Личные библиотеки россиян

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 37 37 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 27.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1.Роль личной библиотеки для сельских жителей: теоретический аспект 6
1.1.Понятие личной библиотеки 6
1.2.Значение личных библиотек в аспекте формирования книжной культуры сельских жителей 15
Глава 2.Исследование личных библиотек жителей села Верхняя Иреть Иркутской области 24
2.1.Количество и объем личных библиотек жителей села Верхняя Иреть Иркутской области 24
2.2.Состав личных библиотек (тематика, содержание) 25
2.3.Характеристика обращения сельских жителей к фонду личной библиотеки 26
Заключение 33
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Произведения отечественной классики имеют в своих личных библиотеках абсолютно все опрошенные.Произведения зарубежной классики также есть в составе личных библиотек у всех жителей села, которых мы опросили.Что касается жанров и направлений, то ответы разделились такие образом:- 50 процентов – классика (отечественная и зарубежная)- 30 процентов – развлекательная, детская и детективная литература- 20 процентов – научная и учебная литература.Таким образом, состав личных библиотек жителей села отличаются разнообразием, обязательно в состав личной библиотеки включены классические произведения, учебная литература. Что касается наличия исторических документов, то среди опрошенных не было тех людей, которые ценными историческими документами обладают. Но, тем не менее, у 80 процентов есть семейный архив с фотографиями, письмами. 2.3.Характеристика обращения сельских жителей к фонду личной библиотекиНаконец, мы попытались выяснить у респондентов – как часто они обращаются к своим личным библиотекам, пользуются ли фондом, пополняют ли его.40 % ответили, что регулярно обращаются к личной библиотеке, тем не менее, в последнее время все же стараются читать книги в электронном формате, в особенности, книжные новинки.60 процентов ответили, что почти в последнее время не используют личную библиотеку, предпочитая читать книги, статьи в сети Интернет.Это указывает на то, что, к сожалению, популярность печатной книги стремительно снижается, причем, это тенденция актуальна не только для жителей села. Это общая примета информационного общества.Представляется, что на современном этапе книжная культура действительно трансформируется, что связано с наступлением эпохи информационных технологий. В частности, речь идет о появлении новых каналов коммуникации, новых носителей информации, новых потребностей у читателя. Все это не может не вызывать кризис книги как культурного артефакта. Соответственно, под воздействием этих вызовов меняется книжная культура нового поколения. Обратимся к самому понятию «книжная культура». Понятие «книжная культура» используют различные гуманитарные дисциплины, в частности, это книговедение, культурология, социология, психология. Существует множество его трактовок. Понятие это фактически стало универсальным, а подлинный смысл его стал достаточно размытым. Вызовы современности, а также потребности ученых книговедов и культурологов в наличии единого и точного определения, делают особенно актуальным вопрос относительно сущности книжной культуры как таковой. Крупным книговедом А. А. Сидоровым культура книги определяется в качестве части общественной культуры определенного периода. Он отмечает: «Мы обязаны уметь и выделить в книге ее неповторимо индивидуальные черты, и наряду с этим видеть их общность, неотделимость истории книжного дела от истории культуры в целом, от истории развития общества». Данная точка зрения носит универсальный характер. Сходная с А. А. Сидоровым позиция была высказана В. И. Гульчинским. Им книжная культура оценивается в качестве культурного сегмента, «исторически обусловленной общественной деятельности по созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации». Согласно позиции исследователя, производительные силы и производственные отношения, политическая и юридическая надстройка обуславливают книжную культуру и проводят связь между книжной и общественной культурой. Соответственно, очевидный перекос в сторону преобладания электронных цифровых книг – это знамение нашего времени. Как отмечают исследователи постиндустриального общества (Б. Кагарлицкий, Э. Тоффлер) клиповое мышление – это удел молодого поколения, так как именно оно с раннего возраста использует современные гаджеты, компьютерные технологии. К сожалению, приходится наблюдать, что многим современным детям книги не интересны, они познают мир не посредством текста, а через фильмы, игры и т.п. Кроме того, они не могут сосредоточиться на процессе чтения, страдают дефицитом внимания, в том числе и к прочитанному тексту. И все же, эта позиция разделяется не всеми. К.