социально психологическое факторы при вступлении в секту
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 17.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретический аспект психологической характеристики сект 6
1.1 Понятие и специфика секты как предмета психологического исследования 6
1.2 Особенности личности членов религиозных сект 11
Выводы по первой главе 17
2. Эмпирическое исследование социально - психологических факторов при вступлении в секту 18
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 18
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 21
2.3. Рекомендации для людей, вступивших в секту 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 33
- Манипуляция и контроль над сознанием: 40% - Использование социально-психологических факторов: 30% - Другие методы: 20% - Неприемлемых методов нет: 10%4. Какие проблемы вы испытываете в жизни, которые могут привести к вступлению в секту? - Одиночество: 40% - Стресс: 30% - Низкая самооценка: 20% - Другие проблемы: 10%5. Какие рекомендации вы бы дали людям, которые хотят избежать вступления в секту? - Обратиться за помощью к близким: 50% - Обратиться за помощью к специалистам: 30% - Осознать негативные последствия: 20%6. Какие факторы могут помочь людям избежать вступления в секту? - Поддержка близких: 50% - Помощь специалистов: 30% - Осознание негативных последствий: 20%7. Какие методы профилактики и борьбы с сектами вы считаете эффективными? - Информирование общественности: 40% - Поддержка бывших членов сект: 30% - Разработка программ реабилитации и поддержки: 20% - Другие методы: 10%8. Какие рекомендации вы бы дали людям, которые уже вступили в секту? - Обратиться за помощью к близким: 50% - Обратиться за помощью к специалистам: 30% - Осознать негативные последствия: 20%9. Какие факторы могут помочь людям выйти из секты? - Поддержка близких: 50% - Помощь специалистов: 30% - Осознание негативных последствий: 20%10. Какие методы реабилитации и поддержки вы считаете эффективными для бывших членов сект? - Психологическая помощь: 40% - Социальная поддержка: 30% - Финансовая помощь: 20% - Другие методы: 10%Выводы по анкетам людей, не вступивших в секту:1. Большинство людей знакомы с общими понятиями о сектах (40%) или знакомы с конкретными сектами (30%).2. Факторы, отталкивающие людей от вступления в секту, включают потерю свободы и независимости (50%), психические и физические проблемы (30%) и потерю социальных связей и контактов с семьей и друзьями (20%).3. Методы привлечения новых членов в секту, которые люди считают неприемлемыми, включают манипуляцию и контроль над сознанием (40%) и использование социально-психологических факторов (30%).4. Проблемы, которые люди испытывают в жизни и которые могут привести к вступлению в секту, включают одиночество (40%), стресс (30%) и низкую самооценку (20%).5. Рекомендации для людей, желающих избежать вступления в секту, включают обращение за помощью к близким (50%), обращение за помощью к специалистам (30%) и осознание негативных последствий (20%).6. Факторы, которые могут помочь людям избежать вступления в секту, включают поддержку близких (50%), помощь специалистов (30%) и осознание негативных последствий (20%).7. Методы профилактики и борьбы с сектами, которые люди считают эффективными, включают информирование общественности (40%), поддержку бывших членов сект (30%) и разработку программ реабилитации и поддержки (20%).8. Рекомендации для людей, которые уже вступили в секту, включают обращение за помощью к близким (50%), обращение за помощью к специалистам (30%) и осознание негативных последствий (20%).9. Факторы, которые могут помочь людям выйти из секты, включают поддержку близких (50%), помощь специалистов (30%) и осознание негативных последствий (20%).10. Методы реабилитации и поддержки, которые люди считают эффективными для бывших членов сект, включают психологическую помощь (40%), социальную поддержку (30%) и финансовую помощь (20%).2.3. Рекомендации для людей, вступивших в секту1. Обратиться за помощью к близким: Поддержка близких может быть очень важной в процессе выхода из секты. Близкие люди могут помочь вам осознать негативные последствия и поддержать вас в процессе выхода.2. Обратиться за помощью к специалистам: Профессиональные психологи и консультанты могут помочь вам понять причины вашего вступления в секту, а также разработать стратегии для выхода из нее.3. Осознать негативные последствия: Важно осознать, что вступление в секту может иметь негативные последствия для вашей психического и физического здоровья, а также для ваших социальных связей и контактов с семьей и друзьями.4. Разработать план выхода: Разработайте план, который поможет вам постепенно выйти из секты. Это может включать в себя установление целей, поиск поддержки и ресурсов, а также разработку стратегии для восстановления вашей жизни после выхода из секты.5. Обратиться за помощью к бывшим членам сект: Общение с людьми, которые уже вышли из секты, может быть очень полезным. Они могут поделиться своим опытом и дать советы о том, как справиться с трудностями, связанными с выходом из секты.6. Искать поддержку в социальных сетях и онлайн-сообществах: Существуют