УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ И ГРЕХЕ, СВОБОДЕ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА В ИСЛАМЕ
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 19.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Специфика исламского учения о грехе 5
1.1Понятие «грех» в исламской традиции 5
1.2Духовно-нравственный идеал в исламе 8
1.3Моральная и правовая оценка греха в исламской традиции 9
Глава 2.Предопределение и свобода морального выбора в Исламе 12
2.1.Проблема предопределения 12
2.2.Свобода воли и нравственное самосовершенствование мусульманина 16
Заключение 31
Список использованной литературы 32
И если мы будем следовать так называемому принципу «растерянности», мы непременно от первого придем ко второму и поймем, что свобода воли человека и предопределенность его поступков Богом являются дополняющими друг друга выражениями для того, чтобы описать одно и то же. Принцип растерянности заключается в изображении соотношения между мирозданием и первоначалом (Богом) на основе убеждённости естественной взаимосвязи внешнего и внутреннего. Он означает, что мир и Бог «согласованы» таким образом, что нет одного без другого, а «переход» одного в другое необходим и образует нечто простое и единое. Как намерение вызывает внешнее действие и непосредственно с ним связано, так что не бывает одного без другого, а поступок - это нечто простое, образованное этим переходом намерения в действие, так и "миропорядок" (амр, ша'н) — это «переход» истины в творение и наоборот.Внешнее и внутреннее соотносятся таким образом, что одно не является «подлинным» в отличие от другого. Они одинаково подлинны и одинаково необходимы. Переход между внешним и внутренним, между творением и Богом совершается, согласно исламским мыслителям, ежемгновенно, что означает, что человек, как и любая вещь в мире, просто не может существовать, не переходя ежемгновенно в состояние «божественности».Таким образом, не представляется возможным однозначно отделить судию от судимого, предначертанное и предопределенное от заслуженного собственным свободно избранным деянием. Бог ведет нас во всех наших поступках, но ведет так, как мы сами того хотим; наша судьба предопределена, но предопределена тем, каковы мы.Свобода воли и предопределение в исламе очень сложные темы для понимания, особенно для самих мусульман, которые руководствуются религией как системой миропонимания. И неправильное их понимание ведет ко многим проблемам в современном мусульманском мире.Если обобщить и дать тезисные соображения понимания свободы воли, то получится следующее:1) Вера в Предопределение обязательна. Без веры в предопределение человек не может попасть в рай: «Даже если ты пожертвуешь гору золота, не будет это принято от тебя, пока ты полностью не уверуешь в предопределение. Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. И знай, что если ты умрешь без веры в это, то попадешь ад». 2) Предопределение не может содержать несправедливости. Несправедливость противоречит божественной природе, поэтому, никакое дело, исходящее от Бога, не может иметь несправедливый характер: «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, он запрещает мерзость, беззаконие и бунт, он вразумляет вас, чтоб вы размыслили (и обратились)». (Св. Коран 16:90). 3) Предопределение не лишает человека свободы выбора: «Человек получает вознаграждение за то, что он приобрёл из добра, и отвечает за то, что он приобрёл из зла», — сказано в Коране. (Св.Коран 4:286). 4) Предопределение - не повод для оправдания. Мы уже отмечали выше наличие у человека полной свободы выбора, из которой и вытекает его личная ответственность за совершаемые прегрешения. 5) Предопределение не исключает необходимости старания для достижения цели. Вера в предопределение не должна приводить к пассивности, к тому, чтобы человек сидел, сложа руки, и ничего не делал, ожидая свершения божественной воли. 6) Излишнее углубление в вопрос предопределения запретно: «Если речь идёт, то воздержитесь», — сказано в Хадисе 1. Суть предопределения является тайной Аллаха, неведомой никому из сотворенных им существ и нельзя стремиться достичь секретов судьбы. 7) Вера в предопределение позволяет человеку справляться со всеми непредвиденными ситуациями, так как он знает, в какую бы ситуацию он ни попал, что ничего не произойдет ничего, кроме предопределенного Аллахом. Это дает мусульманину чувство независимости и свободы, от кого бы то ни было, помимо Аллаха. В хадисе говорится: «Если все люди соберутся, чтобы принести вред тебе, они навредят тебе лишь тем, что предопределил Аллах».