Г. Фрумкин утверждает, что во все времена существовали люди, хорошо усваивающие информацию из текста, и люди, которые лучше воспринимают информацию с экрана. Современное развитие технологий хотя и направлено на культивирование клипового мышления, но не предопределяет его для каждого конкретного человека: «Во все времена были люди разных способностей и разных склонностей — но если школа прошлого старалась “людей экрана” заставить читать, то теперь сверкающий экранами мониторов побуждает и “людей книги” смотреть больше клипов». При этом исследователь соглашается с мыслью Маршала Маклюэна о том, что развитие электронных средств коммуникации приведет к возвращению человеческого мышления к дотекстовой эпохе, а линейная последовательность знаков перестанет быть базовой структурой нашей культуры». Представляется, что пока преждевременно говорить о том, что цифровые книги полностью вытеснят печатные. Более того, представляется, что цифровая книга – это не враг печатной. Скорее цифровая книга выполняет собственные функции – она делает информацию и книгу более доступной массам.В действительности многие читатели опасаются того, что печатные издания окончательно уйдут в прошлое, а вместе с ними — и старые книги, к которым мы все привыкли. Но не думаю, что произойдет полное вытеснение, по крайней мере в ближайшее время. Необходимо отметить, что чтение электронного текста не всегда является полезным, это может пагубно сказаться на мозге, на таких процессах, как понимание, фокусирование и способность удерживать внимание на деталях, в частности, на содержании текста и поочередности действий. Обоснованы также и опасения в том, что такого рода чтение способно развивать мозг как информационное вместилище, тогда как не происходит развития аналитической, критической формы мышления (исследования Г. Лукьянец, Л. Макаровой, Е. Тюриной и т.д.)[1,7,8,9] . Все вышеперечисленные опасения приводят к остроте противоборства защитников печатной и цифровой книги. Электронные книги оказывают и противоречивое воздействие на детское развитие. К примеру, если детские электронные книги сопровождаются изображениями, анимацией и звуковыми эффектами, если все исполнено с учетом детского восприятия, то такие электронные книги, безусловно, рассматриваются как прекрасное развивающее пособие. Детям свойственно понимать трудные части текста, если присутствует наглядный материал. Неоспоримое достоинство электронной книги заключается в общей доступности информации и повышении уровня образованности. Цены на печатные книги постоянно растут, что связано с объективными экономическими причинами, тогда как электронный носитель в аспекте цены гораздо более доступен. Но все же, полагаю, что многие со мной согласятся в том, что в бумажной книге присутствует некая душа, которой у гаджета совершенно нет. Что касается материального воплощения книги, то один из наиболее обсуждаемых вопросов в этом направлении — существование книги печатной и электронной. Среди особенно примечательных новаций последнего времени можно отметить радикальное изменение способов фиксации и доставки текстов читателю. Вопреки самым пессимистичным прогнозам печатная книга и даже печатная пресса (которой еще в середине ХХ в. предрекалась быстрая смерть) своих позиций не сдают. Очевидно, что существуют объективные причины, обеспечивающие жизнь печатных изданий и их некие преимущества перед электронными. Немаловажно и то, что сегодняшнее общество позитивно относится к чтению, что подтверждает точка зрения О. В. Сергеевой: «“Быть читателем” — это все еще позитивная оценка личности. Неумение читать в нашем обществе действует как источник затруднений. Неграмотность не только очень неудобна, она также несет клеймо. Возможность читать оценивается как навык, дающий вход молодому человеку в современное общество, и достижения в школе и впоследствии в профессии зависят от грамотности». Нам кажется, что такое отношение общества к грамотности определяет и отношение к печатной книге, ведь книга — это некий архетип грамотности и знаний, и стереть его из памяти общества весьма непросто [1].И все-таки невозможно не признать, что с появлением новых информационных технологий книга трансформируется, меняется, приобретает электронную форму, оставаясь, по сути, тем же носителем знания. Р. Шартье замечает, что в начале XXI в. противоречия между печатной книгой и информационными технологиями уже нет: «В наше время возник экран нового типа. В отличие от кино и телевидения, он является носителем текстов — конечно, не только текстов, но и текстов тоже. Если раньше книга, письменный текст, чтение противостояли экрану и изображению, то теперь сложилась новая ситуация: у письменной культуры появился новый носитель, а у книги — новая форма». Эта позиция кажется правильной. Наконец, коснемся вопроса относительно пользы электронной и печатной книги для детей. О пользе чтения, конечно же, говорить излишне. В начальной школе курс литературного чтения направлен на то, чтобы сформировать грамотного читателя, который способен чувствовать и понимать литературное произведение. Таким образом, главная цель состоит в формировании базовых читательских умений, а через становление данных умений, собственно, и осуществляется процесс развития речи, культуры речи. Ребенок усваивает богатство произведений, у него формируется большой словарный запас, формируется речевой вкус. И на уроках я планирую использовать всегда только печатные книги, поскольку именно они формируют эти читательские навыки. Работа с непосредственным текстом, с книгой, с иллюстрациями – это бесценный опыт.