Чувствительность человека и особенности ее измерения
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 18.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования чувствительности человека 5
1.1. Характеристика эмоций 5
1.2. Характеристика чувствительности 11
Глава 2. Исследования чувствительности человека 22
2.1. Диагностика чувствительности 22
2.2. Исследование чувствительности человека 23
Заключение 28
Список литературы 30
В исследовании приняли участие 700 студентов добровольцев государственного социально-гуманитарного университета (234 мужчины, 466 женщин, средний возраст 18,2±1,7).Результаты эмпирического исследования показали, что на физиологическом уровне высокая чувствительность проявляется как глубокая и длительная реакция на слабые внешние сигналы. Низкий порог чувствительности па уровне зрачковой реакции может проявляться как протяжённость парасимпатической фазы - фазы сокращения зрачка, выраженная глубина реакции и активность в фазе сокращения зрачка, эмоциональная нестабильность, волнение на старте реакции.Низкий порог чувствительности сопряжен с выраженной нестабильностью, сниженными адаптационными возможностями организма.Существуют различия в выраженности личностных свойств у индивидов с высокой и низкой чувствительностью. Лиц с высокой чувствительностью отличают слабые экспансивность, энтузиазм в деятельности, уверенность в себе, они отличаются более выраженной, восприимчивостью к нуждам других, эмпатией. Лица с низкими значениямичувствительности обладают более высоким уровнем психологического благополучия. Высокочувствительные индивиды существенно отличаются от представителей контрастной группы по четырем из пяти шкал временной перспективы: их показатели по шкалам «негативное будущее», «гедонистическое настоящее», «будущее», «фаталистическое настоящее» выше, чем у лиц с низкой чувствительностью.Наиболее тесно сопряжен с высокой чувствительностью показатель эмоциональной стабильности, кроме того, обнаружены обратные связи между «Динамизмом», «Низким порогом чувствительности» и «Легкостью возбуждения», «Доминантностью» и «Легкостью возбуждения». Субшкалы «Скрупулёзность» и «Упорство» отрицательно прокоррелировали с фактором «Легкостью возбуждения», субшкала «Упорство» обнаружила обратную связь с низким порогом чувствительности. Полученные связи подкрепляют теоретические представления о преобладании у лиц с высокой чувствительностью реакции затаивания (торможения поведения, избегания) в новых, значимых ситуациях.С психологическим благополучием в большей мере связана шкала«Легкость возбуждения». Лица, имеющие высокие показатели по данной шкале, характеризуются сложностями в установлении доверительных отношении с окружающими, ограниченным числом межличностных контактов, закрытостью, отстраненностью, нежеланием идти на компромиссы для поддержания связей отношений, выраженной «внешней референтпостыо»: они конформны, с легкостью принимают внушаемый им образ мыслей и действий, они испытывают сложности в организации повседневной жизни, чаще действуют под давлением обстоятельств, слабо ориентированы на возможности, они имеют ограниченное число целей, намерений, убеждений, определяющих смысл жизни.Такие люди недовольны собой, тревожатся по поводу личностных качеств, разочарованы своим прошлым, у них преобладает низкая самооценка, ощущение собственной никчемности и бессилия, при этом, они проявляют высокую способность к усвоению новой информации, естественность и непосредственность переживаний.Высокие показатели по шкале «низкий порог чувствительности» сопряжены с такими проявлениями психологического неблагополучия как ограниченность контактов и низкая способность к поддержанию теплых доверительных отношений, зависимость от мнений и оценок окружающих, конформность, сложность в организации собственной жизни, заниженная самооценка, низкая оценка своих достижений и жизни в целом.Высокочувствительные люди, воспринимают свое прошлое как полное боли, разочарований, а будущее как предопределенное, независимое от их воли.При этом их настоящее оторвано от прошлого и будущего, сфокусировано на поиске удовольствия.Мужчины и женщины различаются как по интегральному показателю чувствительности, так и по шкалам «Легкой возбудимости» и «Низкого порога чувствительности». Показатели женщин превышают показатели мужчин.Мужчины с высокой чувствительностью отличаются от женщин данной группы более высокой экспансивностью, энтузиазмом в деятельности, они лучше, чем женщины способны контролировать свои эмоции, негативные состояния, им присущи более широкие интересы, стремление познавать новое. Высокочувствительные женщины имеют более низкие в сравнении с мужчинами показатели психологического благополучия. Наиболее отчетливо психологическое неблагополучие женщин с высокой чувствительностью проявляется по параметрам «Позитивные отношения» и «Автономия». Мужчины в большей мере сфокусированы на гедонистическом проживании актуального момента с полным отвлечением как от прошлого, так и от будущего, высокочувствительные женщины склонны к рассматривать события настоящего как предопределенные судьбой, внешними обстоятельствами, слабо зависящими от их собственной воли и решимости.Чувствительные женщины хуже контролируют собственные эмоциональные проявления и спонтанные реакции, менее склонны приукрашивать свои субъектные качества, они проявляют мало энтузиазма и инициативы в деятельности, менее восприимчивы к нуждам других людей, проявляют меньшую добросовестность в своей ежедневной активности. Чувствительные мужчины лучше откликаются на нужды и потребности других, проявляют более выраженную целеустремленность, желание выполнять взятые обязательства, однако круг их интересов ограничен, так же, как и женщинам, им трудно контролировать свои эмоции.