Цифровые технологии межведомственного взаимодействия органов государственной власти города Москвы: проблемы и пути решения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 61 61 страница
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 21.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы внедрения цифровых технологий межведомственного взаимодействия органов государственной власти (региональный уровень) 7
1.1 Цифровая трансформация современного этапа развития общества: технологии и риски 7
1.2 Возможности и особенности применения цифровых технологий в межведомственном взаимодействии органов государственной власти (региональный уровень) 18
Глава 2. Анализ межведомственного взаимодействия органов государственной власти города Москвы на основе цифровых технологий 26
2.1 Проблемы цифрового межведомственного взаимодействия органов государственной власти г. Москвы 26
2.2 Пути совершенствования цифрового межведомственного взаимодействия органов государственной власти г. Москвы 34
Заключение 45
Библиографический список 55

Фрагмент для ознакомления

При этом данные работники имеют большой положительный опыт работы в своей профессии и представляют большую ценность для организации. 10.  Недостаточность нормативно-правовой базы, которая бы давала возможность уничтожения бумажных документов после их перевода в цифровую форму.С целью совершенствования цифрового межведомственного взаимодействия органов государственной власти г. Москвы необходимо осуществление мероприятий в следующих направлениях:1. Проведение аудита технического оборудования организаций в целях выявления несоответствующего программному обеспечению нового поколения, исключения его из пользования и приобретения нового, отвечающего современным мировым требованиям.2. Поскольку приобретение импортного программного обеспечения на настоящем этапе развития мировых отношений между странами является невозможным ввиду обострения отношений между странами, необходимо развитие отечественной сферы разработки программного обеспечения.3. Необходимо создание комплексной системы повышения квалификации кадров, работающих в сфере информационных технологий.4. С целью поддержания безостановочной деятельности работы органов власти и организаций в процессе замены программного обеспечения и технического оборудования необходимо осуществлять поэтапное внедрение новых технологий.5. С целью обеспечения безопасного хранения огромного объема полученной посредством межведомственного электронного документооборота в организации должна быть организована многоуровневой системы защиты информации, не позволяющей получить к ней доступ посредством сети Интернет. 6. Повышение заинтересованности руководства организаций в проведении технических усовершенствований и преодоление их негативного отношения к нововведениям и расходованию средств на технические ресурсы организации.7. Совершенствование нормативно-правовой базы, которая бы давала возможность уничтожения бумажных документов после их перевода в цифровую форму.ЗаключениеЦифровые технологии на сегодняшний день составляют основуфункционирования практически всех отраслей народного хозяйства. Деятельность государственной и муниципальной власти также осуществляется с применением цифровых технологий.Главная ценность цифровых технологий состоит в том, что они дают возможность в короткий промежуток времени обработать и проанализировать огромное количество информации. В результате человек может быстро получить информацию для осуществления любого необходимого процесса: производственного, технологического, управляющего и других. Одной из основных задач внедрения цифровых технологий считается снижение трудоемкости всех процессов. В настоящее время особую актуальность приобрели так называемые сквозные цифровые технологии: искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, большие данные, мессенджеры, социальные сети, сайты. Автоматизированные системы, которые в настоящее время определяют корпоративную культуру компаний, оптимизируют управление трудовыми ресурсами, получили название облачных. Специфическая сложностьв области цифровых технологийсвязана с открытостью сети интернет для всего мира и возможностью потери информации вследствие шпионажа или заражения программных продуктов вирусами, вызывающими сбой работы всех систем. При этом сайты и социальные сети несут большие риски, чем искусственный интеллект и блокчейн.Система межведомственного электронного взаимодействияг. Москвы представляет собой информационную систему для автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме.Межведомственное электронное взаимодействие позволяет органам государственной власти г. Москвы обмениваться документами и прочей информацией.Данное взаимодействие необходимо в рамках оперативного и эффективного предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг.Оно позволяет сократить время прохождения документов между органами государственной власти, ведомствами и организациями, а также минимизировать затраты на обработку и отправку документов, мониторинг хода рассмотрения и исполнения документов.С помощью данной системы органы власти города Москвы могут оперативно получать данные, необходимые для оказания услуг населению и предприятиям, из организаций, входящих в систему электронного межведомственного взаимодействия.С другой стороны, благодаря функционированию системы электронного межведомственного взаимодействия, заявители получили возможность не предоставлять перечень документов, необходимых для получения государственной услуги.Применение цифровых технологий в межведомственном взаимодействии позволило значительно повысить возможности управления органов государственной власти, в том числе:1. Повысить оперативность и сократить время прохождения документов между органами государственной власти, ведомствами и организациями.2. Минимизировать затраты на обработку и отправку документов.3. Добиться более быстрого и детального мониторинга и контроля хода рассмотрения и исполнения документов. 4. Повысить объём и спектр предоставленных населению государственных услуг.5. Увеличить количество населения, получившего государственные услуги с помощью использования системы межведомственного электронного документооборота.Среди проблем функционированию системы электронного межведомственного взаимодействияможно отметить следующие:1. Несоответствие технического оборудования, необходимого для осуществления электронного взаимодействия органов власти, уровню сложности современного программного обеспечения, разработанного в целях реализации данного процесса.Причина данного несоответствия состоит в том, что импорт компьютерной техники, осуществлявшийся до недавнего времени, в настоящий момент сильно сократился из-за введения санкционного режима в отношении России, а российское производство пока не может удовлетворить потребности производственной и управленческой деятельности. Ситуация осложняется тем фактом, что многие комплектующие для производства компьютерной техники также приобретались за рубежом, что является невозможным в настоящее время.2. Сложности приобретения и использования зарубежного программного обеспечения для поддержки системы электронного межведомственного взаимодействия.Сложность приобретения зарубежного программного обеспечения состоит, как и в случае компьютерной техники,в наличии санкционного режима в отношении российского государства, а также в высокой стоимости программных продуктов нового поколения. Получение технической поддержки разработчика данного программного обеспечения оказывается крайне проблематичным, вследствие удалённости разработчика программных продуктов и невозможности взаимоотношений с нимпо политическим причинам. 3. Сложности разработки отечественного программного обеспечения для осуществления функционирования системы электронного межведомственного взаимодействия г. Москва.Данные проблемы объясняются более поздним развитием информационных технологий в России по сравнению с остальными развитыми странами мира, а также тем фактом, что долгое время программное обеспечение закупалось за рубежом, и в России не было большой потребности развития сферы разработки отечественного программного обеспечения.4.  Проблема организации технической поддержки уже внедрённого в работу программных продуктов в органах власти и организациях.Данная проблема существует на как на уровнеразработчиков и специалистов технической поддержки, так и на уровне пользователей технологий. Сотрудники, осуществляющие поддержку функционирования программного обеспечения, чаще всего не являются её разработчиками, в связи с чем испытывают сложности в процессе требуемой ежедневной настройки его элементов.Данное обстоятельство имеет место как в процессе эксплуатации импортного, так и в процессе эксплуатации отечественного программного продукта.5. Проблемой на пути внедрения цифровых технологий в экономику России также является дефицит высококвалифицированных кадров в области разработки программного обеспечения нового поколения.Поскольку развитие информационных технологий в России началось значительно позже по сравнению с остальными развитыми странами мира, а приобретение технического оборудования и программного обеспечения, необходимого для обеспечения высокого уровня электронного взаимодействия российских ведомств, приобреталось долгие годы за рубежом, в России на настоящем этапе развития существует недостаток высококвалифицированных кадров в области разработки программного обеспечения мирового уровня.6. Трудности, связанные с поддержанием безостановочной деятельности работы организаций в процессе замены программного обеспечения и компьютерного оборудования.Период внедрения программного обеспечения нового поколения может стать причиной как временной приостановки работы организаций, так и появления сложностей у сотрудников в процессе адаптации к работе с усовершенствованными технологиями.