Формирование пластических навыков у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 56 + 56 источников
- Добавлена 04.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования пластических навыков у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства 10
1.1. Понятие пластических навыков 10
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 19
1.3. Средства театрального искусства как инструменты развития младших школьников 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию пластических навыков детей младшего школьного возраста 40
2.1. Оценка сформированности пластических навыков 40
2.2. Организация театрализованной деятельности с целью развития пластических навыков 46
2.3. Оценка эффективности и результативности средств театрального искусства в развитии пластических навыков младших школьников 57
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 69
Для составления программы тренингов нами был осуществлен подбор необходимых упражнений, в ходе подбора мы опирались на работы таких выдающихся деятелей театрального искусства, как К. С. Станиславский, М. А. Чехов, С. В. Гиппиус, А. Б. Дрознин и др. Также были использованы упражнения и тренинги из личного опыта (авторские тренинги хореографа-постановщика, режиссера пластического театра А. В. Ощепкова) и опыта, полученного в ходе обучения в ИКИ МГПУ от такого педагога, как О. В. Ершова. Следует отметить, что перед выполнением тренингов была проведена беседа, направленная на донесение до сознания участников эксперимента важности и целесообразности выполнения упражнений, их роли, так как участники должны понимать, что тренинги необходимы и помогают овладению навыками пластической выразительности, что непосредственно является целью всего нашего эксперимента. Тренинг на развитие выразительности движений заключается в следующем: Разминка: 1. «Физкульт-минутка». Выполняется ряд упражнений из стандартной физкультурной разминки (наклоны головы вперед/назад/влево/вправо с небольшой амплитудой, круговые движения головой, далее переходим к разминке плеч, рук, наклоны и круговые движения туловища, разминка ног). Это необходимо для разогрева мышц. Далее добавляется для любого из перечисленных мини-упражнений задание на амплитуду (сильнее, резче/слабее, более ленно). Это упражнение необходимо для разогрева, подготовки к выполнению активного танцевального задания, чтобы избежать травм и растяжений мышц. Основная часть тренинга: «Танцевальный баттл». За основу берутся заранее выученные танцевальные комбинации и соответствующая, знакомая участникам музыка. Участники эксперимента делятся на две команды, включается музыка, их задача – устроить настоящий баттл, все участвуют на равных условиях. Далее условия меняются, задача одной из команд – танцевать в предлагаемых обстоятельствах, когда они очень торопятся, задача другой команды танцевать так, как будто они только проснулись. Вариации упражнения могут меняться (танцевать как зомби/кенгуру/человек, у которого очень длинные ноги; как будто они в бассейне/в очень узком пространстве/стоят на неустойчивой платформе; стеснительно/смело/грустно/как будто не умеют танцевать). Упражнение полезно для формирования музыкальных, танцевальных, пластических навыков, помогает в развитии навыков командообразования, взаимоподдержки. Оказывает положительное влияние на развитие выразительности движений, фантазии и артистичности. Также форма баттла для проведения тренинга является хорошей вариацией развития соревновательных навыков, так как желание одержать победу мотивирует участников как можно ярче показывать свои способности; коллективное соревнование помогает в работе над индивидуальными зажимами, так как в работе в коллективе проще раскрепоститься, потому что фокус внимания обращен на весь коллектив, а не на конкретного человека. Заключительный этап тренинга заключается в создании собственной танцевальной работы/ танцевального этюда. Участники также делятся на две команды и придумывают любую танцевальную комбинацию. Ведущий задает предлагаемые обстоятельства, в которых участникам надо существовать в танце (задаются индивидуально для каждой команды), после баттла команды должны отгадать, что демонстрировали оппоненты. В тренинг на формирование навыков технического мастерства входили следующие упражнения: Разминка: «Свобода» - упражнение, которое направлено на раскрепощение и расслабление, помогает «отключиться» от внешнего мира, существовать в своем темпе. Работает все тело, подключены все органы чувств и развивается фантазия. Упражнение выполняется в свободном стиле, темпе и положении. Участники упражнения могут стоять, сидеть, лежать, включается музыка, сначала нужно ее послушать, потом подключать минимальные движения, любой частью тела, так развивая до полной работы всем телом. В процессе выполнения упражнения участникам предоставляется полная свобода действий, можно ходить по аудитории. Главная цель упражнения – максимально погрузиться в музыку, каждое движение должно быть в гармонии с включенным треком. После выполнения упражнения следует сделать сброс. Упражнение выполняется 7 минут. После разминки можно переходить к основной части тренинга: 1. «Марионетка». Участникам тренинга предлагается пофантазировать и представить себя куклой на ниточках. Упражнение начинается с того, что все куклы «висят в шкафу», тело расслаблено, кроме шеи, за которую тянет «веревочка». Включается медленная мелодия, спокойного характера, у «кукол» начинается выступление. По команде участникам тренинга надо будет напрягать и двигать указанной частью тела, все остальные части тела при этом расслаблены (по очереди называются части тела: рука, шея, палец, ухо, плечо, нога, локоть, пятка и т.