Образование СССР: проекты и их реализация
Заказать уникальное эссе- 13 13 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 05.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Предпосылки создания СССР 5
2. Федерализация/автономизация: первоначальные проекты создания СССР 7
3. Конституция 1924 года и образование социалистического государства 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
В этом же году была упразднена ЗСФСР, и Грузинская, Азербайджанская и Армянская республики получили статус отдельных союзных республик.
В последующие годы национальная политика большевиков была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства между народами СССР, а также на их политическое, экономическое и культурное развитие. Однако национально-государственное разделение не всегда было должным образом продумано и проводилось в основном по политическим и идеологическим соображениям. При этом не всегда учитывалось мнение местного населения, что впоследствии стало причиной многочисленных межнациональных конфликтов.
В результате создания Советского Союза и процесса формирования национальных государств, советская власть объединила большую часть территории бывшей Российской империи в одно государство. Это способствовало восстановлению экономики, разрушенной в результате Первой мировой и Гражданской войн, и укреплению экономической и военной мощи СССР.
Объединение позволило развивать отсталые районы и национальные окраины: происходила электрификация, строились заводы и железные дороги, открывались институты, библиотеки и больницы. Многим народам была оказана помощь в развитии образования: строились школы, создавалась собственная письменность, издавались книги на национальных языках.
Принятие Конституции СССР в 1924 году привело к усилению централизации власти, поскольку решения, принятые центральными органами власти, стали обязательными для республик. Кроме того, власть в республиках принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Таким образом, все республиканские партийные лидеры должны были подчиняться решениям, исходящим из Москвы, и согласовывать свои действия с центром. Это также привело к формированию национальных элит на местах.
Несмотря на заявленную федеративную структуру СССР в Конституции 1924 года, на деле государство к началу 30-х годов XX века стало унитарным с жесткой централизованной системой управления под контролем коммунистической партии.
Заключение
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что СССР, или Союз Советских Социалистических Республик, был образован путем объединения различных советских республик после Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году. Это событие положило начало формированию нового государства, основанного на идеях социализма и коммунизма.
После развала Российской империи территории, которые ранее были её частью, нуждались в экономическом и военном сотрудничестве с РСФСР. В 1922 году возникла необходимость создания союзного государства, но основной вопрос заключался в выборе политической основы для этого объединения. Планы, предложенные Сталиным и Лениным, имели свои плюсы и минусы.
План Сталина обеспечивал удобное управление, не утяжеляя аппарат государственного управления, но не предоставлял республикам достаточной свободы и прав. План Ленина давал республикам больше свободы, но мог привести к проблемам из-за возможности свободного выхода из СССР.
Появление плана Ленина связано с его желанием угодить Закавказским республикам. После того, как республики, за исключением республик Кавказа, приняли план автономизации, Ленин выдвинул альтернативную политическую основу для создания нового объединения.
По моему мнению, план Ленина был выбран из-за его более высокого положения в иерархии власти и убедительности в аргументации. На тот момент его предложения лучше соответствовали ситуации и требованиям руководителей будущих союзных республик.
Я считаю, что для России и мира в целом образование СССР также означало появление нового игрока на мировой арене, который внес существенный вклад в мировую историю, политику и экономику. СССР стал центром социалистического движения, влияние которого распространялось на многие страны и регионы мира.
Таким образом, процесс образования СССР имел огромное значение как для самой России, так и для всего мирового сообщества, оставив свой след в истории, политике и культуре.
Список использованной литературы
Баркова О.Н. Правовая основа создания и развития РСФСР в 1920-е годы / О.Н. Баркова, Ю.С. Кукушкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История, 2012, №2, - С.80-108
Биюшкина Н.И. Проекты образования СССР: спорные проблемы дефинирования и экспертные оценки. / Н.И. Биюшкина. // Юридическая техника, №5(71), 2022, С. 16-22
Бондарь В.А. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е годы. / В.А. Бондарь, К.Д. Бугров; под общей редакцией Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018-2019. Ч. 2. - 2018. – 459 с.
Вдовин А.И. СССР. История великой державы (1922-1991 гг.) / А.И. Вдовин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2022. - 760 с.
Костюков А.Н. Союз Советских Социалистических Республик: к 100-летию образования. / А.Н. Костюков. // Правоприменение, 2022, №6, - С. 57-64
Красовицкая Т. Ю. Образование СССР: историографический контекст / Т.Ю. Красовицкая // Пусть горит свеча: памяти д-ра ист. наук, проф. А. П. Ненарокова: сб. ст. и материалов. М.: Политическая энциклопедия, 2021. - С. 279-303
Широкорад И.И. Сто лет СССР: история и современность: материалы Международной научной конференции, 30 декабря 2022 г. / И. И. Широкорад и др. Москва : ГУЗ, 2022. - 171 с.
Бондарь В.А. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е годы. / В.А. Бондарь, К.Д. Бугров; под общей редакцией Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018-2019. Ч. 2. - 2018. – С. 119
Широкорад И.И. Сто лет СССР: история и современность: материалы Международной научной конференции, 30 декабря 2022 г. / И. И. Широкорад и др. Москва : ГУЗ, 2022. – С. 44
Красовицкая Т. Ю. Образование СССР: историографический контекст / Т.Ю. Красовицкая // Пусть горит свеча: памяти д-ра ист. наук, проф. А. П. Ненарокова: сб. ст. и материалов. М.: Политическая энциклопедия, 2021. - С. 281
Костюков А.Н. Союз Советских Социалистических Республик: к 100-летию образования. / А.Н. Костюков. // Правоприменение, 2022, №6, - С. 59
Баркова О.Н. Правовая основа создания и развития РСФСР в 1920-е годы / О.Н. Баркова, Ю.С. Кукушкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История, 2012, №2, - С.84-85
Вдовин А.И. СССР. История великой державы (1922-1991 гг.) / А.И. Вдовин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2022. – С. 209
13
2. Биюшкина Н.И. Проекты образования СССР: спорные проблемы дефинирования и экспертные оценки. / Н.И. Биюшкина. // Юридическая техника, №5(71), 2022, С. 16-22
3. Бондарь В.А. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е годы. / В.А. Бондарь, К.Д. Бугров; под общей редакцией Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018-2019. Ч. 2. - 2018. – 459 с.
4. Вдовин А.И. СССР. История великой державы (1922-1991 гг.) / А.И. Вдовин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2022. - 760 с.
5. Костюков А.Н. Союз Советских Социалистических Республик: к 100-летию образования. / А.Н. Костюков. // Правоприменение, 2022, №6, - С. 57-64
6. Красовицкая Т. Ю. Образование СССР: историографический контекст / Т.Ю. Красовицкая // Пусть горит свеча: памяти д-ра ист. наук, проф. А. П. Ненарокова: сб. ст. и материалов. М.: Политическая энциклопедия, 2021. - С. 279-303
7. Широкорад И.И. Сто лет СССР: история и современность: материалы Международной научной конференции, 30 декабря 2022 г. / И. И. Широкорад и др. Москва : ГУЗ, 2022. - 171 с.