«Психологический анализ понятий личность, индивидуальность».
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 38 + 38 источников
- Добавлена 16.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 6
1. Теоретический аспект определения понятий 8
1.1 Понятие и характеристика определения - человек 8
1.2 Личность: понятие и особенности определения 12
1.3 Индивид и индивидуальность - отличительные черты 20
2. Анализ проявления взаимосвязи между понятиями 27
2.1 Психологическая структура личности 27
2.2 Связь личности с деятельностью 34
2.3 Формирование и развитие личности 39
2.4 Кризисы возрастного развития. 43
Заключение 51
Список использованной литературы и источников 53
В период зрелости и старости человек продолжает развиваться профессионально и личностно. Он может заниматься общественной деятельностью, уходом за пожилыми родителями или своими собственными детьми. В этот период люди также могут испытывать кризис среднего возраста, когда они пересматривают свои жизненные цели и приоритеты[34].В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса – индивидуализации[24].Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто можно встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.В психологии принято подразделять социализацию на первичную вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности[21].При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности – это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.Одновременно с социализацией протекает еще один процесс – инкультурация. Если социализация – это усвоение социального опыта, то инкультурация – это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считают движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. 2.4 Кризисы возрастного развитияВ ходе своего существования каждый человек безусловно сталкивается с вызовами кризиса. Этот термин, происходящий от греческого слова "krineo" и буквально означающий "разделение дорог", в китайском языке представлен двумя иероглифами: один символизирует "опасность", а другой – "возможность". Таким образом, понятие кризиса несет в себе двойственность экстремальной ситуации, когда отчетливо ощущается угроза и требуется действие. "Кризис" означает нечто необычное, вызывающее тревогу, но и открывающее новые перспективы.Психологически кризис определен как ситуация, когда продолжение прежнего существования становится невозможным. В этот момент субъект сталкивается с непосильной задачей исполнения внутренних жизненных потребностей – мотивов, стремлений, ценностей. Когда говорят о кризисе, речь идет об остром эмоциональном состоянии, возникающем в результате столкновения личности с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению ее жизненных потребностей. Это препятствие выходит за рамки привычных личности способов решения проблем, основанных на ее предыдущем опыте[14].Таким образом, кризис – это не просто трудность, но и возможность для личностного роста, переосмысления ценностей и приобретения нового опыта. Он заставляет нас взглянуть на себя и мир иначе, искать новые пути развития и принимать важные решения. Важно помнить, что кризис – это временное состояние, которое, пройдя через него, может привести к новым горизонтам и новым достижениям.Кризис, в соответствии с определением Гордона В. Олпорта, представляет собой сложную ситуацию, при которой человек сталкивается с эмоциональным и умственным напряжением, которое требует резкого изменения восприятия мира и самого себя за короткое время[18]. Важно отметить, что пересмотр взглядов и представлений во время кризиса может привести к значительным изменениям в структуре личности, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Человек в кризисе не может оставаться прежним, потому что свои текущие страдания он не в состоянии осмыслить, используя стандартные шаблоны и привычные способы адаптации.Кризис возрастного развития - это период в жизни человека, когда происходят значительные изменения в его психологическом, эмоциональном и социальном развитии. Кризисы возраста обусловлены как внутренними факторами, так и воздействием внешней среды. Они часто вызывают сильные эмоциональные переживания и требуют преодоления определенных проблем и задач для успешного продолжения развития[20].Каждый возрастной кризис имеет свои особенности и характеризуется определенными задачами, которые человек должен решить. Например, кризис в раннем детстве связан с формированием базового доверия к миру, кризис подросткового возраста - с поиском своего места в обществе и самоидентификацией, а кризис среднего возраста - с переосмыслением жизненных приоритетов и ценностей[23].Особенности кризисов возраста могут проявляться в изменениях поведения, внутренних конфликтах, стрессе, поиске нового смысла жизни и т.д. Успешное преодоление этих кризисов способствует личностному росту и развитию, а неудачный их переход может привести к различным проблемам в будущем.Поэтому важно осознавать и понимать процесс возрастного развития, быть готовым к возможным кризисам и искать конструктивные способы их преодоления. Взаимодействие с окружающей средой, поддержка со стороны близких людей, профессиональная помощь специалистов могут значительно облегчить переход через кризисные периоды развития.