Понятие,признаки и виды субъектов международного права

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 62 62 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 02.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика правового статуса субъектов международного права 6
1.1. Понятие субъектов международного права 6
1.2. Признаки субъектов международного права 10
Глава 2 Виды субъектов международного права 16
2.1. Государства как субъекты международного права 16
2.2. Международные организации как субъекты международного права 27
2.3. Проблемные аспекты правосубъектности в международном праве 39
Заключение 55
Список использованной литературы 59

Фрагмент для ознакомления

Кроме того неправительственные организации часто упоминаются в правовых нормах и определяются механизмы их взаимодействия на международной арене и основы правового статуса. К примеру в Уставе ООН речь идет о полномочии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию. В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения»
Очень часто в конвенциях ООН, посвященных правилам ведения вооруженных конфликтов определяются права Международного красного креста, как гуманитарной организации, оказывающей помощь раненым.
Таким образом, вклад неправительственных организаций в формировании норм современного международного права заключается в том, что они своей деятельностью стимулируют международные организации и государства на принятие официально-признанных норм. Они обозначают наиболее проблемные вопросы, оказывают консультативную помощь при создании правовых норм. Но, в любом случае, созданные ими акты не относятся к источникам международного права, пока они не будут приняты на уровне государств или международных организаций, имеющих официальный статус.
Между тем роль международных неправительственных организаций в современных международных отношениях позволяет говорить о том, что им также необходимо предоставить статус субъектов международного права.
Деятельность неправительственных организаций несмотря на их неофициальный характер признается международным сообществом. ООН придает этим организациям консультативный статус и предоставляет им возможность эффективного сотрудничества со своими специализированными учреждениями. Сотрудничество осуществляется также и на уровне региональных организаций. Национальное законодательство в той или иной степени регламентирует правовой статус международных неправительственных организаций, поскольку, являясь субъектом международных отношений, такая организация участвует в том числе и в правоотношениях внутри каждого конкретного государства. В РФ международным неправительственным организациям придается статус некоммерческой организации. Роль неправительственных организаций в международном сотрудничестве исключительно велика. Они могут обеспечивать решение важных гуманитарных задач, совместными усилиями способствовать решению глобальных мировых проблем и проблем обеспечения и защиты прав человека.
Статус физических лиц в международном праве также является спорным. По общему правилу граждане к субъектам международного права на относятся. Им не предоставляется возможность самостоятельного участия в международных отношениях и тем более принятия международных норм. Однако права человека — это один из значимых институтов международного права. И в некоторых случаях, например в случае защиты своих прав гражданин все же может вступать в международные правоотношения.
Физические и юридические лица могут участвовать в международных отношениях, если речь идет о международном частном праве, то есть торговых, семейных, трудовых отношениях с иностранным элементом. Здесь наличие прав и обязанностей физических и юридических лиц не вызывает вопросов. Однако, если говорить о международном публичном праве, то традиционно здесь физические лица к субъектам не относятся. Тем не менее они имеют возможность обращаться в международные государственные органы за защитой своих прав. И даже выступать в споре против государства. Поэтому необходимо признать, что некоторые признаки субъекта международного права у физических лиц имеются. Они могут быть участниками международно-правовых отношений.
Таким образом, защита прав и свобод человека является одной из основных задач международного сообщества. Большинством государств признается необходимость признания, обеспечения и защиты прав. Помимо определенных национальных процедур, которые применяются в рамках каждого конкретного государства международное сообщество в совместных документах предусматривает универсальные процедуры обеспечения прав человека.
Можно выделить следующие основные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод:
- принятие международных актов в данной сфере;
- деятельность специализированных учреждений, комитетов и комиссий ООН.
- рассмотрение споров и индивидуальных обращений по вопросам нарушения прав человека в суде.
Применение рассматриваемых процедур по защите прав человека, принятие различных конвенций о защите прав граждан (в том числе женщин, детей, трудящихся) и создание специальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением указанных конвенций свидетельствует о том, что защита прав человека как одно из направлений деятельности международного сообщества реализуется достаточно активно.
