Трансформация традиционных журналистских жанров в сетевом медиаполе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 31 31 страница
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 16.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения трансформации традиционных жанров СМИ в интернете 4
1.1 Традиционные СМИ в медиасистеме 4
1.2 Жанры традиционной журналистики 10
Глава 2 Трансформация традиционных журналистских жанров под влиянием сетевого информационного пространства 14
2.1 Формирование новых жанров и форматов в сетевых версиях традиционных медиа 14
2.2 Изменения традиционных журналистских жанров на примере информационных порталов Республики Марий Эл 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Радио. Отечественное радиовещание в 2010-х гг. развивалось в соответствии с тенденциями, определившимися в 2000-е гг. Аудитория предпочитала музыкальное вещание, которое обеспечивали крупнейшие радиосети – «Европа Плюс», «Русское радио», «Авторадио». К концу 2010-х гг. наивысшие доли среднегодовой аудитории фиксировались у радиостанций «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Радио Дача», «Русское радио», «Ретро FM», «Радио России».В этот же период рос интерес аудитории к разговорному вещанию, которое предлагали как давно присутствовавшие на рынке, так и новые тематические станции (Business FM, «Коммерсант FM», IZ.RU, «Вести FM», «Радио Маяк», «Комсомольская правда», «Радио Вера», «Спорт FM»). Увеличивали популярность и станции универсального типа, предлагавшие широкий спектр программ – информационных, художественных, научно-популярных и музыкальных («Радио России», «Радио Культура», «Радио Книга», «Звезда»).Радиорынок, формировавшийся более 30 лет, характеризовался широким проникновением вещания с московских станций в регион за счет создания различных форм собственности, форматов программ и радиосетей. Объем рекламы на радио был стабильным, составляя около 6-8% от общего объема рекламы в СМИ. Во время пандемии COVID-19 и режима самоизоляции подкасты и аудиокниги стали важным направлением развития аудиоформатов, и по истечении 10 лет их слушали около половины россиян. Многие радиостанции размещают подкасты на своих веб-сайтах и аккаунтах в социальных сетях, а студии звукозаписи подкастов стремительно развиваются. Подкасты стали как новой формой присутствия на радио, так и новым конкурентом разговорного вещания.Интернет. В начале 2010-х годов доля активных зрителей (пользователей, которые выходят в Интернет не реже 1 раза в 1 день) составляла 40% от всех россиян. Пространство Рунета значительно расширилось: в 2011 году было зарегистрировано 4 550 925 доменных имен.Общая интернет-аудитория в России в 2011 году составила около 70 миллионов человек. Это оказало особое влияние на медиасистему, поскольку они использовали Интернет для получения ранее потребляемой информации из традиционных СМИ: новости российской политики (63%), стран СНГ (47%), жилых районов (48%), шоу-бизнеса (24%) и последних событий (45%). Москва продолжала оставаться абсолютным лидером по масштабам интернет-аудитории.К концу 10 лет 71% населения, или более 8700 миллионов человек, пользовались сетью в России по крайней мере 1 день 1 раз. В 2020 году исследовательская фирма Mediascope зафиксировала наибольший охват в возрастной группе 12-24 (97,1 %), 25-34 (95,8 %) и 35-44 (93,7%). Мобильные устройства (в основном смартфоны) стали основным способом доступа к сети. Итак, в 2020 году средняя аудитория мобильного интернета за 1 день составила 7 980 млн, то есть 65,2% населения страны в целом.Состояние рынка. Медиаиндустрия напрямую зависит от динамики рекламного рынка, который развивался неравномерно из-за экономической нестабильности в 2010-2020 годах и характеризуется перераспределением денежных потоков между различными СМИ. В начале периода общий объем рекламного бюджета в целом постепенно восстанавливался после кризиса 2008-2009 годов. А по данным Ассоциации телекоммуникационных организаций России, к 2019 году он достиг 4,940 млрд рублей. Основным трендом на протяжении 10 лет был неуклонный рост значимости Интернета как рекламного средства medium..by. К 2020 году доля Рунета на рекламном рынке страны составляла уже 53%, телевидения – 36%, печатных СМИ и радио - по 2%.Общий рост значимости Интернета как средства коммуникации привел к формированию совершенно нового сегмента российского медиарынка. В частности, в 2010-х годах появились отечественные онлайн-кинотеатры и сервисы потоковой передачи аудио, а традиционные издатели и вещательные компании создали собственные интернет-ресурсы.