Существует множество подходов к классификации кризисов. Они могут быть разделены на категории согласно причинам возникновения, степени предсказуемости, длительности, интенсивности и другим критериям. В психологии выделяют возрастные кризисы, связанные с определенными периодами жизни, и ситуационные кризисы, которые возникают в результате внезапных и неожиданных событий[1].Среди примеров событий, способных вызвать ситуационный кризис, можно выделить такие тяжелые ситуации, как потеря близкого человека, тяжелое заболевание, положительные изменения в жизни, резкие социальные перемены или новые ответственности. Каждый из этих факторов может вызвать внутреннюю бурю эмоций и потребность в адаптации к новой реальности, представляющей собой вызов и возможность для личностного роста.Как уже отмечалось, жизненные события могут стать источником кризиса, если они создают угрозу для удовлетворения основных потребностей человека и поставляют перед ним проблему, которую невозможно быстро и привычным способом разрешить. Кризис, действительно, является неотъемлемой частью жизни, играющей важную роль в развитии личности, семьи, группы и общества. Он представляет собой момент выбора из различных альтернатив, где человек должен определиться с регрессивным и прогрессивным шагом для дальнейшего развития[3].Концепция возрастных кризисов связана с делением индивидуального развития на отдельные этапы. Для изучения базовых идей о возрастных кризисах мы обращаемся к ключевым теориям психического развития на различных этапах жизни. Позвольте рассмотреть некоторые психологические теории возрастных кризисов, которые отражены в отечественном опыте.Следует отметить, что каждый возрастной период характеризуется своими уникальными кризисами и вызовами, которые могут потребовать от индивида особого внимания и усилий для преодоления. Понимание и осознание этих кризисов помогают глубже постигать сущность жизни и процессов развития как индивидуума, так и общества в целом[17].В работах Л.С. Выготского отражена проблема возрастного развития. Он выделял стабильные и критические возрасты, понимая онтогенез как последовательность смены этих периодов, в которых происходят микроскопические изменения личности и накопление потенциала для последующих скачкообразных изменений[5].Стабильные возрасты представляли собой периоды, в течение которых развитие происходило постепенно и незаметно, словно под землей, вызывая ощутимые изменения только при достижении определенного предела. Большая часть детства занималась именно этими стабильными периодами, внутри которых происходили глубокие трансформации личности, становящиеся заметными только на финише.С другой стороны, кризисные периоды характеризовались резкими и кардинальными сдвигами в личности ребенка за относительно короткий срок. Всего несколько месяцев, год или максимум два были наполнены бурными и стремительными изменениями, переворотами и разрывами в личности. Ребенок внезапно и радикально менялся по своей сути и основным чертам личности, что придавало развитию катастрофический характер, напоминающий революционные события.Выготский прослеживает глубинные закономерности развития детей, позволяя нам увидеть, каким образом каждый этап онтогенеза формирует личность и влияет на ее дальнейшее развитие. Его теория возрастного развития предлагает нам взглянуть на детство с новой перспективы, видеть в нем не только повседневные процессы, но и сложные механизмы изменений, лежащие в основе каждого ребенка.Внешние факторы, действительно, имеют огромное влияние на характер и проявление критических периодов развития. Из-за различий в этих внешних условиях у разных детей мы видим огромное разнообразие вариантов критического возраста. Однако не внешними условиями определяется необходимость существования критических периодов в жизни ребенка, а внутренней логикой самого процесса развития[11].Самое важное в развитии в критические периоды состоит в появлении новообразований, которые, как показывают конкретные исследования, являются очень уникальными и специфическими. Основное отличие этих новообразований от тех, что появляются в стабильных возрастах, заключается в их переходном характере.Это означает, что в дальнейшем они не сохраняются в том же виде, в каком возникают во время критического периода, и не становятся обязательной составляющей интегральной структуры будущей личности. Они исчезают, поглощаясь новыми образованиями на стабильном этапе развития, интегрируясь в них как второстепенные элементы, не имеющие самостоятельного существования. Они постепенно переходят в следующий этап, преображаясь настолько, что иногда без глубокого анализа становится сложно определить, присутствует ли данный элемент критического периода в последующем стабильном возрасте[18].Возрастные кризисы - это периоды в жизни человека, когда происходят значительные изменения в его психологическом и социальном развитии. Эти кризисы могут быть связаны с изменением социальной роли, переходом на новый этап жизни, появлением новых задач и вызовов.