д.). Упражнение развивает внимание, координацию, а также направлено на тренировку мышц тела. 2. «Напряги-расслабь». Упражнение начинается стоя ровно, тело не напряжено и не расслаблено. По команде участникам тренинга надо напрягать левую руку, обе ноги, правую руку, шею, правую руку, а затем все тело. Напряжение мышц должно быть нарастающим (от малого напряжения до полного). В состоянии полного напряжения нужно продержаться 15-20 секунд, далее напряжение необходимо сбросить (полностью расслабить напряженный участок тела). Далее участникам предлагается вспомнить, какую часть тела они напрягают в жизни чаще всего, постепенно напрягая зажим до предела, его следует сбросить через 15-20 секунд. Найти другую часть тела, которая бывает в зажиме, повторить упражнение 3-4 раза. Упражнение полезно тем, что после того, как его выполнить спадает напряжение мышц, они приходят в нормальный тонус, также развивается мышечная память. После основной части тренинга проводится заключительный этап: Выполняется контрольное упражнение с разминки. Включается похожая мелодия, задача делать то же самое упражнение «Свобода». Упражнение на заключительном этапе выполняется для того, чтобы увидеть динамику телесной импровизации, после выполнения основной части тренинга мышцы будут уже более разогретыми, появится «понимание своего тела», когда можно напрячь одну часть тела, а когда другую при этом расслабить. Так, чередуя эти техники, мы можем достичь более свободного существования участников тренинга под заданную мелодию, раскрепощения и улучшения навыков импровизации, что очень важно для формирования пластической выразительности. После выполнения всех упражнений подводятся итоги. В ходе этого процесса происходит беседа с участниками тренинга, они делятся впечатлениями, что понравилось больше всего, рассказывают про трудности, с которыми столкнулись во время выполнения упражнений, вносятся коррективы в работу в сторону улучшения. Режиссер и постановочная группа отмечают для себя основные моменты, над которыми надо будет провести работу в ходе следующих тренингов. По тому же принципу заключительный этап проходит и в других тренингах (на артистичность, сотворчество, выразительность движений и работу с предметом). В тренинг на развитие выразительности входили следующие упражнения: Разминка: «Кинолента видений». Участникам тренинга предлагается лечь на пол в «солнышко» (ногами в круг, головой из круга), закрыть глаза, расслабить тело. Включается расслабляющая музыка, ведущий тренинга встает сначала по центру, сначала участникам необходимо, руководствуясь указаниям ведущего вспомнить свой день, от начала и до текущего момента, в мельчайших подробностях. Эта часть упражнения необходима для погружения в нейтральное настроение, таким образов все участники тренинга больше проникают в свой внутренний мир, становятся более сконцентрированными на себе, что важно для следующей части упражнения. Далее ведущий предлагает представить участникам своего персонажа, какой он, его манеру поведения, особенности речи, голоса, тела, темперамента (приводятся примеры, которые помогают простроить образ). Далее ведущий дает уже действенное задание, проходя по кругу, касается каждого участника, определяя для него ту часть тела, с помощью которой он будет существовать в создании образа, эта часть тела должна вызывать дискомфорт (неявный, участники тренинга должны будут попробовать догадаться, что у кого болит). Это упражнение полезно для развития фантазии, влияет на формирование эмоциональной свободы, помогает в формировании образа, так как каждый участник находится в равных условиях друг с другом, но при этом имеет возможность придумать для себя внутри именно тот образ, который он нигде не «подсмотрит», а придумает его самостоятельно. Вторая часть тренинга (основная): «Броуновское движение». Во время выполнения этого упражнения участникам следует встать на ноги, распределиться равномерно по пространству, по команде ведущего начинается движение со средней скоростью, главная задача – равномерное распределение по пространству, не сталкиваясь, участники тренинга должны двигаться и заполнять пробелы. Так, в процессе движения меняется скорость передвижения (по хлопку ведущего) от самой медленной до быстрой (всего 3 режима: медленный, средний, быстрый). Далее, исходя из разминочного упражнения, участникам предлагается продолжать движение с учетом дискомфорта (показывать его следует не явно, но максимально правдоподобно). Главная задача этого упражнения – научиться правильно занимать пространство, не сталкиваясь, при этом, соблюдая заданные условия. Упражнение полезно тем, что развивается умение чувствовать себя в пространстве, повышается уровень внимания, также повышается уровень импровизации с заданными условиями.