Высокая чувствительность как у женщин, так и у мужчин коррелирует с параметрами их психологического благополучия, при этом у женщин больший вклад в уровень психологического благополучия вносит шкала «Легкость возбуждения», у мужчин - шкала «Низкий порог чувствительности».Уровень психологического благополучия у женщин с выраженной чувствительностью к сенсорному дискомфорту существенно снижен: они имеют проблемы в установлении доверительных отношений с окружающими, сложности в организации повседневной жизни и деятельности, редко испытывают чувство самореализации, действуют под давлением обстоятельств, имеют ограниченное число целей, у них преобладает низкая самооценка, чувство скуки и бесцельности существования, им свойственно фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов собственной жизни.Мужчины, чувствительные к сенсорному дискомфорту, имеют сложности в установлении контактов с окружающими, кроме того, они внешне референтны, зависимы от оценок своего окружения.Женщины с выраженной чувствительностью к чрезмерной стимуляции испытываюттрудности с установлением и поддержанием близких отношенийокружающими, однако их отличает большая независимость в суждениях и поведении.Мужчины с выраженной чувствительностью к сенсорной стимуляции проще взаимодействуют е окружающими и имеют более широкую сеть контактов, лучше управляют событиями собственной жизни, проявляют более высокий уровень целеустремленности, обладают более высокой самооценкой.Как мужчинам, так и женщинам с высокими значениями чувствительности свойственна разбалансированная временная перспектива, склонность фокусироваться на гедонистическом/фаталистическом проживаниинастоящего, отвлечении от будущего, что, согласно исследованиям, Ф. Зим-бардо, не оптимально для психологического и физического здоровья, а также функционирования индивида в обществе[21].ЗаключениеДанноеисследование было предпринято с целью анализа проблемы чувствительности человека и особенностей ее измерения. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтопонятие «эмоция» несет в себе как актуализированный эмоциональный процесс, так и «преломленное» эмоциональное свойство личности. Эмоции состоят их трех основных компонентов: физиологический компонент, психологический компонент, поведенческий компонент. Эмоции с самого рождения играют большую роль в жизни человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми.Эмоциональное состояние человека существенно зависит от внешних обстоятельств. Эмоциональное напряжение, рост объема информации и дефицит времени на ее переработку порождают отрицательные эмоции. В стрессовой ситуации доминируют отрицательные эмоции: страх, агрессивность, фрустрация, тревога и напряжение. На все психоэмоциональные состояния большое влияние оказывает уровень эмоционального интеллекта, то есть способность человека адекватно реагировать в различных ситуациях.Чувствительность выделяется какчерта личности и описывается через близкие к ней концепции интроверсии/экстраверсии, поведенческой системы активации/торможения, а индивидуальные различия в ее проявлении объясняютсясоотношением поведенческих систем торможения (бегства/нападения) и активации. Под чувствительностью понимаюттемпераментальную особенность человека,проявляющуюся в повышенной восприимчивости к происходящим с ним событиям, чувствительность проявляется как предпочтениеразмышления действиям, низкаясоциабельность, отстраненность, высокая тревожность, невыраженные позитивные эмоции, застенчивость, ненадежность межличностных взаимодействий.На первых этапах становления психологии чувствительность изучалась как чувствительность органа в лабораторных условиях экспериментальными пробами. В дальнейшем, сформировалась традиция измерения чувствительности как самостоятельного личностного конструкта с помощью самоотчетов (самонаблюдения). Первый вариант опросника чувствительности,базирующегося на самоотчете респондентов, разработал А. Мехрабян (1976): опросник измерения чувствительности к симуляции и возбудимости (Ques-tionnaireMeasureofStimulusScreeningandArousability). В 1997 году Э. Н. Арон и А. Арон (Э. Н. Арон, А. Арон) разработали первый самостоятельный инструмент для изучения чувствительности – шкалу чувствительности (HighlySensitivePersonScale, HSPS).Большинство современных зарубежных исследований чувствительности проводится с использованием данной шкалы. В российской психологии до сих пор отсутствует самостоятельный метод изучениячувствительности. Как отдельная шкала чувствительность чаще всего включена в опросники темперамента или личности.Список литературыАрефьева А.В. Адаптация студентов к учебному стрессу / А.В. Арефьева, Н.М. Фатеева, Т.А. Глухих, А.А. Турышева // Пульс. – 2012. – №3. – С. 89 – 91. Батаршев А.В., Макарьев И.С.Аксиологическое и акмеологическое сопровождение профессионально-личностного становления педагога в условиях применения профессионального стандарта // Ученые записки ИУО РАО. – 2016.– №1 (57). – С. 32-47.Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательный среды // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41 – 50. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 4-е изд. переработанное. – М.: Смысл, 2016. – 672 с. Ершова Р.В. К вопросу русскоязычной операционализации опросника высокой чувствительности (Нighlysensitivepersonscale, Аron&Аron) / Р.В.Ершова, Т.М.Корягина, Е.В.Ярмоц. В сборнике: Прикладная психология на службе развивающейся личности. Сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. – 2017. – С. 74-80.