«Особенности японской модели менеджмента»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория организации
  • 45 45 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения японского менеджмента 5
1.1. Японская модель управления: основные понятия и содержание 5
1.2. Сочетание централизации и децентрализации в управлении компаниями с подходами «Кайдзен» и «Канбан» 9
ГЛАВА 2. Особенности применения японской модели управления
в японских и российских компаниях 15
2.1. Особенности японского менеджмента 15
2.2. Опыт использования системы «Кайдзен»: преимущества и недостатки 19
ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию применения японской модели менеджмента в практике бизнес-процессов компании «CANON» 27
3.1. Внедрение бережливого производства на примере подхода «Кайдзен» 27
3.2. Обоснование предложений по внедрению «Кайдзен» в компании «CANON» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Фрагмент для ознакомления

Итак, для их практического применения в деятельности сотрудники должны любить инновации и иметь талант к предпринимательству. Это является одной из основ видения компании, сосредоточенного на будущем росте. Руководство серьезно относится к своим планам, и лидерам отведено в них важную роль. Менеджмент компании создал программу для лидеров Canon, в которой принимают участие 400 ведущих менеджеров, которые применяют стратегию компании ведения бизнеса и взаимодействия в своих командах.3.2. Обоснование предложений по внедрению «Кайдзен»в компании «CANON»«Кайдзен»-компании привлекают минимум ресурсов, минимум людей и производят ровно столько, сколько могут продать. Внедрение концепции «Кайдзен» в компании «Canon» началось с понимания ее ценности высшими руководителями. Процесс может начаться только в том случае, если они станут его инициировать. Применение концепции «Кайдзен» дает возможность сэкономить численность штата на 10–20%, а иногда и на 50%. Самое сложное в концепции «Кайдзен» – это делать улучшения постепенно и постоянно. Самое сложное – это поддерживать изменения. Для этого необходимо создать в компании команду кайдзен. Это долгосрочная стратегия.Воплощением деятельности компании «Canon» в области «Кайдзен» стала производственная система СPS – CanonProductionSystem. Цели этой системы состоят в создании более качественной продукции по более низким ценам и ускорении ее поставок. Для их достижения «Canon» разработала три следующие системы: обеспечение качества (QA), обеспечение производства (РА) и обучение персонала (РТ) (рис. 2).Рисунок2 – Структурная схема производственной системыCanonProductionSystem [11]Третьей базовой структурой производственной системы «Canon» (CPS) служит система обучения персонала, которая предполагает постоянное обучение сотрудников компании в рамках программы пожизненного образования. Другими важными инструментами решения задач производственной системы «Canon» (CPS) служат сферы инвестиций и устранение потерь (табл. 2).Таблица 2Девять видов потерь «Canon»Категория потерь Природа потерьКак добиться экономииНезавершенное производствоСкладирование изделий или продуктов, которые не нужны в ближайшее времяСовершенствование учета запасовОтбраковка Производство дефектной продукции Снижение брака Оборудование Простои оборудования и поломки, требующие длительной наладки Повышение коэффициента использования мощностей РасходыИзбыточные инвестиции, не соответствующие требуемому результату Сокращение расходовНепрямой трудИзбыток персонала из-за плохой системы непрямого трудаЭффективное распределение заданий Конструирование Выпуск продукции с большим числом функций, чем надоСнижение затратТалант Использование людей для работы, которую можно механизировать или поручить менее квалифицированным специалистам Сокращение или максимизация трудаДвижениеНесоблюдение стандартов работы Совершенствование стандартов работыОсвоение новой продукции Медленное начало стабилизации производства Ускорение перехода к серийному производству Продукция компании получила мировое признание благодаря высокому качеству, поэтому «Canon» стремится его обеспечить на всех стадиях разработки, производства и продаж. Для решения ее задач в области обеспечения производства «Canon» разработала две подсистемы: HIT (аналог концепции точно вовремя) и сигнальную. Первая означает, что детали и изделия производятся лишь тогда, когда надо, и только в том количестве, какое требуется. «Canon» использует для этой цели карты HIT, или сигналы. Обе подсистемы служат для обеспечения производства в соответствии с концепцией точно вовремя путем использования принципа визуализированного контроля.