Поэтому, организация процесса усовершенствования цифровых технологий, используемых при электронном межведомственном взаимодействии, требует особого подхода, основанного на избирательном планировании этапов внедрения программного обеспечения в соответствии со степенью рабочей загруженности подразделений организации.7. Сложности, связанные с безопасным хранением огромного объема полученной посредством межведомственного электронного документооборота информации, а также определение порядка использования, предоставления, сроков хранения и уничтожения информации, полученной в рамках межведомственного документооборота.Хранение огромного объема полученной посредством межведомственного электронного документооборота, представляет из себя немалую проблему, поскольку данная информация занимает значительный объём цифрового пространства, требуемого для размещения и функционирования используемого для межведомственного взаимодействия программного обеспечения.Следствием недостаточности объёма цифрового пространства для работы программного обеспечения могут стать сбои в его работе и нарушение электронного межведомственного взаимодействия. Также в отношении информации, предназначенной для хранения, должна быть организована безопасность, поскольку она содержит персональные данные граждан, не подлежащие разглашению.Трудоёмкость обеспечения защиты, а также установления порядка использования, предоставления, сроков хранения и уничтожения информации, полученной в рамках межведомственного документооборота, в значительной степени зависит от объёмов хранящейся информации.В связи с этим, организациям приходится разрабатывать порядок поэтапного уничтожения информации. Все вышеупомянутые мероприятия требуют от организаций задействования большого количества ресурсов, расход которых мог бы снизиться при сокращении объёмов хранящихся данных.8. Слабая заинтересованность руководства организации в проведении технических усовершенствований, связанная с их негативным отношением к нововведениям и расходованию средств на технические ресурсы вследствие большой дороговизны программных продуктов.9. Возраст и консерватизм сотрудников. В каждом субъекте МЭДО трудится немалое число сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста, имеющих низкую компьютерную грамотность. При этом данные работники имеют большой положительный опыт работы в своей профессии и представляют большую ценность для организации. Консерватизм работников субъектов МЭДО выражается в том, что они привыкли выполнять одни и те же манипуляции и не стремятся к переучиванию и овладеванию новыми навыками работы, что оказывается необходимым после внедрения новых технологий.10.  Недостаточность нормативно-правовой базы, которая бы давала возможность уничтожения бумажных документов после их перевода в цифровую форму, что сдерживает развитие межведомственного электронного документооборота, поскольку организации вынуждены терять время и другие ресурсы на осуществление организации хранения как бумажных подлинников, так и их электронных копий. С целью совершенствования цифрового межведомственного взаимодействия органов государственной власти г. Москвы необходимо осуществление мероприятий в следующих направлениях:1. Проведение аудита технического оборудования организаций в целях выявления несоответствующего программному обеспечению нового поколения, исключения его из пользования и приобретения нового, отвечающего современным мировым требованиям.Параллельно необходимо развивать в России производство необходимого компьютерного оборудования, в том числе, такого, которое не нуждалось бы в импортных комплектующих. 2. Поскольку приобретение импортного программного обеспечения на настоящем этапе развития мировых отношений между странами является невозможным ввиду обострения отношений между странами, необходимо развитие отечественной сферы разработки программного обеспечения.Разработка отечественного программного обеспечения будет способствовать также решению проблемы оказания технической поддержки разработчика в процессе эксплуатации программного продукта.Увеличение государственного внимания к сфере разработки программного обеспечения приведёт к её постепенному подъёму на мировой уровень как по качеству производимой продукции, так и по количеству высококвалифицированных специалистов.3. Необходимо создание комплексной системы повышения квалификации кадров, работающих в сфере информационных технологий.Эта система должна включать обучение для следующих уровней сотрудников:- разработчиков программного обеспечения.- сотрудников, обеспечивающих техническую поддержку программного обеспечения в организациях, использующих для работы программные продукты.- сотрудников организаций, являющихся пользователями программного обеспечения.