Особенности нарушения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией и приёмы их устранения
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 21.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизношения у дошкольников с дислалией 4
1.1 Анализ научно-методических подходов к изучению и классификации дислалии у детей 4
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дислалией 9
1.3 Особенности нарушения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией 11
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Исследование особенностей нарушения сонорных звуков звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией 16
2.1 Содержание обследования сонорных звуков у дошкольников с дислалией 16
2.2 Особенности нарушения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией 17
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по исправлению нарушений сонорных звуков у дошкольников с дислалией 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Приложение 32
Таким образом, исправление нарушений произношения сонорных звуков осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала. Психологические основы формирования контроля и самоконтроля описаны в работах П.Я. Гальперина. Автор рассматривает контроль и самоконтроль как умственные действия, соответствующие определенному виду деятельности. У детей с речевыми нарушениями регулирующая и контролирующая функции речи формируются с отставанием и имеет свои особенности. Формирование контроля и самоконтроля проходит на всех этапах коррекционной работы по исправлению произношением (подготовительном, постановке звука, автоматизации и дифференциации). В зависимости от этапа коррекционный работы формирование контроля проходит ряд стадий:от внешнего контроля со стороны педагога до самоконтроля;от развернутого контроля до свернутого (на внутреннем плане); от систематического контроля до периодического.Работа по формированию контроля и самоконтроля осуществляется на всех формах организованной деятельности (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях).Таким образом, формирование навыка контроля и самоконтроля звукопроизношения на логопедических занятиях, его применение в свободной деятельности повышает качество устной речи детей. Выводы по главе 2Цель констатирующего исследования заключалась в определении особенностей произношения сонорных звуков у старших дошкольников с дислалией. Для достижения данной цели была подобранадиагностическая методики, которая включала три серии заданий: исследование артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия.В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с дислалией. Анализ и обобщение результатов обследования показал, что дети с дислалией испытывают трудности при выполнении статических и динамических артикуляционных движений, при удержании артикуляционных поз, при переключении с одного движения на другое, при чередовании движений, при выполнении движений, связанных с подъемом языка.Для детей с дислалией характерны следующие дефекты произношения сонорных звуков:искаженное произношение звука [л] (ламбдацизм),замена звуков [л], [л’] на губно-зубное [в] или задненебное [j] произношение (параламбдацизм),отсутствие звука [р] или его искаженное горловое произношение (ротацизм), замена звука [р] на [л], замена [р’] на [л’], [j] (параротацизм). Анализ результатов констатирующего исследования позволил определить особенности произношения сонорных звуков у дошкольников с дислалией: отсутствие сонорных звуков, замены, искажения. А также выделитьследующие видыфункциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая дислалия (1 ребенок), артикуляторно-фонематическая дислалия (6 детей), акустико-фонематическая (3 ребенка). Таким образом, по результатам констатирующего исследования было определено, что у детей старшего дошкольного возраста имеется смешанный вид функциональной дислалии, у детей отмечаются неточности формирования артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия. Выявленные результаты позволили разработатькоррекционные мероприятия по устранению дефектов произношения. Так для детей с артикуляторно-фонетической дислалией достаточно провести работу по подготовке артикуляционного, дыхательного аппарата, постановке и автоматизации звуков. С детьми с артикуляторно-фонематической дислалией следует проводит весь описанный выше поэтапный комплекс логопедических мероприятий, которые включает: подготовительный этап, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, контроль за речью.Для детей с акустико-фонематической дислалией уже на подготовительном этапе вводятся задания, направленные на развитие фонематического восприятия и звукового анализа с опорой на правильно произносимые звуки.Логопедическая работа с детьми с функциональной дислалией требует системного и комплексного подхода и направлена на формирование артикуляционной моторики, развитие навыков звукопроизношения и фонематического восприятия, активного введения поставленных звуков в речь. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении – дислалия. Дислалия рассматривается как нарушение звукопроизношения у детей при сохранном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата. Правильное звукопроизношение обусловлено развитостью артикуляционного аппарата, а также сформированностью фонематических процессов, в первую очередь слухового восприятия.Дети с дислалией имеют развитые в соответствии с возрастом психические процессы, в то время как звукопроизношение характеризуется определенными особенностями, которые реализуются в отсутствии звука или замене и искажении произношения одного звука или групп звуков. Данное исследование ставило своей целью организацию изучения произношения сонорныхзвуков у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации данной цели были подобраны тестовые задания исследования артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, разработанная на основе методики Г.А. Волковой. По результатам проведенного исследования были выявлены особенности произношения сонорных групп звуков, чаще отмечались замены, что связано с нарушениями фонематических процессов у детей с дислалией. Выявленные особенности способствовалиопределению видов дислалий у детей старшего дошкольного возраста: преобладание артикуляторно-фонематической формы дислалии у данной категории детей.Полученные экспериментальные данныепозволили определить основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения соноров у старших дошкольников с дислалией. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫВолкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. – 144 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 470 с. Гриншпун Б.М. Недостатки речи у детей / Б.М. Гриншпун. – Русская речь, 1969. – № 3. – С. 117-120.Дислалия. Часть I. Теоретические основы дислалии : методическое пособие / сост. В.А. Жарова, Е.С. Теплякова; под общ. ред. В.А. Жаровой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. – 75 с.Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – Москва : Просвещение, 2005. – 92 с.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2003. – 211 с.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – Москва : Просвещение, 1986. – 48 с.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : АльнС, 2013. – 367с.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 357 с. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – Москва : Просвещение, 1967. – 152 с. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2003. – 240 с. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада / А.И. Максакова. – Москва : Просвещение, 2007. Молоканова Е.А. Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогической технологии Марии Монтессори) : автореф. дис. на соискание степени магистра: 050400.68 / Е.А. Молоканова. – Москва, 2014. – 10 с.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. –Москва : Просвещение, 2003. – 263 с. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. Сост. И.А. Петрова. – Москва : Просвещение, 1990. – 95 с. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – Москва : Медгиз, 2009. – 312 с. Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников : Пособие для учителей-логопедов / В.И. Городилова, Е.Ф. Рау. – Москва : Учпедгиз, 1952. – 199 с. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2011. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва : Просвещение, 1993. – 346 с. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Москва ; Просвещение, 1989. – 223 с. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – Москва : Просвещение, 1990. – 184 с. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – Москва, Учпедгиз, 1959. – 476 с. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. – Москва : Владос, 2011. – 462 с.ПРИЛОЖЕНИЕМетодикаисследования произношения сонорных звуков у детей с дислалией (по Г.А. Волковой)I – Исследование артикуляционной моторикиЗадание 1. Исследование статической и динамической организации артикуляционных движенийЦель: выявить уровень развития статической и динамической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция:1) открыть рот и удерживать его открытым под счет от 1 до 5;2) поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед «трубочкой»;3) открыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу, удерживать его под счет от 1 до 5; 4) поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам;5) поочередно делать язык широким и узким;6) совершать движения вперед-назад, касаясь верхней губы с проговариванием бл-бл-бл,7) присосать спинку языка к небу,8) щелкать языком, как лошадка.Каждое упражнение оценивается по следующей шкале:высокий уровень (3 балла) – точное, свободное выполнение упражнения;средний уровень (2 балла) – неполный объем артикуляционных движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания или переключении артикуляционной позы;низкий уровень (1 балл) – выраженные трудности при выполнении упражнения, многочисленные ошибки, наличие синкинезий, не возможность удержания позы, движение неточное, нарушена последовательность движений. Максимальное количество баллов за первую серию заданий – 24 балла. II – Исследование звукопроизношения Задание 2. Исследование уровня развития звукопроизношения сонорных звуков.Процедура: ребенок воспроизводит стихотворение за взрослым, рассказывает знакомую сказку, экспериментатор фиксирует произношение исследуемых групп звуков в отраженной и самостоятельной речи.Инструкция: повтори за мной стихотворение; расскажи знакомую сказку.Группы исследуемых звуков: соноры – [л], [л’], [р], [р’]Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звука;По результатам исследования произношение определяется уровень сформированности звукопроизношения по следующей шкале: высокий уровень (3 балла) – звукопроизношение не нарушено,средний уровень (2 балла) – правильное произношение звуков изолированно в отраженной речи, нарушение произношения в свободной речи;низкий уровень (1 балл) – произношение нарушено: замещения, смешения, искажения звуков. III – Исследование состояния фонематического восприятияПри исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения. Предлагались задания на различение слов близких по звуковому составу, на дифференциацию слогов, дифференциация звуков.Уровень сформированности фонематического восприятия определяется по следующей шкале: высокий уровень (3 балла) – восприятие не нарушено, задания выполнены верносредний уровень (2 балла) – негрубые нарушения восприятия, не различает корреляционные звуки, низкий уровень (1 балл) – грубые нарушения, не воспринимает и не различает звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
3. Гриншпун Б.М. Недостатки речи у детей / Б.М. Гриншпун. – Русская речь, 1969. – № 3. – С. 117-120.
4. Дислалия. Часть I. Теоретические основы дислалии : методическое пособие / сост. В.А. Жарова, Е.С. Теплякова; под общ. ред. В.А. Жаровой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. – 75 с.
5. Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – Москва : Просвещение, 2005. – 92 с.
6. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2003. – 211 с.
7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – Москва : Просвещение, 1986. – 48 с.
8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : АльнС, 2013. – 367 с.
9. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 357 с.
10. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – Москва : Просвещение, 1967. – 152 с.
11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2003. – 240 с.
12. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада / А.И. Максакова. – Москва : Просвещение, 2007.
13. Молоканова Е.А. Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогической технологии Марии Монтессори) : автореф. дис. на соискание степени магистра: 050400.68 / Е.А. Молоканова. – Москва, 2014. – 10 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
15. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 2003. – 263 с.
16. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. Сост. И.А. Петрова. – Москва : Просвещение, 1990. – 95 с.
17. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
18. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – Москва : Медгиз, 2009. – 312 с.
19. Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников : Пособие для учителей-логопедов / В.И. Городилова, Е.Ф. Рау. – Москва : Учпедгиз, 1952. – 199 с.
20. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2011.
21. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
22. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва : Просвещение, 1993. – 346 с.
23. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Москва ; Просвещение, 1989. – 223 с.
24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – Москва : Просвещение, 1990. – 184 с.
25. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – Москва, Учпедгиз, 1959. – 476 с.
26. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. – Москва : Владос, 2011. – 462 с.