Вербальные и невербальные выразительные средства телеведущего

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Кино и телевидение
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 02.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Специфика воздействия телевизионных медиа на аудиторию 5
1.1 Сущность и особенности медиа воздействия на аудиторию 5
1.2 Влияние средств массовой информации на телезрителей 8
2Рост влияния средств СМИ на телезрителей через образ ведущих программ 10
2.1 Понятийный аппарат теории невербальной коммуникации 10
2.2Габаритный имидж ведущего 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления

Ему свойственно зачитать новость, проанализировать ее, дать оценку (ссылаясь на специалистов в данной сфере), сделать свои прогнозы и огласить итог. Это говорит о его профессионализме, умении работать с фактами и экспертами, широкий кругозор, а также владение аналитическим складом ума. Внешний вид ведущего играет важную роль. Соловьев отдает предпочтение костюмам черного, коричневого и серого цветов. Узнаваемым ведущего делает даже укладка волос. Одежда играет огромную роль в восприятии ведущего программы, как профессионала и личности. Человек с экрана должен вызывать доверие у зрителя, выглядеть опрятно и стильно, поэтому на каналах работают целые команды имидж-консультантов, стилистов. В. Соловьев обладает хорошей дикцией, т.к. он успел поработать ведущим программ на телевидении с 90-х годов. К индивидуальному стилю поведения Владимира Соловьева можно отнести его речь. В ней ведущий использует логические паузы для того, чтобы отделить одну мысль от другой или чтобы зритель сам додумал концовку. Также среди отличительных речевых черт ведущего: использование в речи тропов; например, «словесный туман» (выпуск от 26.04.2020), «распространение этой заразы (Covid-19)» (Выпуск от 12.04.2020), «какие-то не особо сдержанные джентльмены», «пустые головы» (выпуск от 19.04.2020), « использование иронии; например, «одни говорят, что мы начали взбираться на эту гору (о пике зараженных коронавирусом в России), на самом деле, мы начали спускаться в пропасть» (выпуск от 12.04.2020).В выпуске от 19.04.2020 Соловьев высказался: «Жестко? Так и времена сейчас жесткие!», «У нас на канале раньше было много шапочек из фольги…». Также стоит отметить традицию прощание ведущего со своим зрителем: «На этом все. В следующий раз мы вам расскажем о том, что происходит на самом деле с точки зрения нормального человека»; Как отметил сам Соловьев в одном из интервью, такие приемы (сатирические: ирония, сарказм, гротеск) помогают воспринимать информацию зрителю, который от других аналитических программ устает уже на 7-ой минуте. Таким образом, индивидуальный стиль играет большую роль в создании образа телеведущего. Благодаря своим индивидуальным особенностям журналист может уверенно выглядеть на экране, а также взаимодействовать со зрителями. Изменение отношения телезрителей к ведущему и заинтересованность новой аудитории – заслуга образа ведущего. Об этом свидетельствуют рейтинги канала, как указано на сайте исследовательской компании, лидера российского рынка медиаисследований, мониторинга рекламы и СМИ – Mediascope, «Вечер с Соловьевым» каждую неделю входит в 10 самых популярных программ.Для общения со своими зрителями Соловьев использует социальные сети, а также Рутюб, где работает целый авторский канал «Соловьев. Life», вещающий, практически, круглосуточно. Психологические факторы успешной профессиональной деятельности сотрудников телеканала включают в себя определенные знания, навыки и компетенции. Телеведущий должен знать команду, с которой он работает, оборудование и материал, быть образованным, проницательным и информированным.Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что образ ведущего играет большую роль, особенно для авторской программы, т. к. проект ассоциируется у зрителей с ведущим. К характеристикам восприятия экранного образа зрителями исследователи относят профессиональные качества, имиджевые элементы, индивидуальный стиль поведения и взаимодействия со зрителем, что было проанализировано на примере информационно-аналитической программы «Вечер с Владимиром Соловьевым». ЗАКЛЮЧЕНИЕЦельисследования в данной курсовой работы состоит в определении вербальных и невербальных выразительных средств телеведущего и описании методов воздействия вербальных и невербальных компонентов ведущих телевизионныхновостей.23 ноября 2023г эксперты из сферы медиаиндустрии провели обсуждение новых подходов к подаче контента и развития телевидения на Международном конгрессе. Согласно статистическим данным, около 80% видео потребления в России приходится на телевидение.В августе 2022 года доля аудитории составила 15,6%. Это несколько ниже, чем в июне (16,2%). Тем не менее, многолетним лидером телевещания остается канал ВГТРК “Россия 1”, который, после начала военной операции увеличил эфирное время для программы “60 минут” с Ольгой Скабеевой.