Роль индивидуальной гигиены полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гигиена
  • 32 32 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 27.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты индивидуальной гигиены полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта 5
1.1. Понятие воспалительных заболеваний пародонта 5
1.2. Индивидуальная гигиена полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта 6
ГЛАВА 2. Анализ роли индивидуальной гигиены полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта 11
2.1. Анализ уровня заболеваемости воспалительными заболеваниями пародонта, качества индивидуальной гигиены полости рта 11
2.2. Анализ результатов анкетирования 16
2.3. Предложения по коррекции выявленных недостатков в гигиене полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бланк анкеты 31

Фрагмент для ознакомления

Задачами такого обучения будет:Разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, роли гигиены и питания в профилактике стоматологических заболеваний.Информирование населения об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения.Убеждение населения в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи.Каждый медицинский работник ежемесячно 4 часа рабочего времени должен использовать для санитарно-просветительской работы среди населения. В обучении должны участвовать, помимо врачей-стоматологов и гигиенистов стоматологических, психологи и педагоги.По видам и организационным формам обучение подразделяется на: индивидуальное;групповое;массовое;целевое.Наиболее популярной формой (92%) санитарно-просветительной работы являются индивидуальные беседы во время приема у стоматолога, реже – лекции и чаще – стенды и санитарные бюллетени. При проведении санитарно-просветительской работы по профилактике стоматологических заболеваний рекомендуется придерживаться определенных тем:Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи. Роль оздоровительных мероприятий для развития и со стояния органов и тканей полости рта. Гигиенический уход за полостью рта. Предупреждение заболеваний полости рта. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков развития зубочелюстной системы.Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая, стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодых матерей, посвященные правильному питанию детей, обеспечение качественными продуктами детского питания раздаточных пунктов. Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все большие группы населения района, города, республики, например передачи по телевидению по вопросам профилактического значения гигиены полости рта. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены, доступные для приобретения их широкими слоями населения. Такая работа позволяет добиться максимальных результатов при минимальных затратах времени и средств.Еще более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако медицинская эффективность таких бесед, как показывает опыт, небольшая.Целевое стоматологическое просвещение – работа с детьми, родителями, учителями, средним медперсоналом, руководством, общественными деятелями (агитация, очно).К методам стоматологического просвещения относятся:Лекция – последовательное изложение большой информации. Беседа – для вводных занятий и контроля усвоения знаний. Семинар – фронтальное или групповое общение для освещения проблемы, где каждый выступает с сообщением. Дискуссия – парный, коллективный метод общения для обмена знаниями по проблеме. Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок.Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление с явлениями. Иллюстрация – менее эффективна чем демонстрация, это показ предметов на рисунках, плакатах, схемах, фотографиях. Работа с текстом –метод самостоятельного научения .Упражнения – планомерное повторное выполнение пациентом заданных действий для освоения и повышения качества выполнения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках исследования мы изучили роль индивидуальной гигиены полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта.Полученные сведения позволяют заключить следующее:Воспалительные болезни пародонта – это инфекции десны, кости и окружающих тканей зубов, вызванные бактериями, находящимися в зубном налете. Сюда относятся гингивит, пародонтит, пародонтоз. Гигиена полости рта – основное направление в профилактике заболеваний воспалительных пародонта.Анализ уровнязаболеваемости воспалительными заболеваниями пародонта, качества индивидуальной гигиены полости рта показал, что он остается высоким. Из 30 опрошенных нами 22 человека имеют такие заболевания. При этом наблюдается четкая зависимость междузаболеваемость воспалительными заболеваниями пародонта и уровнем гигиены полости рта, который демонстрируют опрошенные. Сопоставив полученные данные с данными анкетирования пациентов, мы сделали вывод, что опрошенные с высокой заболеваемостью плохо следят за своей ротовой полостью.Так, что в группе с высокой заболеваемостью 27,3% опрошенных чистят зубы 1 раз в день, менее минуты зубы чистят 50,0% опрошенных, посещали стоматолога 1 раз в 3 месяца в 36,4% случаев, употребляют в пищу сладости ежедневно в 54,5% случаев. Эти опрошенные почти не пользуются дополнительными средствами, оборудованием. Поведение опрошенных с низкой заболеваемостью более благоприятное. Нами были предложены меры по коррекции выявленных недостатков в гигиене полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта. Мы предлагаем усилить меры по стоматологическому просвещению, что позволит снизить риски неблагоприятного поведения при гигиене полости рта и, как следствие, снизит риски развития заболеваний пародонта.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВольф Г.Ф. Пародонтология / Г.Ф. Вольф, Э.М. Ратейцхак, К. Ратейцхак; пер. с нем.: под ред. проф. Г.М. Барера. – 2-е изд. – М.: МЕДпрссинформ, 2014. – 548 с.Гигиена полости рта: учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования уровня ординаторы / А.А. Ремизова, М.Г. Дзогоева, А.Е. Гурина, Ю.И. Тиньгаева; под ред. А.А. Ремизовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 153 с.ГрудяновА.И. Вопросы диагностики и классификации болезней пародонта. Проблемы и решения / А.И. Грудянов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2021. – 164 с.ГрудяновА.И. Средства и методы профилактики воспалительных заболеваний пародонта / А.И. Грудянов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. – 96 с.ГрудяновА.И. Этиология и патогенез воспалительных заболеваний пародонта / А.И. Грудянов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. – 96 с.Заболевания пародонта / под общ.ред. проф. Л.Ю. Ореховой. – М.: Поли Медиа Пресс, 2004. – 432 с.Карасев М.М. Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации / М.М. Карасев, О.В. Белоусова, Е.А. Белоусов, П.Е. Белоусов // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2020. – № 1. – С. 43-44.Клиническая пародонтология и дентальная имплантация: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Н.П. Ланга, Я. Линде; науч. рук. Перевода А.М. Панин, А.М. Цициашвили. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 816 с.Кузьмина Э.М. Профилактическая стоматология: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования / Э.М. Кузьмина, О.О. Янушевич, И.Н. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. – М.: Практическая медицина, 2024. – 539 с.Орехова Л.Ю. Стоматология профилактическая: учебник для стоматологии профилактической / Л.Ю. Орехова, С.Ю. Улитский. – СПб.: Человек, 2023. – 332 с.Пародонтит / под ред. Л.А. Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 504 с.Пародонтология: национальное руководство / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 712 с.Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта у взрослых: учебное пособие для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета / А.И. Николаев, Л.М. Цепов, И.М. Макеева, А.П. Ведяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2021.– 205 с.СиракС.В. Профилактика кариеса и воспалительных заболеваний пародонта с использованием зубных эликсиров / С.В. Сирак, И.М. Быков, А.Г. Сирак, Л.В. Акопова // Кубанский научный медицинский вестник, 2013. – № 5. – С. 166-169.Средства индивидуальной гигиены полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / Ф.Ю. Даурова, Ю.А. Таптун, Д.И. Томаева. – М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 70 с.Терапевтическая стоматология: учебник / под ред. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2002. – 640 с.Терапевтическая стоматология: учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.В. Боровского. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 840 с.Успенский О.А. Особенности гигиены полости рта у пациентов с заболеваниями слизистой оболочки полости рта: учебное пособие / Р.А. Успенская, Н.В. Круголова, А.В. Кочубейник. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2020. – 77 с.ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бланк анкетыАнкетаКак часто Вы чистите зубы?Реже 1 раза в день1 раз в день2 раза в день3 и более раза в деньСколько времени у Вас занимает чистка зубов?Менее минуты1-2 минуты3 минуты4 и более минутыКак часто Вы меняете зубную щетку?Один раз в месяц Один раз в три месяцаОдин раз в год или режеПока щетина на головки щетки не потеряет формуКак часто Вы употребляет сладкое (конфеты, шоколад и т. д.)?Каждый день 2-3 раза в неделюРаз в неделюРаз месяц или режеНе употребляюПользуетесь ли Вы дополнительными предметами гигиены (да / нет)Флосс – да / нетЗубочистка – да / нетСкребок для языка – да / нетЕршики – да / нетПользуетесь ли Вы электрическими средствами для гигиены полости рта?(да / нет)Ирригатор – да / нетЭлектрическая зубная щетка – да / нетКак часто Вы посещаете стоматолога?Раз в месяцОдин раз в пол годаОдин раз в годКогда что-то заболитНе посещаю