В Конвенции по защите прав человека и основных свобод также предусмотрено создание Европейского суда по правам человека, который отвечает за обеспечение этих прав. Европейский суд по правам человека отвечает за то, чтобы Конвенция строго соблюдалась и выполнялась государствами-членами. Европейский суд по правам человека выполняет эту задачу, рассматривая конкретные дела и вынося по ним решения на основании индивидуальных жалоб, поданных отдельными лицами, группами и неправительственными организациями. Он также может быть использован другими государствами-членами для возбуждения дела против нарушений Конвенции государствами-членами Совета Европы. Европейский суд - это международный орган, призванный обеспечивать соблюдение прав и свобод человека в тех случаях, когда они нарушаются государственными органами и когда национальные правовые системы не в состоянии защитить эти права. Таким образом, европейские государства имеют свои собственные договоры, содержащие все основные права человека, и механизмы реализации этих прав в виде работы Европейского суда по правам человека.
«Под европейскими стандартами по защите прав человека понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. В свою очередь, европейскую систему защиты прав человека составляют действие и гарантии норм европейских конвенций по правам человека, которые стали нормами национальных законодательств европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека».
Конвенция о правах человека содержит достаточно внушительный перечень этих прав, которые относятся к различным сферам, в частности личные, экономические и политические права.
Суд формируется сторонами — участниками конвенции. Число судей равно числу государств — участников. Согласно ст. 21 Конвенции судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи избираются сроком на шесть лет. По достижении судьей 70 лет, он должен быть освобожден от должности. Судья может быть освобожден от должности также в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.
Работа суда организуется в форме пленарных заседаний. Для рассмотрения переданных дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Комитеты изучают жалобу и выносят решение о ее соответствии условиям приемлемости жалобы. Если комитет не принят такого решения, то дело передается для изучения в палаты. Палата также может вынести решение о неприемлемости жалобы. Если палатой вынесено решение о приемлемости, то она рассматривает дело по существу. В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. В Суд может обратиться государство по поводу нарушения Конвенции другим государством или гражданин, который считает, что действия государственного органа нарушают его права, гарантированные Конвенцией. Европейский суд по правам человека в основном рассматривает индивидуальные жалобы граждан.
Суд принимает заявления от частных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений прав и свобод человека, а также от неправительственных организаций и групп лиц. К рассмотрению принимаются только жалобы, касающиеся нарушений прав, закрепленных в Европейской конвенции и протоколах к ней.
Суд может рассматривать только заявления, оспаривающие действия государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию. Российские граждане и другие лица имеют право обращаться в Суд с 5 мая 1998 года - даты вступления Конвенции в силу для Российской Федерации. Следует добавить, что обжаловать можно только действия или события российских государственных органов, произошедшие после этой даты. Кроме того, Суд принимает заявления, поданные в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.
Решающим условием для принятия заявления к рассмотрению является соблюдение требования об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты. На практике, определяя, отвечает ли заявитель требованиям Конвенции, Европейский суд по правам человека рассматривает степень доступности, адекватности и эффективности внутренних средств правовой защиты. В этом контексте Суд в некоторых случаях констатировал отсутствие внутренних средств правовой защиты или установил, что существуют обстоятельства, препятствующие использованию внутренних средств правовой защиты, или что их использование бессмысленно.
Постановление Европейского суда по правам человека обычно содержит выводы о признании факта нарушения прав человека и о способах устранения данного нарушения со стороны государственных органов. В соответствии со ст. 41 Конвенции если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.
Суд может также прийти к выводу об отсутствии в действиях государственных органов нарушения прав и свобод, гарантированных конвенцией, о чем будет также указано в постановлении.
Таким образом международное право содержит как общие универсальные нормы, направленные на защиту прав человека, так и региональные нормы, обеспечивающие защиту прав человека в странах, относящихся к определенному континенту. Универсальная и региональная системы защиты взаимодополняют друг друга. Региональная защита прав человека включает принятие региональных правовых актов, включающих основные права человека, а в некоторых случаях и обязанности. Кроме того для обеспечения соблюдения прав, провозглашенных в этих нормативных актах создаются специальные региональные судебные органы. Все это в совокупности дает основания для признания физических лиц полноправными субъектами международного права.