После начала военной операции на Украине ведущими российскими телеканалами была сделана ставка на новости и общественно-политические ток-шоу. Согласно данным Mediascope в 2023 году к лидерам среди российских телеканалов по доле в их общей аудитории восьмой год подряд стал относиться канал «Россия 1». У большей части участников исследования наблюдается увеличение доли аудитории при снижении рейтингов. Эксперты объясняют данную ситуацию общим фактором снижения эфирного телесмотрения, и при этом экспертами подчеркивается, что рейтинг Mediascope в основном отражает аудиторию 60+ и не учитывает интернетКак уже отмечалось, с помощью приемов воздействия телевизионные СМИ наращивают охват и рейтинг телепередач, добиваясь высокой стоимости рекламного времени. Для этого используются различные приемы упаковки информационного контента в развлекательном ключе. Например, возьмем популярнейший жанр общественно-политического ток-шоу в качестве иллюстрации к сказанному. Подобные передачи показываются на федеральных каналах в дневное и вечернее время («Время покажет», Вечер с Владимиром Соловьевым», «60 минут», «Вести недели» с Дмитрием Киселевым). Действительно, современный россиянин в силу сложных политических и экономических обстоятельств склонен к эмоциональной разрядке за счет потребления контента. С одной стороны, можно предположить, что те информационные и информационно-аналитические программы, которые представляют современному зрителю информацию как развлекательный продукт, делают это ради рейтингов и экономической окупаемости. С другой стороны, развлекательный формат, вызывающий эмоции у зрителей, может использоваться для упаковки нужных заказчику идей, поскольку так они лучше усваиваются.В то же время, мы помним, что СМИ — это инструмент управления массовым сознанием. Известно, что российская власть имеет возможность влиять на редакционную политику федеральных СМИ, потому информационно-аналитические телепередачи, в частности, новостные программы и общественно-политические ток-шоу, могут использоваться для «мягкого» доведения нужных посланий до аудитории. То есть, можно предположить, что через развлечение потребителя в рамках данных телепередач пропагандируются нужные государству ценности и идеи.Невербальное общение может быть как естественным, так и символичным. Естественное невербальное общение представляет собой внешнее выражение наших чувств. Символьное общение включает в себя культурно обусловленные символы с определенным значением. Они всегда кодируются и расшифровываются на сознательном уровне.Невербальные сигналы в телепередачах могут использоваться для передачи собственного смысла, сопровождения и дополнения словесных сообщений, а также для управления процессом общения.Невербальные сообщения передаются через следующие каналы:Проксемика: расположение и перемещение в пространствеВнешний вид: стиль одежды, прическа, аксессуары.Мимика: выражение лица, включая улыбку, нахмуривание и т.дВзгляд: направление взгляда, длительность зрительного контакта.Кинесика: жесты, движения тела, которые могут передавать эмоции или информацию.Паравербальные сообщения: фонетические характеристики речи, такие как темп, интонация, громкость голоса.Сопровождая вербальные сообщения, невербальные сигналы могут повторять их (обычно при выражении эмоций), уточнять (жесты), заменять их (избегая словесного выражения) или противоречить им.Внешний вид человека играет важную роль в деловом общении, так как зрительный контакт влияет на первоначальное впечатление о собеседнике. Одежда может сообщать информацию о социальном статусе человека, его личностных характеристиках и самооценке.Взгляд отражает эмоции говорящего и выполняет регулирующую функцию в общении, отражая восприятие собеседника. Мимика является одним из наиболее мощных невербальных сигналов, так как она присуща человеку на биологическом уровне и воспринимается на эмоциональном уровне независимо от культурных ограничений.В исследованиях по всем направлениям относительно воздействия СМИ на аудиторию можно отметить рост влияния средств СМИ на телезрителей через образ ведущих программ. Отмечается, что роль ведущих телевизионных программ заключается не только в роли носителей новостей, но и является источником формирования мировоззрения молодежи. При этом, формирование обобщенного образа ведущего новостей, с точки зрения исследователей, у разных источников отличается. Авторами в основном признается представленность в структуре образов сочетаний профессиональных и имиджевых элементов, а также общая внешняя оценка. Но данные о содержании компонентов данной структуры оказываются различными. Так, Ж.В. Караганова утверждает, что структуру экранного образа можно представить представлена двумя компонентами: 1. Аудиовизуальный компонент («осязаемые», формальные) – это производится с помощью характеристик, воспринимаемых нами с помощью органов чувств и воздействующих, прежде всего, на эмоциональную сферу.