Таким образом, в исламском миропонимании, где предопределение стоит априори над свободой воли, все же важно признать, что люди живут в материальном мире, в котором процессы и события преимущественно развиваются по закону причинно-следственных связей; поэтому никаких «чудес» и от свободы воли и от предопределения ждать не стоит, а важно работать, неустанно трудиться, быть деятельным и направленным душой к вечности.Предопределение это один из столпов веры, который имеет наиважнейшее значение в жизни исламского общества. Связано это с тем, что эта теория очень практична. Ежедневно можно проследить ее практическую сторону в мусульманском сообществе.Ислам учит быть деятельным и упорным в достижении цели; но, если по каким-то причинам цель не достигнута, предопределение в исламе призывает мусульман сохранять спокойствие; есть даже такая поговорка в исламском мире «победа от всевышнего» то есть усилия и действия от человека, а исход все равно от всевышнего. Идея предопределения выступает как бы буфером эмоций - чтобы не случилось, сохраняй спокойствие, всевышний знает все, если не получилось что-то реализовать - значит не суждено, что-то потерял — суждено.Очень часто современные приверженцы ислама воспринимают предопределение как причину и следствие, попадая в капкан логического круга, что нередко приводит к социальной пассивности. Один из таких «капканов» -это неправильное отношение к террористическому ваххабизму и многим его устоям в некоторых регионах страны, в частности на Кавказе.Террористический ваххабизм сегодня — «болезнь» ислама, излечение которой - развитие общей культуры, включая религиозную грамотность. Ведь любой мало-мальски верующий и грамотный человек может отличить традиционный ислам, построенный на общечеловеческих ценностях от ваххабизма. На опасность этого течения указал, предвидя его появление, сам Пророк Мухаммад. В своей молитве он просил Аллаха: «О, Аллах, благослови страны Аш-Шама и Йемена». И когда Его спросили: «А Наджд?» (местность в восточной части Аравийского полуострова). Пророк ответил: «Нет, оттуда появится рог шайтана».Исламские учёные - мухаддисы (знатоки изречений Пророка) объяснили, что под выражением «рог шайтана» имеется ввиду человек под именем Мухаммад ибн «Абдуль-Ваххаб, который появился в Надже в XII веке, потому что его идеология раскола возникла именно там. Поэтому последователей Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба называют ваххабистами (по его имени). Массовое же распространение данного экстремистского течения ваххабитов началось в 1730 году.Явление ваххабизма неразрывно связано со свободой воли и концепцией предопределения, избранничества. И в данной системе мировоззрения свободная воля остается независимым критерием, неаффелированым инструментом который призван ставить вопрос о целесообразности системы.Явление ваххабизма, на наш взгляд, можно рассмотреть с двух сторон: внешней, как оно представляется постороннему наблюдателю, и внутренней, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами ислама.Внешние проявления ваххабизма всем известны — это терроризм, убийства и насилие. Причём надо отметить, что данные проявления ваххабизма берут своё начало с момента образования данного движения. Часто люди, подпадающие под влияние этого движения, оправдывают себя предопределением, избранничеством. При этом совершенно забывая, что с точки зрения мусульманского богословия, за насильственные действия, подобные взрывам, убийствам, захвату заложников, предусмотрено строгое наказание. Следовательно, согласно нравственно-этическим законам ислама, убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества, и спасение одного человека к спасению всего человечества.О важности мирного сосуществования и опасности разжигания вражды и ненависти в писании говорится: «Если бы не защита всевышнего одних людей другими (если не то равновесие, которое периодически устанавливается творцом на этой земле для мирного сосуществования людей), то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя господа». (Св. Коран, 22:40).