Влияние творческой одаренности на физическую подготовленность учащихся основной школы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 65 65 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 05.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы 7
1.1. Тезаурус и сущностная характеристика основных понятий: «творческая одаренность» и «физическая подготовленность» 7
1.2. Место творческой одаренности в повышении физической подготовленности учащихся основной школы 16
1.3. Методические подходы к обучению и совершенствованию физической подготовленности учащихся основной школы с учетом их творческих особенностей 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 36
2.1. Задачи исследования 36
2.2 Методы исследования 36
2.3 Организация исследования 41
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 43
3.1. Результаты исследования 43
3.1.1 Анализ возможностей образовательной среды учреждения для стимулирования творческой одаренности и повышения физической подготовленности учащихся основной школы 43
3.1.2 Результаты исследования признаков творческой одаренности и показателей физической подготовленности учащихся основной школы 46
3.2 Научно-обоснованные рекомендации по учету степени влияния творческой одаренности на физическую подготовленность учащихся основной школы 50
Заключение 56
Список использованных источников 59

Фрагмент для ознакомления

Внедрение осуществимых элементов и опор, страхование и соблюдение мер безопасности.2. Соответствие возрастуПредлагаемые упражнения учитывают возможности детей этого возраста.3. Непрерывность4. Активный принцип5. Наглядность6. Дифференцированный подход7. Рефлексия8. Конфиденциальность.9. Принцип формально-эвристического единстваДополнительная общеразвивающая программа разрабатывается с учетом возрастных особенностей обучающихся и содержит в себе следующие структурные компоненты: пояснительную записку, учебный план, содержание учебных разделов, предполагаемые результаты реализации программы, календарный учебный график, материально-технические, информационно-методические и кадровые условия, оценочно-критериальную систему. Основой подготовки школьников является изучение элементов, тренирующих мышцы тела, укрепляющих скелетную основу, формируя тем самым гармонично развитое тело. На каждой возрастной ступени в коллективе детей ставятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи. В работе со школьниками основной школы приоритетными задачами являются [17]: – развитие познавательной активности и интересов детей средствами физической культуры; – формирование у обучающихся базовых терминологических знаний; – формирование музыкальных представлений, освоение техники музыкально-двигательной подготовки; – общая физическая подготовка и базовое развитие специальных физических качеств детей; – укрепление здоровья, гармоничное развитие формы и функций детского организма; – развитие у детей познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения); – развитие творческого потенциала детей через активное приобщение к физической культуре, спорту и искусству; – развитие познавательной мотивации и формирование устойчивого интереса к спорту и физической культуре; – воспитание личностных качеств (дисциплинированность, исполнительность, ответственность и коллективизм). Разработка образовательных программ для учащихся 13-14 лет происходит с учетом возрастных особенностей. Дети отличаются увлеченностью и непосредственностью, они активны, инициативны и любознательны. Для школьников, прежде всего, характерна большая подвижность, сохранять длительное статическое положение для них крайне тяжело. Одновременно с этим, движения детей отличаются неорганизованностью, недостаточной скоординированностью. При разработке программы важно учитывать, что двигательный аппарат школьника основной школы еще недостаточно крепок и систематическая перегрузка организма может привести к образованию неправильной осанки.3.1.2 Результаты исследования признаков творческой одаренности и показателей физической подготовленности учащихся основной школыВ рамках данного исследования определены особенности развития физической подготовленности у школьников данной выборки. Результаты тестирования отражены в табл.3.1и на диаграмме 3.1Таблица 3.1Развитие физической подготовленности испытуемых (в баллах)№ п/пНазвание тестаСредний балл1 Бросок и ловля мяча6,5±1,32 «Цапля»4,4+1,93 «Быстрые кувырки»7,4±2,44 Прыжки через скакалку7,1±2,3Рисунок 3.1 – результаты исследования физической подготовленностиКак видно из приведённых данных, среди отдельных показателей физической подготовленности результаты оказались неравномерными.