Исследование туристского потенциала Калининградской области.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 84 84 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 02.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития туристского потенциала региона 5
1.1 Понятие культурно-исторического потенциала 5
1.2 Понятие и характеристика регионального туристского рынка 14
1.3 Методы и способы продвижения туристских продуктов региона 25
Глава 2. Анализ развития туризма Калининградской области 35
2.1 Анализ туристских ресурсов Калининградской области 35
2.2 Состояние туристского рынка Калининградской области 42
2.3 Анализ проблем развития туризма в Калининградской области 56
Глава 3. Рекомендации для развития туристского потенциала Калининградской области 64
3.1 Программа продвижения туризма в Калининградской области 64
3.2 Разработка нового культурно-познавательного тура по Калининграду 68
3.3. Расчет и программа продвижения тура 71
Заключение 74
Список использованных источников 76

Фрагмент для ознакомления

Так же необходимо знать социально-культурные и социально-психологические характеристики данной аудитории для более выигрышного позиционирования турпродукта и турфирмы. Это необходимо сделать, чтобы привлечь как можно больше потребителей туристского продукта в межсезонье и увеличить его продажу. У турфирм, которые работают по Калининградской области  имеются определенные квоты мест в гостиницах и пансионатах. Это помогло получить значительное количество постоянных клиентов.Самыми крупными конкурентами выбранной турфирмы «Юнона» являются туристские фирмы «Бюро путешествий» и «Планета».Оценка деятельности конкурентов осуществляется посредством определения баллов от 1 до 3 экспертным путем по определенному перечню показателей. Результаты оценки деятельности конкурентов следует представить в таблице (таблица 7).Таблица 7 - Профиль деятельности фирм–конкурентов Показатели«Юнона»«Бюро путешествий»«ПЛАНЕТА» Баллы 1-3Баллы 1-3Баллы 1-3Степень достижения целей322Степень оптимальности организационной структуры332Уровень коммуникационных связей в предприятии332Стиль руководства222Уровень прибыли312Доля рынка312Широта ассортимента312Гибкость ценовой политики233Система организации сбыта323Уровень сервиса332Система стимулирования клиентов222Степень маркетинговой активности323Создание новых туров312Квалификационный состав кадров232Оценка движения кадров222Уровень мотивации кадров322Финансовые возможности предприятия312Организационная культура332Рейтинговая оценка493739Как видно из анализа, основным активным конкурентом анализируемой компании является турфирма «Планета». «Юнона» имеет довольно низкий рейтинговый балл. Это обусловлено большим числом нареканий со стороны клиентов, получаемых в последние годы.Наиболее часто для оценки конкурентоспособности используют следующие показатели, отражающие ключевые факторы успеха (КФУ) на сегменте: доля рынка; относительная доля рынка (равна доли рынка компании, деленной на долю рынка самого опасного конкурента); динамика доли рынка; характеристики качества продукции; цена продукции; региональное присутствие (развитость сбытовой сети); объемы рекламы. В таблице 8 представлены основные факторы, имеющие решающее значение для достижения успеха на рассматриваемом сегменте рынка и их вес в общем объеме. Следует отметить, что для этого этапа анализа был проведен предварительно мониторинг рынка, а также были использованы данные маркетинговых исследований; все показатели оцениваются экспертно.Таблица 8 - Ключевые факторы успеха (КФУ)№ п/пНаименование КФУВес КФУ1Качество обслуживания0,22Доля рынка0,253Цена турпродукта0,254Развитость сбыта (широта покрытия рынка)0,155Рекламная активность0,15ВСЕГО1КФУ оцениваются по девятибалльной шкале с весовыми коэффициентами важности каждого критерия (таблица 4). Применяемая шкала имеет следующую градацию: 9-очень привлекательный, 7-привлекательный, 4,5- неплохой, 3-непривлекаттельный, 0-очень непривлекательный.Первое исследование было проведено среди туристов турфирмы «Юнона», в том числе отправляющихся в этно-экологические туры. По статистике, спрос на этно-экологические туры не очень высок, поскольку они достаточно дорогие и мотивацией для их посещения является любовь к национальной местности, либо повышение квалификации, иногда простое любопытство, если это касается посещения наиболее значимых этнических мест. Из опрошенных туристов турфирмы «Юнона», для них ассортимент предложений по этно-экологическим турам слишком мал. Соответственно, спрос на такие туры достаточно мал. По мнению руководителей турфирмы «Юнона», отсутствие спроса связано с малой разработанностью этно-экологических туров, туристы просто не знают зачем ехать в такие туры, у них отсутствует мотивация. В большинстве своем, туристы могут купить дополнительную экскурсию, посещая другой вид туризма. При этом турфирма «Юнона» готова развивать данный вид туристской деятельности в различных его видах, но выделяют основную причины – не проработанность аудитории и программ туров.