Ершова Р.В., Ярмоц Е.В.Высокая чувствительность и ее связь с параметрами зрачковой реакции и личностными характеристиками // Вестник Вятского государственного университета. – 2018.– №4. – С. 130-138.Звягина Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7 – 13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013. – 784 с. Константинова М.Н., Михалева А.Б. Психология эмоциональных состояний // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95. Коркюф Ф. Новыесоциологии/ Пер. с фр. Е.Д. Вознесенской, М.В. Федоровой; науч. ред. Н.А. Шматко– М: Институт экспериментальной социологии, 2002. – 172 с.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Наука, 2009. – 184 с.Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 2006. – 335 с.Пономаренко И.В. К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 293-297. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2009. – 352 с.Рыжов Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 87 – 89. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М. : МПСИ, 2004. – 640 с.Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314. Эйдемиллер Э.Г., В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 668 с.Ярмоц Е.В.Чувствительность в структуре психических свойств личности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов". – Москва, 2020. – 161с.Aron E.N., Aron A., Jagiellowicz J. Sensory processing sensitivity: A review in the light of the evolution of biological responsivity // Personality and Social Psychology Review. – 2012. – V. 16. – № 3. – Р. 262–282.Boterberg S., Warreyn P. Making sense of it all: The impact of sensory processing sensitivity on daily functioning of children // Personality and Individual Differences. – 2016. – V. 92. – С. 80–86.Gray J. A. The neuropsychology of temperament. In Explorations in temperament. – Springer US, 1991. – Р. 105–128.Kagan J., Reznick J. S., Snidman N. Biological bases of childhood shyness // Science. – 1988. – V. 240. – № 4849. – Р. 167–171.Smolewska K.A., McCabe S.B., Woody E. Z.A psychometric evaluation of the Highly Sensitive Person Scale: The components of sensory-processing sensitivity and their relation to the BIS/BAS and “Big Five” // Personality and Individual Differences. – 2006. – V. 40. № 6. Р. – 1269–1279.
2.Батаршев А.В., Макарьев И.С. Аксиологическое и акмеологическое сопровождение профессионально-личностного становления педагога в условиях применения профессионального стандарта // Ученые записки ИУО РАО. – 2016. – №1 (57). – С. 32-47.
3.Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательный среды // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41 – 50.
4.Бреслав Г.М. Психология эмоций. 4-е изд. переработанное. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
5.Ершова Р.В. К вопросу русскоязычной операционализации опросника высокой чувствительности (Нighlysensitivepersonscale, Аron&Аron) / Р.В. Ершова, Т.М. Корягина, Е.В. Ярмоц. В сборнике: Прикладная психология на службе развивающейся личности. Сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. – 2017. – С. 74-80.
6.Ершова Р.В., Ярмоц Е.В. Высокая чувствительность и ее связь с параметрами зрачковой реакции и личностными характеристиками // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – №4. – С. 130-138.
7.Звягина Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7 – 13.
8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
9.Константинова М.Н., Михалева А.Б. Психология эмоциональных состояний // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
10.Коркюф Ф. Новые социологии / Пер. с фр. Е.Д. Вознесенской, М.В. Федоровой; науч. ред. Н.А. Шматко – М: Институт экспериментальной социологии, 2002. – 172 с.
11.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.
12.Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Наука, 2009. – 184 с.
13.Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 2006. – 335 с.
14.Пономаренко И.В. К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 293-297.
15.Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38.
16.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2009. – 352 с.
17.Рыжов Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 87 – 89.
18.Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М. : МПСИ, 2004. – 640 с.
19.Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314.
20.Эйдемиллер Э.Г., В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 668 с.
21.Ярмоц Е.В. Чувствительность в структуре психических свойств личности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов". – Москва, 2020. – 161с.
22.Aron E.N., Aron A., Jagiellowicz J. Sensory processing sensitivity: A review in the light of the evolution of biological responsivity // Personality and Social Psychology Review. – 2012. – V. 16. – № 3. – Р. 262–282.
23.Boterberg S., Warreyn P. Making sense of it all: The impact of sensory processing sensitivity on daily functioning of children // Personality and Individual Differences. – 2016. – V. 92. – С. 80–86.
24.Gray J. A. The neuropsychology of temperament. In Explorations in temperament. – Springer US, 1991. – Р. 105–128.
25.Kagan J., Reznick J. S., Snidman N. Biological bases of childhood shyness // Science. – 1988. – V. 240. – № 4849. – Р. 167–171.
26.Smolewska K.A., McCabe S.B., Woody E. Z.A psychometric evaluation of the Highly Sensitive Person Scale: The components of sensory-processing sensitivity and their relation to the BIS/BAS and “Big Five” // Personality and Individual Differences. – 2006. – V. 40. № 6. Р. – 1269–1279.