Психологическая профилактика конфликтного поведения у подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 34 34 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 01.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы профилактики межличностных конфликтов 6
1.1. Понятие и сущность межличностный конфликт 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста 11
2.1. Анализ деятельности школы по профилактике межличностных конфликтов среди старших подростков 16
2.2. Программа профилактики межличностных конфликтов старших подростков в школе 29
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Фрагмент для ознакомления

Результаты теста "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации" представлены в таблице 1.Таблица1 – Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации«А»«жесткий» типразрешения конфликтов испоров«Б»-«демократический» стиль поведенияВ»-«компромиссный» стиль.«Г»-«Мягкий» стиль«Д»-«уходящий»» стиль.35%(8человек)9%(2человека)18%(4человека)25%(5человек)13%(3человека)Результатыграфическиотраженынарисунке7.Рис.7. Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации Таким образом, результаты теста показывают, что 35% (8 участников) относятся к "жесткому" типу разрешения конфликтов. Они стоят в конце очереди и отстаивают свою позицию. Они рассчитывают победить, несмотря ни на что. Они думают, что они всегда правы.9% (2 участника) придерживаются "демократического" стиля поведения. Они всегда пытаются найти компромисс. Они предлагают альтернативы в разгар конфликта и пытаются найти решение, удовлетворяющее обе стороны.18% (4 участника) относятся к "компромиссному" стилю поведения. Они приходят к компромиссу с самого начала.25% (5 респондентов) относятся к "мягкому" стилю. ОниОни "прорываются" сквозь их влияние добротой. Они легко соглашаются с результатом.13% (3 респондента) относятся к "поддерживающему" стилю. Они осознают, что не усугубляют ситуацию и не доводят ее до открытого состояния.Методика диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдер. Цель: Изучить уровень коммуникативного контроля.Давайте рассмотрим результаты исследования коммуникативного контроля у подростков. В таблице 2 и на рисунке 8 показаны основные результаты контроля общения у подростков.Таблица2 – УровенькоммуникативногоконтроляподростковУровенькоммуникативногоконтроляКонстатирующийэтапВысокий18%Средний68%Высокий14%Наглядноданныетаблицы2представленынарисунке8.68 % (15 подростков) имеют средний коммуникативный контроль. Подростки в общении непосредственны, искренне относятся друг к другу. Но сдержанывэмоциональныхпроявлениях,соотносятсвоиреакциис поведением окружающих людей.Рис. 8. Показатели оценки коммуникативного контроля подростков 18%(4подростка)имеютвысокийуровенькоммуникативногоконтроля.Данныеподросткипостоянноследятзасобой,управляютвыражениемэмоций.14 % (3 подростка) имеют низкий коммуникативный контроль: характеризуются высокой импульсивностью в общении, раскованностью, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.Всё это ещё раз говорит о том, что современные на сегодняшнее время подростки слабо владеют адекватными методами разрешения конфликтных ситуаций, так как чаще всего обращаются к более свойственным для их способовповедения, которые почтиво всехслучаев являютсядеструктивными.2.2. ПрограммапрофилактикимежличностныхконфликтовстаршихподростковвшколеВ связи с темой безопасности мобильных устройств мы разработали программу профилактики межличностных конфликтов для молодежи старшего возраста в образовательном учреждении.Цель программы - улучшить конфликтное поведение и навыки разрешения конфликтов среди молодежи старшего возраста.Задачи1. научите находить решения в конфликтных ситуациях2. изменить их поведение в конфликтных ситуациях; и3. развить способность поддерживать отношения в Соединенных Штатах; и4. направить подростка в позитивное русло, научив его чувствовать, понимать других людей и устанавливать с ними отношения; и5. развитие способности адекватно реагировать на различные конфликтные ситуации; 6. развитие способности предотвращать конфликты6. Развитие навыков предотвращения конфликтов.Структура программы: Программа состоит из 10 занятий, включающих различные упражнения, каждое из которых длится 45 минут в групповом формате.Вся программа рассчитана на пять недель (два занятия в неделю). Тематические планы уроков представлены в приложении 5.