Таким образом, избранничество, слепое следование каким-то определенным высказываниям из того же Корана, делают человека слепым и глухим, и предопределенность здесь играет прекрасную роль громоотвода всех обвинений и возможных душевных поисков. Очень опасно, когда люди берут на вооружение себе несколько мыслей из ислама, забывая, что каждое богословское правило и формула имеет большое и емкое объяснение, которое нужно потрудиться прочитать и понять. Одними из ключевых разногласий между исламом и ваххабитами являются вопросы вероубеждения. С точки зрения традиционного ислама, если человек признаёт и верит во все столпы веры, подтверждает языком и убеждён сердцем, то он является верующим: «Вера - это произношение языком и убеждение в сердце», - говорят представители традиционного ислама. Однако ваххабиты, к данному заключению добавляют третье условие - «деяния», и говорят, что вера без деяний - невозможна. В качестве доказательств они приводят некоторые Хадисы, искажая их смысл. Например, они неправильно толкуют Хадис, в котором говорится о людях, не читающих намаз. Ваххабиты говорят, что «кто не читает намаз, тот — неверующий».По убеждению мусульман совершение грехов не выводит человека из веры, кроме как, если человек не считал это дозволенным. Ваххабиты неправильно толкуя некоторые хадисы утверждают, что совершение «больших» грехов (прелюбодеяние, распитие опьяняющих напитков, воровство и т.д.) выводит человека из веры. Это является неправильным убеждением. Для исламского мира тема предопределения действительно является одной из центровых и базисных. Очень многие теории и практики строятся на идее предопределения в исламе. Поэтому правильное понимание предопределения, построенное на научном подходе, очень важно в современном исламе.В заключение данной главы отметим, что очень важно, чтобы понимание религии и коранических формул не противоречило общечеловеческим ценностям, на которых построены и ислам, и христианство. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Что касается исламской этики, то здесь достаточно сложно четко провести границу между нравственным и правовым аспектами вследствие их тесной взаимосвязи. Согласно исламу, человек обязан следовать законам, изложенным в Коране, Сунне, не нарушать этих законов и развивать в себе нравственное совершенство.Вместе с тем, к примеру, от христианства ислам отличается более практическим и рациональным, ритуализированным осмыслением греха и нравственности. Особое значение в нравственном вероучении ислама имеют понятия предопределения и свободы воли. Исходя из вышесказанного, мы видим, что свобода воли в исламе — категория, связанная с деятельностью и поведением человека и косвенно связанная с волей творца (то или иное действие не может произойти только по воле человека; должно также присутствовать соизволение творца; если всевышний против какого либо действия своего раба, то оно никогда не произойдет). Предопределение же творца — это знание исхода дела, знание, какой выбор сделает тот или иной человек в заданное время, и каким будет последствие этого действия. Предопределение не ограничивает свободы действий человека, так как не является причиной этих действий.Для того чтобы лучше понять предопределение творца можно представить себе следующую логическую цепочку: Всевышний создал этот мир и человека в этом мире, установив законы природы и установив свободу воли для человека, человек может поступать как ему угодно, но исход того или иного человека известен всевышнему на основе его всезнания и неограниченности временным и пространственным измерением.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАляутдинов Ш. Кадар – предопределение? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umma.ru/kadar-predopredelenie/?ysclid=lmqgybloj6738744591 (Дата обращения 19.09.2023)Аляутдинов Ш. Нравственность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umma.ru/hulyuk-nravstvennost/?ysclid=lmqh4i8vlo797515454 (Дата обращения 19.09.2023)Баранов Х.К. Арабско-русский словарь / Х. К. Баранов. - М.: Русский язык, 1976. - 943 с.Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hhttp://krotov.info/libr_min/02_b/ar/told.html (Дата обращения 19.09.2023)Богатова Э. Понятие «мунафик» в Коране / Э. Богатова // Ислам: религия, культура, язык. - М.: ИСАА при МГУ, 2001. – 158 с.Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 1999. – 704 с.Васнецова А.С. Ваххабизм в России: характеристика, взаимосвязь с терроризмом и экстремизмом, перспективы государственного регулирования /А.С. Васнецова// Социодинамика. – 2013. – № 11. – С. 154 - 201Грюнебаум Г. Классический ислам. Очерк истории (600-1258) /Г. Грюненбаум. - М.: Наука, 1986. - 216 с.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. - М.: Политиздат, 1990. – 288 с. Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (Дата обращения 19.09.2023) Ибн 'Араби. Избранные произведения. Т. 1 / Пер. с араб.