Роль Центрального банка в регулировании российской экономики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 12.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Теоретические аспекты деятельности центрального банка 5
1.1. Понятие денежной системы и эмиссии 5
1.2. Центральный банк России как единый эмиссионный центр 14
1.3. Права и обязанности Центрального банка России 16

2. Деятельность центрального банка в механизме регулирования экономики 20
2.1. Денежно-кредитное регулирование в Российской Федерации 20
2.2. Ключевая ставка центрального банка: роль и характер использования в денежно-кредитном регулировании экономики (российский и зарубежный опыт) 23
2.3. Анализ эффективности регулирования Центральным Банком российской экономики 25

Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Невозможно разработать единственно правильную последовательность действий по совершенствованию денежно-кредитного регулирования. Для совершенствования денежно-кредитного регулирования необходим комплекс мер, затрагивающий все сегменты экономики. Прежде всего, необходимо укрепить макроэкономическую ситуацию в стране:создать прочную законодательную базу, обеспечивающую защиту прав и интересов всех участников рынка;создать благоприятные условия для привлечения капитала в экономику страны;совершенствование и развитие информационного обеспечения участников рынка, в том числе повышение открытости и прозрачности действий Центрального банка;поддерживать конкуренцию на рынке;создать условия для усиления интеграции российского рынка в мировой финансовый рынок;снизить долларизацию российского денежного обращения;усилить контроль за законностью операций на финансовом рынке, в том числе операций с наличными и безналичными средствами.2.2. Ключевая ставка центрального банка: роль и характер использования в денежно-кредитном регулировании экономики (российский и зарубежный опыт)Рассмотрим особенности ключевой ставки в России. Рост ставки до 15% является следствием более жесткой политики ЦБ РФ, которая влияет на финансовый рынок, путем выгодности депозитов, и некоторому остыванию кредитования. Вместе с тем устойчивое расширение спроса все больше превышает возможности наращивания предложений товаров, работа и услуг. В итоге цены растут быстрее. Дополнительным проинфляционным фактором на прогнозном горизонте выступает смягчение бюджетной политики, это предполагает увеличение жесткости денежно-кредитной политики. Данная политика обеспечит более сбалансированный рост кредита, соответствующего возвращению инфляции к цели, установленной ЦБ РФ в размере, пригодном для развития экономики.В начале 2023 г. ключевая ставка составляла 7,5%. 24 июля 2023 г. ставка была повышена до 8,5 % по следующим причинам:Восстановление экономики подходило к своему завершению. При этом наблюдалась активизация потребительского спроса и нехватка рабочей силы на рынке труда.Рост текущих темпов инфляции, одной из причин которого может являться перегрев экономики из-за использования всех доступных ресурсов.Падение курса рубля относительно других валют в связи с удешевлением цен на нефть или газ.Рост инфляционных ожиданий, вызванный повышенным уровнем инфляции. Покупатели и продавцы прогнозируют свою денежную и ценовую политику – доходы и расходы.Рис. 8. Динамика ключевой ставкиРост валового внутреннего продукта РФ по итогам 2023 года составил 3,6%, а в первом квартале 2024 года экономика продолжает расти высокими темпами. Глава ЦБ отметил, что экономический рост в четвертом квартале несколько замедлился, но остался значительным.В четвертом квартале 2023 г. экономический рост несколько замедлился, но остался значительным. В 2024 году ВВП вырос на 3,6%. Сейчас оперативные показатели показывают, что экономика продолжает расти высокими темпами в первом квартале 2024 г. года.Банк России может пойти на снижение ключевой ставки во второй половине 2024 года, если инфляция продолжит устойчиво замедляться.Регулятор высоким уровнем защищает доходы граждан, это прямой вклад в борьбу с бедностью.Если инфляция продолжит стабильно замедляться, предполагается, что можно начать снижение ключевой ставки уже в 2024 году, а не во второй половине года. Сейчас ставка по вкладам физических лиц в банках составляет до 16%.