Подводя итоги второго этапа экспериментального исследования, можно сказать, что используемая методика является инструментом регулирования поведения старших подростков в конфликтных ситуациях и обучения их конструктивным формам такого поведения.Результаты тестирования системы также показали положительные изменения в коммуникативных навыках молодых людей. Агрессия по отношению к сверстникам также снизилась, и в школе развились навыки конструктивного межличностного мышления. Однако для проверки эффективности этой программы необходимы дальнейшие исследования, то есть повторная диагностика.В рамках проверки эффективности программы профилактики межличностных отношений со старшими подростками и их сверстниками, направленной на предотвращение конфронтационного поведения старших подростков в общеобразовательном учреждении, было проведено исследование.В исследовании приняли участие 22 ученика 8-9 классов в возрасте 14-16 лет.Использовались те же методы, что и на первом этапе эксперимента и исследования:Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», разработанный Н.И.Дереклеевой.БланктестаиключобработкирезультатовнаходятсявПриложении2.МетодикадиагностикикоммуникативногоконтроляМ.Шнайдера.Тест«Оценкасобственногоповедениявконфликтнойситуации» разработанный Н.И. Дереклеевой.Результатытестапредставленывтаблице3.Таблица3 – Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации«А»«жесткий» типразрешения конфликтов испоров«Б»-«демократический» стиль поведенияВ»-«компромиссный» стиль.«Г»-«Мягкий» стиль«Д»-«уходящий» стиль.10%(2человек)60%(13человека)15%(4человека)5%(1человек)13%(2человека)Результатыповторнойдиагностикиотраженынарисунке9.Рис.9Оценкасобственногоповедениявконфликтнойситуации (повторная диагностика)Таким образом, 10% (двое молодых людей) относятся к "жесткому" типу межличностных конфликтов и их разрешения. Они отстаивают свою позицию до конца и стремятся победить любой ценой. Они думают, что всегда правы.15% (четверо молодых людей) относятся к "компромиссному" стилю. Они с самого начала согласны идти на компромисс со своими оппонентами.60% (13 молодых людей) относятся к "демократическому" стилю поведения. Они всегда стараются прийти к соглашению. В разгар конфликта они предлагают альтернативы и пытаются найти решение, которое удовлетворит обе стороны.5% (1 подросток) относятся к "мягкому" стилю поведения. "Разрушение" другого человека.Они разрушают другого человека добротой. Они в основном принимают точку зрения другого человека и не пытаются найти компромисс со своей собственной.10% (2 молодых человека) относятся к стилю "экстраверт". Они не нагнетают обстановку и не вступают в конфликт.2. Диагностический метод контроля общения, разработанный М. Шнайдер.Цель: Повторно протестировать уровень коммуникативного контроля у старших подростков.Рассмотрим изменения показателей коммуникативного контроля (рис. 10).Рис.10.ПоказателиоценкикоммуникативногоконтролястаршихподростковПовторная диагностика показала, что у большинства людей низкий уровень коммуникативного контроля (64% подростков). Большинство из них постоянно следят за эмоциональными проявлениями себя и своих подростков.Остальные 36% подростков имеют средний уровень коммуникативного контроля. Эти молодые люди откровенны и честны в общении.Они поддерживают хорошие отношения с незнакомыми людьми, но ограничены в эмоциональном выражении и соотносят свое поведение с поведением других.Диагноз "недостаточный коммуникативный контроль" у молодых людей не повторяется. Это говорит о том, что в результате реализации программы, направленной на предотвращение конфликтов в межличностных отношениях между старшими подростками и их сверстниками в общеобразовательном учреждении, представление испытуемых о своем поведении изменилось, и они считают необходимым адаптироваться к ситуации общения. Подростки стали лучше контролировать свои эмоциональные проявления и соотносить собственное поведение с поведением других.Таким образом, на основании результатов экспериментально-поискового исследования можно сделать следующие выводы1. На первом этапе были получены следующие результаты:1) У старших подростков почти в равной степени преобладают высококонфликтные и ярко выраженные конфликты;2) На ранних стадиях заболевания большинство подростков имеют средний уровень коммуникативного контроля. Подростки старшего возраста спонтанно участвуют в жизни общества и дружелюбны к окружающим, но их эмоциональное выражение подавлено, и они ассоциируют свое поведение с другими.