Тем не менее, электронные книги можно использовать с пользой для детского развития. В частности, есть дети, которым в силу многих обстоятельств и особенностей, сложно концентрироваться на печатной книге. И здесь на помощь педагогам и родителям могут прийти именно цифровые развивающие издания. Книги, которые доступны в магазинах приложений для телефонов и планшетов наделены многочисленными полезными функциями. Они говорят, демонстрируют интерактивные сценки, предлагают найти что-нибудь на экране, имеют элементы дополненной реальности, что приковывает внимание ребенка, учит детей удерживать внимание. Но все же, это никак не замена печатной книги, поскольку даже интерактивные элементы в книге несут некоторую опасность. Дети быстро забывают суть прочитанного, сюжетную основу. Чтобы полноценно формировать и развивать память, внимание, читательские навыки и книжную культуру, мы должны использовать преимущественно печатные книги, которые приучают ребенка концентрироваться на тексте, работать с текстом. Таким образом, электронная книга – это не враг печатной книги, а электронные книги могут и должны органично дополнять существование и использование печатных книг. ЗаключениеЛичная библиотека - совокупность зафиксированных на бумажных носителях (опубликованные и рукописные), а также фото-, фильмо-, фоно- и электронных документов, обладающая определенным смысловым единством, принадлежащая одному человеку. Это разновидность домашней библиотеки. Частная библиотека - это домашняя (семейная или личная) библиотека, открытая владельцем (владельцами) для общественного пользования.Личная библиотека в жизни сельского жителя может играть важную роль в следующих аспектах:Образование и саморазвитие: книги являются одним из самых доступных и дешевых источников знаний. Они могут помочь сельским жителям расширять свой кругозор, приобретать новые навыки и знания, которые могут быть полезными в повседневной жизни или в будущей карьере.Развлечения и отдых: книги также могут служить источником развлечений для сельских жителей. Они помогают отвлечься от повседневной рутины, расслабиться и отдохнуть.Социальная интеграция: личная библиотека может помочь человеку установить социальные связи и контакты. Например, обсуждение книг с другими людьми может стать основой для новых дружеских или даже романтических отношений.Передача знаний и традиций: личная библиотека также может служить инструментом для передачи знаний и культурных традиций из поколения в поколение. Родители могут читать детям книги, обсуждать с ними прочитанное, что способствует развитию их мышления и воображения.Уважение и престиж: в обществе с высоким уровнем образования и культуры наличие личной библиотеки может быть показателем образованности и интеллигентности человека.Как показало исследование личных библиотек жителей села Верхняя Иреть, сельские жители имеют личные библиотеки, преимущественно состоящие из произведений классики, но есть и отрицательная тенденция – все больше жители села читают книги в сети Интернет. Соответственно, сегодня необходимо проводить работу по развитию культуры печатной книги в селе. Список литературыВасильева, О.И. Почему полезно читать детям книги. // Начальная школа. 26.05.2019. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/05/26/pochemu-polezno-chitat-detyam-knigi - Текст : электронный.Захарова, О.В. Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Захарова Ольга Владимировна; [Место защиты: Морд.гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/64 – текст : электронный. Елагина, А. С. Сельские библиотеки как элемент культурного ландшафта России /А.С. Елагина // Культура и цивилизация. - 2016. - Т. 6, № 5В. - С. 458—469. – Текст: непосредственный.Зуляр, Р. Ю.  Информационно-библиографическая культура : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Ю. Зуляр. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18862-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/551827 (дата обращения: 24.03.2024).Ильина, О. Н. Личные библиотеки как источник по истории культуры. – https://cyberleninka.ru/article/n/lichnye-biblioteki-kak-istochnik-po-istorii-kultury?ysclid=lu5k5m7kbb80374650 – Текст : электронный. Комарова, Л. Ю. Личные библиотеки как часть и источник изучения книжной культуры. - https://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya_2016/text/komarova2.pdf - Текст : электронный. Крылова, Е.