Зритель, находящийся перед экраном, выбирает более привлекательный образ или образы. По теории публичных выступлений содержание сообщения воспринимается и запоминается всего лишь в объеме 7 %. Первое и самое сильное впечатление на окружающих производится с помощью внешнего облика. Информация, которая получается визуально, становится основной базой первичных данных о человеке как о личности. Привлекательный габитарный имидж ведущего может создаваться при помощи трех составляющих факторов: индивидуальности человека, стиля, использования модных тенденций. Подчеркивание индивидуальности человека определяется его природной цветовой гаммой, с учетом физических и психофизиологических характеристик.Основой габитарного имиджа телеведущего новостей является классический стиль, в основе которого лежит строгость, выверенность и чувство меры. Таким образом, для создания габитарного имиджа (или имиджа внешности) необходимо учитывать элементы, которые определяют внешний вид: фигуру, одежду, обувь, аксессуары, прическу, макияж, природные внешние данные. В зависимости от них с первого взгляда формируется симпатия или антипатия к человеку, определяющая формат и продолжительность общения, в том числе желание смотреть на него на экране или нет. Любая ошибка такого ведущего ставит под вопрос авторитет всей команды. Внешность телеведущего должна быть идеальной. Прежде всего – это здоровый вид. Это касается и хорошей физической формы, ухоженности, и даже блеска в глазах. Образ ведущего должен привлекать, а не отвлекать от содержания. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАкопян Л. С. Авторы телепередач и аудитория. Взаимосвязь // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 6. С. 115–120.Горчакова, В.Г. Телевизионный имидж: информация или зрелище : учеб. пособие / В.Г. Горчакова. – М., 2006. – 268 с.Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Р.А. Борецкий, Г.Н. Кузнецов. – М.: Прогресс, 1990. – 57 с.Долгополова, И.В. Обобщённый образ телеведущего новостных программ (на материале исследования представлений молодёжи) / И.В. Долгополова // Juvenis scientia. – 2016. – № 2. – С. 93-96. Зверева, Н.В. Школа регионального тележурналиста / Н.В. Зверева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 320 с. Караганова, Ж.В. Экранный образ телевизионного журналиста (Закономерности формирования): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10/ Ж.В. Караганова. – М., 2005. – 156 c. Каширин А. А. Критерии коммуникативно-прагматического анализа индивидуального медиадискурса тележурналиста-ведущего итоговой информационно-аналитической программы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 9 (150). С. 70–75.Ким, М. Н.. Основы творческой деятельности журналиста/ М.Н. Ким. — СПб.: Питер, 2011. - 400 с. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – СПб.: Михайлов, 2001. – 319 с.Матвеева, Л.В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова // Психологический журнал. – 2007 – Т. 20, № 1. – С. 20–30. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – 7-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 349 с. Саруханов, В.А. Азбука телевидения: учебное пособие / В.А. Саруханов. – М.: Аспект-пресс, 2012. – 223 с.Смирнов, Д.В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернет: автореферат дис. …д-ра пед.наук / Д.В. Смирнов. – Шуя, 2012. – 49 с. Телевизионная журналистика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та; Высшая школа, 2002. 304 с.Тертычный А. А. Форматирование жанров в периодических печатных средствах массовой информации в России // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 2. С. 117–130.Уразова С. Л. О жанровом многообразии телепрограмм в контексте инновационного подхода к анализу телевидения // Вестн. ЮжноУральского гос. ун-та. 2011. № 1 (218). С. 48–55.Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – 576 с.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ18.«Авторская программа Аркадия Мамонтова». Сайт программы. URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/9361/19.Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm#_top20.Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации // URL: http://dlib.rsl.ru/01004072228. 21.Горчакова, В.Г Имидж телеведущего как модель самоидентификации / Академия медиаиндустрии. Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. 22.Архив журнала. Вып. №4 URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1557 Исследовательская компания Mediascope // URL: https://mediascope.net/.23.Новый ведущий «Вестей недели» планирует изменить формат программы // Сайт «РИА Новости». URL: http://ria.ru/ media/20120823/729250825.htm24.Мутовкина, Л.А., [Электронный ресурс]: Влияние имиджа телевизионного ведущего на формирование общественного мнения. URL: http://www.promgups.com/kafedra/?page_id=39025.Открытым текстом». Сайт программы. URL: http://ren.tv/proekti/otkrytym-tekstom-s-anatoliem-vassermanom

1.Акопян Л. С. Авторы телепередач и аудитория. Взаимосвязь // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 6. С. 115–120.