Были получены средние значения по тесту «Бросок и ловля мяча»: 6,5 балла. Таким образом, способность школьников быстро и точно перестраивать положение рук в соответствии с обстановкой к настоящему времени сформирована на среднем уровне и нуждается в совершенствовании.По тесту «Цапля» в исследуемой выборке были получены баллы ниже среднего уровня: 4,4 балла. Следовательно, школьникам необходимо внимательно подойти к развитию данного качества.По тесту «Быстрые кувырки» результат был выше среднего уровня: 7,4 балла. Следовательно, школьники хорошо владеют способностью быстро выполнять упражнения.Также значения выше среднего уровня получены по тесту «Прыжки через скакалку»: 7,1 балла.В целом преимущественно у школьников данной выборки выявлен средний уровень физической подготовленности; средний балл по этому показателю составил 25,4(рис.3.2)Рисунок 3.2 – Общая оценка уровня физической подготовленности школьников Далее рассмотрим результаты тестирования творческой одарённости(табл.3.2)Таблица 3.5 – Творческая одарённость школьников № п/пНазвание тестаСредний балл1 «Творческое мышление»5,5±1,32 «Творческие умения»6,1+1,9Как видно из приведённых данных, у испытуемых подростков средний балл по показателю «творческое мышление» составил 5,5, что соответствует среднему уровню. Это является доказательством того, что у данной группы подростков нет заметного стремления к совершенствованию способностей, они не обладают достаточным уровнем гибкости, беглости и оригинальности мышления. По показателю «творческие умения» были получены результаты 6,1балла, что также соответствует среднему уровню и свидетельствует о том, что школьники данной выборки на определённом уровне владеют умениями выполнять различные творческие работы, однако к настоящем времени не проявляют серьёзного настроя на этот вид деятельности, а творческие навыки нуждаются в дальнейшем развитии. В целом установлено, что большинство детей (15 человек) имели средний уровень творческой одарённости. 3 человека проявили высокий уровень по данному показателю, 6 учащихся – низкий уровень (рис. 3.2)Рисунок 3.2 – Уровни творческой одарённости подростков исследуемой выборкиС целью определения взаимосвязи выраженности физической подготовленности и творческой одарённости был использован критерий корреляции Спирмена (табл.3.3). При этом определялись взаимосвязи по следующим показателям: Общий уровень физической подготовленности (в баллах)Общий уровень физической подготовленности (в баллах).Таблица 3.3Результаты применения коэффициента ранговой корреляции СпирменаОбщий уровень физической подготовленностиОбщий уровень творческой одарённости0,458*Примечание:* - различия значимы с вероятностью допущения ошибки не более чем 5%** - различия значимы с вероятностью допущения ошибки не более чем 1%Критические значения rsпри n = 24:rsкр.= 0.404 (p ≤ 0.05); rsкр.= 0.515 (p ≤ 0.01)Как видно из приведённых данных, наблюдается положительная корреляция между показателями «общий уровень физической подготовленности» и «Общий уровень творческой одарённости». Следовательно, предположение о том, что существует взаимосвязь между творческой одарённостью и физической подготовленностью, находит своё подтверждение с вероятностью допущения ошибки не более, чем 5%. Гипотеза исследования нашла своё полное подтверждение.3.2 Научно-обоснованные рекомендации по учету степени влияния творческой одаренности на физическую подготовленность учащихся основной школыНа основе проведённого исследования были разработаны рекомендации для развития физической подготовленности и творческой одарённости с учётом их взаимного влияния. При этом был составлен комплекс занятий.Занятия имеют четкую структуру и все части занятия взаимодополняют друг друга. Процесс формирования творческой одарённости происходит последовательно, вначале ставились задачи, затем определялись формы и методы по этапам (Таблица 3.4).Таблица 3.4Задачи и педагогические формы и методы, направленные на формирование творческой одарённости в процессе развития физической подготовленности школьников1.Формирование отношения к совместной творческой деятельности, направленности на сотрудничествоЗадачи Используемые педагогические формы и методы1. Приучение к дисциплине 1. Беседа по теме: «Правила поведения в спортивном зале, техника безопасности проведения физкультурного занятия» и т.д. 2. Коллективное определение правил поведения на занятии (кодекса). 3. Оформление стенда: вывешивание кодекса. 4. Педагогическое требование. 2. Формирование ценностного отношения к совместной деятельности . 1. Личные беседы: «Что я сделал бы на его месте», «Правила поведения на улице, в общественных местах». 2. Определение и публичное оглашение личной цели прихода в секцию каждого подростка. 