После реализации программы, направленной на предотвращение межличностных контактов среди подростков старшего возраста:3) У половины испытуемых низкая степень конфликтности, то есть подростки испытывают очень мало межличностных конфликтов;4) Коммуникативный контроль сейчас демонстрируется на высоком уровне. Большинство подростков постоянно следят за собой и своими эмоциональными проявлениями.Поэтому программы профилактики межличностных конфликтов для подростков в образовательных учреждениях могут дать положительные результаты.ЗаключениеТеоретическое и эмпирическое исследование проблемы профилактики межличностных конфликтов среди молодежи в образовательных учреждениях позволило нам сделать следующие выводы.Межличностные конфликты - это конфликты между индивидами в процессе социально-психологического взаимодействия. Межличностный конфликт в группе - это, в некотором смысле, конфликт, возникающий в индивидуальном состоянии человека, когда он начинает воспринимать событие как проблему с психологической составляющей, требующую немедленного решения.Межличностный конфликт имеет несколько признаков и характеристик:1) наличие объективного противоречия, которое обязательно важно для каждой из конфликтующих сторон;2) Необходимость преодоления конфликта как средства налаживания отношений между сторонами конфликтной ситуации; и3) Активность участников - действия (или их отсутствие), направленные на достижение их интересов и устранение противоречий.Согласно теоретическому анализу социально-педагогической и психологической литературы по профилактике межличностных конфликтов, эти проблемы были выявлены отечественными и зарубежными учеными - В.С. Агеевым, А.Я. Анцуповым, Н.В. Гришиной, Н.У. Зайченко, К. Левиным, Л.А. Петровской, Д.И. Фельдштейном, Б.И. Хасаном, К. Хорни и другие.Списокиспользуемойлитературы1. Stekel, W. Причины нервности / Stekel W.. - М.: Наука, 2022. - 852 c.2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс; Издание 5-е, испр. и доп., 2020. - 364 c.3. Бахур, В.Т. Это неповторимое "Я" / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2020. - 192 c.4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Ленинградское, 2021. - 288 c.5. Бубличенко "Не надо на меня давить!": Методы психической защиты / Бубличенко, Михаил. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 244 c.6. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - М.: СПб: Речь, 2020. - 462 c.7. Витек Проблемы супружеского благополучия / Витек, Карел. - М.: Прогресс, 2020. - 142 c.8. Гроф Жажда целостности. Наркомания и духовный путь / Гроф, Кристина. - М.: Саттва, 2022. - 272 c.9. Дэйноу, Ш. Сам себе психотерапевт / Ш. Дэйноу. - М.: СПб: Питер, 2021. - 192 c.10. Коломинский, Я.А. Человек: психология / Я.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 2019. - 320 c.12. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2018. - 352 c.13. Кото Кокология. Японские тесты / Кото, Хулина. - М.: Центрполиграф, 2021. - 224 c.14. Крупенин, А. Крупенин А., Крохина И. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А. Крупенин, И. Крохина. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 480 c.15. Курпатов, А.В. Развитие личности. Психология и психотерапия / А.В. Курпатов, А.Н. Алехин. - М.: Олма Медиа Групп; Издание 2-е, 2020. - 448 c.16. Ладыгина-Котсъ, Н.Н. у "мыслящихъ" лошадей / Н.Н. Ладыгина-Котсъ. - М.: Музея Эволюционной Истории при Московских Высших Женских Курсах, 2020. - 468 c.17. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - М.: СПб: Речь, 2018. - 256 c.18. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2021. - 293 c.19. Лесли Новая ЖЖизнь без трусов (+ DVD-ROM) / Лесли, Алекс. - М.: Эксмо, 2022. - 448 c.20. Моргенштерн, И. Психо-графология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. - М.: СПб: Питер, 2022. - 352 c.21. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2021. - 480 c.22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.23. Нечаев Очерк психологии для воспитателей и учителей / Нечаев, Александр. - М.: СПб: П.П. Сойкина, 2021. - 352 c.24. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; Издание 3-е, 2021. - 224 c.25. Самыгин, С.И. Психология управления: моногр. / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 c.26. Социальная психология. Хрестоматия / ред. Е.П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2018. - 475 c.27. Фрейд Психология бессознательного / Фрейд, Зигмунд. - М.: Просвещение, 2020. - 450 c.28. Хрестоматия по курсу введение в психологию / ред. Е.Е. Соколов. - М.: УМК Психология, 2018. - 656 c.

