Тайная полиция в России
Заказать уникальный реферат- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Российская полиция в X-XVIII века 5
2 Российская полиция в первой половине ХIX века 18
3 Развитие российских полицейских учреждений во второй половине XIX века – начале XX века 29
Заключение 37
Список использованных источников 39
Расследование уголовных дел в то время выполнялось различными должностными лицами и органами. Нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, состоящие из полицмейстеров, частных приставов и следственных приставов, а также квартальные надзиратели занимались расследованием мелких дел. В более сложных случаях расследование поручалось специальным должностным лицам, назначаемым губернским начальством или министерством внутренних дел, а также особым комитетам, в состав которых входили чиновники из различных учреждений, приоритетно из офицеров жандармерии. Таким образом, в середине XIX века уголовный сыск уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, являясь частью процесса дознания. К тому же, важным законом в 1801 году было запрещено применение пыток в отношении подозреваемых.3Развитие российских полицейских учреждений во второй половине XIX века – начале XX векаПровал в деятельности III отделения (его неспособность справиться с политическим террором, осуществляемым участниками "Народной воли") привел к серьезным изменениям в центральном аппарате Министерства внутренних дел. Император Александр II, беспокоясь о своей личной безопасности и порядке управления государством, 12 февраля 1880 года утвердил в Санкт-Петербурге Высший директорат по охране государственного порядка и общественного спокойствия[16]. Этот орган должен был выполнять функции чрезвычайно-административного, так как ему доверялся контроль и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в процессе расследования по всей империи, а также принятие мер по обеспечению государственной безопасности, обязательных для выполнения всеми губернаторами и ведомствами. Главный начальник Директората подчинялся непосредственно императору. За время своей работы Директорату удалось убедить царя в возможности возвращения к прежнему порядку управления, однако с одним отличием: функции и компетенции Министерства внутренних дел должны были быть существенно расширены. [7]В августе 1880 года дела III отделения передаются вновь созданному в составе МВД Департаменту государственной полиции (в 1883 году переименован в Департамент полиции), а само отделение упраздняется. В то же время министр был назначен командующим корпусом жандармов, а Высший директорат был закрыт. Реформа 1880 года превратила МВД в главное звено государственного аппарата, в роли которого оно пребывало практически до падения самодержавия. Министр внутренних дел стал ключевой правительственной фигурой с уникальными полномочиями (помимо управления большей частью экономики, власть министра подтверждалась значительными полномочиями, сосредоточенными в его руках). Руководящая роль министра нашла законодательное закрепление в сложившейся практике, наделяя его полномочиями председателя Совета министров. Принятая после убийства Александра II позиция "О мерах по обеспечению государственного порядка и общественного спокойствия" позволяла ему, при необходимости, объявлять территории империи находящимися в "усиленной охране"1 (до 1 года), а с согласия комитета министров - в "чрезвычайной охране"1 (до 6 месяцев) [7]. В условиях "усиленной охраны"1 губернатору разрешалось поручать владельцам недвижимого имущества вести "внутреннее наблюдение"; запрещать массовые собрания, закрывать предприятия и заведения, высылать ненадежных частных лиц, передавать уголовные дела на рассмотрение военным судам. При введении "чрезвычайной охраны" к указанным мерам добавлялись возможность непосредственного (минуя военное командование) отдавать приказы воинским частям, создавать внештатные военно-полицейские отряды, налагать арест на движимое и недвижимое имущество и причитающиеся от них доходы; заключение в тюрьму на срок до 3 месяцев, закрытие учебных заведений и средств массовой информации. Положение также расширяло полномочия полицейских органов. Местные начальники полиции, а также начальники жандармских управлений и их помощники могли задерживать подозрительные лица на предварительное задержание до 14 дней, производить обыски в любое время во всех помещениях, налагать аресты на все виды имущества. Вследствие огромной нагрузки на министра, подчиняющегося подразделениям, функции управления полицией безопасности исполнял его заместитель - товарищ министра, руководивший полицией и командующий отдельным корпусом жандармов. Он непосредственно руководил Департаментом полиции, который включал директора, вице-директоров, чиновников для особых поручений, секретаря, делопроизводителей, старших и младших помощников, казначея с помощником, начальника архива. Согласно законам Российской империи, Департамент решал задачи борьбы с преступностью и поддержания правопорядка, обеспечения границы, демаркации государственной границы, заботы о сиротах, надзора за торговлей, регистрации организаций и обществ, контроля паспортного режима.