Специфика профессиональной деятельности психолога

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Специфика деятельности психолога 4
Глава 2 Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов 6
Глава 3 Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда 8
Глава 4 Основные этические принципы деятельности психолога 10
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Важным аспектом ответственности психолога является поддержание доверия со стороны общества и клиентов. Ведь публичные выступления психолога должны быть основаны на надежной и проверенной информации, иначе возникает риск ввести людей в заблуждение относительно его квалификации и компетентности.Помимо этого, психолог должен быть готов предоставить клиентам честную информацию о целях и задачах, связанных с оказанием психологической помощи, создавая условия для осознанного согласия на психологические вмешательства.В ситуациях, когда психолог работает с недееспособными людьми или лицами, находящимися в стрессовых состояниях, он несет особую ответственность за выбор и применение методов психологической поддержки. Важно учитывать возможные последствия и этически допустимые способы оказания помощи в таких случаях, обеспечивая безопасность и эффективность воздействия на клиента.Психолог должен работать в соответствии с законодательством и профессиональными стандартами, планируя и проводя свои исследования или консультации. В случае возникновения разногласий между требованиями кодекса профессиональной этики и административными положениями образовательных учреждений, психолог должен следовать нормам этических стандартов, информируя об этом администрацию учреждения и другие профессиональные сообщества.Несмотря на то, что психолог может занимать позицию официального эксперта в соответствии с законом, его деятельность должна быть ограничена рамками этического кодекса. Принцип квалифицированной пропаганды психологии требует от специалиста корректного и точного представления достижений психологии, избегая недостоверной информации и преувеличений, которые могут вызвать ложные ожидания у людей.Психолог должен понимать свою ответственность за популяризацию психологических знаний и методов, представляя информацию профессионально и объективно. Важно подчеркнуть актуальность и достоверность предоставляемой информации, чтобы способствовать развитию общественного доверия к психологии и ее потенциалу в современном мире.Принцип заботы о благополучии клиента1. Психолог стремится к обеспечению благополучия клиента и уважает права всех участников образовательного процесса. В случае возникновения конфликтов между его обязанностями и этическими нормами, психолог действует согласно принципу "не наносить вреда".2. Профессиональный психолог не допускает проявлений дискриминации по каким-либо признакам, таким как социальный статус, возраст, пол, национальность, вероисповедание, интеллект и другие.3. В работе психолог образования придается особое внимание правам и интересам ребенка, рассматривая его как главного участника образовательного процесса.4. Психолог поддерживает дружелюбное и безоценочное отношение к клиенту.Принцип сотрудничества профессионалов1. Работа психолога основана на уважении к другим специалистам и их методам, независимо от различий в подходах и предпочтениях.2. Психолог избегает высказывать публичные оценки о методах коллег в присутствии клиентов.3. В случае невозможности урегулировать этическое нарушение неформальным путем, психолог имеет право обратиться к методическому объединению или этической комиссии регионального научно-методического совета практической психологии образования.Принцип информирования клиента о целях и результатах исследования1. Психолог объясняет клиенту цели и содержание психологической работы, применяемые методики и способы сбора информации, чтобы клиент мог принять решение об участии. Согласие на работу с детьми до 16 лет дается родителями или их заменителями.2. В процессе психологической помощи психолог высказывает суждения таким образом, чтобы не ограничивать клиента в принятии решений. Работа должна основываться на добровольности участия клиента.3. Психолог информирует участников о возможных рисках и дискомфорте, которые могут возникнуть в результате работы.4. Для убедительного согласия клиента на работу применяется доступная терминология и понятный язык.5. Заключения результатов служат лишь рекомендациями, не навязывая категоричных решений. Рекомендации должны быть четкими и выполнимыми.6. Психолог должен выявлять и подчеркивать сильные стороны и возможности клиента в ходе исследования.Эти этические принципы Кодекса предназначены для обеспечения безопасности клиентов и общества от негативных последствий от неквалифицированного применения психологических знаний, а также для защиты авторитета психологии и практикующих специалистов.[6]Все вышеупомянутые этические принципы, такие как ответственность, забота о благополучии клиента, профессиональная кооперация, информированность клиента и правомочность, а также квалифицированная пропаганда психологии, играют важную роль в определении способов и методов деятельности психолога и взаимоотношений с клиентами. Коллективно эти принципы формируют фундаментальные нормы этического поведения психолога, обеспечивая осознанность, бережность, уважение, справедливость и профессионализм в работе с клиентами и другими участниками психологического процесса. Руководствуясь этими принципами и следуя принципам этики, психолог способствует совершенствованию качества своей работы, сохранности психологического благополучия клиентов и укреплению авторитета профессиональной области психологии в целом.ЗаключениеВ заключении можно подвести итоги реферата, подчеркнуть важность профессиональной деятельности психолога и ее специфику. Также можно выделить основные выводы и рекомендации для развития данной профессии.Психология – это наука, которая изучает человеческое поведение, психические процессы, взаимодействие людей с окружающим миром. Профессиональная деятельность психолога обладает своей спецификой, требует высокой компетенции, эмпатии, этичности и профессионализма.Психолог помогает людям преодолевать трудности, разрешать конфликты, понимать себя и окружающих. Он проводит консультации, терапии, психологические тренинги, обучает навыкам саморегуляции и самопознания. Помимо этого, психологи занимаются исследованиями, разработкой методик и программ по психологической помощи.Специфика профессиональной деятельности психолога заключается во взаимодействии с различными группами населения – детьми, подростками, взрослыми, пожилыми людьми. Каждая возрастная группа имеет свои особенности в поведении, психических процессах и потребностях, что требует от психолога умения адаптировать свой подход и методики работы.Также специфика профессиональной деятельности психолога связана с работой в различных областях – клинической, образовательной, социальной, спортивной и других. Каждая область требует от психолога специализированных знаний и навыков, а также умения работать в команде с другими специалистами.Важными аспектами профессиональной деятельности психолога являются этичность и конфиденциальность. Психолог обязан соблюдать принципы этики, не разглашать информацию о клиентах без их согласия, уважать их права и достоинство. Также психолог должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, участвовать в тренингах и конференциях, следить за последними научными достижениями в области психологии.Основными задачами профессиональной деятельности психолога являются помощь клиентам в решении их проблем, развитие их личности, содействие в улучшении качества их жизни. Психологи играют важную роль в обществе, оказывая поддержку и помощь не только индивидуально, но и работая на системном уровне – в образовании, здравоохранении, социальной сфере.В заключение можно отметить, что профессиональная деятельность психолога требует от него многогранных знаний, навыков и качеств. Она обладает своей спецификой, которая требует от психолога гибкости, открытости, толерантности и профессионализма. Психология – это служение человеку, помощь ему в самопознании, самовыражении и самореализации. Важно помнить, что профессиональный психолог должен стремиться к постоянному совершенствованию, чтобы быть максимально эффективным и полезным для своих клиентов.Список использованной литературыБондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). - Киев: КГПИИЯ. - 1991.- 256с.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе (серия Практическая психология в образовании)- М., Совершенство, 2001. – 264с.Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Вопр. психологии, 2000, N6 - C. 9-16Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.- 368с.Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987 Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2003.

1. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). - Киев: КГПИИЯ. - 1991.- 256с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе (серия Практическая психология в образовании)- М., Совершенство, 2001. – 264с.
3. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Вопр. психологии, 2000, N6 - C. 9-16
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.- 368с.
5. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987
6. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2003.