В производственной системе «Canon» происходит оценка действий относительно устранения девяти видов потерь. Руководство компании убежден в том, что использование такой классификации помогает людям в следующем:1) осознать проблему;2) перейти от улучшения операций к системному совершенствованию;3) понять необходимость саморазвития. Стремясь стать по-настоящему образцовой международной компанией, которую любят и уважают во всем мире, корпорация «Canon» внедрила в 1996 г. средне- и долгосрочный План становления образцовой глобальной корпорации (ExcellentGlobalCorporationPlan), что тоже является частью реализации стратегии «Кайдзен». Суть Плана заключается в следующих основных моментах. 1. Инновации для создания лучших в мире продуктов. Благодаря выпуску инновационных и привлекательных продуктов и акценту на решениях и услугах с высокой прибылью компания стремится достичь лидирующих позиций во всех основных сферах своей деятельности. В то же время компания продолжает развивать дополнительные направления бизнеса в смежных областях, таких как сетевые камеры и сегмент розничной торговли фотопродукцией.2. Глобализация инновационных технологий. Компания прикладывает дополнительные усилия для развития двух новых направлений бизнеса «Canon» – создания медицинских диагностических систем и интеллектуальных роботов для автоматизированного производства. Кроме того, обустраивая свою систему управления с тремя региональными головными офисами, в дополнение к центру инноваций в Японии руководство добавляет центры в США и Европе, развивая бизнес в каждом из этих регионов в соответствии с их региональными особенностями.3. Стремление создать лучшее в мире производство. Стремясь к рациональному производству с точки зрения качества продукции и затрат, компания постоянно оценивает такие факторы, как дистрибуция, поставки компонентов, рабочая сила и риски. Производство становится еще более эффективным благодаря созданию инструментов, материалов и технологий, включая автоматизированные системы производства, собственными силами компании.4. Стремление добиться наивысших показателей. Помимо развитых стран, компания работает также над точным анализом тенденций в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки, чтобы создавать эффективные структуры сбыта в этих регионах. На развитых рынках компания укрепляет бизнес-направления по разработке решений, тогда как на развивающихся рынках – работает над расширением сетей торговых представительств.5. Стремление построить устойчивое общество. Разработав и внедрив технологию экономии электроэнергии и ресурсов, корпорация «Canon» стремится уменьшить воздействие на окружающую среду на всем протяжении жизненного цикла продукции: от исходной разработки до окончательной переработки. Компания стремится стать прогрессивной компанией, которая не только успешно улучшает стиль жизни, но и защищает окружающую среду.6. Обучение лидеров завтрашнего дня. Следуя трем руководящим принципам («Сан-джи»), компания постоянно стремимся преобразовать компанию за счет собственного духа предпринимательства. Компания не только совершенствует и распространяет эту корпоративную культуру, но также проводит международные программы обучения с целью развития глобальных трудовых ресурсов.Кроме того, в рамках анализируемой концепции «Кайдзен» была создана служба CanonGlobalServices, которая направлена на оптимизацию эффективности и производительности бизнеса для международных клиентов. Служба глобального обслуживания CanonGlobalServices рассчитана на клиентов, работающих на мировой арене. Компания «Canon» повышает эффективность разработки высококачественных продуктов различными способами, включая применение самых современных технологий и построение гибких систем на базе знаний и опыта, накопленных сотрудниками компании за много лет. Корпорация работает над созданием вдохновляющих проектных решений, раскрывающих преимущества передовых технологий, и оценивает их путем воспроизведения типичных условий эксплуатации. Такой подход помогает «Canon» разрабатывать революционно новые продукты, созданные с учетом точки зрения пользователя.Чтобы повысить качество и сократить затраты, «Canon» занимается глобальной оптимизацией своей производственной системы, постоянно совершенствуя свои производственные процессы вплоть до самых мелких деталей и уделяя им максимальное внимание. В ответ на изменения производственных условий руководство последовательно устраняет неэффективные операции и внедряет инициативы для создания высококачественных продуктов. К числу таких инноваций относятся ячеечная система производства «человек-машина» – очередной этап эволюции ячеечной системы производства; собственное производство и разработка компонентов и оборудования, а также автоматизация с внедрением созданной «Canon» технологии машинного зрения SuperMachineVision.