Одной из наиболее известных теорий возрастных кризисов является теория Эрика Эриксона. Он выделил восемь стадий развития, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. Например, на первой стадии (младенчество) кризис связан с установлением доверия или недоверия к миру, на второй стадии (раннее детство) - с развитием автономии или стыда и сомнения, и так далее.Другая известная теория - теория развития Жана Пиаже. Он выделил четыре стадии когнитивного развития, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. Например, на первой стадии (сенсомоторная) кризис связан с развитием восприятия и действия, на второй стадии (предоперациональная) - с развитием символического мышления и так далее[20].Также стоит упомянуть теорию развития личности Л.С. Выготского. Он выделил три стадии развития личности: раннюю (дошкольный возраст), среднюю (школьный возраст) и позднюю (подростковый возраст и старше). Каждая стадия сопровождается определенным кризисом, связанным с изменением социальной роли и задач.Рассматривая теорию возрастной периодизации Л.С. Выготского, стоит сказать, что она имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3 года - 7 лет) - кризис 7 лет - школьный (8 -12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-18 лет) – кризис 17 лет[5].Теория Льва Семеновича Выготского о развитии личности является одной из наиболее известных и влиятельных теорий в психологии. Она описывает три стадии развития личности: раннюю (дошкольный возраст), среднюю (школьный возраст) и позднюю (подростковый возраст и старше). Ранняя стадия развития личности характеризуется формированием самосознания и самооценки. В этот период ребенок начинает осознавать себя как отдельного индивида, отличного от других. Он начинает понимать свои желания, потребности и интересы. Средняя стадия развития личности связана с формированием социальных навыков и умений. В этот период ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающим миром, учиться общаться с другими людьми, устанавливать отношения. Поздняя стадия развития личности характеризуется формированием самостоятельности и независимости. В этот период подросток начинает активно искать свое место в обществе, определять свои ценности и цели. Важно отметить, что теория Выготского не является единственной теорией развития личности. Существует множество других теорий, которые описывают различные аспекты развития личности. Однако, теория Выготского является одной из наиболее полных и систематизированных теорий, которая помогает понять процесс развития личности[13].Л.И. Божович (1908-1981) - выдающийся российский психолог советского времени, который представлял культурно-историческое направление и являлся ученицей Л.С. Выготского. Ее труды о личностном развитии детей на различных возрастных этапах остаются актуальными и ценными и по сей день.Божович подчеркивала важность аффективного компонента в центральных личностных новообразованиях каждого возраста. Он утверждал, что эти новообразования возникают на базе существующих у ребенка потребностей и интересов, являются инициирующим фактором для перехода к следующему возрастному этапу и связаны с развитием самосознания.Божович выделяла несколько центральных личностных новообразований в онтогенезе: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Каждый из этих периодов связан с определенными изменениями в самосознании и потребностях ребенка, что является ключевым для его дальнейшего развития[12].Особое внимание Божович уделяла подростковому возрасту, выделяя две фазы (12-15 лет и 15-17 лет). В этот период происходит формирование стремления к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию, а затем к самоопределению. Подростки начинают осознавать себя как членов общества, стремясь к взрослой жизни и общественно значимой деятельности.Исследования Божовича и ее концепции о возрастных кризисах детства и подросткового возраста остаются актуальными и глубокими, позволяя лучше понять психологические процессы, происходящие на разных этапах жизни ребенка. Ценность ее работ состоит в том, что они помогают родителям, педагогам и специалистам в области психологии лучше поддерживать детей на пути их личностного развития.Традиционные отечественные исследования возрастных кризисов концентрировались в рамках кризисов детства и юности. Однако существуют теории, которые говорят о наличии возрастных кризисов у людей на протяжении всей жизни и о важности возрастных кризисов у взрослых для продолжения процесса развития. В большинстве своем эти теории представлены зарубежными психологами.За основу своих теорий психического развития Зигмунд Фрейд взял наблюдения за взрослыми пациентами с невротическими расстройствами, пришедшими к нему на лечение. Его концепция предполагала, что истоки этих психических проблем могут быть прослежены до детских переживаний. Фрейд выделил три ключевых компонента в структуре личности: "Оно", "Я" и "Сверх-Я", каждый из которых играет определенную роль в психическом развитии[3].