Поэтому был проведен анализ этно-экологических туров в Калининградскую область, которые предлагаются туристскими агентствами Калининграда, а не только в рамках ассортиментной политики турфирмы «Юнона» (таблица 5)Таблица 9 - Анализ этно-экологических туров, предлагаемых турагентствами Калининградской областиТурагентство или туроператорНаименование тураКоличество дней ЦенаЮнонаСплавы, пешеходные туры8123 200Бюро путешествий10150 000ПЛАНЕТА8190 000Информационно-туристский центр7680 000Ангелс-турс10127 500Согласно данной таблице, было подтверждено, что туристские фирмы имеют собственные разработанные этно-экологические туры, которые чаще всего являются недельными или турами на выходные. Отличием являются лишь названия туров, включающие «посещение Камчатки». Такие фирмы представляют множество турфирм. Иные туристские организации формируют туры самостоятельно и предлагают услуги частных организаторов, которые самостоятельно производят продукты, либо устраивают мастер-классы.Согласно опросу, можно предположить следующее. На данный момент многие туристы предпочитают поездки по разработанным и спланированным направлениям, читая предварительно отзывы о турах. Число стран, куда может выехать русский турист сокращается, поэтому часть России, удаленная от основного расположения, куда доступ открыт, является важным направлением. Люди, которые путешествовали мало, выбирают распланированные туры, а туристы с большим туристским опытом выбирают новые направления. Для туристов, которые посетили немало стран, спокойная и размеренная атмосфера этно-экологических туров является контрастом. Для того, чтобы повысить спрос на данные туры, важно включить в такие туры туристов, которые будут являться центрами «диффузии нововведений». Поэтому важно разработать верное направление для рекламы и для этого важно решить проблему невостребованности этно-экологических туров в целом.Информация, которая получена по работе туристских фирм с этно-экологическими турами, должна быть получена из открытых источников и с турфирмами, которые работают как с въездным, так и с выездным туризмом.В последующем был рассмотрен поток туристов, въезжающих в Камчатский край.Рисунок 13 – туристские потокиЭтно-экологический туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития внутреннего туризма. Других объектов этно-экологического туризма (ремесленные мастерские, сельские музеи традиционного быта, маршруты сельских путешествий, интерактивные программы) – около 10 тысяч, количество этно-экологических новостных мероприятий, проводимых в стране, – более 7 тысяч.Известно, что рост туристического потока благоприятен для экономики (увеличение поступлений от туризма, возможности для развития бизнеса, создание новых рабочих мест, формирование положительного туристического имиджа территорий). Но если не учитывать и не регулировать возможные пагубные последствия развития туризма, то его положительный эффект значительно уменьшится.Следовательно, для того чтобы минимизировать негативные последствия развития туризма, необходимо следующее:- оценить туристические достопримечательности, разработать рекомендации по их продвижению и созданию туристических брендов;- оценить экономическую эффективность использования особенностей территорий, имеющих туристское значение, и их устойчивое развитие;- оценить уровень подготовки персонала, занятого в индустрии туризма, и пути повышения их квалификации.В ответ на эти проблемы необходим комплексный подход необходимы меры, позволяющие повысить конкурентоспособность этнических территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристические услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма в этнической местности.Подводя итоги, становится понятно, что деятельность турфирм направлена ​​на организацию туров и экскурсий для туристов разного возраста. Однако самый большой сегмент туристов, предпочитающих путешествия дальним поездкам, — это люди серебряного века. Наиболее популярны поездки за город. — более дешевый и удобный сегмент туррынка.