При этом для сотрудников, обеспечивающих техническую поддержку программного обеспечения в организации в процессе его эксплуатации, должна быть организована возможность личной консультации с разработчиками программного продукта в целях оперативного решения проблем, неизбежно возникающих в процессе внедрения и эксплуатации программного продукта. Для сотрудников организаций, являющихся пользователями программного обеспечения, необходимо организовать курсы повышения квалификации с учётом первоначального уровня их компьютерной грамотности и возраста.4. С целью поддержания безостановочной деятельности работы органов власти и организаций в процессе замены программного обеспечения и технического оборудования необходимо осуществлять поэтапное внедрение новых технологий.Главная роль в данном процессе должна принадлежать сотрудникам технической поддержки организаций, задачей которых станет внедрение в работу организации нового программного обеспечения в тесном взаимодействии с её руководством и отдельными сотрудниками.Сотрудники технической поддержки внедрения и эксплуатации программных продуктов должны составлять календарный план перевода организации на новое программное обеспечение, в котором периоды проведения технических работ будут совпадать с теми направлениями деятельности организации, на которых будет происходить наименее интенсивная работа.5. С целью обеспечения безопасного хранения огромного объема полученной посредством межведомственного электронного документооборота в организации должна быть организована многоуровневой системы защиты информации, не позволяющей получить к ней доступ посредством сети Интернет. Трудоёмкость установления порядка использования, предоставления, сроков хранения и уничтожения информации, полученной в рамках межведомственного документооборота, в значительной степени зависит от объёмов хранящейся информации.В связи с этим, в организациях должны быть организована система своевременного уничтожения информации, поскольку большой объём информации занимает значительный объём цифрового пространства, требуемого для размещения и эффективного функционирования используемого программного обеспечения.В результате снижения объёмов хранящейся информации путём её уничтожения организации смогут снизить расходы на обеспечение процессов её хранения.6. Повышение заинтересованности руководства организаций в проведении технических усовершенствований и преодоление их негативного отношения к нововведениям и расходованию средств на технические ресурсы организации.В обеспечении данного направления руководству организаций должна принадлежать особая роль, связанная с тем, что руководству необходимо не только преодолеть своё собственное негативного отношение к нововведениям, но и донести до сознания каждого сотрудника важность своего вклада в развитие системы электронного межведомственного взаимодействия. В рамках понимания ценности этого процесса, лежащего в основе эффективного функционирования межведомственного взаимодействия, руководителям организаций необходимо изыскивать финансовые средства на приобретение требуемого современными стандартами программного обеспечения и соответствующей компьютерной техники.Руководство организаций должно добиться того, чтобы эти сотрудники прониклись необходимостью соответствия современным требованиям в области обучения информационным технологиям и овладевания новыми навыками работы.7. Совершенствование нормативно-правовой базы, которая бы давала возможность уничтожения бумажных документов после их перевода в цифровую форму для того, чтобы организации не были вынуждены терять время и другие ресурсы на осуществление организации хранения как бумажных подлинников, так и их электронных копий. Наличие такой нормативно-правовой базы позволило бы повысить эффективность развития цифровых технологий в области электронного межведомственного взаимодействия.Нормативно-правые акты, регулирующие уничтожение бумажных документов после их перевода в цифровую форму, могли бы позволить произвести данный процесс в отношении части документов, хранящихся в бумажном виде, поскольку полный отказ от бумажных носителей информации в настоящее время является преждевременным вследствие максимальной надёжности сохранения информации именно на этом носителе.Однако, частичное освобождение от документов на бумажных носителях могло бы существенно повысить эффективность работы программного обеспечения, позволяющего осуществлять оперативное взаимодействие ведомств.Также следует отметить, что система межведомственного электронного документооборота постоянно требует своего дальнейшего совершенства, так как в процессе использования системы электронного документооборота постоянно выявляются новые недочеты и проблемы, которые необходимо своевременно решать, поскольку промедление в данном вопросе препятствует эффективному осуществлению электронных документационных процессов как внутри пользователей электронного межведомственного документооборота, так и при внешнем взаимодействии с другими пользователями.