Структура организационного департамента полиции включала семь делопроизводств, два отдела и агентурную часть. Кадровое делопроизводство отвечало за управление персоналом, законодательное — за строительство полицейских органов по всей стране и предотвращение антиобщественного поведения граждан (пьянство, нищенство, разврат). Еще одно делопроизводство занималось сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, и общественных деятелях, а также контролировало розыск преступников. Контроль за проведением дознаний по делам о государственных преступлениях лежал на четвертом делопроизводстве, пятое отвечало за наблюдение за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников. Шестое делопроизводство отвечало за производство и хранение взрывчатых веществ, соблюдение законов о винной монополии и евреях, а также за регулирование отношений между предпринимателями и рабочими. Седьмое делопроизводство руководило деятельностью сыскных отделений. Особый отдел, организованный в 1898 году, занимался перехватом и анализом письменной переписки, а также агентурной работой за пределами страны. В период формирования политических партий в России, этот отдел был подразделен на две самостоятельные единицы: первый отдел занимался сбором информации о деятельности политических партий, а второй отдел — о деятельности общественных организаций. Во второй половине XIX века также происходили реформы местных полицейских органов. В декабре 1862 года уездная и городская полиция объединились в одну структуру, которая называлась уездным полицейским управлением. Теперь глава полиции, уездный исправник, назначался министром, а не выбирался, как раньше. Уезды делились на станы, которые возглавляли становые приставы. Городами управляли городские и участковые приставы, а также полицейские надзиратели. Институт сотских и десятских не менялся. Контроль за полицейскими учреждениями осуществлялся с двух сторон: вертикально — со стороны департамента полиции и горизонтально — со стороны губернатора и губернского правления. Главной ответственностью за общественную безопасность являлся становой пристав, который проводил дознания по уголовным делам, собирал информацию о жителях на своей территории, обеспечивал безопасность передвижения по стану войск и арестованных. В 1878 году урядники были приданы приставам в качестве помощников. Они осуществляли производство дознания по уголовным делам и выполняли другие обязанности, такие как наблюдение за поведением граждан во время церковных служб, пресечение антиправительственных действий и слухов, контроль за ношением оружия, соблюдением правил торговли алкоголем и т.д. В 1903 году в уездную полицию была добавлена новая категория нижних чинов — стражники. Они составляли полицейскую стражу и служили вместе с урядниками. Вооружение стражей состояло из револьверов и холодного оружия, а урядники имели право ношения огнестрельного оружия за свой счет. Во главе городской полиции стоял градоначальник, который одновременно выполнял роль главного администратора. В столичных городах действовал обер-полицмейстер, руководивший частными приставами. Завершенные полицией материалы дознания передавались в судебное ведомство для дальнейшего следственного процесса. Судебные следователи получали эти материалы для проведения дальнейшего расследования.В конце своей работы следователь официально сообщал обвиняемому и другим участникам процесса, а также передавал производство дела прокурору, который имел исключительное право привлечения обвиняемого к суду на основе своего обвинительного заключения. "Устав уголовного судопроизводства" (1864 г.) запрещал полиции самостоятельно проводить обыски и изъятия. Основная ответственность за такие действия лежала на следователе, который принимал меры сохранения места происшествия до его прибытия. Только при поимке на месте преступления или при реальной угрозе утраты следов полиция имела право проводить срочные следственные действия: осмотры, освидетельствования, обыски, изъятия, допросы (только в отношении лиц, находящихся в тяжелом состоянии, близком к смерти). Отделением по охране порядка и общественного спокойствия заместителем А.