В ходе глобальной оптимизации производства «Canon» определяет наиболее подходящие места для производства путем комплексного анализа таких факторов, как затраты, налоги, средства распределения, простота закупки компонентов и труд. Компания поддерживает и расширяет производство в Японии за счет автоматизации и одновременно развивает производство расходных материалов на местах в Северной и Южной Америке, и Европе. Чтобы усилить производственную систему, в 2013 году менеджмент компании открыл производство на новых предприятиях на Филиппинах, в Таиланде и Бразилии [13].«Canon» стремится обучать своих сотрудников во всем мире, чтобы подготовить лидеров завтрашнего дня, которые станут успешными руководителями производственных объектов. Учащиеся получают навыки и знания в областях обработки компонентов, участвуют в практических занятиях, знакомятся с методами управления «Canon» и получают технические знания, которые пригодятся им на рабочих местах при выполнении своих должностных обязанностей.В соответствии с собственным стандартом качества продукции «Качество Canon» руководство компании постоянно стремится обеспечить безопасность, доверие и удовлетворенность для каждого своего покупателя. Этот стандарт охватывает разработку продукции, материально-техническое снабжение, сбыт и маркетинг, а также послепродажное обслуживание и поддержку продуктов, приобретенных покупателем. Чтобы укрепить доверие, которое покупатели испытывают к бренду «Canon», компания прилагает все усилия к обеспечению высочайшего уровня качества в рамках основной политики компании – создания продуктов, с которыми нет проблем и к которым нет претензий. Логистическая же система «Canon» нового поколения позволяет обеспечить оперативное, безопасное и рентабельное глобальное распределение в рамках всей группы компаний CanonGroup. Эта система содержит все данные для каждого региона, позволяя менеджменту эффективно управлять цепочкой поставок. В дополнение к этому отдел логистики в глобальной штаб-квартире компании играет центральную роль в содействии экоустойчивой организации глобального распределения и работает над снижением выбросов CO2.В соответствии с концепцией защиты окружающей среды ActionforGreen компании «Canon» руководство внедряет инициативы по улучшению стиля жизни и работы для оздоровления окружающей среды. Создавая высокофункциональные и удобные в использовании продукты, менеджмент компании стремится уменьшить вредное воздействие на окружающую среду на каждом этапе жизненного цикла «производство – эксплуатация – переработка».Отличительно, что реализация и поддерживание «Кайдзен» на практике не требует особого финансирования. «Кайдзен» применим в компании любого размера и для любых отраслей. В то время как «Канбан» применим только для штучного производства, так как при производстве товара большими партиями, требующем долгой переналадки оборудования, или, если хранение деталей обходится слишком дорого, нецелесообразно стремиться к тому, чтобы быстро передать детали с участка дальше. Для единичного и мелкосерийного производства также используют системы планирования APS и MES.В отношении работы команды менеджменту компании «Canon» следует придерживаться следующих позиций: Шаговые улучшения приводят к большим стратегическим победам. Менеджмент компании не должен ждать совершенства: 50%-е улучшение – это уже хорошо. Улучшения могут быть небольшими, но в совокупности дадут синергетический эффект. Следует поощрять шаговые улучшения, инициативность и аналитический подход на любом уровне. «Лучше мудрость пять человек, чем экспертиза одного»: следует уполномочивать каждого работника принимать участие в решении проблем. Если менеджмент видит, что что-то неправильно, надо просто исправить как можно раньше. Информирование и осведомленность имеют огромное значение для чувства причастности к компании: по кайдзен, весь персонал должен оставаться полностью информированным о делах компании. Кайдзен на уровне личности и специалиста – это непрерывное самосовершенствование и дисциплинирование самого себя. Необходимо развивать умение контролировать себя, культивировать уважение между коллегами. Следует концентрироваться на задаче и мыслить логически. Прежде чем принять решение, следует спросить: «Почему» пять раз, пока не найдется «корневая» причина (5 WhyMethod – Метод 5 «Почему»).