Таким образом, в целях совершенствования электронного межведомственного взаимодействия г. Москвы может быть запланирован ряд направлений деятельности, реализация которых могла бы существенно повысить эффективность работы данной системы работы органов государственной власти.Библиографический списокНормативно-правовые актыФедеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)// Справочно-правовая система "Консультант Плюс" - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (Дата обращения: 25.01.2024 г.)Постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 498-ПП «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия города Москвы». // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:- https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=129811-0&req=doc&rnd=XxDAhw&base=MLAW&n=185436#EiBwe2Uq8p29DROp(Дата обращения: 25.01.2024 г.)Учебники, учебники пособияАбляев С.В. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий / С.В. Абляев. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 176 c. Камолов С. Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов / С. Г. Камолов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.Кристальный Б. А., Травкин Ю.С. Электронное правительство. Опыт США / Б. Кристальный., Ю. Травкин. – Текст: непосредственный // Под. ред. В.И. Дрожжинова. – М.: Эко-Тренз, 2023. – 224 с.Мельникова Т. Н. Электронное правительство: учебно-методическое пособие / Т.С. Мельникова, Э.Ф. Абубикерова. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Саратов, 2020. - 73 с. Научные статьиАнищенко П. Н. Перспективы развития цифровой экономики / П.Н. Анищенко. – Текст: непосредственный // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2018». – 2018. – №1. – С.25–29.Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления, 2022. - № 3. - С. 163– 194. Баранов Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст. — СПб., 2015. — С. 141–148. Юртаев А. Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан, 2019. — № 3. — С. 18–26. Белокрылова О. С. Институциональная модернизация госсектора в контексте формирования цифровой экономики – новый тренд исследований научной школы // В сборнике: Модернизация и развитие национальной экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXXIX Научной сессии экономического факультета Южного федерального университета. В двух томах, 2018. - С. 18-24. Бондарева Я. Ю., Борзенкова Н. С. Решения цифровой трансформации для государственного сектора // В сборнике: ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, ИННОВАЦИИ. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020.- С. 175-177. Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. «Государствокак-платформа»: подход к реализации высокотехнологичной системы государственного управления // Государственная служба, 2021. - С. 6–17.Головенчик Г. Г. Тенденции развития мировой экономики в условиях цифровой глобализации // Материалы форума «Развитие интернационализации и экономической интеграции в новых реалиях» в рамках 19-го Международного научного семинара «Мировая экономика и бизнес-администрирование». – Республика Беларусь, Минск, 23-24 марта 2023 г. / Белорусский национальный технический университет. – Минск: Четыре четверти, 2023. – С. 92-93. Голубева А. А., Ишматова, В. Д. Электронная демократия в России: формирование традиции политической осведомленности и участия / А. Голубева, Д. Ишматова. – Текст: непосредственный // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 4. - С. 50 - 65. Городецкий А. Е. Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Аудит и финансовый анализ, 2021. - № 6. - С. 426–436.Деханова Н.В., Деханов А.С. Электронное правительство в современной России: тенденции и перспективы развития / Н.В. Деханова, А.С. Деханов. – Текст: непосредственный // Социально-политические науки. – 2019. - №3. – С. 173-177. Добролюбова Е. И. Подходы к оценке результативности и эффективности переданных полномочий // Вопросы управления, 2019. - № 2 (45). - С. 40–49. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Александров О. В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления, 2018. № 2. - С. 28–47. Зонов Н. С. Роль цифровой экономики в реформировании российского общества / Н. Зонова. – Текст: непосредственный // Журнал Образование и наука в современных реалиях: материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во ЦНС, 2018. – №5. – С. 296–298. Ковалев Ю.Н. Некоторые аспекты совершенствования системы межведомственного электронного документооборота // Вестник науки, 2023. - №7 (64). - том 4. - С. 114 - 124. Комнатная А.В., Сайфуллина Л.Д. Влияние цифровых трансформаций на кадровую политику организаций // В сборнике: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России. - Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2021. - С. 234-239.