В. Книжная культура сегодня. https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-kultura-segodnya-podhody-k-opredeleniyu-i-soderzhanie-ponyatiya – Текст: электронный. Кузьмина, И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. №4. С.43-45. – Текст : непосредственный.Лизунова, И.В. Рынок электронных книг в России: специфика производства и дистрибуции//Текст. Книга. Книгоиздание. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-elektronnyh-knig-v-rossii-spetsifika-proizvodstva-i-distributsii - Текст : электронный. Личные библиотеки как часть жизненного пространства. - https://otr-online.ru/programmy/knizhnoe-izmerenie/lichnye-biblioteki-kak-chast-zhiznennogo-prostranstva-34313.html?ysclid=lu5kn8ar5s986880872 –Текст : электронный. Мелентьева, Ю.П. Общая теория чтения = Theoryofreading / Ю.П.Мелентьева ; Рос.акад. наук, Федер. гос. бюджет. учреждение науки Науч. Ииздат. центр «Наука», Центр исслед. книжной культуры.— Москва : Наука,2015.— 229 с.Лопатина, Н.В. Книжная культура информационного общества. – Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/69/898/ - Текст : электронный. Радишаускайте, Н.В., Лизунова, Н.В. Личная библиотека: от терминологического анализа к пониманию явления. - https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=PRSV-bblg/2020/3-041399697&ysclid=lu5kkzhlew881437682 – Текст : электронный. Румянцев, М. С. Личные библиотеки как объект интереса в историографии (на примере личной библиотеки семьи Церковницких). - https://kirmuseum.org/sites/default/files/ebook/2021/rumancev._%3C%3Clicnye_biblioteki_kak_obekt_interesa_v_istoriografii%3E%3E.pdf – Текст : электронный. Струкова, М.С. Личные библиотеки в современном обществе. - https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2018/inf-doc-obespech-upravl/5/strukova.pdf - Текст: электронный.

1. Васильева, О. И. Почему полезно читать детям книги. // Начальная школа. 26.05.2019. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/05/26/pochemu-polezno-chitat-detyam-knigi - Текст : электронный.
2. Захарова, О.В. Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Захарова Ольга Владимировна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/64 – текст : электронный.
3. Елагина, А. С. Сельские библиотеки как элемент культурного ландшафта России /А.С. Елагина // Культура и цивилизация. - 2016. - Т. 6, № 5В. - С. 458—469. – Текст: непосредственный.
4. Зуляр, Р. Ю. Информационно-библиографическая культура : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Ю. Зуляр. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18862-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/551827 (дата обращения: 24.03.2024).
5. Ильина, О. Н. Личные библиотеки как источник по истории культуры. – https://cyberleninka.ru/article/n/lichnye-biblioteki-kak-istochnik-po-istorii-kultury?ysclid=lu5k5m7kbb80374650 – Текст : электронный.
6. Комарова, Л. Ю. Личные библиотеки как часть и источник изучения книжной культуры. - https://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya_2016/text/komarova2.pdf - Текст : электронный.
7. Крылова, Е.В. Книжная культура сегодня. https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-kultura-segodnya-podhody-k-opredeleniyu-i-soderzhanie-ponyatiya – Текст: электронный.
8. Кузьмина, И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. №4. С.43-45. – Текст : непосредственный.
9. Лизунова, И.В. Рынок электронных книг в России: специфика производства и дистрибуции//Текст. Книга. Книгоиздание. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-elektronnyh-knig-v-rossii-spetsifika-proizvodstva-i-distributsii - Текст : электронный.
10. Личные библиотеки как часть жизненного пространства. - https://otr-online.ru/programmy/knizhnoe-izmerenie/lichnye-biblioteki-kak-chast-zhiznennogo-prostranstva-34313.html?ysclid=lu5kn8ar5s986880872 –Текст : электронный.
11. Мелентьева, Ю. П. Общая теория чтения = Theory of reading / Ю.П. Мелентьева ; Рос. акад. наук, Федер. гос. бюджет. учреждение науки Науч. И издат. центр «Наука», Центр исслед. книжной культуры.— Москва : Наука, 2015.— 229 с.
12. Лопатина, Н.В. Книжная культура информационного общества. – Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/69/898/ - Текст : электронный.
13. Радишаускайте, Н.В., Лизунова, Н.В. Личная библиотека: от терминологического анализа к пониманию явления. - https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=PRSV-bblg/2020/3-041399697&ysclid=lu5kkzhlew881437682 – Текст : электронный.
14. Румянцев, М. С. Личные библиотеки как объект интереса в историографии (на примере личной библиотеки семьи Церковницких). - https://kirmuseum.org/sites/default/files/ebook/2021/rumancev._%3C%3Clicnye_biblioteki_kak_obekt_interesa_v_istoriografii%3E%3E.pdf – Текст : электронный.
15. Струкова, М.С. Личные библиотеки в современном обществе. - https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2018/inf-doc-obespech-upravl/5/strukova.pdf - Текст: электронный.