Заключительная часть тренинга на выразительноть включает в себя: «Взаимодействие персонажей». Упражнение выполняется с помощью «броуновского движения». Участники тренинга заполняют пространство с уже заданными ранее условиями, однако, добавляется новое условие: каждый участник берет за основу свою реплику из пьесы, начиная с помощью нее взаимодействие с каждым, кого встречает во время заполнения пространства. Реплика может быть использована как приветствие, как вопрос, как посыл или просьба о помощи, завязка конфликта. Главная задача – взаимодействие друг с другом, обязателен зрительный контакт. После выполнения тренинга проводится обсуждение и рефлексия, каждый участник делится своим предположением, какая часть тела, у кого приносила дискомфорт. Были и точные попадания, были неточности, но тренинг оказался эффективным и помог сделать некоторые правки для работы над спектаклем. В тренинг на развитие подачи входили следующие упражнения:Разминка: «На счет 10». Упражнение выполняется в технике «Броуновского движения». Участники заполняют пространство, в разных скоростях, разными способами (ходьба на носках, на пятках, ходьба «по горячему песку», ходьба «по стеклу», ходьба «вприпрыжку» и т.д.). Далее, по команде ведущего на десять счетов участники должны медленным обычным шагом построиться в ровный круг. Упражнение направлено на умение чувствовать «командность», умение заполнять пространство, развивает коллективное мышление и внимание, а также навыки собранности, сосредоточенности. Основная часть тренинга заключается в следующем: «Сыщики». Суть упражнения заключается в том, что участники эксперимента встают в круг, закрывают глаза. Ведущий проходит по кругу и касается двух человек (они должны открыть глаза, увидеть друг друга и закрыть глаза обратно, а также должны будут по указанию ведущего по окончании упражнения на три счета коснуться друг друга, остальные участники упражнения должны им помешать). Упражнение начинается с того, что участникам предлагается открыть глаза и двигаться хаотично (в «Броуновском движении»), в разных скоростях (по команде ведущего), все это время участники эксперимента должны попытаться понять, кто эти два человека. Ведущий начинает счет от одного до трех, двое «отмеченных участников пытаются начать сближение так, чтобы никто из их партнеров по упражнению этого не понял; на счет «три» участники стремятся друг к другу. Упражнение считается выполненным успешно, если двое «отмеченных» ведущим участников встретятся и коснутся друг друга, но также и если другие все-таки смогут помешать их встрече. Основная цель упражнения – совместно попытаться выявить «отмеченных участников», а также отдельная цель выбранных участников – остаться незамеченными. Упражнение полезно по причине того, что развивает коллективное мышление, а также внимательность. Вариации упражнения могут усложняться и меняться (двое отмеченных должны опознать друг друга только в процессе «хождения», заранее они не знают друг о друге). Заключительная часть тренинга представляет собой упражнение:«Найдите лидера». Участники также двигаются в «Броуновском движении», выполняя задания ведущего (ходить озираясь, ходить очень тихо/громко, менять скорость, менять положение в пространстве, меняются предлагаемые обстоятельства: пошел дождь, подул ветер и т.д.). Далее ведущий озвучивает имя одного участника эксперимента и объявляет его лидером, задача лидера заключается в продолжении существования по заданию ведущего, а всех остальных – методом «пристройки» существовать созвучно с лидером, должна получиться единая картинка. Так, постепенно будут меняться лидеры, а участникам надо подстраиваться под каждого нового лидера. Упражнение необходимо для формирования коллективного мышления, умение подстраиваться под обстоятельства, а также существовать «единым организмом», что важно для работы в коллективе. Вариации этого упражнения могут также меняться (коллектив может в процессе выполнения упражнения сам выявить лидера и существовать вместе с ним). Основная часть работы проходила в рамках репетиций, которые включали в себя застольный период, работу над отдельными сценами, мизансценирование, работу над ролью, постановку в целом. Организация репетиционного процесса проходила следующим образом: были распределены дни занятий (актерское мастерство, хореография, вокал, сценическая речь). В каждый из дней проходила работа над спектаклем с точки зрения различных дисциплин (подготовка песен, танцев, непосредственно репетиционный процесс, а также занятия с педагогом по сценической речи над текстом пьесы). Такой комплексный процесс подготовки помогает поработать со всеми аспектами, связанными с работой актера. Также важно учитывать, что участники эксперимента – дети младшего школьного возраста, а значит, не владеют профессиональными навыками, поэтому всестороннее развитие в области театрального искусства и актерского мастерства необходимо. Работа над сценической речью – это дыхание и правильное