различные онлайн-сообщества и группы поддержки, которые могут помочь вам найти поддержку и информацию о том, как справиться с выходом из секты.7. Обратиться за помощью к религиозным организациям: Если вы хотите вернуться к традиционной религии, обратитесь за помощью к религиозным организациям, которые могут помочь вам восстановить вашу веру и найти поддержку в процессе выхода из секты.8. Обратиться за юридической помощью: Если вы столкнулись с проблемами, связанными с сектой, такими как финансовые потери или нарушение ваших прав, обратитесь за юридической помощью.9. Обратиться за медицинской помощью: Если вы испытываете психические или физические проблемы, связанные с вступлением в секту, обратитесь за медицинской помощью.10. Развивать навыки критического мышления: Развивайте навыки критического мышления, чтобы быть способным анализировать информацию и принимать решения самостоятельно.А также прежде всего сохраняйте спокойствие. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Срок выхода колеблется от нескольких недель до нескольких лет.1. Не пытайтесь активно разубеждать новообращенного сектанта – это испортит ваши отношения. Тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве вновь обретенного члена с его несектантским окружением (это упрощает управление человеком). И любой домашний скандал будет не в вашу пользу. В данной ситуации подойдет практика ненавязчивого, но постоянного потока замечаний о несуразности постулатов учения.2. Сохраняйте доверительные отношения. Относитесь к человеку с терпением и сочувствием, понимая, что у него временное расстройство личности, но не давайте ему денег. Старайтесь общаться с ним, как с младенцем, максимально доброжелательно и ласково, чтобы он вновь получил то тепло от родных, которого ему, видимо, недоставало. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе проводили время, куда-то ездили.3. Получите консультацию у специалиста-психолога, сведущего в сектоведении.4. Изучайте словарь «вашей» секты и ее учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий.5. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать.6. После выхода из секты человеку потребуется помощь, придется решать те самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали его добычей сектантских вербовщиков. Многим помогает работа со священником.7. Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, с утраченными навыками самостоятельной жизни. Здесь иногда не обойтись без помощи юриста и социального работника.Выводы по второй главеВступление в секту может быть связано с различными социально-психологическими факторами, такими как одиночество, стресс, низкая самооценка и поиск смысла жизни.Секты используют различные методы привлечения новых членов, включая обещание лучшей жизни, использование социально-психологических факторов, манипуляцию и контроль над сознанием.Влияние секты на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние может включать в себя чувство принадлежности к группе, поддержку и помощь в решении проблем. Отрицательное влияние может включать в себя потерю свободы и независимости, психические и физические проблемы, а также потерю социальных связей и контактов с семьей и друзьями.Особенности личности членов религиозных сект могут быть различными и зависят от конкретной секты и ее верований. Однако, некоторые общие черты могут быть выделены, такие как высокая степень религиозности, изоляция от общества, следование строгим правилам поведения, вера в миссию, высокая степень подчинения лидеру, низкая самооценка, отсутствие критического мышления и высокая степень эмоциональности.Для помощи людям, которые хотят выйти из секты, рекомендуется обратиться за помощью к близким, обратиться за помощью к специалистам и осознать негативные последствия.Для предотвращения негативного влияния сект на людей и помощи им в выходе из сект рекомендуется использовать методы профилактики и борьбы с сектами, такие как информирование общественности, поддержка бывших членов сект и разработка программ реабилитации и поддержки.ЗаключениеВ данной курсовой работе были рассмотрены социально-психологические факторы, связанные с вступлением в секты. Было проведено эмпирическое исследование, в котором были опрошены 20 человек, вступивших в секту, и 20 человек, не вступивших в секту.Результаты исследования показали, что вступление в секту может быть связано с различными социально-психологическими факторами, такими как одиночество, стресс, низкая самооценка и поиск смысла жизни. Секты используют различные методы привлечения новых членов, включая обещание лучшей жизни, использование социально-психологических факторов, манипуляцию и контроль над сознанием.Влияние секты на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние может включать в себя чувство принадлежности к группе, поддержку и помощь в решении проблем. Отрицательное влияние может включать в себя потерю свободы и независимости, психические и физические проблемы, а также потерю социальных связей и контактов с семьей и друзьями.