3. Упражнения в парах, тройках со сменой партнера по взаимодействию, противоборство мини-групп друг с другом3. Приобщение к творческой работе в процессе физической активности1. Упражнения в парах, тройках. 2. Кооперативные игры, эстафеты. 3. Соревнование 4. Коллективное определение единой цели занятий. 4. Приучение к самоанализу, анализу творческой работы1. Индивидуальный анализ действий, конфликтов в тетради: «Я не согласен». 2. Диалог.3. Дискуссии. 4. Выполнение упражнений с последующим полным индивидуальным (публичным) анализом правильности выполнения. 5. Развитие умений самоконтроля 1. Беседа «Методы самоконтроля на СОЗ». 2. Работа с тетрадью « Я не согласен». 2. Использование тетради самостоятельного учета посещаемости «Я здесь». 3. Индивидуальные задания и их коррекция. 4. Игры, мини-состязания.6. Формирование умений построения диалога с учителем 1. Индивидуальные беседы, дискуссии. 2. Поручение.3. Индивидуальные задания, совместный с учителем анализ действий подростка. 7. Развитие инициативы 1. Создание ситуации успеха при взаимодействии учителя и ученика. 2. Поощрение инициативы похвалой, одобрением.2. Формирование у подростка уверенности в себе, в своих творческих и физических способностях.1. Формирование умения преодолевать трудности 1. Упражнение с постепенным увеличением интенсивности. 2. Упражнения, игры с гандикапом. 3. Упражнения с сопротивлением (в парах, тройках). 4. Игры (кооперативные). 5. Отметки о личных победах на плакате «По дороге к цели».2. Формирование ценностного отношения к себе 1. Прием «Просьба о помощи». 2. Привлечение к проведению разминки в группе (после предварительной консультации с педагогом). 3. Авансирование личности подростка. 4. Обучение принятию помощи. 3. Приучение к самостоятельным творческим действиям 1. Индивидуальные карточки с заданиями, адекватными возможностям и развитию ребенка. 2. Поощрение инициативных действий, проявления самостоятельности.3. Привлечение для показа упражнения. 4. Проведение конкурсов, викторин.5. Выставка рисунков «Я и спорт».4. Формирование представления о себе, своих качествах, возможностях, особенностях 1. Оформление на стенде результатов срезов контрольных нормативов. 2. Использование индивидуальных карточек-заданий одинаковых по виду упражнений, но с разным уровнем нагрузки. 3. Опросник измерения уровня самооценки. 4. Распределение ролей в групповых действиях с объяснением причины данного выбора. 5. Метод посильной задачи. .5. Формирование навыков самоконтроля 1. Ведение индивидуального дневника самочувствия.2. Организация взаимных проверок учащимися, проверки учащимися деятельности учителя. 3. Организация самопроверок, выявление причин собственных ошибок. 4. Подвижные игры, мини-состязания6. Развитие умений вступать в диалогические отношения со сверстниками на занятии 1. Учебные дискуссии (разбор конфликтных ситуаций). 2. Создание воспитывающих ситуаций. 3. Личный пример.4. Оформление на стенде схемы высказывания недовольства. 5. Задания в парах, тройках со сменой партнера.7. Расширение представлений о способах разрешения трудных жизненных ситуаций 1. Беседа на тему «Я попал в беду». 2. Дискуссии. 3. Метод мозговой атаки. 4. Коллективное определение наиболее эффективных способов разрешения трудных жизненных ситуаций. 5. Оформление стенда « Я справлюсь». 8. Развитие коллективистских отношений внутри группы 1. Обсуждение, разбор проблем, конфликтов, возникающих на занятии. 2. Распределение дежурства по залу. 3. Игры-состязания с другими командами. 4. Воспитывающие ситуации по оказанию помощи друг другу (при падении подать руку, поддержать и т.д.).9. Развитие ответственности за принятие решений 1. Индивидуальные поручения. 2. Педагогическое требование. 3. Коллективное обсуждение результатов проделанной подростком работы. 4. Игры, соревнования. 4. Распределение обязанностей в предстоящем мероприятии3. Приобретение опыта построения совместных творческих действий1. Формирование ценностного отношения 1. Беседа «Роль личности в развитии общества. Долг общества по отношению к отдельной личности». 2. Организация взаимопомощи. 2. Овладение опытом самостоятельной организации творческой работы1. Шефская работа с детьми младшего возраста.2. Поручения по группам. 3. Приучение работать в коллективе и для коллектива1. Эстафеты.2. Организация дежурства в спортивном зале. 3. Организация товарищеских игр с другими командами. 4. Коллективное посещение игр команд-мастеров.4 Формирование умений выбирать для себя и выполнять часть разделенного коллективного задания 1. Организация самостоятельной работы коллектива. 2. Поручения группам с последующим анализом о вкладе каждого участника в решение поставленной цели.3. соревнования6. Развитие инициативы в построении совместных действий с другими подростками 1. Групповые поручения. 