Задержка речевого развития у детей: нейропсихологические особенности
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 02.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Задержка речевого развития у детей: нейропсихологические особенности 4
1.1 Определение, виды и причины задержки речевого развития детей 4
1.2 Нейропсихологические основы развития речи ребёнка 7
1.3 Роль ранней диагностики нарушений развития речи 16
Заключение 19
Список литературы 20
Общение с взрослым посредством использования предметов приводит к развитию речи как основного способа общения.[6] Для полноценного психического развития детей важно, чтобы взрослые уделяли внимание и поддерживали их в их процессе обучения. В дошкольном возрасте дети начинают получать новые знания о мире через общение с взрослыми, которое выходит за рамки конкретных ситуаций. Общение в этом возрасте играет ключевую роль в становлении и развитии речи у детей. Дети постепенно овладевают речью через диалог и сотрудничество с взрослыми, усваивая различные аспекты языка. Общение также способствует развитию личности, самосознания и умения устанавливать отношения с другими. Многие исследователи подчеркивают важность взаимодействия между матерью и ребенком для развития психических функций, эмоционального развития и познавательной активности детей. Недостаток общения с матерью может негативно сказаться на развитии ребенка, приводя к формированию личности с речевыми расстройствами, агрессией и неуверенностью. Ранний опыт взаимодействия важен для формирования личности и развития речи у детей. Поэтому раннее воздействие педагогических методов имеет большое значение для коррекции и компенсации нарушений в развитии детей.Обучение и воспитание рассматриваются с точки зрения нейрофизиологии как процесс изменения ответных реакций при накоплении личного опыта. Этот процесс имеет важное значение для психического развития ребенка, поскольку связан с восприятием сенсорной информации и деятельностью коры головного мозга. В соответствии с концепцией Л. С. Выготского, цель обучения заключается в том, чтобы помочь ребенку перейти от зоны ближайшего развития, где он может выполнить задание при помощи педагога, к актуальному развитию, где он может самостоятельно решать предложенные задачи. При обучении детей с аномалиями процесс перехода от зоны ближайшего развития к актуальному уровню усложняется, поэтому уделение особого внимания зоне ближайшего развития является необходимым. Л. С. Выготский [2] считал, что социальная компенсация дефектов играет ключевую роль в работе с аномальными детьми, и выделил несколько условий успешной компенсации: начало компенсации в раннем возрасте; обучение в коллективе, способствующее развитию психики ребенка; индивидуальный подход, учитывающий потенциал каждого ребенка; системный подход к коррекционному обучению. Из анализа литературных источников следует, что речевое и психическое развитие детей происходит параллельно с их социальным становлением и усвоением навыков и знаний через речевую деятельность. Развитие речи зависит от различных факторов, как социальных, так и биологических, и недостаток которых может вызвать речевые расстройства, негативно сказывающиеся на психическом развитии ребенка. В раннем детстве закладываются основы всей психической деятельности, что подчеркивает важность предупреждения и коррекции возможных речевых и психических отклонений. Поэтому преодоление задержек в развитии речи в раннем возрасте становится ключевым вопросом в практике работы с дошкольниками. 1.3 Роль ранней диагностики нарушений развития речиПроблема раннего выявления и исправления нарушений в речевом развитии у детей становится все более актуальной в контексте их дальнейшего развития и обучения. Понимание общего состояния и особенностей формирования у детей умения говорить, как средства общения, возможно только через комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лингвистический анализ их речевой деятельности. Важнейшим фактором для нормального развития ребенка с самого рождения является общение, во время которого ребенок может освоить человеческую речь, которая играет ключевую роль как в его активности, так и в понимании мира вокруг. Развитие речи происходит параллельно с физическим и умственным развитием в процессе онтогенеза. У детей с нарушениями в речи без своевременной коррекции может наблюдаться задержка в интеллектуальном развитии. Для решения проблем медико-педагогической и социальной реабилитации детей с особыми потребностями задействованы специалисты из различных областей, такие как медики, коррекционные педагоги, логопеды, социологи, психологи. Одной из ключевых целей их совместных усилий является предоставление ранней и полноценной помощи детям в развитии устной и письменной речи, их интеграции в учебный процесс, повышение уровня самостоятельности в школе и в общественной жизни. [1]Ранний возраст (от рождения до трех лет) является наиболее важным периодом в жизни ребенка, когда формируются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также личность. Гибкость мозга в раннем детстве, наличие сензитивных периодов для развития эмоций, интеллекта, речи и личности обуславливают значительные возможности для коллекционной