Снижение ключевой ставки приведет к снижению ставок по ипотечным кредитам, что, несомненно, приведет к росту рынка недвижимости. и стимулировать строительную отрасль, которая является драйвером развития всей отечественной экономики.Тот факт, что резкого снижения деловой активности в стране не произошло, а заработная плата продолжает расти, позволяет говорить о защите доходов граждан высокой ключевой ставкой.Зарплаты в феврале 2024 г. выросли на 8,5% в годовом исчислении.Годовая ставка достаточно высокая. Кроме того, при такой ставке увеличивается и прожиточный минимум, и индексация, а минимальная заработная плата стабильно растет. Ставки по вкладам также остаются высокими. Они позволяют гражданам получать гарантированный доход, превосходящий инфляцию. Эльвира Набиуллина сообщила, что общий доход от повышения ставок по депозитам населения составил почти триллион рублей. Можно увеличить страховку по долгосрочным вкладам с трех лет до 2 миллионов рублей с нынешних 1,4 миллиона, а по безотзывным сертификатам - до 2,8 миллиона рублей. Снижение взносов банков в систему страхования по депозитам сроком на три года и безотзывным сберегательным сертификатам позволит финансовым организациям предложить для них более выгодные условия.2.3. Анализ эффективности регулирования Центральным Банком российской экономикиПроведем анализ эффективности регулирования Центральным Банком российской экономики. Банк России располагает эффективными инструментами снижения инфляции до целевого показателя. Банк России поднял ключевую ставку и будет готов сделать это снова, если не увидит признаков устойчивого замедления инфляции и охлаждения инфляционных ожиданий. Инфляция стабильно отклоняется от 4% с 2021 года. Столь долгосрочное отклонение может привести к росту инфляционных ожиданий и потере ориентиров со стороны экономических агентов. Опыт показывает, что в таких условиях период поддержания высоких ставок должен быть более длительным.И это отличает текущую ситуацию от двух других эпизодов сильного повышения ставок – 2014 и 2022 годов. Тогда, помимо роста инфляции, наблюдались значительные риски для финансовой стабильности, во многом связанные с внешними причинами. В2016-2017 годах дезинфляционным процессам способствовала сдерживающая бюджетная политика.Сейчас ситуация принципиально иная. Наблюдается инфляция, вызванная внутренним дисбалансом спроса и предложения: спрос растет, рост предложения ограничен, в результате чего рост цен ускоряется. В то же время фискальная политика на ближайшие три года останется стимулирующей. Это означает, что денежно-кредитная политика должна быть ужесточена, чтобы вернуть инфляцию на уровень 4%.В обновленном прогнозе была повышена траектория ключевой ставки. Средняя ключевая ставка составит– 12,5–14,5% годовых. Такая траектория курса позволит инфляции вернуться к цели к концу следующего года и зафиксировать ее на уровне 4% в дальнейшем.Предлагается обсудить дополнительные стимулы. По рублевым вкладам сроком от трех лет, то есть более длительным вкладам, а также по безотзывным сберегательным сертификатам уменьшить взносы банков в систему страхования, чтобы они могли предложить более выгодные условия. По длинным денежным средствам вкладчиков увеличить лимит страхового возмещения с нынешних 1,4 млн руб. В условиях жесткой монетарной политики банки могут конкурировать с фондовым рынком и рынком ценных бумаг, но после ее смягчения ставки по депозитам станут заметно ниже. Ограничение в 1,4 млн рублей, действующее уже достаточно долгое время, сдерживало желание граждан выводить деньги на депозиты. Увеличение этой суммы создаст для банков дополнительную подушку ликвидности. Правительство больше говорит о долгосрочных сберегательных программах, а депозиты в банках редко превышают год. В настоящее время, когда иностранные ценные бумаги и валютные сбережения стали недоступны, большое количество средств находится в неопределенности у граждан. И в этой связи озвученное предложение является сигналом о том, что банки остаются надежными не только с точки зрения сохранения, но и с точки зрения роста сбережений.