Права и свободы человека, признаваемые на международном уровне — это основные, естественные и неотчуждаемые права и свободы, закрепленные в международных актах и обеспечиваемые деятельностью международных организаций. Впервые на международном уровне были провозглашены гражданские права на равенство и свободу. Но системы защиты прав в то время еще не существовало. Активная деятельность по закреплению и обеспечению различных прав человека началась с созданием ООН и принятием ряда международных документов, в том числе Всеобщей декларации прав человека.
Основную деятельность по международной защите прав и свобод граждан выполняет ООН и ее специализированные учреждения, а также различные комитеты, созданные специально для защиты прав детей, женщин и т д. Одной из задач ООН выступает поощрение и развитие уважения к правам и свободам человека. ООН приняты международные документы, закрепляющие основные права и свободы, признаваемые международным сообществом. Защиту и реализацию этих прав обеспечивают специализированные учреждения ООН, например МОТ в сфере труда, ВОЗ в сфере охраны здоровья и т д. Также деятельность в сфере международной защиты прав выполняют Комитет по правам человека, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и т д.
На региональном уровне необходимо особо выделить европейскую систему защиты прав человека. Конвенция о правах человека закрепляет основные права, которые признаются европейскими государствами, подписавшими конвенцию. Это самые основные и значимые права, которые принадлежат личности независимо от государственной принадлежности. Конвенция предусматривает комплекс личных, а также политических и экономических прав. Защиту этих прав на международном уровне осуществляет Европейский суд по правам человека. Он формируется из представителей стран - участников конвенции и рассматривает дела по индивидуальным запросам граждан, а также оп обращениям государств о фактах нарушения конвенции. Деятельность суда обеспечивает дополнительную защиту прав граждан на международном уровне.
«Правосубъектность, в том числе международная правосубъектность, - это свойство, не зависящее от объема прав и обязанностей лица и подверженное регулирующему воздействию закона. Этот момент не оспаривается. Теоретически лицо может иметь только одно право и нести только одну обязанность и, таким образом, быть субъектом права. Можно иметь такие права и обязанности, но участвовать только в одном правоотношении или вообще не участвовать ни в одном правоотношении и при этом быть субъектом права. Это теоретическое допущение сделано для того, чтобы прояснить соответствующие вопросы. Либо правосубъектность существует, либо нет. Нельзя быть субъектом права лишь в малой степени. Понятие правосубъектности имеет строгое содержание. Все вышесказанное в полной мере относится к субъектам международного права. Субъект международного права может обладать различным объемом правоспособности, но на его международную правосубъектность это никак не влияет».
На основании изложенного можно предложить следующие пути решения выявленных проблем правосубъектности в международном праве.
1. Дать определение правовому статусу наций и народов как субъектов международного права с индивидуализирующими характеристиками, признаками и закреплённым нормативно понятием, а также основаниями и объема правосубъектности.
2. Устранить из числа субъектов государствоподобные образования в связи с их малочисленностью и отсутствием значительного вклада в международные отношения.
3. Признать статус субъектов за международными неправительственными организациями.
4. Признать статус субъектов за физическими лицами в правоотношениях по защите их прав.
На основании изложенного можно предложить принять отдельную конвенцию по вопросам правосубъектности, поскольку в настоящее время такой международный нормативный акт общего характера отсутствует. Например, это может быть Конвенция по вопросам международной правосубъектности. В рамках этой конвенции необходимо определить виды субъектов международного права. Например, в ст. 1 определить: международной правосубъектностью, то есть способностью реализовать права и нести обязанности в международных отношениях обладают:
а) суверенные государства;
б) международные организации правительственного и неправительственного характера.
в) нации и народы;
г) физические лица в случаях, специально предусмотренных нормами международного права.
Далее необходимо дать характеристику каждому субъекту. Например, можно предложить следующие определения:
Международные организации правительственного характера — это субъекты международного права, создаваемые суверенными государствами в целях обеспечения многостороннего сотрудничества при участии органов власти государства и имеющие обширные политические и иные права, необходимые для осуществления своих целей.
Международные организации неправительственного характера — это субъекты международного права, создаваемые частными лицами, но в в силу обширности и значимости своих целей, реализуемых на международной арене приобретающих возможность самостоятельного участия в международно-правовых отношениях в рамках, определенных целями их создания.
Физические лица могут быть субъектами международного права в тех случаях, когда их участие в международных отношениях специально предусмотрено международно-правовыми актами, например, в правоотношениях по защите своих прав в международных органах.