помощи. Ранняя и адекватная поддержка позволяет более успешно компенсировать нарушения в психофизическом развитии, уменьшить вторичные проблемы или предотвратить их возникновение. Исследование речевого развития детей в раннем возрасте проводится с учетом индивидуальных особенностей каждой возрастной группы. С целью определения реального уровня развития речи проводится обследование по соответствующим показателям для конкретного возраста. Процедура обследования включает этапный сбор данных об особенностях формирования психомоторных функций, процесса доречевого и раннего речевого развития, а также изучение речевых процессов. I этап - изучение истории заболеваний ребенка. Для этого проводится интервью с матерью ребенка и изучается медицинская документация, чтобы определить следующее: возраст матери при рождении ребенка, наличие речевых нарушений и наследственных нервно-психических заболеваний у матери, особенности беременности и родов, характеристики речевого и раннего речевого развития, развитие психомоторных функций ребенка, история инфекционных болезней. II этап - оценка общего развития ребенка: развитие сенсорных реакций, уровень развития пространственных представлений, развитие предметной деятельности и предпосылки для игровой деятельности, состояние произвольной моторики. III этап - анализ речи ребенка: изучение импрессивной и экспрессивной речи. На основе проведенных исследований и комплексного медико-психолого-педагогического анализа определяется уровень речевого развития ребенка и выявляются основные нарушения в структуре выявленных отклонений. Уже во время беременности дети начинают распознавать голоса своих родителей и проявляют радость на их звуки. Исследователи также установили, что первые 50 слов ребенок узнает до того, как начнет их произносить, что говорит о наличии слов в памяти задолго до их произнесения. Если беременность была нестандартной или происходили осложнения во время родов, ребенок может быть отнесен к группе риска. К риск-группе также относятся родители, у которых в детстве были проблемы с речью, и дети, перенесшие тяжелые заболевания в раннем возрасте. В детском возрасте важен постоянный эмоциональный контакт с взрослыми для нормального развития речи. Ребенок не только копирует звуки, но и интонации и мелодию речи своей матери, что проявляется еще на этапе лепета. Речь взрослых является образцом для подражания и источником положительных эмоций для ребенка на протяжении всего детства. Стимуляция развития речи также зависит от упражнений на развитие мелкой моторики рук. При низкой активности в речи нужно поощрять ребенка. Родители с дефектами в речи должны обращаться к логопеду для консультации по правилам общения с ребенком. Речь родителей важна для развития языка у ребенка. ЗаключениеТаким образом, задержка речевого развития у детей является серьезной проблемой, которая требует внимания специалистов и родителей. Нейропсихологические особенности, такие как недоразвитие мозга, нарушения в области работы нервной системы, и генетические факторы могут оказывать влияние на развитие речи у детей. Индивидуальный подход к детям с задержкой речевого развития играет важную роль в их успешной коррекции, также раннее выявление проблем и своевременная помощь позволяют наиболее эффективно справиться с задержкой и предотвратить возможные дальнейшие проблемы в области обучения и социализации. Работа с родными также имеет большое значения, потому что они являются его наставниками на протяжении всей жизни, поэтому помощь специалистов и понимание особенностей мозга ребенка поможет родителям лучше понять его потребности и построить эффективную коммуникацию. Комплексный подход к проблеме задержки речевого развития у детей, включающий в себя медицинское наблюдение, психологическую помощь, поддержку со стороны образовательной среды и семьи, является наилучшим способом достижения успеха и устранения проблемы. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и его развитие индивидуально, поэтому необходимо учитывать его особенности и потребности при работе над преодолением задержки речевого развития. Современные методики и технологии помогают специалистам более точно выявлять причины задержки и проводить эффективные мероприятия по ее коррекции. Поэтому важно не откладывать обращение за помощью и доверять профессионалам в этой области, чтобы обеспечить наилучшие условия для развития и успеха вашего ребенка.Список литературы1. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.3. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с..4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Ред. А. Г. Рузская. – М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 383 с.6. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.7. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
1. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.
2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
3. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с..
4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Ред. А. Г. Рузская. – М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 383 с.
6. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.
7. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.