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время основополагающим элементом экономической системы любого государства является Центральный банк, который является центральным и системообразующим органом банковской сферы. Функционирование ЦБ нацелено на реализацию общегосударственных и общебанковских задач, являясь посредником между коммерческими банками и государством, обеспечивая баланс интересов всех субъектов данной системы. Данное обстоятельство определяет его особую роль в экономической системе и сложную природу. В современных условиях, изменением внешнеполитической ситуацией, формулировка правового статуса ЦБ, с целью правовой определенности, является актуальным вопросом. Правовое положение ЦБ регламентировано Конституцией РФ, а также ФЗ № 86 «О центральном банке РФ» и Гражданским кодексом РФ.Таким образом, можно сделать вывод о двойственной правовой природе ЦБ, которая, на наш взгляд, заключается в том, что ЦБ является самостоятельным при реализации своих полномочий, но одновременно зависит от органов власти РФ. ЦБ не обладает государственной властью, не относится ни к одной из ветвей власти. При этом он реализует волю государства.Законодательство РФ не относит ЦБ ни к одной из ветвей власти. Но ЦБ выступает ключевым звеном управления и нормативного регламентирования в сфере банковской деятельности, наделен правом издавать нормативно-правовые акты для реализации функционала. Это говорит о наделении ЦБ публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частноправовым. Итак, природа правового статуса ЦБ характеризуется неоднозначностью и имеет определенную специфику, которая определяется тем, что ЦБ является и государственным органом, и юридическим лицом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. - Ст. 75
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ - Ст. 55
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 - Ст. 1
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
5. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 04.08.2003 г., № 236-П - П.
6. Абрамов В.С. Развитие правового регулирования деятельности Центрального банка в международном праве на примере центрального банка Российской Федерации // В сборнике: Актуальные аспекты развития современной науки. Сборник научных статей II Международной научной конференции. Самара, 2021. С. 424-427.
7. Беспалова О.В. Роль наднационального Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики на примере европейского Центрального банка // В сборнике: перспективы развития фундаментальных наук. Сборник научных трудов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2019. С. 42-44.
8. Борисов С.М. Российский рубль – резервная валюта? Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/borisov3_08.pdf.
9. Бочарникова О.С., Рындина И.В. Условия реализации и трудности центрального банка России при проведении режима инфляционного таргетирования // Форум молодых ученых. 2019. № 5 (33). С. 288-293.
10. Евсин М.Ю., Рыбина И.А. Отрицательные ставки Центральных банков как фактор трансформации мировой финансовой системы в ожидании кризиса // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. № 2 (794). С. 316-326.
11. Зайцева И.Г., Шаповалова С.С. Анализ макропруденциальной политики центрального банка РФ в условиях различных фаз бизнес-циклов // Экономика и предпринимательство. 2022. № 6 (143). С. 93-96.
12. Зуева Е.В., Дубынина А.В. Денежная система России и ее отличительные черты // В сборнике: Цифровые технологии в экономике и управлении: научный взгляд молодых Сборник статей и тезисов докладов XIV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2018. С. 137.
13. Котляров Д.В. Развитие и регулирование финансового рынка: полномочия центрального банка РФ, влияние на состояние защищенности личности и государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 8-1 (83). С. 129-133.
14. Крылова Л.В., Лукашенко И.В. Криптовалюты VS цифровые валюты центральных банков: роль финансовой грамотности населения // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. № 5. С. 220-232.
15. Куликова М.И., Николаева Т.Н. Роль Центрального банка в экономике // В сборнике: Теория и практика германистов: состояние и перспективы. Сборник статей VIII Межвузовская междисциплинарная конференция преподавателей и студентов. 2020. С. 134-141.
16. Нарышкин Д.Г. Правовой статус Центрального банка РФ // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). С. 346-348.
17. Овсийчук В.Я., Овсийчук В.В. Финансово-экономические меры Центрального банка для стабилизации рынка РФ в условиях санкций // Восточно-Европейский научный вестник. 2022. Т. 18. № 1. С. 9-11.