икоммент. И.Р. Насырова. - М.: Языки славянских культур: ООО «Садра», 2013. - 216 с. Ибн 'Араби. Фусус ал-хикам. - Бейрут: Дар ал-махаджжа ал-байда, 2001. - 388 с.Ибрагим Т. На пути к коранической толерантности / Т. Ибрагим. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. - 288 с. Ибрагим Т. Вуджудизм как пантеизм /Т. Ибрагим // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - С. 82-114.Кафаров Т.Э. Принципы этики ислама: нравственный ориентир для мусульманина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-etiki-islama-nravstvennyy-orientir-dlya-musulmanina?ysclid=lmqgjbnree840393308 (Дата обращения 19.09.2023)Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман / Г.М. Керимов. - М.: Издательство восточной литературы, 1999. – 560 с.Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф., Мухаметшин Р.М., Харисова Л.А. Исламоведение. - М.: Изд-во Моск. исламского ун-та, 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-mmbar.com/islamovedenie/book-04/chapter-06/svoboda-voli -v-islame (Дата обращения 19.09.2023)Кутырев В.А. Идейные причины современного терроризма в мире и России /В.А. Кутырев // NB: Проблемы общества и политики. - 2012. - 3. - C. 1 - 33.Магомедов К.М. О степени богообразности и богоподобия человека в рациональной теологии /К.М. Магомедов // Исламоведение. - 2014. - № 4. - С. 58-65.Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане: Дисс. …к.полит.н./ А.А. Мантаев.- М., 2002. – 280 с.Массе А. Ислам /А. Массе. - М.: Издательство восточной литературы, 1963. – 229 с.Мартыненко А.В. Основные тенденции развития интеллектуальной культуры ислама в Новое и Новейшее время /А.В. Мартыненко// NB: Исторические исследования. - 2012. - 1. - C. 168 - 211.Мирский Г.И. Ислам: история и современность /Г.И. Мирский // Новая и новейшая история. – 2010. – № 1. – С. 3–20.Низаев М.А. Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Низаев Михаил Александрович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 188 с. Оришев А.Б. Моральные запреты в исламе /А.Б. Оришев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 10. – С. 141.Поломошнов П.А. Свобода и предопределение в религиозной антропологии: ислам и христианство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-i-predopredelenie-v-religioznoy-antropologii-islam-i-hristianstvo?ysclid=lmqh81ci46297088960 (Дата обращения 19.09.2023)Поломошнов П.А. Проблема личности в исламе /П.А. Полимошнов // Исламоведение. - 2015. -№ 4. - С. 78-88.Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламской нравственности в сравнении с православной этикой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Polohov/nekotorye-aspekty-islamskoj-nravstvennosti-v-sravnenii-s-pravoslavnoj-etikoj/ (Дата обращения 19.09.2023)Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М.: Центр, 1996. – 240 с. Священный Коран. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://quran-online.ru/ (Дата обращения 19.09.2023)Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция /А.В. Смирнов // Этическая мысль: ежегодник. - М.: Институт философии РАН, 2000. - С. 46-70. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн 'Араби) /А.В. Смирнов.- М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 328 с.Хайбулаев З.Х. Ваххабизм в исламе: Истоки и современность. Автореферат дисс. ..к.философ.н. - Махачкала, 2001. – 31 с. Энциклопедия Корана. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.quranacademy.org/encyclopedia (Дата обращения 19.09.2023)Cohen-Mor D.A. Matter of Fate: The Concept of Fate in the Arab World as Reflected in Modern Arabic Literature. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 352 p.
1. Аляутдинов Ш. Кадар – предопределение? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umma.ru/kadar-predopredelenie/?ysclid=lmqgybloj6738744591 (Дата обращения 19.09.2023)
2. Аляутдинов Ш. Нравственность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umma.ru/hulyuk-nravstvennost/?ysclid=lmqh4i8vlo797515454 (Дата обращения 19.09.2023)
3. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь / Х. К. Баранов. - М.: Русский язык, 1976. - 943 с.
4. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hhttp://krotov.info/libr_min/02_b/ar/told.html (Дата обращения 19.09.2023)
5. Богатова Э. Понятие «мунафик» в Коране / Э. Богатова // Ислам: религия, культура, язык. - М.: ИСАА при МГУ, 2001. – 158 с.
6. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 1999. – 704 с.
