Анализ текста и фрагмент текста при помощи одного (или нескольких) подходов

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 8 8 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 16.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Читатель ни на минуту не забывает, что он в Германии.Нагнетания тревоги Набоков добивается не только описанием: «...в тениже – мрак, поглощающий подробности…», но и тщательно подобраннойлексикой.Так,онмногократноповторяетслова«мрак»(17раз),«унылый/уныло»(5 раз), «мрачный/мрачно» (18 раз), а«безнадежный/безнадежно»ивовсезвучитвромане20раз7.Очевидно,чтоопределенноевлияниенатворчествоНабоковаоказалахудожественнаяилитературнаяатмосфераБерлина.Многиеисследователиуказываютнавлияниенаавтора«Дара»авангардногофильмаВальтераРутмана«Берлин:симфониябольшогогорода»8.Инновационныеповествовательныеприемыфильма–оптическиеискаженияиритмическиймонтаж–перекликаютсяссобственнымэкспериментальным подходом Набокова, особенно в романе «Дар»: «...НаТанненбергской эти три были разобщены, находясь на разных углах, номожет быть роение ритма тут еще не настало, и в будущем, повинуяськонтрапункту,онипостепенно(померепрогоранияилипереездавладельцев)начнутсходиться…»Кпримеру,вфильмеРутманаприсутствуютрабочие,строительныеплощадкииоживленныеулицы,передаваяатмосферухаоса,–Набоковпредлагаетчитателюпохожуюатмосферу: «Какие-то ночные рабочие разворотили мостовую на углу, инужнобылопролезтьчерезузкиебревенчатыекоридоры…»Экспрессионизмизображаетгородкакисточникзла.Этоможноувидеть,например,уГеоргаГейма(1887-1912)9,немецкогопоэтаидраматурга, последователя импрессионизма. Гейм в своих стихотворенияхописываетгородкак«жирнуюгрязнуюжижу».ГородНабоковатожемалопривлекателен:«...телакупальщиков(мелкихмещан,праздныхрабочих), шевелившихся в грязно-сером песке»; «...нога ступней влипла вжирную землю». Гейм указывает на «вонь, копоть, ржу» – в романе «Дар»несколькоподобныхописаний:«чернотатеней,страшныеносы,пыль,вонь и женские слезы»; «...летели тучи, кислой вонью несло из шорных икаретныхлавоквнизахмрачно-желтыхдомов…»Нельзянеотметить,ВладимирНабоков.Дар.[Электронныйресурс]:http://lib.ru/NABOKOW/dar.txt_with-big-pictures.htmlУиллисО.ГородскойпейзажВ.Набоковаи«Берлинскийтекст»немецкойлитературыиискусства.ВестникРоссийскогоуниверситетадружбынародов,2008,с.35.9ГеоргГейм.СтихотворениявпереводеНиколаяТретьякова.[Электронныйресурс]:https://www.labirint.ru/journals/1521/насколько схожи описания, сама атмосфера городов у Рутмана, Гейма иНабокова.Анализэтихключевыхмоментовдаетобщеепредставлениеовлиянии немецкого экспрессионизма на работы Владимира Набокова, вчастности–наегороман«Дар».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ произведениях Набокова можно отметить отголоски немецкогоэкспрессионизма, хотя сам автор романа «Дар» это отрицал. Характерныедляэтоготеченияособенности:безнадежность,мрачность,уныние,ощущение приближающейся катастрофы – можно найти в его описанияхгородскихпейзажей.ГородуНабоковас«мрачно-желтымидомами»,«узкимибревенчатымикоридорами»,«мраком,поглощающимподробности». Даже вечера в Берлине «безнадежны», как описывает ихавтор«Дара».Изображение Берлина Набоковым неотделимо от культурной средытого времени, где авангардное кино и литературные течения формировалиопределеннуюхудожественнуюатмосферугорода.Дляэтогописательиспользоваллитературныесредства,включаялокуспроисходящихсобытий,языкистилистику,указаниенаисторическийконтекстисоциокультурнуюсреду.

-