произношение, хореография – физическая подготовка и развитие пластических навыков, вокал – также помогает в дыхательных техниках и правильном звукоизвлечении, актерское мастерство – искусство, помогающее в коммуникации, а также для детей – это возможность самовыражения, снятия зажимов. Стоит отметить, что в процессе работы над спектаклем идет работы с каждым участником, важно, чтобы каждый ощущал свою ценность и значимость, поэтому совместно с каждым велась работа, направленная на разбор его персонажа, принимались предложения, многие были осуществлены в ходе репетиционного процесса. Также немаловажно упомянуть, что практически у каждого участника спектакля было равное количество текста, что помогло избежать конфликтных ситуаций, что зачастую возникает в детских коллективах. Атмосфера в коллективе оказалась благоприятной и дружеской. В ходе репетиций возникали спорные ситуации, связанные с дисциплиной. В силу возраста, дети отличаются неусидчивостью и рассеянным вниманием, «выпаданием» из творческого процесса. Однако мы старались проводить дисциплинарные беседы, направленные на создание понимания важности работы, а также ценность работы с приглашенными актерами, имеющими уже опыт работы на сцене. Совместная работа с людьми, имеющими творческий опыт очень полезна для формирования общего впечатления о профессиональной работе на сцене, а также для повышения навыков начинающих юных актеров. Таким образом, удалось избежать возникновения конфликта, а также повысить уровень дисциплины. Важным аспектом в эксперименте являлась коллективная работа. Коллектив, с которым мы работали, является временным, но при этом есть участники, которые из года в год продолжают занятия и работу в коллективе. Также характерной особенностью является и то, что в культурном центре, в котором проводился эксперимент, есть несколько групп, как было сказано раньше, таким образом, по мере взросления участников и их желания продолжать занятия, их переводят в более старшую группу. Относительно этого аспекта, можно сказать, что были трудности, связанные с непринятием группой многих «перешедших», также как и с тем, что в работе нашей экспериментальной группы принимали участие дети из другой группы. Для поддержания дружеской атмосферы были проведены профилактические беседы и тренинги на сближение и формирование коллектива. Очень помогали тренинги на партнерство, танцевальные тренинги, импровизационные, тренинги на доверие. Очень важно для работы над спектаклем, чтобы все участники находились в хороших отношениях и поддерживали дружеское общение, ведь атмосфера спектакля напрямую зависит от внутренних переживаний участников, а также их партнерской работы, которая невозможна при конфликтах внутри коллектива. В группе, с которой мы работы были выявлены лидеры, что является обязательным и неотъемлемым показателем любой социальной группы. Работа лидеров положительно отразилась на процессе подготовки спектакля, так как они помогали тем, кто не так уверен в своих силах, мотивировали их, таким образом, процесс становился более продуктивным. Также занятия по хореографии включали в себя много заданий и тренингов, которые способствовали повышению уровня сформированности пластической выразительности, работы в коллективе, работы с партнером, у детей появилось желание совершенствовать свои навыки, связанные с пластикой и хореографической подготовкой. На наш взгляд, такая организация репетиционного процесса и работы с коллективом в детской театральной студии оправдала свои ожидаемые результаты и способствовала повышению уровня сформированности пластической выразительности. Все перечисленные выше тренинги и упражнения, а также особенности репетиционного процесса способствовали формированию навыков пластической выразительности, что важно не только для работы над творческими постановками, но и в жизни, ведь тело – это наш инструмент, им надо пользоваться правильно не только на сцене, но и во время простой коммуникации и других жизненных ситуациях.2.3. Оценка эффективности и результативности средств театрального искусства в развитии пластических навыков младших школьниковПосле реализации разработанного комплекса вновь проведена оценка уровня пластических навыков детей младшего школьного возраста. Средние баллы представлены в табл.4.Таблица 4. Исследование пластических навыков на контрольном этапеТехническое мастерствоВыразительность Подача на сцене8,1± 1,36,6 ±1,25,5±2,4Как видно из приведённых данных, по всем показателям пластических навыков отмечен рост результатов.Также проведён анализ по отдельным компонентам.Так, при определении результатов развития технического мастерства установлено, что ни у одного ребёнка не было низкого уровня по данному показателю. При этом большинство из них (70%) имели высокий уровень (рис.5).Рис. 5 Оценка уровня сформированности технического мастерства на контрольном этапеТаким образом, отмечено существенное совершенствование технического мастерства после занятий в рамках разработанного тренинга. В этой части гипотеза нашла своё полное подтверждение.Также показано, что по показателю «выразительность» происходил рост результатов. Однако в целом этот показатель пластических навыковостался на среднем уровне, значимого улучшения не отмечено (рис.6).