Необходимо устранение основной причины и предотвращение рецидивов. Нельзя путать причину проблемы с ее проявлениями. Открытое признание проблем и отказ от обвинений: по кайдзен, смысл решения проблемы не в том, чтобы найти виноватого, а в том, чтобы обнаружить, что работает неправильно. Изначальная установка – там, где нет проблем, совершенствование невозможно. Поэтому нет смысла в установлении виновных, а все проблемы выносятся на открытое обсуждение для коллективного поиска решений. Акцент на командную работу: каждый становится членом рабочей команды и соответствующего круга качества. При этом команды межфункциональны, они могут работать на разных участках процесса. Реализация этого правила выражается в постоянной ротации, которая характерна для японского менеджмента. Делегирование в кайдзен-компаниях происходит каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению одного сотрудника по многим специальностям и формированию спектра навыков. Кайдзен предполагает открытость, поддерживание связей между отделами и развитие отношений между коллегами, поскольку это конвертируется в хорошие результаты работы и успех компании. Развитие происходит по горизонтали: удачные находки сотрудника легко внедряются во всей компании «Canon» и становятся ее достоянием.Вывод к главе 3.Подводя итог, следует отметить, что применение предложенных рекомендаций даст возможность компании «Canon» постоянно совершенствоваться и развиваться, что в свою очередь, обеспечит ей конкурентные преимущества на многие годы. А, внедрение «Кайдзен» на предприятии, если оно осуществляется системно, позволит увеличить производительность труда и эффективность функционирования предприятия, снизить уровень аварийности машин и оборудования; снизить уровень (внутренних и внешних) дефектов продукции; улучшить организацию работы в производственных цехах; кардинально улучшить поток материалов и информации, достичь прозрачности процессов на предприятии; усовершенствовать организационную структуру. А что касается менее осязаемых, но очень важных эффектов в деятельности предприятия, то это повышение сознания и кардинальное изменение менталитета работников, совершенствование организационной культуры и имиджа фирмы, улучшение сотрудничества с клиентами и поставщиками.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе проведен анализ японской системы управления. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.Принимая во внимание специфику и особенности японской системы управления, ряд наработок и положений может быть использован и в нашей стране. Длительный опыт работы японских предприятий особенно привлекателен, если учитывать отсутствие безработных и сохранение, в то же время, конкурентной средыСледует отметить, что практика применения японской системы управления персоналом на чисто японских зарубежных предприятиях принесла немало положительных результатов. Однако было бы наивным полагать, что ее применение в других странах не сталкивается с определенными трудностями. Например, отдельные стороны японской технологии контроля вызывают неприятие со стороны местного наемного персонала. Внедрение «Кайдзен» на предприятиях, если оно осуществляется системно, позволит увеличить производительность труда и эффективность функционирования предприятия, снизить уровень аварийности машин и оборудования; снизить уровень (внутренних и внешних) дефектов продукции; улучшить организацию работы в производственных цехах; кардинально улучшить поток материалов и информации, достичь прозрачности процессов на предприятии; усовершенствовать организационную структуру. А что касается менее осязаемых, но очень важных эффектов в деятельности предприятия, то это повышение сознания и кардинальное изменение менталитета работников, совершенствование организационной культуры и имиджа фирмы, улучшение сотрудничества с клиентами и поставщиками.Существуют также и проблемы во внедрении данной модели управления. Проведенные профессором К.Хаяси на японских предприятиях в США опросы американских менеджеров показали, что к таким сторонам относятся: неясная, с точки зрения местного персонала, постановка целей; принятие важных решений только японским руководством; ограниченность продвижения по служебной лестнице для работников-неяпонцев; проведение бесчисленных совещаний, в которых участвуют не имеющие непосредственного отношения к обсуждаемому вопросу работники, в результате чего теряется масса времени; невозможность для многих местных работников этих предприятий понять логику применяемых японскими менеджерами методов управления или добиться ее разъяснения.Исследование в дипломной работе проводилось на примере предприятия «Canon». Деятельность компании Canon опирается на корпоративную философию Kyosei, что означает искусство жить и работать вместе для общего блага.