Х. Бенкендорфа стало отделение, созданное в 1866 году при градоначальнике Санкт-Петербурга. После смерти Александра II аналогичные отделения были созданы во всех крупных городах. Главной целью этих отделений было предотвращение и пресечение государственных преступлений путем проведения официальных и скрытых розыскных мероприятий. Эти органы оказали внимание рабочему движению, учебным заведениям, клубам, центрам общественной жизни, собраниям и демонстрациям подданных Империи. Начальник отделения действовал под руководством градоначальника и директора департамента полиции. Он должен был информировать первого о всех своих действиях, даже если это было по указанию департамента. Второй руководил оперативной работой отделения. Все мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, который также имел единоличное право назначать и увольнять должностных лиц отделения. Контроль над секретной агентурой полностью принадлежал начальнику отделения. Также в состав отделений вошла наружная служба (охранная агентура), которая ответственна за наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу. Если отделение получало достаточные материалы для проведения дознания в результате оперативной деятельности, оно передавало их губернским жандармским управлениям для дальнейшей разработки, сохраняя при этом самостоятельное розыскное проведение дела. Это разделение труда сохранялось вплоть до трансформации "отделений по охранению..." (к тому времени революционеры уже называли их "охранка") в розыскные отделения: жандармерия - дознание по политическим делам, розыскные отделения - розыск по делам, находящимся в производстве жандармерии. "Положение о начальниках розыскных отделений" (1902 г.) подтвердило установившуюся "границу" положения "охранки": начальники отделений могут быть как чиновниками департамента полиции, так и офицерами жандармерии. Деятельность отделения велась на всей территории города. Она была организована таким образом, чтобы у начальника отделения всегда была полная информация о лицах, по которым ведется розыск. Информация, полученная от агентуры, проверялась через наружное наблюдение и наоборот. Но главной целью отделения была профилактика: "...не количество устраненных..., а количество предотвращенных преступлений и процентное соотношение обысканных лиц к общему числу подвергнутых судебной каре"1. Организационно отделение включало в себя канцелярию, отделы наружного и внутреннего наблюдения.Несмотря на внешнюю несовершенность, розыскные отделения эффективно работали. Например, в 1907 году начальник оренбургского жандармского управления получил в течение двух дней информацию о проводимой конспиративной конференции большевиков (все "активные товарищи" и проверенные делегаты-подпольщики), место ее проведения, повестку дня, списки делегатов и их адреса. В течение революции большевик-подпольщик С. Моисеев, просматривая жандармский архив, с удивлением отметил: "...я проследил, как в зеркале... работу челябинской организации, руководство организацией товарищем Сосковским, поездки работников из профцентра - Екатеринбурга - все это нашло отражение..."[22]. Такие сведения могли поступить только от розыскных отделений. Успехи розыскных органов империи способствовали проведению регулярных областных съездов должностных лиц, занимавшихся агентурной работой. Недопустимо было проводить совместные мероприятия тех, кто занимался розыском в соседних районах. Необходимость создания специальных органов, занимающихся исключительно уголовным розыском, стала очевидной в России к началу XX века. В июле 1908 года был принят закон об организации сыскной части[23], согласно которому в городских и уездных полицейских управлениях были созданы сыскные отделения. Их задачей было проведение дознаний по уголовным делам с оперативно-розыскными мероприятиями.