Заключение

Рассмотрев основные аспекты правового статуса субъектов международного права, можно прийти к следующим выводам.
1. В современном мире государства сотрудничают во многих областях. На международной арене государства выступают как независимые и суверенные субъекты. Взаимодействие между государствами происходит как в сфере политических отношений, таких как поддержание мира и оборона своих территорий, так и в сфере экономических, культурных и социальных отношений, таких как защита и обеспечение прав человека. Таким образом, государство как субъект, обладающий признанной независимостью, является важным участником политического процесса. Государства формулируют основные принципы своей внешней политики и координируют свои действия с нормами, установленными международным правом. Государства обладают всеми необходимыми правовыми возможностями для участия в международных отношениях. Прежде всего, участие государств в международных отношениях проявляется путем заключения договоров, но также реализуется и в торгово-экономических отношениях.
2. Международные организации выступают в качестве субъектов международного права, которым государства передают при создании часть своей правосубъектности. Международные организации создаются для участия в международных отношениях, путем обеспечения сотрудничества государств по тем или иным вопросам. В рамках организации работают представители государств, проходят съезды и конференции, разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты. В рамках международной организации может сотрудничать большое количество государств. Международные организации различаются в зависимости от своего статуса, территории действия, объема компетенции, членства.
Прием в члены международной организации определяется в соответствии с учредительным документом данной организации (уставом и др.). Обычно устанавливаются определенные условия (территория, принятие на себя определенных обязательств и т д.). Прием осуществляется по решению органов организации и предполагает ратификацию учредительного документа.
Роль международных организаций в современном мире заключается в обеспечении мирного сотрудничества государств по вопросам прав человека, мирного урегулирования споров, экономического и социального сотрудничества в интересах государств и всего международного сообщества в целом.
3. Проблемные аспекты международной правосубъектности заключаются в том, что некоторые из субъектов не получают должного правового оформления своего статуса, в то время как другие не имеют возможности реализовать свои права и обязанности в международных отношениях, несмотря на то, что к субъектам международного права относятся. Спорным является правовое положение наций и народов, государствоподобных образований, международных неправительственных организаций. Физических лиц. Практически только государства и международные правительственные организации обладают в полной мере международной правосубъектностью, в то же время в отношении остальных существуют разночтения. Государства посредством совместного сотрудничества и деятельности международных организаций могут придать определенность указанным субъектам. В частности, в качестве основных направлений совершенствования норм международного права в рассматриваемой сфере можно отметить следующие:
Определить правовой статус наций и народов как субъектов международного права с индивидуализирующими характеристиками, признаками и основаниями, а также объема правосубъектности.
Устранить из числа субъектов государствоподобные образования в связи с их малочисленностью и отсутствием большого вклада в международные отношения.
Признать статус субъектов за международными неправительственными организациями.
Признать статус субъектов за физическими лицами в правоотношениях по защите их прав.
На основании изложенного можно предложить принять отдельную конвенцию по вопросам правосубъектности, поскольку в настоящее время такой международный нормативный акт общего характера отсутствует. Например, это может быть Конвенция по вопросам международной правосубъектности. В рамках этой конвенции необходимо определить виды субъектов международного права. Например, в ст. 1 определить: международной правосубъектностью, то есть способностью реализовать права и нести обязанности в международных отношениях обладают:
а) суверенные государства;
б) международные организации правительственного и неправительственного характера.
в) нации и народы;
г) физические лица в случаях, специально предусмотренных нормами международного права.
Далее необходимо дать характеристику каждому субъекту. Например, можно предложить следующие определения:
Международные организации правительственного характера — это субъекты международного права, создаваемые суверенными государствами в целях обеспечения многостороннего сотрудничества при участии органов власти государства и имеющие обширные политические и иные права, необходимые для осуществления своих целей.
Международные организации неправительственного характера — это субъекты международного права, создаваемые частными лицами, но в в силу обширности и значимости своих целей, реализуемых на международной арене приобретающих возможность самостоятельного участия в международно-правовых отношениях в рамках, определенных целями их создания.
Физические лица могут быть субъектами международного права в тех случаях, когда их участие в международных отношениях специально предусмотрено международно-правовыми актами, например, в правоотношениях по защите своих прав в международных органах.





Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Устав Организации Объединенных Наций // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 1 - 2, 227 - 237, 401 — 404.
"Статут Международного Суда" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 13 - 14, 404 - 414. (Извлечения)
"Устав Организации американских государств" (Принят в г. Боготе 30.04.1948) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 305 — 335.
"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета". 10.12.1998.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 — 44.
"Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров" (Заключена в г. Вене 23.08.1978) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 144 - 159.
"Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера" (Заключена в г. Вене 14.03.1975) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 300 — 322.
"Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов" (Заключена в г. Вене 08.04.1983) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 160 — 171.
"Венская конвенция об охране озонового слоя" (Заключена в г. Вене 22.03.1985) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 181 - 184.
Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 87 - 113.