Корпорация Canon постоянно чувствует движущую силу, наблюдает развитие и осознает себя как часть бесконечного поиска совершенства. Руководству компании нужны уверенные в своих силах люди, и оно поощряет диалог с участниками делового процесса на всех его уровнях. Благодаря сети сбыта и маркетинга, раскинувшейся в 220 странах и регионах, компания предлагает единое качество услуг в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Океании. Компании по сбыту и маркетингу в составе группы компаний CanonGroup сотрудничают с корпорацией CanonInc., мировой штаб-квартирой компании, и региональными оперативными базами – компаниями CanonEurope, Canon U.S.A., CanonSingapore и CanonMarketingJapan. Canon предлагает богатый ассортимент современного офисного оборудования и оптимальные решения для увеличения производительности бизнеса и информационной безопасности с одновременным снижением затрат и вредного влияния на окружающую среду. Имея хорошую репутацию в качестве партнера по бизнесу во всем мире, «Canon» внедряет широкий ряд инициатив по повышению производительности и эффективности.Таким образом, стратегия кайдзен для успешных организационных перемен руководителей компании. Сказанное тем более справедливо, когда главная цель перемен – сформировать в организации культуру качества. Приверженность здесь означает нечто большее, чем признание на словах, она предполагает, что все высшие руководители организации последовательно поддерживают все меры, относящиеся к качеству, принимают решения, подтверждающие важность качества, и уделяют соответствующим вопросам необходимое время и ресурсы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБасовский, Л. Е. Менеджмент: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 256 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).Данилов-Данилъян В.И. Новая российская энциклопедия: Япон-Ящур / ред. коллегия Некипелов А.Д., Данилов-Данилъян В.И. – М.: Энциклопедия, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 448 с. Имаи, М. Стратегический кайдзен: Как изменить ДНК компании и стать лидером отрасли: практическое руководство / М. Имаи. – М.: Теории от практиков, 2022. – 222 с. Менеджмент: век XXI: сб. статей / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова- – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. Резник, С. Д. Менеджмент. Книга шестая. Управление человеческим потенциалом в социально-экономических системах: избр. статьи / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 357 с. – (Научная мысль). Резник, С. Д. Менеджмент. Книга пятая. Управление человеческим потенциалом в системах высшего образования, подготовки и аттестации научных кадров / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 335 с. – (Научная мысль).Резник, С. Д. Менеджмент: учебное пособие / С. Д. Резник, И. А. Игошина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 367 с. – (Менеджмент в высшей школе). Сигидов, Ю. И. Развитие управленческого учета в рамках концепции кайдзен: монография / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 179 с. – (Научная мысль). СингОнг Ю. Азиатский стиль управления: Как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее: Научно-популярное / СингОнг Ю – М.:Альпина Паблишер, 2018. – 318 с.Стрельцов Д.В. История Японии: учебник для студентов вузов / под ред. Д.В. Стрельцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 592 с. История Canon [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.canon.com/corporate/pdf/Canon-Story-2014-2015-r.pdf.Кайдзен – действиях в CANON: конкретная ситуация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mreadz.com/new/index.php?id=15469&pages=98.Краткая история развития компании Canon [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wd-x.ru/canon.Озеров П. Как измерить интенсивность труда с концепцией «гембакайдзен» [Электронный ресурс] / П. Озеров. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/management/practices/1568071-kak-izmerit-intensivnost-truda-s-kontseptsiei-gemba-kaidzen.Официальное руководство по канбан-методу. – MauviusGroupInc. – 2021: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kanban.university/wp-content/uploads/2021/11/The-Official-Kanban-Guide_Russian_A4.pdf.Сайт ГК «Росатом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rosatom.ru.СингОнг Ю. Азиатский стиль управления: Как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее: Научно-популярное / СингОнг Ю – М.:Альп.Пабл, 2018. – 318 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001988.Шехватов Д. Бережливое производство как элемент стратегий Кайдзен [Электронный ресурс] / Д. Шехватов. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_79/article_3093.Японская модель управления // http://menedzhmenti.ru/page47/page50/index.html.DiscoverToyota [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.toyota.com.

