Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 17.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты диагностики тревожности детей младшего школьного возраста 4
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 6
1.3. Методики диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста 11
Вывод по Главе 1 13
Глава 2. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста 14
2.1.Этапы проведения психодиагностической процедуры 14
2.2. Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики тревожности среди детей младшего школьного возраста 15
Вывод по 2 главе 17
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 1 22
Приложение 2 26
Приложение 3 28
Фрагмент для ознакомления

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?Боишься ли ты временами вступать в спор?Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе. Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе). Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.Проведение тестированияПеред началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства. Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности. Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:преобладающий эмоциональный фон ученика;неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:1.Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.2.Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.Факторы№ вопросов1. Общаятревожность в школе2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 222. Переживаниесоциальногостресса5, 10, 15, 20, 24. 30, 33, 36, 39, 42, 44 сумма = 113. Фрустрация потребности в достижение успеха1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 134. Страхсамовыражения27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 65. Страхситуациипроверкизнаний2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 66. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих3,8,13,17, 22; сумма = 57. Низкаяфизиологическаясопротивляемостьстрессу9,14, 18, 23,28; сумма = 58. Проблемы и страхи в отношениях с учителями2,6,11,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8КЛЮЧ К ВОПРОСАМ1 -7-13-19-25 +31 -37-43 +49-55-2 -8-14-20 +26-32-38 +44 +50-56-3-9-15-21 -27-33-39 +45-51 -57-4-10-16-22 +28-34-40-46-52-58-5-11 +17-23-29-35 +41 +47-53-6-12-18-24 +30 +36 +42 -48-54-РЕЗУЛЬТАТЫ1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).Для каждого респондента.2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.4) Представление этих данных в виде диаграммы.5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).Приложение 2Проективная рисуночная методика «Школа зверей» (С. Панченко)Цель: определение уровня тревожности и выявление удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.Целевая аудитория: 1–4 класс.Время проведения: декабрь.Методика предназначена для диагностики общей школьной тревожности.Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. по завершении рисования необходим пострисуночный опрос, позволяющий уточнить сюжет рисунка и отношения учащегося к его отдельным элементам.Необходимые материалы: бумага формата А4, простые и цветные карандаши, ластик.Инструкция:«Нарисуйте, пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»В пострисуночном опросе необходимо уточнить:Чем заняты персонажи рисунка?Какое уних настроение?Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка?Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?Обработка результатов:Анализ полученных результатов предлагает качественную обработку данных. Оценивается наличие или отсутствие признаков тревожности в рисунке, на основании чего делается заключение об уровне школьной тревожности учащегося и целесообразности включения его в группу риска. Для интерпретации рисунка используются следующие уровни анализа: 1) формально-графический; 2) цветовой; 3) уровень общепринятых интерпретаций; 4) уровень интегрированности рисунка; 5) символический; 6) сюжетный.Самые обобщенные признаки, указывающие на проявление школьной тревожности (как общей, так и ситуативно-специфической), представлены в таблице.Оценочные шкалыКритерии оценкиОбщая школьная тревожностьШтриховка, слишком сильный или слабый нажим. Изображение очевидно неприятных ситуаций. Многократные стирания.Тревога в отношениях с учителямиОтсутствие фигуры учителя. Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем. Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими барьерами. Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителяТревога в отношениях с одноклассникамиОтсутствие изображений одноклассников. Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими барьерами. Акцентирование изображения одноклассников, тщательная прорисовка его элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками. Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассниковЭмоциональный фон отношения к школе (негативный)Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка. Дисгармоничная цветовая гамма. Нарушение целостности изображения.Самооценочная школьная тревожностьШтриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников. Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем). маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками). Изображение ситуаций негативного оцениванияПриложение 3Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:1. Кактус домашний или дикий?2. Его можно потрогать? Он сильно колется?3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?Обработка результатов и интерпретация:При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:1. пространственное положение                             2. размер рисунка3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандашКроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)Интерпретация.1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.Интерпретация цветовой гаммы рисунка:• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

1. Алимирзаева Э.А. проблема тревожности у младших подростков // Вестник СПИ. 2018. №3, С. 69-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-trevozhnosti-u-mladshih-podrostkov (дата обращения: 03.02.2024).
2. Андрющенко А.В. Распространенность и структура психических расстройств в общей медицине // Психические расстройства в общей медицине. 2011. №1, С. 14-27.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2019. - 400 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
5. Грибанов А.В. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте / А.В. Грибанов, И.С. Депутат, А.Н. Нехорошкова и др. // Экология человека. 2019. № 9. – С. 50-58.
6. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли / С.Т. Джанерьян. – Ростов-на-Дону: Свет, 2019. – 141 с.
7. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2019. – 176 с.
8. Есина Е. В. Педагогическая психология: конспект лекций / Е. В. Есина. – М.: Эксмо, 2020. - 160 с.
9. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М.: Знание, 1988. — 80 с.
10. Лапицкий О.И. Управление образовательными системами. Нормативноправовое обеспечение образования: учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика / О.И. Лапицкий. – Благовещенск: БГПУ, 2020. – 103 с.
11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. Учебно-методическое пособие / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2020. - 343 с.
12. Менделевич В.Д. Медицинская психология: учебник / В. Д. Менделевич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. — 460 с.
13. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. Большая психологическая энциклопедия - 3-е изд. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2019. - 816 с.
14. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2020. – 248 с.
15. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2021. – 448 с.
16. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб: Питер, 2017. – 192 с.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.
18. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.]; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16909-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536915 (дата обращения: 18.03.2024).
19. Соммерз-Фланаган Д. Клиническое интервьюирование, 3-е издание / Д. Соммерз-Фланаган, Р. Соммерз-Фланаган. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 672 с.
20. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.12 - 24.
21. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2021. – 242 с.
22. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева // Психологическая наука и образование. — Москва, 2013. № 5. С. 86 – 91.
23. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971, № 4. – С. 6-20.