Основным движущим мотором развития личности в теории Фрейда является энергия либидо, которая для него представляет собой врожденную сексуальную энергию. Фрейд утверждал, что либидо проявляется через эрогенные зоны на различных стадиях развития, принося удовольствие и стимулируя психический процесс. Неудовлетворение либидо на какой-либо стадии или его некорректное удовлетворение может привести к фиксации на данном этапе, что создает риск формирования определенных черт характера.Фрейд разделил психическое развитие на несколько стадий, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной и способом удовлетворения либидо. Например, зависание на оральной стадии развития может привести к развитию у людей черт характера, связанных с зависимостью и собственничеством.В целом, теория Фрейда о психическом развитии и психосексуальном развитии личности стала важным вкладом в понимание детской и взрослой психологии, а его концепции продолжают оказывать влияние на современные теории развития личности[3].Стадии психосексуального развития личности, предложенные Зигмундом Фрейдом, играют ключевую роль в понимании формирования личности и ее психических аспектов. Каждая стадия описывает определенные этапы развития, связанные с основными источниками удовольствия и специфическими психологическими задачами.- Оральная стадия охватывает первые 1,5 года жизни и связана с удовлетворением основных физиологических потребностей через сосание, кормление и контакт с матерью. На этой стадии формируются установки зависимости и доверия.- Анальная стадия (1,5-3 года) связана с развитием контроля над физиологическими процессами, прежде всего дефекацией. Здесь формируется инстанция "Я" и начинается процесс понимания правил и контроля над собой.- Фаллическая стадия (3-6 лет) характеризуется интересом к половым органам и строится вокруг осознания половых различий и развития комплексов Эдипа и Электры. Ребенок начинает осваивать свою половую роль.- Латентный период (6 лет - подростковый возраст) характеризуется периодом подготовки к взрослой жизни, где либидо направляется в другие виды деятельности.- Генитальная стадия (половое созревание и далее) представляет собой период зрелости и социально-сексуальных отношений. Человек развивает себя как индивидуальность, способную к любви и работе.Эти стадии описывают не только физиологическое развитие, но и психологические аспекты формирования личности. Понимание этих этапов помогает в анализе психологических проблем и в поиске путей их разрешения.Теория Эрика Эриксона - это психологическая теория, которая описывает восемь стадий развития личности. Каждая стадия сопровождается определенным кризисом, который необходимо разрешить для успешного перехода на следующую стадию[8].Первая стадия (младенчество) связана с установлением доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (раннее детство) - с развитием автономии или стыда и сомнения. Третья стадия (дошкольный возраст) - с развитием инициативы или чувства вины. Четвертая стадия (школьный возраст) - с развитием трудолюбия или неполноценности. Пятая стадия (подростковый возраст) - с развитием идентичности или ролевой путаницы. Шестая стадия (молодость) - с развитием интимности или изоляции. Седьмая стадия (зрелость) - с развитием продуктивности или стагнации. Восьмая стадия (старость) - с развитием целостности или отчаяния.Теория Эриксона подчеркивает важность разрешения каждого кризиса для успешного перехода на следующую стадию развития. Если кризис не разрешается успешно, это может привести к проблемам в будущем. Однако, если кризис разрешается успешно, это помогает человеку адаптироваться к новым условиям и задачам.По словам Э.Эриксона, лишь обретя жизненный опыт, обогащенный заботой об окружающих людях, и в первую очередь о детях, творческими взлетами и падениями, человек обретает интегративностъ - завоевание всех семи предшествующих стадий развития. Э. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново[12].Дэниел Дж. Левинсон был американским психологом, который разработал теорию развития взрослых. Его теория описывает четыре стадии развития взрослых: раннюю взрослость, среднюю взрослость, позднюю взрослость и старость.Ранняя взрослость (20-40 лет) характеризуется поиском себя, установлением карьеры и семейных отношений. Средняя взрослость (40-65 лет) связана с достижением стабильности в карьере и семейной жизни, а также с поиском смысла жизни. Поздняя взрослость (65-85 лет) характеризуется переходом к пенсионному возрасту, изменением ролей и отношений, а также поиском новых интересов и целей. Старость (85 лет и старше) связана с уходом на пенсию, снижением физической активности и поиском смысла в оставшейся жизни.Теория Левинсона подчеркивает важность адаптации к новым условиям и задачам на каждой стадии развития. Он также подчеркивает, что каждый человек проходит через эти стадии в своем собственном темпе и с индивидуальными особенностями.ЗаключениеВ данной курсовой работе были рассмотрены понятия "человек", "личность", "индивид" и "индивидуальность". Было дано определение каждого из этих понятий, а также рассмотрены их отличительные черты. Кроме того, были проанализированы проявления взаимосвязи между этими понятиями.