Корчагин C.И., Польшиков Б. Н. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль, 2018. - № 1 (1667). - С. 23–36.Косолапова Д.И., Львова М.И. «Налоговый мониторинг» как один из супер-сервисов в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление»: Сборник научных статей Восьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 20 - 21 октября 2020 г.), 2020. – С.124- 128.Косолапова Д.И., Львова М.И. Основные проблемы и их причины в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление» Весенние дни науки: сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. - 24 - 25 апреля 2020 г. – Москва, 2020 - С. 382-386. Кравец Е. В., Солодова О. С. Анализ понятия "нечеткая логика", методы и области применения нечеткой логики // В сборнике: «Цифра» – реальность, меняющая мир: готовность российской экономики к новым правилам игры / Материалы Национальной научно-практической конференции. 2019. - С. 110-112. Лексин В. Н. Синтез общества потребления и информационного общества: сущность и реалии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2020. - № 3. – с.22-29.Логвинов А. О. Возможности информационных технологий в управлении персоналом организации // Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы, 2019. - с. 172-176.Мушта А. А. Информационно-аналитическая работа в органах государственного управления: трансформация профиля компетенций в условиях цифровизации // Евразийский союз ученых, 2020. - № 5-7 (74). - С. 26-29. Погодина Т.В. Особенности технологического развития России в условиях формирования цифровой экономики // Экономика и управление, 2022. - № 2. - с. 52 - 57.Пряников М. М., Чугунов А. В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies, 2019. - Т. 5. - № 6. - С. 49–55.Решетникова А. А. Необходимость использования информационных технологий в управлении персоналом организации // Академия педагогических идей, 2018. – № 4. - с. 258-263.Талапина Э. В. Правовое регулирование цифрового правительства в России: возможности учета требований ОЭСР // Государственная власть и местное самоуправление, 2019. - № 3. - С. 20–25.,Хамзин Д. З. Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления / Д. З. Хамзин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 360-367. Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник, 2019. - № 45. - С. 79–104.Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Александров О. В., Клочкова Е. Н. Потенциал и инструментарий государственного управления по результатам // Государственное управление: в поисках результативности: сб. науч. статей / под науч. ред. В. А. Мау и С. Е. Нарышкина. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - С. 7–53. Южаков В. Н., Талапина Э. В., Клочкова Е. Н., Ефремов А. А. Государственное управление в сфере стимулирования развития информационных технологий: проблемы и направления совершенствования // Журнал юридических исследований, 2021. - Т. 2. - № 3. - С. 89–100.Dobrolyubova E.I, Alexandrov O. V. E-government in Russia: Meeting growing demand in the era of budget constraints. Proceedings of the Conference Digital Transformation and Global Society // Communications in Computer and Information Science, 2018. - Vol. 674.- P. 247–257.Lindgren I. A., Veenstra A. F. van/ Digital government transformation: a case illustrating public e-service development as part of public sector transformation // dgo’18 Proceedings of the 19th Annual International Conference on Digital Government Research. 2018.- Vol. 212. - P. 112–119.Margetts H., Dunleavy P. The second wave of digital-era governance: a quasi-paradigm for government on the Web // Philosophical Transactions of the Royal Society, 2019. - Vol. 371. - P. 89–96.Stolterman E., Croon Fors A. Information Technology and the Good Life. In: Kaplan B., Truex D., Wastell D., Wood-Harperand A.T., DeGross J. (eds) Information systems research: relevant theory and informed practice. KluwerAcademicPublishers, Boston, 2019. - P. 687– 692.Интернет-ресурсыЗаявление В.В. Путина о необходимости цифровой трансформации России. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ruscable.ru/news/2020/12/04/Putin_zayavil_o_neobxodimosti_tsifrovoj_transforma/ (Дата обращения 27.01.2024).Межведомственное взаимодействие позволяет повысить качество предоставления государственных услуг - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tverskaya13.ru/kadastrovaya-palata/mezhvedomstvennoe-vzaimodejstvie-pozvolyaet-povy-sit-kachestvo-predostavleniya-gosudarstvenny-h-uslug/(Дата обращения 26.01.2024).Речь М. В. Мишустин на стратегической сессии по формированию национального проекта «Экономика данных» 21 ноября 2023 года - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: на http://government.ru/news/50172/(Дата обращения 26.01.2024).

Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (Дата обращения: 25.01.2024 г.)
2. Постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 498-ПП «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия города Москвы». // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:- https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=129811-0&req=doc&rnd=XxDAhw&base=MLAW&n=185436#EiBwe2Uq8p29DROp (Дата обращения: 25.01.2024 г.)
Учебники, учебники пособия
3. Абляев С.В. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий / С.В. Абляев. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 176 c.
4. Камолов С. Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов / С. Г. Камолов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.
5. Кристальный Б. А., Травкин Ю.С. Электронное правительство. Опыт США / Б. Кристальный., Ю. Травкин. – Текст: непосредственный // Под. ред. В.И. Дрожжинова. – М.: Эко-Тренз, 2023. – 224 с.
6. Мельникова Т. Н. Электронное правительство: учебно-методическое пособие / Т.С. Мельникова, Э.Ф. Абубикерова. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Саратов, 2020. - 73 с.
Научные статьи
7. Анищенко П. Н. Перспективы развития цифровой экономики / П.Н. Анищенко. – Текст: непосредственный // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2018». – 2018. – №1. – С.25–29.
8. Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления, 2022. - № 3. - С. 163– 194.
9. Баранов Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст. — СПб., 2015. — С. 141–148. Юртаев А. Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан, 2019. — № 3. — С. 18–26.
10. Белокрылова О. С. Институциональная модернизация госсектора в контексте формирования цифровой экономики – новый тренд исследований научной школы // В сборнике: Модернизация и развитие национальной экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXXIX Научной сессии экономического факультета Южного федерального университета. В двух томах, 2018. - С. 18-24.
11. Бондарева Я. Ю., Борзенкова Н. С. Решения цифровой трансформации для государственного сектора // В сборнике: ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, ИННОВАЦИИ. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020.- С. 175-177.
12. Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. «Государство как-платформа»: подход к реализации высокотехнологичной системы государственного управления // Государственная служба, 2021. - С. 6–17.
13. Головенчик Г. Г. Тенденции развития мировой экономики в условиях цифровой глобализации // Материалы форума «Развитие интернационализации и экономической интеграции в новых реалиях» в рамках 19-го Международного научного семинара «Мировая экономика и бизнес-администрирование». – Республика Беларусь, Минск, 23-24 марта 2023 г. / Белорусский национальный технический университет. – Минск: Четыре четверти, 2023. – С. 92-93.
14. Голубева А. А., Ишматова, В. Д. Электронная демократия в России: формирование традиции политической осведомленности и участия / А. Голубева, Д. Ишматова. – Текст: непосредственный // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 4. - С. 50 - 65.
15. Городецкий А. Е. Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Аудит и финансовый анализ, 2021. - № 6. - С. 426–436.
16. Деханова Н.В., Деханов А.С. Электронное правительство в современной России: тенденции и перспективы развития / Н.В. Деханова, А.С. Деханов. – Текст: непосредственный // Социально-политические науки. – 2019. - №3. – С. 173-177.
17. Добролюбова Е. И. Подходы к оценке результативности и эффективности переданных полномочий // Вопросы управления, 2019. - № 2 (45). - С. 40–49.
18. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Александров О. В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления, 2018. № 2. - С. 28–47.
19. Зонов Н. С. Роль цифровой экономики в реформировании российского общества / Н. Зонова. – Текст: непосредственный // Журнал Образование и наука в современных реалиях: материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во ЦНС, 2018. – №5. – С. 296–298.
20. Ковалев Ю.Н. Некоторые аспекты совершенствования системы межведомственного электронного документооборота // Вестник науки, 2023. - №7 (64). - том 4. - С. 114 - 124.
21. Комнатная А.В., Сайфуллина Л.Д. Влияние цифровых трансформаций на кадровую политику организаций // В сборнике: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России. - Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2021. - С. 234-239.
22. Корчагин C.И., Польшиков Б. Н. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль, 2018. - № 1 (1667). - С. 23–36.
23. Косолапова Д.И., Львова М.И. «Налоговый мониторинг» как один из супер-сервисов в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление»: Сборник научных статей Восьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 20 - 21 октября 2020 г.), 2020. – С.124- 128.