В начале XX века российский уголовный розыск заслуживал признание как один из лучших в мире благодаря использованию новейших методик. Была разработана система регистрации лиц, которая базировалась на их классификации по 30 специальным категориям. Одним из ключевых инструментов стали альбомы с фотографиями преступников, созданные еще в 1889 году (первым российским кабинетом фотографии). В то время, когда западные спецслужбы только начинали осваивать методы фотографии и дактилоскопии, российская полиция уже располагала более чем двумя миллионами фотографий и трёмя миллионами дактилокарт. Также была внедрена система централизованного розыска преступников, которая была впервые использована в уголовном розыске Российской Империи и затем получила мировое признание. Для поступления в сыскные и охранные отделения существовали строгие критерии отбора, такие как отсутствие судимости и компрометирующих материалов о соискателе. Работа сыскных отделений осуществлялась под контролем и руководством прокурора местного окружного суда. Он также получал информацию о негласных оперативных мероприятиях, проводимых отделениями, и принимал меры предупредительного или профилактического характера. Запрет на сбор личной информации (не относящейся к расследуемым делам) относительно семейного положения, коммерческой деятельности и кредитоспособности граждан был установлен для сыскных чинов (полицейских надзирателей и городовых). Вооружение чинов сыскных отделений состояло из огнестрельного оружия, такого как револьверы, и специального оборудования - "предупредительных связок" (облегченных наручников). Отдельный корпус жандармов был ответственен за принятие руководящих решений в полицейских и охранных отделениях со всей полнотой полномочий и за их законность и соответствие моральным и этическим нормам. Официально этот корпус был частью МВД и функционально относился к полиции безопасности. В то время как правительство в начале XX века старалось усилить полицию и улучшить условия работы полицейских, практика показала, что сохранить правящий режим силовыми методами было невозможно. В результате революции 1917 года российская полиция была разгромлена, а полицейские учреждения полностью уничтожены, что положило конец существованию российской полиции, как фактически, так и юридически.ЗаключениеВ процессе развития и становления органов, занимающихся уголовным розыском, было реализовано множество функций и задач, которые по сей день являются основополагающими. Некоторыми из них являются: выявление преступлений оперативным путем, проведение оперативно-розыскного дознания, поимка и розыск скрывшихся преступников, создание и функционирование негласного аппарата, и другие. Изучение практики работы органов уголовного розыска России, особенно после образования сыскной полиции в 1866 году, и сравнение ее с нынешней практикой показывает, что приемы и методы оперативной работы, успешно применявшиеся в прошлом, были забыты и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в работе оперативных аппаратов органов внутренних дел. История органов уголовного розыска может быть разделена на несколько этапов. Первый этап пришелся на период перехода к абсолютизму, который внес крупные изменения в систему государственного управления. В первой половине XVIII века приказы были заменены коллегиями, в связи с этим произошла смена розыскного и сыскного приказов на розыскные экспедиции при Московской губернской канцелярии. Второй этап, продолжавшийся с 1763 по 1866 год, характеризовался частыми изменениями компетенции розыскной экспедиции. В 1782 году большинство чиновников экспедиции были переведены в Палату уголовных дел, а оставшаяся часть перешла в управу благочиния по следственному отделению. В 1802 году было сформировано Министерство внутренних дел, однако в деятельности органов уголовного розыска кардинальных изменений это не принесло. В этот период розыскная деятельность осуществлялась наружной полицией и судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. Не существовало законодательного регулирования розыскной деятельности, следователи выполняли полицейские и судебные функции. В 1842 году была сделана первая попытка создать особый полицейский орган для розыскных дел, но этот проект не был реализован. В 1863 году была сделана еще попытка организовать уголовную полицию и поручить ей оперативно-розыскные функции, но решение об образовании сыскной полиции было принято только в 1866 году. Третий этап, включавший период с 1866 по 11 марта 1917 года, был отмечен частыми изменениями в структуре и компетенции полиции. 