Рис. 6 Оценка уровня сформированности выразительности на контрольном этапеКак видно из приведённых данных, 10% детей по-прежнему показывали низкий уровень по этому показателю, так что в этой части гипотеза подтверждена частично.На следующем этапе отметим рост результатов по показателю «подача» (рис.7).Рис. 7 Оценка уровня подачи на контрольном этапеКак видно из приведённых данных, после реализации формирующего этапа произошёл качественный рост по показателю «подача», и в среднем вместо низкого уровня дети показывали средний уровень. При этом не осталось тех, чья подача осталась бы на низком уровне. Следовательно, в этой части гипотеза нашла своё полное подтверждение.Делая выводы об эффективности и результативности средств театрального искусства для развития пластических навыков младших школьников, рассмотрим общие результаты пластических навыковна констатирующем и контрольном этапах (рис.8).Рис. 8Сравнительный анализ сформированности пластических навыковна констатирующем и контрольном этапахТаким образом, в процессе реализации разработанной программы на основе разработанного тренинга отмечено, что в целом происходило увеличение пластических навыков. Таким образом, использование элементов работы над спектаклем в рамках тренинга в подготовке юных актёров, занимающихся в театральной студии, является эффективным и результативным.Результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки комплекса упражнений для различных этапов обучения в детской театральной студии.Материалы работы могут быть использованы педагогами детской театральной студии, а также в практике работы хореографов. ЗаключениеВ ходе данной работы нами была изучена научно-методическая литература, определена актуальность, а также поставлены цели и задачи нашего исследования. В соответствии с поставленными задачами нами была проделана следующая работа: 1. Изучены теоретические аспекты формирования пластических навыков, а также проведен теоретический анализ формирования пластических навыков младших школьников. За основу были взяты труды таких деятелей театрального и пластического искусства как: С. Б. Гиппиус, Ф. Дельсарт, А. Б. Дрознин, М. А. Чехов. Полный перечень изученного теоретического материала представлен в списке литературы. 2. Определены возрастные особенности детей младшего школьного возраста с помощью изучения соответствующей литературы и практической работы с данной возрастной группой. Многие изученные нами особенности младшего школьного возраста, которые были выделены исследователями, подтвердились на практике в ходе проведения нами экспериментальной работы. Знание многих нюансов данной возрастной группы помогло в организации эксперимента, а также в поиске подхода к участникам эксперимента и установлении с ними рабочего контакта. 3. Выявлена специфика работы в детской театральной студии в процессе формирования пластических навыков. Нами было изучено историческое становление театральных студий, а также историческая справка театральной студии, в которой нами проводилась экспериментальная работа. Это было очень важно для понимания построения нашего эксперимента, особенностей, с которыми мы столкнулись в работе с коллективом. Так как мы хорошо изучили коллектив театральной студии, это позволило нам более продуктивно работать над формированием навыков пластической выразительности у подростков, а также над постановкой спектакля.4. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что применение предложенного комплекса упражнений позволяет повысить качество различных компонентов пластических навыковдетей младшего школьного возраста. Так, отмечены значимый рост результатов по таким показателям, как техническое мастерство и подача. При этом по компоненту выразительности, несмотря на повышение баллов, результаты остались на среднем уровне.Таким образом, гипотеза исследования нашла своё частичное подтверждение.Список использованных источниковАлексеенкова, П. А. Значение сценической пластики и сценического движения в формировании гармонично развитой личности детей подросткового возраста / П. А. Алексеенкова, О. И. Киселева // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании. - Москва, 2021. - С. 263-267.Алексеенкова, П. А. Сущность и специфика пластической выразительности детей / П. А. Алексеенкова // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. - Москва, 2022. - С. 328-333. Аптикиева Л.Р., Прилепина В.В. Подражание в подростковом возрасте: «эффект колумбайна». В сборнике: Cоциально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований. 2019. С. 285-293 Бережная Е. А. Психологические особенности восприятия тела актера в пластическом театре / Е. А. Бережная // - 2014. - №4 (33). - С. 92-95. Борисова Е. Актуальность пластического спектакля в современном театральном мире. В сборнике: Культурные инициативы. Материалы 53-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей. Челябинск. – 2021. - С. 175-177 Волкова, А. О. Преподавание учебных пластико-хореографических программ в условиях дистанционного обучения: особенности технологии / А. О. Волкова, О. В. Ершова // Современные проблемы высшего образования. Творчество в дистанционном формате: материалы VI Международная научная практическая конференция, организованная институтом культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». - Москва, 2021. - С.252-257. Волконский, С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту): [учеб. пособие] / С. М. Волконский. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2012. - 175 с. - С. 171-173. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг: гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 377 с.Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. – Москва: издательство: М.: Искусство, 1986. – 189 с. Григорьянц, Т. А. Сценическое движение: пластический этюд: учеб. пособие для вузов / Т. А. Григорьянц, В. А. Ладутько, В. В. Чепурина. - Москва: Юрайт, 2022. - (Высшее образование). - Добавлено: 28.10.2022. Дельсарт Ф. А. // «Энциклопедия» URL: http://knowledge.su/d/delsart--fransua-aleksandr (Дата обращения: 12.01.2024) Ершова О. В. Формы и методы воспитания пластической выразительности участников театрального коллектива / О. В. Ершова, О. Д. Лебедянская // Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы. – Москва, 2022. – С. 114-121. Ершова, О. В. Пластико-хореографическая подготовка специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств: теоретические и методические основы: монография / О. В. Ершова; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2009. - 119 с. Ершова, О. В. Пластическая выразительность - раскрытие и дефиниции понятия / О. В. Ершова, О. Д. Лебедянская // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании. – Москва, 2022. - С. 415-421. Ершова, О. В. Разминка - основополагающий компонент занятий по дисциплине «основы сценического движения и пластики»: методические рекомендации будущим специалистам в области театрального искусства и 68 социально-культурной деятельности / О. В. Ершова // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика. - С. 266-273. Ершова, О. В. Теория и практика пластико-хореографических программ: научные и публицистические статьи: Сценическое движение. Пластика. Хореография. Спортивно-бальный танец / О. В. Ершова. – Москва. – 2017. - 185 с. Журнал Театр. «Школа Жака Лекока: пропущенная глава» URL: http://oteatre.info/shkola-zhaka-lekoka-propushhennaya-glava/ (Дата обращения: 03.03.2024) Иезуитский театр и процессы эстетизации школьного театра // «Студопедия»URL:https://studopedia.ru:443/14_72564_iezuitskiy-teatr-iprotsessi-estetizatsii-shkolnogo-teatra.html (Дата обращения: 10.02.2024) Кипнис, М. Ш. Актерский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Мастер-класс: учеб. пособие / М. Ш. Кипнис. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2020. Кипнис, М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М.: АСТ, 2019. – 640 с. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 564 с. Козодаев, П.И. Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства // психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2008. – №1 (13). Колычева Г.Ю. Рассказы Л.Н. Толстого и их роль в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево, 2016. - С. 138–149Кох, И. Э. Основы сценического движения: учебник / И. Э. Кох. - 6-е изд., стер. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки. – 2019. - 510 с. Красичкова, М. О. Опыт организации и осуществления театрализованной деятельности в условиях подросткового клуба / М. О. Красичкова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. – Москва, 2019. – С. 101–107. Медведь, Э. И. Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях детской театральной студии / Э. И. Медведь, В. Р. Данелян, О. И. Киселева // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 3. - С. 9-13. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учеб. пособие / Э. И. Медведь; Департамент образования г. Москвы, Московский гуманитарный педагогический институт. – Москва: МГПИ, 2012. – 50 с. Мещанова Л. Н. Школьный музыкальный театр в современном общеобразовательном пространстве / Мещанова Л. Н., Козинская О. Ю. // ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». – 2020. - №1. – С. 21. Немирович-Данченко, В.И. О театре. – СПб.: Азбука; АзбукаАттикус, 2020. – 352 с. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. Общие основы психологии – 622 с.Педагогика культуротворческого досуга: учеб. пособие / [Н. Г. Панова, С. Ш. Умеркаева, М. Г. Кайтанджян, Г. И. Грибкова, Э. И. Медведь, О. И. Киселева, Н. А. Опарина, В. И. Портников, Г. В. Ганьшина, И. Д. Левина, Т. И. Бакланова]; под общ. ред. Э. И. Медведь. - Москва: УЦ Перспектива, 2016. - 259 с.Профессиональная подготовка кадров к художественнотворческой деятельности в сфере досуга: коллективная монография / [Г. В. Ганьшина, Г. И. Грибкова, Е. И. Григорьева, Е. В. Дольгирева, О. В. Ершова, 70 М. Г. Кайтанджян, В. Ю. Киселев, О. И. Киселева, О. Л. Косибород, Э. И. Медведь, Н. А. Опарина, Н. Г. Панова, В. И. Портников, В. П. Сергеева, И. В. Смирнова, А. С. Фролов]. – Москва, 2020. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2015. – 232 с.Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие Текст. / В.А. Сластенин. М.: Прометей, 2017. -178 с.Смирнова, И. В. Роль театральной педагогики в учебнообразовательном процессе современной школы / И. В. Смирнова, Е. В. Земляникина, Н. П. Ганыш // Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 12. - С. 6-11. Смирнова, И. В. Формирование пластической культуры подростков в школьном театре / И. В. Смирнова // Среднее профессиональное образование. - 2020. - № 5. - С. 38-42. Станиславский, К. С. Искусство представления: Классические этюды актерского тренинга / К. С. Станиславский; [сост. и подгот. текста А. Гиппиус]. – Санкт-Петербург: Азбука, 2010, 2012. – 192 с.Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Процесс воплощения: [классический учеб. актерского мастерства] / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 401 с. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Процесс переживания: [классический учеб. актерского мастерства] / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 435 с. Станиславский, К.С. Этика. – М.: Издательство ГИТИС, 2020. – 48 с. Театр, где играют дети : учеб.-метод. пособие для рук. дет. театр. коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. 42. Чехов М. А. О технике актера: [сборник] – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 288 с. Юланова Д. М. Развитие актерского мастерства и пластической выразительности детей на занятиях по хореографии / Юланова Д. М., Кадырова Р. Р. // учебное пособие. – 2021, 56 с.ПриложенияПриложение 1Результаты констатирующего этапа№ п/пТехническое мастерствоВыразительностьПодача на сцене1444255334544454544364447544845495431045411543124541345414444153551645317343185541955320543Средний балл4,44,63,7Приложение 2Результаты контрольного этапа № п/п Техническое мастерствоВыразительностьПодача1775297538644865587569667765887698651086611865129761386514876158651686517766188751987620965Средний балл8,16,65.5
1. Алексеенкова, П. А. Значение сценической пластики и сценического движения в формировании гармонично развитой личности детей подросткового возраста / П. А. Алексеенкова, О. И. Киселева // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании. - Москва, 2021. - С. 263-267.
2. Алексеенкова, П. А. Сущность и специфика пластической выразительности детей / П. А. Алексеенкова // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. - Москва, 2022. - С. 328-333.
3. Аптикиева Л.Р., Прилепина В.В. Подражание в подростковом возрасте: «эффект колумбайна». В сборнике: Cоциально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований. 2019. С. 285-293
4. Бережная Е. А. Психологические особенности восприятия тела актера в пластическом театре / Е. А. Бережная // - 2014. - №4 (33). - С. 92-95.
5. Борисова Е. Актуальность пластического спектакля в современном театральном мире. В сборнике: Культурные инициативы. Материалы 53-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей. Челябинск. – 2021. - С. 175-177
6. Волкова, А. О. Преподавание учебных пластико-хореографических программ в условиях дистанционного обучения: особенности технологии / А. О. Волкова, О. В. Ершова // Современные проблемы высшего образования. Творчество в дистанционном формате: материалы VI Международная научная практическая конференция, организованная институтом культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». - Москва, 2021. - С.252-257.
7. Волконский, С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту): [учеб. пособие] / С. М. Волконский. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2012. - 175 с. - С. 171-173.
8. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг: гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 377 с.
9. Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. – Москва: издательство: М.: Искусство, 1986. – 189 с.
10. Григорьянц, Т. А. Сценическое движение: пластический этюд: учеб. пособие для вузов / Т. А. Григорьянц, В. А. Ладутько, В. В. Чепурина. - Москва: Юрайт, 2022. - (Высшее образование). - Добавлено: 28.10.2022.
11. Дельсарт Ф. А. // «Энциклопедия» URL: http://knowledge.su/d/delsart--fransua-aleksandr (Дата обращения: 12.01.2024)
12. Ершова О. В. Формы и методы воспитания пластической выразительности участников театрального коллектива / О. В. Ершова, О. Д. Лебедянская // Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы. – Москва, 2022. – С. 114-121.
13. Ершова, О. В. Пластико-хореографическая подготовка специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств: теоретические и методические основы: монография / О. В. Ершова; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2009. - 119 с.
14. Ершова, О. В. Пластическая выразительность - раскрытие и дефиниции понятия / О. В. Ершова, О. Д. Лебедянская // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании. – Москва, 2022. - С. 415-421.
15. Ершова, О. В. Разминка - основополагающий компонент занятий по дисциплине «основы сценического движения и пластики»: методические рекомендации будущим специалистам в области театрального искусства и 68 социально-культурной деятельности / О. В. Ершова // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика. - С. 266-273.