В 2010-х гг. за счёт приобретения выгодных активов и запуска новых проектов продолжили своё развитие крупнейшие участники медиарынка – «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа», ВГТРК. Приоритетом для них также стало развитие различных онлайн-платформ. Другим важным признаком трансформации национального медиарынка в 2010 гг. стало появление нового феномена – мультисервисных цифровых экосистем, например Яндекс и Mail.ru Group (VK). Активно развивая контентные направления своей деятельности и используя значительную долю рекламных бюджетов, цифровые экосистемы к концу десятилетия заметно потеснили классические медиахолдинги, превратившись в экономических лидеров отрасли.2.2 Изменения традиционных журналистских жанров на примереинформационных порталов Республики Марий ЭлФормирование представлений об особенностях жанра журналистики важно не только для теории, но и для понимания социальных проблем, изменений в ситуациях общения и особенностей взаимодействия СМИ с аудиторией. Социальные изменения - материальные, социальные и духовные - привели к определенным трансформациям На медиарынке и в журналистике. В дополнение к традиционным средствам массовой информации в нашу жизнь войдут новые медиа со сверхбыстрой передачей и приемом новостей, интерактивными функциями, оцифровкой и внедрением неограниченного количества источников и каналов. Сегодня прозрачность, доступность и простота общения для любого пользователя обеспечивают мгновенный, оперативный, круглосуточный сетевой контакт в режиме онлайн с наиболее часто используемыми сетевыми ресурсами, списками рассылки, корпоративными веб-сайтами, личными страницами, блогами, подкастами, форумами и чатами. Существует множество социальных сетей, соц. сетей и Telegram-каналов [4]. Виртуальная среда создает эффект присутствия "здесь и сейчас", способствуя эмоциональной вовлеченности потребителей информации и формируя новую медиакультуру. В частности, у молодых потребителей информационного "фастфуда" вырабатывается привычка к быстрому чтению, культура чтения длинных текстов практически исчезла, а многогранная и сверхбыстрая новостная лента характеризуется еще и тем, что изменения в медиапотреблении не являются сегодняшними навигаторами при поиске журналистских публикаций, сам читатель равнодушен к жанру. Это хорошая идея. При обсуждении жанра журналистики, безусловно, отмечается изменение жанра журналистских публикаций, если не крах старой жанровой системы. Следует отметить, что теория жанра, одна из важных теоретических проблем журналистики, привлекла к себе внимание многих авторов.Так, в работах известных исследователей А. А. Тертычного, М. Н. Кима, Б. В. Стрельцова обосновываются фундаментальные концепты «жанра» и «метода», раскрываются не только многосторонние аспекты особенностей информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, но и затрагиваются вопросы изменений, размытости жанровой палитры [4]. Появившиеся новые эмпирические материалы подтверждают рост этих тенденций, а заметные изменения в практике современной журналистики побуждают к их анализу. Как отмечает А.А. Тертычный, жанр журналистики означает стабильный тип публикации, объединенный сходными содержательными и формальными признаками. В качестве основных выделяются следующие жанрообразующие факторы: тематика показа, таргетинг, способ показа [2].Говоря о тематике изображения, можно сказать, что это разнообразие социальных ситуаций, социально-политические изменения, изменения в международных, межкультурных и межконфессиональных отношениях в контексте глобализации. Но парадоксальная ситуация заключается в том, что, например, анализ современной печатной прессы показывает резкий рост интереса к таким традиционным жанрам, как информационные жанры, интервью, репортаж, информационная корреспонденция, заметки и аналитические статьи, эссе, фельетон, памфлеты и т.д. для российской журналистики.Оно практически вытеснено из современного медиапространства. Вопросы, связанные с изучением проблемы "ухода" журналистики и жанра публицистики, в последнее время стали одними из наиболее актуальных.Всего было проанализировано за период октябрь-декабрь 2023 г. методом контент-анализа 3058 публикаций на сайтах изданий «ИА МедиаПоток», «Marpravda.ru», «МариМедиа», «Йошкар-Ола», «Mk-mari.ru». Были выявлены основные жанры публикаций – новостная заметка, репортаж, интервью, рецензии на новые фильмы и театральные постановки. Объем публикаций редко превышает 3000 знаков. Основные результаты анализа подтвердили тенденцию активного присутствия информационных жанров: новостная заметка, репортаж, интервью, рецензия. Таблица 1 - Результаты контент-анализаНазвание газетыИнформационныеАналитическиеХудожественно- публицистическиеИА МедиаПоток1265223Marpravda.ru209956МариМедиа4071203Йошкар-Ола487670Mk-mari.ru319469Аналитический жанр представлен в меньшей степени, количество художественных и публицистических текстов очень мало, а некоторые газеты вообще не появляются на своих сайтах.Также можно наблюдать характерную тенденцию: материалов в аналитическом жанре на порядки меньше, чем материалов в информационном жанре. Это отличает прессу в Интернете от традиционной бумажной прессы на странице, где аналитических материалов больше, чем информации. Популярный ранее жанр "Письма в редакцию" сохранился только на сайте газеты "Ленинская смена". И еще одна деталь, замеченная в ходе анализа: художественные и публицистические жанры чаще всего используются в материалах, связанных с криминальными историями.На наш взгляд, исторический подход к проблеме важен для понимания причинно-следственной связи зафиксированных изменений в современном медиапространстве. Другой историк прессы, профессор Б.