31 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге впервые в России была создана сыскная полиция. Следуя принципу исторической преемственности, можно считать эту дату днем образования уголовного розыска. В начале XX века сложившаяся криминогенная обстановка требовала создания сыскных подразделений не только в Санкт-Петербурге и других крупных городах, но и создания системы специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью, или, по терминологии того времени, розыском при раскрытии уголовных преступлений на всей территории России. Это было осуществлено в 1908 году. С 1910 года деятельность уголовного розыска в России, включая оперативно-розыскной аспект, была регламентирована законом "Об организации сыскной части", который определял задачи, обязанности и полномочия сыскной полиции. К сожалению, после ликвидации департамента полиции в 1917 году оперативно-розыскная деятельность в России была регламентирована только ведомственными секретными нормативными актами.Список использованных источников1. Кручинин В.Н. Становление и развитие законодательства о полиции в России в XVIII - начале ХХ вв.: автореф.дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2018. 2. Мулукаев Р.С. О некоторых особенностях полиции дореволюционной России // Реформы полиции России: история, современность, перспективы. Сборник трудов межвузовского научно-практического семинара. 2020. С. 71-76. 3. На страже «внутренней тишины и благочиния»: страницы истории полиции Урала и Западной Сибири (XVIII – начало XX вв.): монография / под. ред. А.Л. Анисина. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 95 с. 4. Румянцев Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 126-129. 5. Шитова Т.В. Полиция в административной правоохранительной системе Сибири в XIX – начале XX вв.: монография / Т.В. Шитова.– Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2021. – 152 с.6. Историко-революционный альманах издательства «Шиповник». 1907 /под общ. ред. В. Л. Бурцева. - Санкт-Петербург: Шиповник, 20177. История политических и правовых учений /А.Ю. Фомичев Академия управления МВД России. М., 2019. -24 с8. История полиции дореволюционной России. Сборник документов и материалов по истории государства и права. - М.: МВШМ, 20199. История сыска в России. В 2-х тт. / Авт. - сост. Кошель П.А. Минск, 201610. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X-XIV веков по рукописям X-XVII веков) М., 2019.11. Колодкин Л.М., Костылев А.О. Прохождение службы чинами полиции и жандармерии Российской Империи в конце XIX-начале XX веков. М. Академия МВД России, 2018. С. 412. Кошко И.Ф. Воспоминания губернатора / Сост. Н.Г. Павловский. Екатеринбург: Демидовский институт, 201713. Лопухин А.А. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее русской полиции. М., 201614. Лохвицкий А. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. СПб., 1864 Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк. СПб., 190115. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.), Н. Новгород, 2019 - 104 с.
1. Кручинин В.Н. Становление и развитие законодательства о полиции в России в XVIII - начале ХХ вв.: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2018.
2. Мулукаев Р.С. О некоторых особенностях полиции дореволюционной России // Реформы полиции России: история, современность, перспективы. Сборник трудов межвузовского научно-практического семинара. 2020. С. 71-76.
3. На страже «внутренней тишины и благочиния»: страницы истории полиции Урала и Западной Сибири (XVIII – начало XX вв.): монография / под. ред. А.Л. Анисина. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 95 с.
4. Румянцев Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 126-129.
5. Шитова Т.В. Полиция в административной правоохранительной системе Сибири в XIX – начале XX вв.: монография / Т.В. Шитова.– Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2021. – 152 с.
6. Историко-революционный альманах издательства «Шиповник». 1907 /под общ. ред. В. Л. Бурцева. - Санкт-Петербург: Шиповник, 2017
7. История политических и правовых учений /А.Ю. Фомичев Академия управления МВД России. М., 2019. -24 с
8. История полиции дореволюционной России. Сборник документов и материалов по истории государства и права. - М.: МВШМ, 2019
9. История сыска в России. В 2-х тт. / Авт. - сост. Кошель П.А. Минск, 2016
10. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X-XIV веков по рукописям X-XVII веков) М., 2019.
11. Колодкин Л.М., Костылев А.О. Прохождение службы чинами полиции и жандармерии Российской Империи в конце XIX-начале XX веков. М. Академия МВД России, 2018. С. 4
12. Кошко И.Ф. Воспоминания губернатора / Сост. Н.Г. Павловский. Екатеринбург: Демидовский институт, 2017
13. Лопухин А.А. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее русской полиции. М., 2016
14. Лохвицкий А. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. СПб., 1864 Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк. СПб., 1901
15. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.), Н. Новгород, 2019 - 104 с.