18. Павлов Н.А., Гриц М.С. Центральный банк как важный участник валютного рынка в малой экономике // Студенческий форум. 2021. № 14-1 (150). С. 94-96.
19. Полякова Е.В., Вымятнина Ю.В. Формирование инфляционных ожиданий экономических агентов и эффективность политики центрального банка: экспериментальный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2021. Т. 37. № 3. С. 442-473.
20. Приходько Д.А., Шаталова О.И. Цифровые валюты центральных банков мира // В сборнике: Проблемы экономики, организации, государственного управления и права. сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2023. С. 461-463.
21. Раджабова П.С. Деятельность Центральных банков на международных рынках золота // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3-2. С. 69-71.
22. Саитов Э.С. Политические институты, независимость центрального банка и инфляция // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 9-2 (79). С. 58-61.
23. Севостьянова С.А. Цифровая валюта центрального банка Сингапура: особенности внедрения и сравнение с цифровым рублем // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 12 (141). С. 124-131.
24. Создание и развитие центрального банка Российской Федерации / Грипп Э.Х., Новицкая О.Н., Патрикеев В.Е. // Закон. Право. Государство. 2020. № 3 (27). С. 97-103.
25. Тершукова М.Б., Абрамов В.С. Некоторые аспекты содержания категории макропруденциального регулирования центральных банков // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 11 (217). С. 82-88.
26. Тершукова М.Б., Милова Л.Н. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в условиях экономической неопределенности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-2 (51). С. 25-28.
27. Хадырова З.Б., Караева Н.С. Основные направления деятельности Центрального банка Российской Федерации // В сборнике: национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. сборник научных трудов: в 2 томах. 2019. С. 587-591.
28. Цакаев А.Х., Саидов З.А. Цифровая валюта центральных банков как основа денежно-суверенного государства в контексте современной денежной теории // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2021. № 2 (42). С. 5-16.
29. Челноков С.А., Калашникова Е.Б. Сравнительный анализ функций работников центрального банка России и зарубежных Центральных банков // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022. № 2-2. С. 232-235.
30. Шаповалова А.В. Ключевая ставка центрального банка и ее влияние на экономику России // В сборнике: Экономика в социокультурном пространстве современности: проблемы, решения, прогнозы. Материалы X Международной научно-практической конференции. Владимир, 2023. С. 359-367.
31. Шиганов В.А. Эффективность надзора Центрального банка российской федерации за деятельностью коммерческих банков // Известия Института систем управления СГЭУ. 2021. № 2 (24). С. 212-215.
32. Щербаков И.Н. Центральный банк в банковской системе // Интернаука. 2019. № 32 (114). С. 52-53.
33. Assessing the central bank of armenia policy under crisis / Sandoyan E.M., Voskanyan M.A., Galstyan A.G. // Management Issues. 2022. № 2 (75). С. 49-59.
34. Chen J., Nesterov I.O. Central bank digital currencies: digital yuan and its role in chinese digital economy development // RUDN Journal of Economics. 2023. Т. 31. № 1. С. 120-133.
35. Glavina S.G., Asmyatullin R.R. The fourth industrial revolution in islamic finance: the case of digital currencies of central banks // Международная торговля и торговая политика. 2023. Т. 9. № 4 (36). С. 169-178.
36. Johan Sch. Pandemic emergency purchase programme - the core ecb’s response to the covid 19 pandemic // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Gosudarstvennyj audit. 2021. № 4. С. 28-33.
37. Mishina A.P. Current features of the investment portfolio of the central bank of Russia // World Economy: Security Problems. 2020. № 2. С. 92-95.
38. Sidorenko E.L. Digital ruble: digital currency model of central banks // В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Samara, 2021. С. 1790-1797.
39. Tarasova M.V., Istomina E.A. Pilot projects of central bank digital currency // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2021. № 1. С. 320-323.