2.Горчакова, В.Г. Телевизионный имидж: информация или зрелище : учеб. пособие / В.Г. Горчакова. – М., 2006. – 268 с.
3.Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Р.А. Борецкий, Г.Н. Кузнецов. – М.: Прогресс, 1990. – 57 с.
4.Долгополова, И.В. Обобщённый образ телеведущего новостных программ (на материале исследования представлений молодёжи) / И.В. Долгополова // Juvenis scientia. – 2016. – № 2. – С. 93-96.
5.Зверева, Н.В. Школа регионального тележурналиста / Н.В. Зверева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 320 с.
6.Караганова, Ж.В. Экранный образ телевизионного журналиста (Закономерности формирования): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10/ Ж.В. Караганова. – М., 2005. – 156 c.
7.Каширин А. А. Критерии коммуникативно-прагматического анализа индивидуального медиадискурса тележурналиста-ведущего итоговой информационно-аналитической программы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 9 (150). С. 70–75.
8.Ким, М. Н.. Основы творческой деятельности журналиста/ М.Н. Ким. — СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
9.Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – СПб.: Михайлов, 2001. – 319 с.

10.Матвеева, Л.В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова // Психологический журнал. – 2007 – Т. 20, № 1. – С. 20–30.
11.Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – 7-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 349 с.
12.Саруханов, В.А. Азбука телевидения: учебное пособие / В.А. Саруханов. – М.: Аспект-пресс, 2012. – 223 с.
13.Смирнов, Д.В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернет: автореферат дис. …д-ра пед.наук / Д.В. Смирнов. – Шуя, 2012. – 49 с.
14.Телевизионная журналистика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та; Высшая школа, 2002. 304 с.
15.Тертычный А. А. Форматирование жанров в периодических печатных средствах массовой информации в России // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 2. С. 117–130.
16.Уразова С. Л. О жанровом многообразии телепрограмм в контексте инновационного подхода к анализу телевидения // Вестн. ЮжноУральского гос. ун-та. 2011. № 1 (218). С. 48–55.
17.Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – 576 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
18.«Авторская программа Аркадия Мамонтова». Сайт программы. URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/9361/
19.Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm#_top
20.Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации // URL: http://dlib.rsl.ru/01004072228.
21.Горчакова, В.Г Имидж телеведущего как модель самоидентификации / Академия медиаиндустрии. Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. 22.Архив журнала. Вып. №4 URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1557
Исследовательская компания Mediascope // URL: https://mediascope.net/.
23.Новый ведущий «Вестей недели» планирует изменить формат программы // Сайт «РИА Новости». URL: http://ria.ru/ media/20120823/729250825.htm
24.Мутовкина, Л.А., [Электронный ресурс]: Влияние имиджа телевизионного ведущего на формирование общественного мнения. URL: http://www.promgups.com/kafedra/?page_id=390
25.Открытым текстом». Сайт программы. URL: http://ren.tv/proekti/otkrytym-tekstom-s-anatoliem-vassermanom