7. Васнецова А.С. Ваххабизм в России: характеристика, взаимосвязь с терроризмом и экстремизмом, перспективы государственного регулирования /А.С. Васнецова// Социодинамика. – 2013. – № 11. – С. 154 - 201
8. Грюнебаум Г. Классический ислам. Очерк истории (600-1258) /Г. Грюненбаум. - М.: Наука, 1986. - 216 с.
9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. - М.: Политиздат, 1990. – 288 с.
10. Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (Дата обращения 19.09.2023)
11. Ибн 'Араби. Избранные произведения. Т. 1 / Пер. с араб. и коммент. И.Р. Насырова. - М.: Языки славянских культур: ООО «Садра», 2013. - 216 с.
12. Ибн 'Араби. Фусус ал-хикам. - Бейрут: Дар ал-махаджжа ал-байда, 2001. - 388 с.
13. Ибрагим Т. На пути к коранической толерантности / Т. Ибрагим. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. - 288 с.
14. Ибрагим Т. Вуджудизм как пантеизм /Т. Ибрагим // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - С. 82-114.
15. Кафаров Т.Э. Принципы этики ислама: нравственный ориентир для мусульманина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-etiki-islama-nravstvennyy-orientir-dlya-musulmanina?ysclid=lmqgjbnree840393308 (Дата обращения 19.09.2023)
16. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман / Г.М. Керимов. - М.: Издательство восточной литературы, 1999. – 560 с.
17. Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф., Мухаметшин Р.М., Харисова Л.А. Исламоведение. - М.: Изд-во Моск. исламского ун-та, 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-mmbar.com/islamovedenie/book-04/chapter-06/svoboda-voli -v-islame (Дата обращения 19.09.2023)
18. Кутырев В.А. Идейные причины современного терроризма в мире и России /В.А. Кутырев // NB: Проблемы общества и политики. - 2012. - 3. - C. 1 - 33.
19. Магомедов К.М. О степени богообразности и богоподобия человека в рациональной теологии /К.М. Магомедов // Исламоведение. - 2014. - № 4. - С. 58-65.
20. Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане: Дисс. …к.полит.н./ А.А. Мантаев. - М., 2002. – 280 с.
21. Массе А. Ислам /А. Массе. - М.: Издательство восточной литературы, 1963. – 229 с.
22. Мартыненко А.В. Основные тенденции развития интеллектуальной культуры ислама в Новое и Новейшее время /А.В. Мартыненко// NB: Исторические исследования. - 2012. - 1. - C. 168 - 211.
23. Мирский Г.И. Ислам: история и современность /Г.И. Мирский // Новая и новейшая история. – 2010. – № 1. – С. 3–20.
24. Низаев М.А. Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Низаев Михаил Александрович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 188 с.
25. Оришев А.Б. Моральные запреты в исламе /А.Б. Оришев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 10. – С. 141.
26. Поломошнов П.А. Свобода и предопределение в религиозной антропологии: ислам и христианство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-i-predopredelenie-v-religioznoy-antropologii-islam-i-hristianstvo?ysclid=lmqh81ci46297088960 (Дата обращения 19.09.2023)
27. Поломошнов П.А. Проблема личности в исламе /П.А. Полимошнов // Исламоведение. - 2015. -№ 4. - С. 78-88.
28. Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламской нравственности в сравнении с православной этикой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Polohov/nekotorye-aspekty-islamskoj-nravstvennosti-v-sravnenii-s-pravoslavnoj-etikoj/ (Дата обращения 19.09.2023)
29. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М.: Центр, 1996. – 240 с.
30. Священный Коран. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://quran-online.ru/ (Дата обращения 19.09.2023)
31. Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция /А.В. Смирнов // Этическая мысль: ежегодник. - М.: Институт философии РАН, 2000. - С. 46-70.
32. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн 'Араби) /А.В. Смирнов. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 328 с.
33. Хайбулаев З.Х. Ваххабизм в исламе: Истоки и современность. Автореферат дисс. ..к.философ.н. - Махачкала, 2001. – 31 с.
34. Энциклопедия Корана. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.quranacademy.org/encyclopedia (Дата обращения 19.09.2023)
35. Cohen-Mor D.A. Matter of Fate: The Concept of Fate in the Arab World as Reflected in Modern Arabic Literature. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 352 p.