2. Создание ситуаций успеха при взаимодействии. 3. Групповые игры, состязания, эстафеты. 4. Поручение по организации игр.5. Создание ситуации выбора при делении на команды. 4. Закрепление умений сотрудничать 1. Формирование устойчивой направленности на сотрудничество 1. Поощрение одобрением, похвалой коллективной игры на площадке. 2. Объяснение преимуществ командных действий. 3. Коллективный анализ проблемных ситуаций. 4. Создание ситуаций успеха при взаимодействии между подростками. 2. Развитие творческого коллективного мышления 1. Групповое создание полосы препятствий. 2. Самостоятельное проведение КТД. 3. Самостоятельная подготовка номеров к Спортивному вечеру с организацией последующего коллективного анализа. 4. Проведение тренировочного занятия в качестве тренера в младшей группе. 5. Создание ситуаций выбора. 6. Поручение группам оформить на стенде требования к выполнению элемента. Развитие навыков построения конструктивного диалога 1. Шефская работа.2. Организация КТД с младшими ребятами. 3. Дискуссии на волнующие подростков темы. 4. Совместный анализ проведенных и просмотренных игр. 5. Личные беседы. 6. Творческие задания на пару, тройку подростков.7. Коллективный анализ записей тетради «Я не согласен».Считаем, что важными условиями для организации творческой работы во время занятия, направленного на развитие физической подготовленности, является: 1. Надлежащая психологическая атмосфера урока, когда школьник чувствует себя уверенно, комфортно, учитель пытается привлечь детей к коллективной работы, заинтересовать 2. Использование индивидуального подхода с учетом резервов физического развития и физической подготовленности. 3.Поощрения школьников за любые успехи: как можно чаще хвалить детей, подбадривать. 4. Объективное выставление оценок. Для того чтобы оценка была понятна и принята учеником, он должен понимать требования оценивания. 5. Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на уроке (Таблица 3.5).Таблица 3.5Педагогические условия создания ситуации творческой мотивацииПриемыОжидаемыерезультатыНазначение каждый раз новых капитанов на урокеКаждый ученик будет иметь возможность получить опыт лидера, проявлять инициативуПривлечение учащихся к проведению подготовительной части урока, к составлению комплексов развития общей и специальной физической подготовкиУченик получает практический опыт физкультурно - оздоровительной деятельности, является заинтересованным проявить инициативу, творчество, организаторские уменияИспользование индивидуального подхода при подборе упражнений и дозировки (выполнение упражнений с различной дозировкой)Школьник может не выполнять упражнение, которое является ему сложным или недоступным (например, подтягивание) однако он выполняет упражнения по развитию силы.Учитель предлагает выбор, когда качество можно заменить количествомШкольник может осуществить выбор в зависимости от уровня физической подготовленности , например, если не может пробежать 1,5 км. то возможно преодоление 2 км., но бег можно чередовать с ходьбойПривлечение учащихся к организации урока, судействаОсвобожден от занятий по физической культуре школьник участвует в образовательном процессе , помогает учителю: выполняя обязанности судьи, контролера и т.д. Получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах спортивных игр.Использование школьных стендов «Рекорд класса», «Личный рекорд», «Лучшие спортсмены школы» и т.д.Ученик может установить рекорд в любом упражнении, даже сам может его придумать. Достигается ощущение успеха, укрепляется положительная мотивацияМониторинг уровня физического развития каждого ученика (как минимум 2 раза в год).Ученик имеет возможность сравнивать полученные результаты с предыдущими отслеживая их прирост за годОтчет о достижениях учащихся обнародуются (школьные сборы.Школьник доволен своим результатом.В целом в приведённом комплексе учитываются возрастные особенности подростков, особенности формирования их творческой одарённости и данные о физической подготовленности.ЗаключениеВ рамках данного исследования определялось влияние уровня развития физической подготовленности на творческую одарённость учащихся основной школы. На основе темы данного исследования решались все поставленные в нём задачи. Проведённый анализ источников научной и методической литературы позволил определить сущность понятия «физическая подготовленность» как результат физической подготовки, показывающий уровень развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также физической работоспособности.К настоящему времени создано множество разработок для развития физической подготовленности детей. Выбор определённых из них основывается на возрастных особенностях занимающихся, уровня их подготовленности, а также цели развития способностей.