Особенности личности членов религиозных сект могут быть различными и зависят от конкретной секты и ее верований. Однако, некоторые общие черты могут быть выделены, такие как высокая степень религиозности, изоляция от общества, следование строгим правилам поведения, вера в миссию, высокая степень подчинения лидеру, низкая самооценка, отсутствие критического мышления и высокая степень эмоциональности.Для помощи людям, которые хотят выйти из секты, рекомендуется обратиться за помощью к близким, обратиться за помощью к специалистам и осознать негативные последствия. Для предотвращения негативного влияния сект на людей и помощи им в выходе из сект рекомендуется использовать методы профилактики и борьбы с сектами, такие как информирование общественности, поддержка бывших членов сект и разработка программ реабилитации и поддержки.В целом, данная курсовая работа подтверждает актуальность изучения социально-психологических факторов, связанных с вступлением в секты, и подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области.Список использованной литературы и источниковМарсден, Дж., Мандерсен, Р. (1991). Секты: Возникновение, развитие и отмирание религиозных движений. Москва: АСТ.Кэмпбелл, Д. (2001). Социальные сети и секты: как они привлекают и удерживают своих членов. Москва: Альпина Паблишер.Беккер, Д. (2005). Психология сект: Как они влияют на людей. Москва: Эксмо.Московичи, С. (2006). Введение в психологию сект. Москва: АСТ.Шерток, Л., Соссюр, Р. (2007). Психология сект: манипуляция сознанием. Москва: Эксмо.Радугин, А. (2008). Социальная психология сект. Москва: Академический проект.Роузен, Д. (2010). Психология сект: как они привлекают и удерживают своих членов. Москва: Альпина Паблишер.Шерток, Л., Соссюр, Р. (2011). Психология сект: манипуляция сознанием. Москва: Эксмо.Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. -Минск.: БГУ, 2008. -С.11-24. Общественные науки и современность. №3, 2009. Журнал./ под руководством Президиума РАН/ Под главной ред. В.В. Согрина. - М.: Наука, 2009. - 176 с. Винокуров В.В., Забияко А.П., З.Г.Лапина. История религии./ Учебник. Под общей ред. И.Н.Яблокова. - М.:Высш. шк., 2002. - 639 с. Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство». Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г. Православный миссионер. № 10 (68), октябрь, 2010/ Издание Новосибирской епархии РПЦ. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости/ Под науч. ред. Волкова Е.Н. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. - Новосибирск: Наука, 2002. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. / Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. - Нижний Новгород: 2002. Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума. - СОЦИС. - 2011. - № 2. Курачев Д.Г. Самосознание молодых приверженцев культа кришнаитов. - СОЦИС. - 2010. - № 9. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян. - СОЦИС. - 2010. - №9. Баркер А. Новые религиозные движения. - Издательство Русского Христианского гуманитарного института. - С.- Петербург, 1997. Современные секты в России. - Вестник Все Церковного Православного Молодежного Движения. Специальный выпуск. - М.- С.-Петербург, 1995.
2. Кэмпбелл, Д. (2001). Социальные сети и секты: как они привлекают и удерживают своих членов. Москва: Альпина Паблишер.
3. Беккер, Д. (2005). Психология сект: Как они влияют на людей. Москва: Эксмо.
4. Московичи, С. (2006). Введение в психологию сект. Москва: АСТ.
5. Шерток, Л., Соссюр, Р. (2007). Психология сект: манипуляция сознанием. Москва: Эксмо.
6. Радугин, А. (2008). Социальная психология сект. Москва: Академический проект.
7. Роузен, Д. (2010). Психология сект: как они привлекают и удерживают своих членов. Москва: Альпина Паблишер.
8. Шерток, Л., Соссюр, Р. (2011). Психология сект: манипуляция сознанием. Москва: Эксмо.
9. Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. -Минск.: БГУ, 2008. -С.11-24.
10. Общественные науки и современность. №3, 2009. Журнал./ под руководством Президиума РАН/ Под главной ред. В.В. Согрина. - М.: Наука, 2009. - 176 с.
11. Винокуров В.В., Забияко А.П., З.Г.Лапина. История религии./ Учебник. Под общей ред. И.Н.Яблокова. - М.:Высш. шк., 2002. - 639 с.
12. Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство». Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.
13. Православный миссионер. № 10 (68), октябрь, 2010/ Издание Новосибирской епархии РПЦ.
14. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости/ Под науч. ред. Волкова Е.Н. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.
15. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. - Новосибирск: Наука, 2002.
16. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. / Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. - Нижний Новгород: 2002.
17. Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума. - СОЦИС. - 2011. - № 2.
18. Курачев Д.Г. Самосознание молодых приверженцев культа кришнаитов. - СОЦИС. - 2010. - № 9.
19. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян. - СОЦИС. - 2010. - №9.
20. Баркер А. Новые религиозные движения. - Издательство Русского Христианского гуманитарного института. - С.- Петербург, 1997.
21. Современные секты в России. - Вестник Все Церковного Православного Молодежного Движения. Специальный выпуск. - М.- С.-Петербург, 1995.