16. Ершова, О. В. Теория и практика пластико-хореографических программ: научные и публицистические статьи: Сценическое движение. Пластика. Хореография. Спортивно-бальный танец / О. В. Ершова. – Москва. – 2017. - 185 с.
17. Журнал Театр. «Школа Жака Лекока: пропущенная глава» URL: http://oteatre.info/shkola-zhaka-lekoka-propushhennaya-glava/ (Дата обращения: 03.03.2024)
18. Иезуитский театр и процессы эстетизации школьного театра // «Студопедия»URL:https://studopedia.ru:443/14_72564_iezuitskiy-teatr-iprotsessi-estetizatsii-shkolnogo-teatra.html (Дата обращения: 10.02.2024)
19. Кипнис, М. Ш. Актерский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Мастер-класс: учеб. пособие / М. Ш. Кипнис. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2020.
20. Кипнис, М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М.: АСТ, 2019. – 640 с.
21. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 564 с.
22. Козодаев, П.И. Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства // психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2008. – №1 (13).
23. Колычева Г.Ю. Рассказы Л.Н. Толстого и их роль в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево, 2016. - С. 138–149
24. Кох, И. Э. Основы сценического движения: учебник / И. Э. Кох. - 6-е изд., стер. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки. – 2019. - 510 с.
25. Красичкова, М. О. Опыт организации и осуществления театрализованной деятельности в условиях подросткового клуба / М. О. Красичкова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. – Москва, 2019. – С. 101–107.
26. Медведь, Э. И. Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях детской театральной студии / Э. И. Медведь, В. Р. Данелян, О. И. Киселева // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 3. - С. 9-13.
27. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учеб. пособие / Э. И. Медведь; Департамент образования г. Москвы, Московский гуманитарный педагогический институт. – Москва: МГПИ, 2012. – 50 с.
28. Мещанова Л. Н. Школьный музыкальный театр в современном общеобразовательном пространстве / Мещанова Л. Н., Козинская О. Ю. // ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». – 2020. - №1. – С. 21.
29. Немирович-Данченко, В.И. О театре. – СПб.: Азбука; АзбукаАттикус, 2020. – 352 с.
30. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. Общие основы психологии – 622 с.
31. Педагогика культуротворческого досуга: учеб. пособие / [Н. Г. Панова, С. Ш. Умеркаева, М. Г. Кайтанджян, Г. И. Грибкова, Э. И. Медведь, О. И. Киселева, Н. А. Опарина, В. И. Портников, Г. В. Ганьшина, И. Д. Левина, Т. И. Бакланова]; под общ. ред. Э. И. Медведь. - Москва: УЦ Перспектива, 2016. - 259 с.
32. Профессиональная подготовка кадров к художественнотворческой деятельности в сфере досуга: коллективная монография / [Г. В. Ганьшина, Г. И. Грибкова, Е. И. Григорьева, Е. В. Дольгирева, О. В. Ершова, 70 М. Г. Кайтанджян, В. Ю. Киселев, О. И. Киселева, О. Л. Косибород, Э. И. Медведь, Н. А. Опарина, Н. Г. Панова, В. И. Портников, В. П. Сергеева, И. В. Смирнова, А. С. Фролов]. – Москва, 2020.
33. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2015. – 232 с.
34. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие Текст. / В.А. Сластенин. М.: Прометей, 2017. -178 с.
35. Смирнова, И. В. Роль театральной педагогики в учебнообразовательном процессе современной школы / И. В. Смирнова, Е. В. Земляникина, Н. П. Ганыш // Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 12. - С. 6-11.
36. Смирнова, И. В. Формирование пластической культуры подростков в школьном театре / И. В. Смирнова // Среднее профессиональное образование. - 2020. - № 5. - С. 38-42.
37. Станиславский, К. С. Искусство представления: Классические этюды актерского тренинга / К. С. Станиславский; [сост. и подгот. текста А. Гиппиус]. – Санкт-Петербург: Азбука, 2010, 2012. – 192 с.
38. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Процесс воплощения: [классический учеб. актерского мастерства] / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 401 с.
39. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Процесс переживания: [классический учеб. актерского мастерства] / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 435 с.
40. Станиславский, К.С. Этика. – М.: Издательство ГИТИС, 2020. – 48 с.
41. Театр, где играют дети : учеб.-метод. пособие для рук. дет. театр. коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. 42. Чехов М. А. О технике актера: [сборник] – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 288 с.
42. Юланова Д. М. Развитие актерского мастерства и пластической выразительности детей на занятиях по хореографии / Юланова Д. М., Кадырова Р. Р. // учебное пособие. – 2021, 56 с.