношения гласных звуков "а", "э", "о", "у", "ы" и согласных звуков "я", "я'", "ф", "ф'", "в", "в'", "т", "т'" и формирование звуков "к", "к'", "с", "с'", "г", "г'", "л", "л'", "б", "б'".На втором этапе озвучиваются звуки "и", "д", "д'", "з", "з'", "ш", "р".На третьем этапе отрабатываются звук "ж", аффрикаты, а также продолжается работа над уточнением артикуляции звуков, которые уже были пройдены. Одновременно интенсивно работают над устранением назального оттенка.Особое внимание уделяется дифференциации рото-носовых звуков, таких как "м" - "п", "м'" - "п'", "н" - "д", "н" - "т", "м" - "б", "м'" - "б'".В специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи специфические дефекты устраняются на индивидуальных логопедических занятиях.В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедической работы.Предложенные Л.И. Вансовской критерии дают возможность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ринолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам (устранение назализации и дефектов артикуляции).Установлены следующие оценки речи:Нормальная и близкая к норме, т.е. сформировано звукопроизношение и устранена назализация.Значительное улучшение речи — сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация.Улучшение речи — сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.Без улучшения — не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество, возраст, в котором началось логопедическое обучение, продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка.Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.ВыводУстранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.ЛитератураЕрмаковаИ.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. —М., 1984.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия.—М., 1983.Чиркина Г.В.Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1969.Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.- М.:Просвещение, 1989.-528с.
1. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия.—М., 1983.
3. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1969.
4. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.- М.: Просвещение, 1989.-528с.