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учебное пособие / Л. Е. Басовский. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 256 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
2. Данилов-Данилъян В.И. Новая российская энциклопедия: Япон-Ящур / ред. коллегия Некипелов А.Д., Данилов-Данилъян В.И. – М.: Энциклопедия, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 448 с.
3. Имаи, М. Стратегический кайдзен: Как изменить ДНК компании и стать лидером отрасли: практическое руководство / М. Имаи. – М.: Теории от практиков, 2022. – 222 с.
4. Менеджмент: век XXI: сб. статей / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова- – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019.
5. Резник, С. Д. Менеджмент. Книга шестая. Управление человеческим потенциалом в социально-экономических системах: избр. статьи / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 357 с. – (Научная мысль).
6. Резник, С. Д. Менеджмент. Книга пятая. Управление человеческим потенциалом в системах высшего образования, подготовки и аттестации научных кадров / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 335 с. – (Научная мысль).
7. Резник, С. Д. Менеджмент: учебное пособие / С. Д. Резник, И. А. Игошина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 367 с. – (Менеджмент в высшей школе).
8. Сигидов, Ю. И. Развитие управленческого учета в рамках концепции кайдзен: монография / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 179 с. – (Научная мысль).
9. Синг Онг Ю. Азиатский стиль управления: Как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее: Научно-популярное / Синг Онг Ю – М.:Альпина Паблишер, 2018. – 318 с.
10. Стрельцов Д.В. История Японии: учебник для студентов вузов / под ред. Д.В. Стрельцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 592 с.
11. История Canon [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.canon.com/corporate/pdf/Canon-Story-2014-2015-r.pdf.
12. Кайдзен – действиях в CANON: конкретная ситуация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mreadz.com/new/index.php?id=15469&pages=98.
13. Краткая история развития компании Canon [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wd-x.ru/canon.
14. Озеров П. Как измерить интенсивность труда с концепцией «гемба кайдзен» [Электронный ресурс] / П. Озеров. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/management/practices/1568071-kak-izmerit-intensivnost-truda-s-kontseptsiei-gemba-kaidzen.
15. Официальное руководство по канбан-методу. – Mauvius Group Inc. – 2021: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kanban.university/wp-content/uploads/2021/11/The-Official-Kanban-Guide_Russian_A4.pdf.
16. Сайт ГК «Росатом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rosatom.ru.
17. Синг Онг Ю. Азиатский стиль управления: Как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее: Научно-популярное / Синг Онг Ю – М.: Альп. Пабл, 2018. – 318 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001988.
18. Шехватов Д. Бережливое производство как элемент стратегий Кайдзен [Электронный ресурс] / Д. Шехватов. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_79/article_3093.
19. Японская модель управления // http://menedzhmenti.ru/page47/page
50/index.html.
20. Discover Toyota [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.toyota.com.