Социально-психологические аспекты взаимодействия с пациентами

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 18 18 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 19.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Взаимодействие – общая характеристика 4
2. Социально-психологические аспекты взаимодействия медицинского работника с пациентов 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18

Фрагмент для ознакомления

Пациент, в следствии сделанных замечаний, снова опоздал к назначенному времени.Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является:-длительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; -увеличение числа причин, которые вызывают ссоры; -сокращение желания сотрудничества с иными, сокращение веры в доброе отношение другого человека; -раздражение в течение нескольких часов, дней; -появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда приходится исправлять ошибки коллеги, но на замечания он не реагирует, а воспринимает их как проявление придирчивости.Уровень конфликта, который является критическим для дальнейшего развития отношений, называется кризисом. Уровень конфликта этого уровня характеризуется следующими признаками: принятие решения об окончательном разрыве отношений; тревога, что другой человек может в одностороннем порядке расторгнуть отношения; ощущение того, что отношения не имеют здорового характера и могут привести к эмоциональному взрыву в случае их продолжения; опасение физического насилия в случае их продолжительности.Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.Конфликты и препятствия в общении могут возникать по причине различных факторов, которые влияют на межличностное общение. К ним можно отнести: различия в целях, ценностях, интересах, навыках общения, стиле и языке, а также другие факторы.С помощью средств и способов осуществляется реализация содержательной стороны общения. Язык является основным средством общения в человеческом обществе. Однако наряду с ним широко используются и другие средства общения, не имеющие отношения к речи.Существует ряд особенностей вербального общения в деятельности медработников, которые имеют отношение к их профессиональной деятельности.Эффективным считается сообщение, которое имеет четкую и ясную аргументацию, а также уместно в подходящее время, когда пациент находится в комфортных условиях. В широком смысле под понятием простоты понимают краткость, законченность и понятность отдельных слов.Данные критерии предполагают, что после получения сообщения пациент имеет возможность дать четкую и однозначную ответную реакцию на вопрос о том какие именно действия он планирует предпринять (что, как, где, когда, почему). Ключевым критерием для эффективного общения является «заслуживающий доверия». Он должен быть оценен по нескольким параметрам: отношение коллег к медработнику, его осведомленность о обсуждаемой проблеме и соблюдение конфиденциальности.Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Это является мерой, которая определяет степень простоты, ясности и доверия к конкретному пациенту. В список вербальных навыков входят также способность слушать (активно или пассивно, с помощью отражения информации или без него) и умение выражать свои чувства (эмпатически или через отражение собственных эмоций).Медицинские работники имеют дело в основном с ослабленными пациентами, которые зачастую не могут общаться при помощи слов, а именно вербально. По этой причине они должны обладать навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, которые имеют свою специфику в процессе организации общения с пациентом. В то же время, необходимо владеть и языком тела, который является профессиональным. Необходимость в языке тела обусловлена тем, что пациенты не только имеют боль или недомогание, но и могут испытывать беспокойство по поводу своего здоровья, тревожиться о том, как будут развиваться события после выздоровления, а также переживать о покинутом доме и его обитателях. В общем, пациенты нуждаются в психологической поддержке и внимании к себе.Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушивании сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторону пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также активное использование прикосновений, выражающих поддержку (держать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процесса общения с пациентом и использование ободряющих междометий.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,взаимодействие– это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Кроме того, под взаимодействием обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для её членов деятельность.В ходе выполнения работы было выявлено, что умение устанавливать и поддерживать нужные контакты с людьми является одной из составляющих коммуникативной компетентности. Она должна быть направлена на достижение взаимопонимания между участниками общения, на осознание ситуации и предмета общения. В ее характеристике говорится о том, что она является системой внутренних ресурсов, которые направлены на создание эффективной коммуникации в ситуациях межличностного взаимодействия. Диагностический и лечебный процесс могут быть нарушены из-за некомпетентности в общении.Во-вторых, медицинский работник должен уметь понять больного человека, что является одной из основ его деятельности. Умение выслушать больного является одним из важных навыков в процессе лечения. Это необходимо для того, чтобы создать доверительные отношения между пациентом и врачом, а также для формирования более тесного контакта между ними. Умение слушать человека, находящегося в состоянии болезни, не только помогает врачу выявить заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам процесс выслушивания способствует улучшению психологического контакта между врачом и пациентом.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАндреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — М.: Аспект Пресс. 2022. 363 с.Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом. — М.: Юрайт. 2024. 387 с.Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт. 2024. 132 с.Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. – 8-е издание, стереотипное – М.: Высшая школа, 2022. – 616 с. Зазулинский, В.Д. Психология: учебное пособие / В.Д. Зазулинский. – М.: Экзамен, 2021. – 256 с.Мастрюков, Б.С. Психология / Б.Сэ. Мастрюков. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Академия, 2022. – 334 с.Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие для вузов / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — второе издание. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 г. – 608 сМенделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М. 2008;432.Немов Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния. — М.: Юрайт. 2024. 1272 сСловари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 20.03.2024)Слотина Т. В. Психология отношений. — С-Пб.: Питер. 2023. 368 с.Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2 С. 121Ярославская М. А. Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях// Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2010. № 2 – C.87

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — М.: Аспект Пресс. 2022. 363 с.
2. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом. — М.: Юрайт. 2024. 387 с.
3. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт. 2024. 132 с.
4. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. – 8-е издание, стереотипное – М.: Высшая школа, 2022. – 616 с.
5. Зазулинский, В.Д. Психология: учебное пособие / В.Д. Зазулинский. – М.: Экзамен, 2021. – 256 с.
6. Мастрюков, Б.С. Психология / Б.Сэ. Мастрюков. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Академия, 2022. – 334 с.
7. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие для вузов / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — второе издание. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012 г. – 608 с
8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М. 2008;432.
9. Немов Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния. — М.: Юрайт. 2024. 1272 с
10. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 20.03.2024)
11. Слотина Т. В. Психология отношений. — С-Пб.: Питер. 2023. 368 с.
12. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2 С. 121
13. Ярославская М. А. Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2 – C.87