И.Есин, например, писал: "В России XVIII века, не из-за особого характера самой газеты, а из-за состояния общества, аудитория того времени активно выполняла культурно-просветительские функции. За изменением характеристик жанра стоят перемены в современном обществе, в котором информация превращается в товар в контексте коммерциализации, а пресса в погоне за прибылью начинает выстраивать идеалы и ценности вдали от жизни. История российской журналистики свидетельствует о ее огромном духовном и нравственном потенциале: достаточно вспомнить публицистику Анатолия Аграновского, Василия Пескова и Чингиза Айтматова. Но сегодня оружие литературы и журналистики исключено из современных изданий. Мне действительно хочется думать, что это не вечно.ЗаключениеРоссийская медиасистема активно меняется под влиянием трансформационных процессов формирования нового государства, политической системы, социальной структуры экономики и общества. Изменения в медийных запросах россиян и интересах рекламодателей, стремящихся получить доступ к новым целевым группам потребителей, оказывают существенное влияние на развитие средств массовой информации.Традиционная цепочка "пресса, радио и телевидение" была заменена новой цепочкой "контент, каналы и платформы", создав новую медиа-экосистему, а не традиционную медиа-систему. Внедрение и совершенствование платформы привело к значительным изменениям в медиасистеме – универсализации, потере привязки определенного медиатекста к определенным медиапосле появления настраиваемых пользовательских лент, усилению позиций пользовательского контента. По мере того, как цифровизация раздвигает границы медиаиндустрии, сегменты медиаиндустрии продолжают расти, сближаться и терять четкие границы. В связи с этим появление модели "IT–телекоммуникации–медиа-экосистема" стало важным не только для того, чтобы показать новую технологическую среду, в которой существуют современные медиа, но и для характеристики комплекса современных промышленных, социальных и культурных реалий медиа в целом. Информационно-коммуникационные технологии, стимулирующие развитие современных медиасистем, с одной стороны, угрожают существованию прессы в виде традиционной бумаги, создавая гибридизацию телевидения и Интернета, с другой стороны, определяют развитие цифровой экономики, политики и культуры.Сегодня происходит переосмысление некоторых приоритетов и принципов, на которых в последнее время строился общественно-политический курс. Люди думают, что все нельзя свести только к коммерческому механизму. Общественное настроение последнего времени связано с обращением к идее национальной культуры и истории, национальной духовности и национального достоинства. Этот вопрос, несомненно, потребует эмоциональной насыщенности, серьезного аналитического мышления и возрождения эссеистики, которая сегодня почти забыта. И, конечно же, новое "золотое перо", которое еще раз напоминает нам об основной и перспективной работе для университета, готовящего кадры в области журналистики. Обращайте внимание не только на текст, его смысловую и содержательную сторону, но и на внешнюю "упаковку" и технологию ее передачи.Список использованной литературыКоноплев Д.Э. Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - №1. - С. 158-162.Чаплыгина А.О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. - 2017. - С. 302-306.Жанры советской журналистики и их современные трансформации // dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/XMhYL0xeQgRtFRPs (дата обращения: 15.03.2024).Россия. Средства массовой информации. Медиасистема // bigenc.ru URL: https://bigenc.ru/c/rossiia-sredstva-massovoi-informatsii-mediasistema-98da2a?ysclid=ltsmsy633v671210155 (дата обращения: 15.03.2024).Традиционные СМИ «вырастили» новые масс-медиа // iq.hse.ru URL: https://iq.hse.ru/news/177665825.html?ysclid=ltsmuhezb8251281759 (дата обращения: 15.03.2024).Трансформация журналистских жанров как отражение изменений в современном обществе и публицистике // elib.bsu.by URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/296144/1/210-214.pdf (дата обращения: 15.03.2024).


1. Коноплев Д.Э. Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - №1. - С. 158-162.
2. Чаплыгина А.О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. - 2017. - С. 302-306.
3. Жанры советской журналистики и их современные трансформации // dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/XMhYL0xeQgRtFRPs (дата обращения: 15.03.2024).
4. Россия. Средства массовой информации. Медиасистема // bigenc.ru URL: https://bigenc.ru/c/rossiia-sredstva-massovoi-informatsii-mediasistema-98da2a?ysclid=ltsmsy633v671210155 (дата обращения: 15.03.2024).
5. Традиционные СМИ «вырастили» новые масс-медиа // iq.hse.ru URL: https://iq.hse.ru/news/177665825.html?ysclid=ltsmuhezb8251281759 (дата обращения: 15.03.2024).
6. Трансформация журналистских жанров как отражение изменений в современном обществе и публицистике // elib.bsu.by URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/296144/1/210-214.pdf (дата обращения: 15.03.2024).