1. Stekel, W. Причины нервности / Stekel W.. - М.: Наука, 2022. - 852 c.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс; Издание 5-е, испр. и доп., 2020. - 364 c.
3. Бахур, В.Т. Это неповторимое "Я" / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2020. - 192 c.
4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Ленинградское, 2021. - 288 c.
5. Бубличенко "Не надо на меня давить!": Методы психической защиты / Бубличенко, Михаил. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 244 c.
6. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - М.: СПб: Речь, 2020. - 462 c.
7. Витек Проблемы супружеского благополучия / Витек, Карел. - М.: Прогресс, 2020. - 142 c.
8. Гроф Жажда целостности. Наркомания и духовный путь / Гроф, Кристина. - М.: Саттва, 2022. - 272 c.
9. Дэйноу, Ш. Сам себе психотерапевт / Ш. Дэйноу. - М.: СПб: Питер, 2021. - 192 c.
10. Коломинский, Я.А. Человек: психология / Я.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 2019. - 320 c.
12. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2018. - 352 c.
13. Кото Кокология. Японские тесты / Кото, Хулина. - М.: Центрполиграф, 2021. - 224 c.
14. Крупенин, А. Крупенин А., Крохина И. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А. Крупенин, И. Крохина. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 480 c.
15. Курпатов, А.В. Развитие личности. Психология и психотерапия / А.В. Курпатов, А.Н. Алехин. - М.: Олма Медиа Групп; Издание 2-е, 2020. - 448 c.
16. Ладыгина-Котсъ, Н.Н. у "мыслящихъ" лошадей / Н.Н. Ладыгина-Котсъ. - М.: Музея Эволюционной Истории при Московских Высших Женских Курсах, 2020. - 468 c.
17. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - М.: СПб: Речь, 2018. - 256 c.
18. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2021. - 293 c.
19. Лесли Новая ЖЖизнь без трусов (+ DVD-ROM) / Лесли, Алекс. - М.: Эксмо, 2022. - 448 c.
20. Моргенштерн, И. Психо-графология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. - М.: СПб: Питер, 2022. - 352 c.
21. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2021. - 480 c.
22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.
23. Нечаев Очерк психологии для воспитателей и учителей / Нечаев, Александр. - М.: СПб: П.П. Сойкина, 2021. - 352 c.
24. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; Издание 3-е, 2021. - 224 c.
25. Самыгин, С.И. Психология управления: моногр. / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 c.
26. Социальная психология. Хрестоматия / ред. Е.П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2018. - 475 c.
27. Фрейд Психология бессознательного / Фрейд, Зигмунд. - М.: Просвещение, 2020. - 450 c.
28. Хрестоматия по курсу введение в психологию / ред. Е.Е. Соколов. - М.: УМК Психология, 2018. - 656 c.