В основной школе развитию физической подготовленности должно уделяться значительное внимание. В этой возрастной категории формируется мышечная система, скорость нарастания мышечной массы максимальна по сравнению с другими возрастными периодами, отмечается высокая психофизиологическая потребность в двигательной активности, которая обеспечивает своевременное и полноценное развитие систем организма, адаптацию к неблагоприятным условиям и устойчивость к инфекционным болезням. Двигательные нагрузки создают оптимальный темп созревания всех органов и систем и развитие физических качеств. Важнейшими методами развития физической подготовленности становятся игровой и соревновательный.В связи с тем, что в данном исследовании физическая подготовленность рассматривается в качестве фактора развития творческой одарённости, был проведён обзор источников, посвящённых творческой одарённости. Отмечено, что в этом возрасте большое место занимает развитие внимания, памяти, воображения, образно-логического мышления. Также память развивается и усложняется, а развитие воображения является очень важным для формирования творческих способностей, самостоятельного мышления.Структурно-содержательные характеристики процесса организации тренировок с целью формирования творческой одарённости заключаются в следующем: – основной формой обучения является коллективно-групповая форма, основная форма организации образовательной деятельности – занятие (урок);– занятия строятся с учётом возрастных особенностей, а также принципов спортивно-оздоровительной деятельности и дидактических (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, гуманности и демократизма); – занятия обладают большим творческим потенциалом: развивается художественный вкус, расширяется творческий кругозор, формируются нравственно-эстетические чувства и танцевальная культура, развивается творческая активность, самостоятельность, коллективизм, происходит усвоение норм и правил этикета, формируется дисциплинированность.Часть игровой деятельности на занятии строится на введении танцевальных движений и элементов гимнастики. Необходимыми требованиями организации занятий являются: ● материально-технические (оборудование специального помещения, оснащенного инвентарем, музыкальным оборудованием, специальная обувь и форма одежды педагога и детей); ● санитарно-эпидемиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности на занятиях и мероприятиях); ● программно-методические (реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей или предпрофессиональной программы); ● информационно-коммуникационные (обеспечение образовательного процесса информационно-коммуникационными ресурсами). Таким образом, специфика развития физической подготовленности учащихся основной школы определяется не только содержанием работы, но и созданными организационно-педагогическими условиями, комплексом методов и приемов, принципов организации спортивно-оздоровительной деятельности.В рамках данного исследования поставлена гипотеза о том, что занятия, направленные на развитие физической подготовленности школьников 13-14 лет, способствуют повышению творческой одарённости. С целью проверки гипотезы проведена диагностика развития физической подготовленности и творческой одарённости детей 13-14 лет. Проверка гипотезы исследования показала, что существует взаимное влияние творческой одарённости и физической подготовленности. Следовательно, гипотеза данного исследования нашла своё полное подтверждение. На основе полученных результатов эмпирического исследования был разработан специальный комплекс, направленный на развитие творческой одарённости и физической подготовленности подростков.Список использованных источников Азизова, Л.Х. Система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи //Актуальные проблемы современной науки 21 века. - М.: Знание, 2017. - 151 сАнаньев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, Институт практической психологии, 2016. – 384 с. Байков Ю.Н. Диагностика социальной компетентности: результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Байков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 6. – С. 12–24. Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.54-65.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2015. – 408 с. Борисова, Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель). – М.: Наука, 1991. – С. 23-27.Булатчеева, А.М. Педагогика и психология одаренности школьников: учебное пособие для учителей, психологов и студентов психолого-педагогических специальностей / А. М. Булатчеева. Под ред. У. Б. Жексембаевой, А. К. Сатовой. - Алматы, 2014. - с.170-182.Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одарённости [Электронный ресурс] /2023. – Электрон. дан. – Режим доступа: sputnik.mastertelecom.ru/biblioteka/07_or_0204_04.doc Время добрых дел: как дети могут участвовать в волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Режим доступа: https://gdemoideti.ru/blog/ru/volonterstvo-v-rossii Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. - 223 с. Данилюк, А.Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // М.: Педагогика, - 2018. – 125 с.Жексенбаева, У. Б. Диагностика одаренности детей. - Астана: РАДиАЛ, 2015. – С. 49-61 Ивенских, И.В.Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект // Сибирский педагогический журнал. Пермь, 2009. № 11. С. 345-352 Интерактивные образовательные технологии [Электронный ресурс]. 2023. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://edu.itmo.ru/ru/edutech_iteractiv/ Искрин, Н.С., Чичканова Т.А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. – 2016. - №1(1). – С. 7-21. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. — М.: Просвещение, 2019. — 173 с. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009. — 272 с. Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. канд.пед.наук. Кострома, 2006. - 211 с. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Избранные труды / Л.И. Уманский. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2019. - 208 с. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. - М.: РГСУ, 2016. – 364 с. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности // Вопросы психологии. – М.: Школа-пресс, 1993. - № 4. – С. 40-49. Метелев А.П. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях: опубликованы Минпросвещения РФ 12 марта 2020 г. / А. П. Метелев, А. С. Федоров, А. В. Губина // Вестник образования России. – 2020 – № 8 – С. 34-48Педагогика: Учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 674 с. Песина Е.А. Исследование одаренности как социальная проблема. Социальные явления - журнал международных исследований, 2016. № 3 (6). С. 17-22 Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка Пресс, 2009. – 272 с.Пустовойтов В.Н. Интерактивные формы обучения как условие и средство формирования познавательной и социально-коммуникативной компетентностей учащихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 7 (39). С. 7 Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – С. 95.Рензулли Дж. Модель обогащения школьного обучения: практические программы стимулирования одаренных детей / Е. И. Щебланова // Современные концепции одаренности. – М., 1997. – С. 214– 226. 6Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: изд. центр Владос, 2001.Рожков М.И. Развитие социальной одаренности как целевая функция дополнительного образования детей. Образовательная панорама. 2015. № 2 (4). С. 64-68 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 590 с. Смирнова, Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2016. – 240 с. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — С. 2–5.Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Г. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М.:Наука, 2005. – 278 с.Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Издательство ИП РАН, 2003. – 276 с. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11–28 Фридман, Л.М. Психология в современной школе: Для рук. и работников образования / Л. М. Фридман. - М.: Твор. центр Сфера, 2011. – 223 с. Харченко Г.И., Гулакова М.В. Инновационные методы сотрудничества при организации проектной деятельности / Г.И. Харченко, М.В. Гулакова// Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 198 с. - С.50-54. Хрусталёва, Т.М. Психология педагоги ческой одарённости. – Пермь: РПН, 2003. – 163 с. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности. – М.:Кит, 1994. - 127 с.Шалабаева О.В. Развитие социальной одаренности детей и подростков в детских организациях. В мире научных открытий, 2010. № 4-18. С. 32-34 Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Владос, 2011. - 319 с. Шведел, А., Стоунбернер, М. Поиск и выявление одаренных детей // Одаренные дети. Под редакцией В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, - 1991. - С. 169- 204.ПриложениеРезультаты тестирования № п/п Бросок и ловля мяча«Цапля»Быстрые кувыркиПрыжки ч/з скакалкуТворческое мышлениеТворческие умения138345422833533392455438226454833546384454739346382625549493464104924731138335412483444134734641446345415373444164834641728336318384464194933532049346321383353224943542338255424493354

1. Азизова, Л.Х. Система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи //Актуальные проблемы современной науки 21 века. - М.: Знание, 2017. - 151 с
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, Институт практической психологии, 2016. – 384 с.