В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты определения понятий. Было дано определение понятия "человек" и рассмотрены его характеристики. Также было дано определение понятия "личность" и рассмотрены его особенности. В третьей части первой главы были рассмотрены отличительные черты понятий "индивид" и "индивидуальность".Во второй главе были проанализированы проявления взаимосвязи между понятиями. В первой части второй главы была рассмотрена психологическая структура личности, которая включает в себя черты личности, мотивацию, убеждения и ценности, темперамент, характер и самосознание. Во второй части второй главы было рассмотрено проявление взаимосвязи между личностью и деятельностью. Было показано, что личность проявляется в деятельности человека и влияет на ее результаты. В третьей части второй главы было рассмотрено формирование и развитие личности. Было показано, что этот процесс начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов.Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены понятия "человек", "личность", "индивид" и "индивидуальность", а также проанализированы проявления взаимосвязи между ними. Было показано, что личность проявляется в деятельности человека и влияет на ее результаты, а также что формирование и развитие личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов.В ходе изучения и анализа психологической литературы было установлено, что понятия личности и индивидуальности тесно взаимосвязаны и играют важную роль в развитии человека.Личность – это социальная сущность человека, которая формируется под влиянием общества и его культурных и социальных ценностей. Она отражает индивидуальный опыт, знания и навыки человека, которые определяют его поведение и взаимодействие с окружающими.Индивидуальность – это уникальное сочетание черт и характеристик, которые отличают одного человека от другого. Она включает в себя врожденные особенности, такие как темперамент, а также приобретенные качества, формирующиеся под воздействием личного опыта и жизненных обстоятельств.Важным аспектом исследования является понимание того, что личность и индивидуальность не являются противоположными понятиями, а скорее дополняют друг друга. Личность формируется на основе индивидуальности, но при этом учитывает социальные нормы и ожидания общества. В свою очередь, индивидуальность проявляется через личностные качества и влияет на уникальность и неповторимость каждого человека.Таким образом, анализ понятий личности и индивидуальности позволяет сделать вывод о том, что развитие каждого человека происходит в тесной взаимосвязи этих двух аспектов.Список использованной литературы и источниковВасильчук Ю.А. Эпоха научно-технической революции и развитие личности // Личность. - 2005.- №11.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. - М., 2005. - С. 82-118.Парк Р.Э. Личность и культурный конфликт // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология. 2008. № 2.Спасибенко С.Г. Социальная структура человека//Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 1.Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. -- М.: Республика, 2006. -- С. 285-286.Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности. - М., 2006.Ж. Годфруа. Что такое психология: Т.- 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 2007. - С. 29-30.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -- Т. 1. -- М., 2006.Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. -- Пермь, 2006.Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко 6-е изд. перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 2003. - 672 с.Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее,-- М.: Мартис 2005. - С. 72Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. -- М.: Прогресс/Универс, 2006. -- С. 101--102.Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.Бодалев А.А. Проблемы формирования смысла жизни и становления личности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов / Психологический институт РАО / Ред-кол.: Чудновский В. Э. – М.: Ось - 89, 2001. – с. 22-32.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. – М., 1999Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.Выготский Л. С. Проблема возраста // Детская психология: Собр. соч. в 6-ти томах. — Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244—269Дорожевец А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога. – 1998. – №4. – С. 3-17.Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: Дис. … докт. психол. наук. – Ярославль, 2010. – 23 с.Калинин И.В. К проблеме малых смыслов в психологии // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО / Под редакцией Бодалева А. А., Чудновского В. Э., Карповой Н. Л. – Самара: НТЦ, 2002. – с. 83-91.Калшед Р. Внутренний мир травмы. [Пер. с англ. В. Агаркова, С. Кравец]. – М.: Академический проект, 2001. 368 с.Квале С. Исследовательское интервью / По ред. Д. А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2003. – 301 с.Козлов В. В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие: 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2007. — 336 с.Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. – М., 1994.- 136 с.Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. – Ярославль, 1999.- 303 с.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М. : Политиздат, 1989.Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 184 с.Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: Автореф. дис… докт. психол. наук: 19.00.01 // Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2007. — 64 с.Труженикова Н. С. Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни: Дис... канд. психол. наук: 19.00.01 // Государственный научно-образовательный центр Российской академии образования. — Сочи, 2006. — 182 с.Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1995. – 256 с.Фромм Э. Душа человека.- М.: Прогресс, 1992. – 277 с.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.://Прогресс, Универс, 1994.- 336 с.Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. https://мойсемейныйцентр.москва/wp-content/uploads/territoriya-semii-territoriya-doveriya/dlya-specov/inf-method-materials/semejnyj-krizis.pdf?ysclid=lofuarmdlo79442338Николай Николаевич, Юрасова Елена Николаевна ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ https://ipk74.ru/upload/iblock/57d/57d437e4d2656354508739cc49207e10.pdf?ysclid=lofugamamg907472852
1. Васильчук Ю.А. Эпоха научно-технической революции и развитие личности // Личность. - 2005.- №11.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. - М., 2005. - С. 82-118.
3. Парк Р.Э. Личность и культурный конфликт // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология. 2008. № 2.
4. Спасибенко С.Г. Социальная структура человека//Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 1.
5. Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. -- М.: Республика, 2006. -- С. 285-286.
6. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности. - М., 2006.
7. Ж. Годфруа. Что такое психология: Т.- 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 2007. - С. 29-30.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -- Т. 1. -- М., 2006.
9. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. -- Пермь, 2006.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко 6-е изд. перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 2003. - 672 с.
11. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее,-- М.: Мартис 2005. - С. 72
12. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. -- М.: Прогресс/Универс, 2006. -- С. 101--102.
13. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
14. Бодалев А.А. Проблемы формирования смысла жизни и становления личности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов / Психологический институт РАО / Ред-кол.: Чудновский В. Э. – М.: Ось - 89, 2001. – с. 22-32.
15. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.
16. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. – М., 1999
17. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
18. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
19. Выготский Л. С. Проблема возраста // Детская психология: Собр. соч. в 6-ти томах. — Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244—269
20. Дорожевец А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога. – 1998. – №4. – С. 3-17.
21. Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: Дис. … докт. психол. наук. – Ярославль, 2010. – 23 с.
22. Калинин И.В. К проблеме малых смыслов в психологии // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО / Под редакцией Бодалева А. А., Чудновского В. Э., Карповой Н. Л. – Самара: НТЦ, 2002. – с. 83-91.
23. Калшед Р. Внутренний мир травмы. [Пер. с англ. В. Агаркова, С. Кравец]. – М.: Академический проект, 2001. 368 с.
24. Квале С. Исследовательское интервью / По ред. Д. А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2003. – 301 с.
25. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие: 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2007. — 336 с.
26. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. – М., 1994.- 136 с.
27. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. – Ярославль, 1999.- 303 с.
28. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М. : Политиздат, 1989.
29. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 184 с.
30. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: Автореф. дис… докт. психол. наук: 19.00.01 // Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2007. — 64 с.
31. Труженикова Н. С. Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни: Дис... канд. психол. наук: 19.00.01 // Государственный научно-образовательный центр Российской академии образования. — Сочи, 2006. — 182 с.
32. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1995. – 256 с.
33. Фромм Э. Душа человека.- М.: Прогресс, 1992. – 277 с.
34. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
36. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.://Прогресс, Универс, 1994.- 336 с.
37. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. https://мойсемейныйцентр.москва/wp-content/uploads/territoriya-semii-territoriya-doveriya/dlya-specov/inf-method-materials/semejnyj-krizis.pdf?ysclid=lofuarmdlo79442338
38. Николай Николаевич, Юрасова Елена Николаевна ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ https://ipk74.ru/upload/iblock/57d/57d437e4d2656354508739cc49207e10.pdf?ysclid=lofugamamg907472852