24. Косолапова Д.И., Львова М.И. Основные проблемы и их причины в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление» Весенние дни науки: сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. - 24 - 25 апреля 2020 г. – Москва, 2020 - С. 382-386.
25. Кравец Е. В., Солодова О. С. Анализ понятия "нечеткая логика", методы и области применения нечеткой логики // В сборнике: «Цифра» – реальность, меняющая мир: готовность российской экономики к новым правилам игры / Материалы Национальной научно-практической конференции. 2019. - С. 110-112.
26. Лексин В. Н. Синтез общества потребления и информационного общества: сущность и реалии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2020. - № 3. – с.22-29.
27. Логвинов А. О. Возможности информационных технологий в управлении персоналом организации // Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы, 2019. - с. 172-176.
28. Мушта А. А. Информационно-аналитическая работа в органах государственного управления: трансформация профиля компетенций в условиях цифровизации // Евразийский союз ученых, 2020. - № 5-7 (74). - С. 26-29.
29. Погодина Т.В. Особенности технологического развития России в условиях формирования цифровой экономики // Экономика и управление, 2022. - № 2. - с. 52 - 57.
30. Пряников М. М., Чугунов А. В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies, 2019. - Т. 5. - № 6. - С. 49–55.
31. Решетникова А. А. Необходимость использования информационных технологий в управлении персоналом организации // Академия педагогических идей, 2018. – № 4. - с. 258-263.
32. Талапина Э. В. Правовое регулирование цифрового правительства в России: возможности учета требований ОЭСР // Государственная власть и местное самоуправление, 2019. - № 3. - С. 20–25.,
33. Хамзин Д. З. Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления / Д. З. Хамзин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 360-367.
34. Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник, 2019. - № 45. - С. 79–104.
35. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Александров О. В., Клочкова Е. Н. Потенциал и инструментарий государственного управления по результатам // Государственное управление: в поисках результативности: сб. науч. статей / под науч. ред. В. А. Мау и С. Е. Нарышкина. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - С. 7–53.
36. Южаков В. Н., Талапина Э. В., Клочкова Е. Н., Ефремов А. А. Государственное управление в сфере стимулирования развития информационных технологий: проблемы и направления совершенствования // Журнал юридических исследований, 2021. - Т. 2. - № 3. - С. 89–100.
37. Dobrolyubova E.I, Alexandrov O. V. E-government in Russia: Meeting growing demand in the era of budget constraints. Proceedings of the Conference Digital Transformation and Global Society // Communications in Computer and Information Science, 2018. - Vol. 674. - P. 247–257.
38. Lindgren I. A., Veenstra A. F. van/ Digital government transformation: a case illustrating public e-service development as part of public sector transformation // dgo’18 Proceedings of the 19th Annual International Conference on Digital Government Research. 2018. - Vol. 212. - P. 112–119.
39. Margetts H., Dunleavy P. The second wave of digital-era governance: a quasi-paradigm for government on the Web // Philosophical Transactions of the Royal Society, 2019. - Vol. 371. - P. 89–96.
40. Stolterman E., Croon Fors A. Information Technology and the Good Life. In: Kaplan B., Truex D., Wastell D., Wood-Harperand A.T., DeGross J. (eds) Information systems research: relevant theory and informed practice. Kluwer Academic Publishers, Boston, 2019. - P. 687– 692.
Интернет-ресурсы
41. Заявление В.В. Путина о необходимости цифровой трансформации России. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ruscable.ru/news/2020/12/04/Putin_zayavil_o_neobxodimosti_tsifrovoj_transforma/ (Дата обращения 27.01.2024).
42. Межведомственное взаимодействие позволяет повысить качество предоставления государственных услуг - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tverskaya13.ru/kadastrovaya-palata/mezhvedomstvennoe-vzaimodejstvie-pozvolyaet-povy-sit-kachestvo-predostavleniya-gosudarstvenny-h-uslug/ (Дата обращения 26.01.2024).
43. Речь М. В. Мишустин на стратегической сессии по формированию национального проекта «Экономика данных» 21 ноября 2023 года - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: на http://government.ru/news/50172/ (Дата обращения 26.01.2024).