3. Байков Ю.Н. Диагностика социальной компетентности: результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Байков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 6. – С. 12–24.
4. Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с.
5. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.54-65.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2015. – 408 с.
7. Борисова, Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель). – М.: Наука, 1991. – С. 23-27.
8. Булатчеева, А.М. Педагогика и психология одаренности школьников: учебное пособие для учителей, психологов и студентов психолого-педагогических специальностей / А. М. Булатчеева. Под ред. У. Б. Жексембаевой, А. К. Сатовой. - Алматы, 2014. - с.170-182.
9. Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одарённости [Электронный ресурс] /2023. – Электрон. дан. – Режим доступа: sputnik.mastertelecom.ru/biblioteka/07_or_0204_04.doc
10. Время добрых дел: как дети могут участвовать в волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Режим доступа: https://gdemoideti.ru/blog/ru/volonterstvo-v-rossii
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
12. Данилюк, А.Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // М.: Педагогика, - 2018. – 125 с.
13. Жексенбаева, У. Б. Диагностика одаренности детей. - Астана: РАДиАЛ, 2015. – С. 49-61
14. Ивенских, И.В. Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект // Сибирский педагогический журнал. Пермь, 2009. № 11. С. 345-352
15. Интерактивные образовательные технологии [Электронный ресурс]. 2023. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://edu.itmo.ru/ru/edutech_iteractiv/
16. Искрин, Н.С., Чичканова Т.А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. – 2016. - №1(1). – С. 7-21.
17. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. — М.: Просвещение, 2019. — 173 с.
18. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009. — 272 с.
19. Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. канд.пед.наук. Кострома, 2006. - 211 с.
20. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Избранные труды / Л.И. Уманский. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2019. - 208 с.
21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. - М.: РГСУ, 2016. – 364 с.
22. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности // Вопросы психологии. – М.: Школа-пресс, 1993. - № 4. – С. 40-49.
23. Метелев А.П. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях: опубликованы Минпросвещения РФ 12 марта 2020 г. / А. П. Метелев, А. С. Федоров, А. В. Губина // Вестник образования России. – 2020 – № 8 – С. 34-48
24. Педагогика: Учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 674 с.
25. Песина Е.А. Исследование одаренности как социальная проблема. Социальные явления - журнал международных исследований, 2016. № 3 (6). С. 17-22
26. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка Пресс, 2009. – 272 с.
27. Пустовойтов В.Н. Интерактивные формы обучения как условие и средство формирования познавательной и социально-коммуникативной компетентностей учащихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 7 (39). С. 7
28. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – С. 95.
29. Рензулли Дж. Модель обогащения школьного обучения: практические программы стимулирования одаренных детей / Е. И. Щебланова // Современные концепции одаренности. – М., 1997. – С. 214– 226. 6
30. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: изд. центр Владос, 2001.
31. Рожков М.И. Развитие социальной одаренности как целевая функция дополнительного образования детей. Образовательная панорама. 2015. № 2 (4). С. 64-68
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 590 с.
33. Смирнова, Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2016. – 240 с.
34. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — С. 2–5.
35. Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Г. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М.:Наука, 2005. – 278 с.
36. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Издательство ИП РАН, 2003. – 276 с.
37. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11–28
38. Фридман, Л.М. Психология в современной школе: Для рук. и работников образования / Л. М. Фридман. - М.: Твор. центр Сфера, 2011. – 223 с.
39. Харченко Г.И., Гулакова М.В. Инновационные методы сотрудничества при организации проектной деятельности / Г.И. Харченко, М.В. Гулакова// Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 198 с. - С.50-54.
40. Хрусталёва, Т.М. Психология педагоги ческой одарённости. – Пермь: РПН, 2003. – 163 с.
41. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности. – М.:Кит, 1994. - 127 с.
42. Шалабаева О.В. Развитие социальной одаренности детей и подростков в детских организациях. В мире научных открытий, 2010. № 4-18. С. 32-34
43. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Владос, 2011. - 319 с.
44. Шведел, А., Стоунбернер, М. Поиск и выявление одаренных детей // Одаренные дети. Под редакцией В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, - 1991. - С. 169- 204.