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вольф Г.Ф. Пародонтология / Г.Ф. Вольф, Э.М. Ратейцхак, К. Ратейцхак; пер. с нем.: под ред. проф. Г.М. Барера. – 2-е изд. – М.: МЕДпрссинформ, 2014. – 548 с.
2. Гигиена полости рта: учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования уровня ординаторы / А.А. Ремизова, М.Г. Дзогоева, А.Е. Гурина, Ю.И. Тиньгаева; под ред. А.А. Ремизовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 153 с.
3. Грудянов А.И. Вопросы диагностики и классификации болезней пародонта. Проблемы и решения / А.И. Грудянов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2021. – 164 с.
4. Грудянов А.И. Средства и методы профилактики воспалительных заболеваний пародонта / А.И. Грудянов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. – 96 с.
5. Грудянов А.И. Этиология и патогенез воспалительных заболеваний пародонта / А.И. Грудянов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. – 96 с.
6. Заболевания пародонта / под общ. ред. проф. Л.Ю. Ореховой. – М.: Поли Медиа Пресс, 2004. – 432 с.
7. Карасев М.М. Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации / М.М. Карасев, О.В. Белоусова, Е.А. Белоусов, П.Е. Белоусов // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2020. – № 1. – С. 43-44.
8. Клиническая пародонтология и дентальная имплантация: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Н.П. Ланга, Я. Линде; науч. рук. Перевода А.М. Панин, А.М. Цициашвили. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 816 с.
9. Кузьмина Э.М. Профилактическая стоматология: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования / Э.М. Кузьмина, О.О. Янушевич, И.Н. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. – М.: Практическая медицина, 2024. – 539 с.
10. Орехова Л.Ю. Стоматология профилактическая: учебник для стоматологии профилактической / Л.Ю. Орехова, С.Ю. Улитский. – СПб.: Человек, 2023. – 332 с.
11. Пародонтит / под ред. Л.А. Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 504 с.
12. Пародонтология: национальное руководство / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 712 с.
13. Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта у взрослых: учебное пособие для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета / А.И. Николаев, Л.М. Цепов, И.М. Макеева, А.П. Ведяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2021.– 205 с.
14. Сирак С.В. Профилактика кариеса и воспалительных заболеваний пародонта с использованием зубных эликсиров / С.В. Сирак, И.М. Быков, А.Г. Сирак, Л.В. Акопова // Кубанский научный медицинский вестник, 2013. – № 5. – С. 166-169.
15. Средства индивидуальной гигиены полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / Ф.Ю. Даурова, Ю.А. Таптун, Д.И. Томаева. – М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 70 с.
16. Терапевтическая стоматология: учебник / под ред. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2002. – 640 с.
17. Терапевтическая стоматология: учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.В. Боровского. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 840 с.
18. Успенский О.А. Особенности гигиены полости рта у пациентов с заболеваниями слизистой оболочки полости рта: учебное пособие / Р.А. Успенская, Н.В. Круголова, А.В. Кочубейник. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2020. – 77 с.