Научная литература

Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. - М.: Юристъ. 2016. – 243 с.
Волгаева А.А., Башмакова Н.Е. Проблемы признания и правопреемства государств в международном праве // Научные исследования. 2018. № 4. С. 10-12.
Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.: Статут, РАП, 2018. 416 с.
Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М.: Статут, 2017. 591 с.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2020. 432 с.
Лукичев Д.А. Современные проблемы международной правосубъектности: теория и практика // Контентус. 2019. № 3. С. 18-20.
Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2017. 543 с.
Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др. / Под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2020. 830 с.
Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2018. 624 с.
Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2020. 848 с.
Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.2020. - 441 с.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.:Юристъ, 2019. – 400 с.
Политология. Учебник для ВУЗов Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. - М., 2016. – 692 с.
Проблема международной правосубъектности индивидов // https://inter-legal.ru/problema-mezhdunarodnoj-pravosubektnosti-individov?ysclid=lu3y6ztfvc326686707 (дата обращения 23.03.2024).
Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций /В.И.Цыганов. Ниж-Новгород, 2020. - 168 с.
Шлянцев Д.А. "Международное право: курс лекций". – М.: ЗАО Юстицинформ, 2017. – 194 с.
Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.2020. С.381
Политология. Учебник для ВУЗов Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. - М. 2016. С. 632.
Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М. 2017. С.524.
Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. - М.2016. С. 34
Д.А. Шлянцев "Международное право: курс лекций". – М.2017. С. 54
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2020.С.371.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 144 - 159.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 160 - 171.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 8 - 12.
Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.2020. С. 381.
Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред.К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. 2020.С. 453
Д.А. Шлянцев "Международное право: курс лекций". – М, 2017. С. 140
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 1 - 2, 227 - 237, 401 - 404.
Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 - 44.
Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.2020. С. 301.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 300 - 322.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 185 - 187.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 188 - 206.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 181 - 184.
И.И. Лукашук "Международное право. особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов" (издание третье, переработанное и дополненное). – М.2020. С. 54
Д.А. Шлянцев "Международное право: курс лекций". – М, 2017. С. 148
Лукичев Д.А. Современные проблемы международной правосубъектности: теория и практика // Контентус. 2019. № 3. С. 18-20.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М.2019. C.173
Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Ниж-Новгород, 2020.C. 40.
Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.2020. 480.
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 1 - 2, 227 - 237, 401 - 404.
Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М. 2018. С.34.
Проблема международной правосубъектности индивидов // https://inter-legal.ru/problema-mezhdunarodnoj-pravosubektnosti-individov?ysclid=lu3y6ztfvc326686707 (дата обращения 23.03.2024).

61

Нормативно-правовые акты

1. Устав Организации Объединенных Наций // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 1 - 2, 227 - 237, 401 — 404.
2. "Статут Международного Суда" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 13 - 14, 404 - 414. (Извлечения)
3. "Устав Организации американских государств" (Принят в г. Боготе 30.04.1948) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 305 — 335.
4. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета". 10.12.1998.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 — 44.
6. "Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров" (Заключена в г. Вене 23.08.1978) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 144 - 159.
7. "Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера" (Заключена в г. Вене 14.03.1975) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 300 — 322.
8. "Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов" (Заключена в г. Вене 08.04.1983) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 160 — 171.
9. "Венская конвенция об охране озонового слоя" (Заключена в г. Вене 22.03.1985) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 181 - 184.
10. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 87 - 113.

Научная литература

1. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. - М.: Юристъ. 2016. – 243 с.
2. Волгаева А.А., Башмакова Н.Е. Проблемы признания и правопреемства государств в международном праве // Научные исследования. 2018. № 4. С. 10-12.
3. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.: Статут, РАП, 2018. 416 с.
4. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М.: Статут, 2017. 591 с.
5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2020. 432 с.
6. Лукичев Д.А. Современные проблемы международной правосубъектности: теория и практика // Контентус. 2019. № 3. С. 18-20.
7. Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2017. 543 с.
8. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др. / Под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2020. 830 с.
9. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2018. 624 с.
10. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2020. 848 с.
11. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.2020. - 441 с.
12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.:Юристъ, 2019. – 400 с.
13. Политология. Учебник для ВУЗов Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. - М., 2016. – 692 с.
14. Проблема международной правосубъектности индивидов // https://inter-legal.ru/problema-mezhdunarodnoj-pravosubektnosti-individov?ysclid=lu3y6ztfvc326686707 (дата обращения 23.03.2024).
15. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций /В.И.Цыганов. Ниж-Новгород, 2020. - 168 с.
16. Шлянцев Д.А. "Международное право: курс лекций". – М.: ЗАО Юстицинформ, 2017. – 194 с.