Глава 3. Рекомендации для развития туристского потенциала Калининградской области3.1 Программа продвижения туризма в Калининградской областиРазвитие туриндустрии в Калининградской областиможно охарактеризовать следующими особенностями:1. Ограничения и закрытие границ в наибольшей степени затронули отрасли сервиса и туризма как в мире в целом, так и в РФ. Среднегодовая динамика роста (в среднем более, чем на 30% за предыдущие пять лет) сменилась резким снижением до отрицательных показателей. Потери российской туриндустрии составили не менее 1,5 трлн. рублей. [7].2. Несмотря на закрытие границ, активную популяризацию и поддержку со стороны государства внутреннего туризма в нашей стране положительной тенденции в развитии отрасли в течение 2023 г. не наблюдается. В 2023 г. российские туристы по направлению внутреннего туризма совершили на 35-38% меньше поездок по стране, чем в 2022 г., по Калининградской области– на 23% [9]. Предпочтения для турпоездок не изменились: Краснодарский край, Московская область, Москва и Санкт-Петербург, Калининградская область. Больше всего пострадал культурно-познавательный и событийный туризм. [7]. Объяснение этому еще предстоит найти, проводя социологические и прочие исследования турпотоков, однако, в первом приближении, по нашему мнению, можно выделить:- ограничения в передвижении туристов и временный лок-даун;- отмечаемое и ранее неоптимальное соотношение «Цена – качество» услуг отечественной туриндустрии, шаблонность туризма и низкое качество маркетинга;- постепенное открытие или ожидание открытия границ для ряда популярных зарубежных направлений: Турция, Египет, Европа, сопровождающиеся снижением негативного психологического фактора: опасений и страхов перед новым заболеванием при поездках за рубеж;- возможно, повлияло также: а) повышение темпов инфляции (в форме агрофляции), снижение занятости и прочие пандемийные факторы, приведшие к снижению реальных доходов населения; б) предпочтения к проведению отпуска в своем регионе (загородная аренда летнего жилья, дача и т.п.); в) увеличение объемов самодеятельного туризма и деятельности «теневого» сектора, не попадающих в показатели государственной статистики.- недостаточная изученность динамики социального состава потребителей туристских услуг, существенно варьирующаяся в зависимости от территориальных, демографических, образовательных и иных параметров дифференциации [4].3. Ключевыми тенденциями 2024 года на рынке туристических услуг в нашей стране были преобладания коротких, но частых поездок над редкими и длительными (неделя и более) или наоборот — отпуск длиной более 14 дней. Также зародились новые виды отдыха: «bleisure» (business+leisure) и «jleisure» (job+leisure) — работа без отрыва от отдыха, вследствие чего популяризировались длительные поездки на три и более месяцев в тёплые регионы и лесную местность.Эксперты прогнозируют, что в 2024году эти тенденции только усилятся, а сами направления будут на волне популярности ещё долгое время [9].4. На начало 2024 года рынок туристических услуг восстановился на 10-15%, полное восстановление займет от 2 до 5 лет. Предполагается два варианта развития отрасли: если в первом полугодии 2024 года геополитическое положение страны восстановится, и отрасль будет постепенно восстанавливаться (на первых порах – в основном за счет внутреннего туризма), либо ведение военных действий будет более ощутимо, и падение отрасли продлится. [9]. 5. По мнению автора, прогнозы дальнейшего развития отрасли внутреннего туризма, в том числе и в Калининградской области, не столь однозначны. Малоизученные явления в развитии ведения СВО свидетельствуют о том, что спектр вариантов развития военных действий и ее последствий гораздо шире. 6. Ожидается, что только около 40% российских туристов (от показателей довоенных 2019 и 2021 гг.) будут готовы ездить в зарубежные турпоездки 2024 и 2025г.г. В приоритете будет безопасность на отдыхе, возможность быстрого отказа/замены услуги или дат, с возвратом полной суммы средств. Однако, если границы будут частично закрыты, следует ожидать роста стоимости зарубежных туристических услуг и снижение спроса на них. [4]. По данным аналитических агентств за май 2023 года, 69% россиян планируют туристические поездки по России и 36% - в зарубежные страны. В рамках внутреннего туризма большинство российских туристов (70%) планируют пляжный отдых; 49% россиян планируют побывать на побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик и другие). Далее - Крым (20,9%), Минводы (12,7%) [7].8. Динамика туристической отрасли в Калининградской областив период накаления геополитической обстановки демонстрирует сравнительно благоприятную тенденцию: туристический поток в 2024 году прогнозируется на уровне 2023 года - 6,5 млн туристов (в 2022 году - 6,59 млн.) Продажи туров на летний сезон 2024 года превышают показатели прошлого года в три раза, загрузка отелей и санаториев составит в среднем до 95% [9]. На лето 2024 года в Калининградской областипродано в три раза больше туров, чем в прошлом году [6]. 9. Как отмечают специалисты-практики, курорты Калининградской областимогут не справиться с турпотоком в регионе в 2024 году вследствие появления следующих проблем в отрасли:- серьезная нехватка мест в объектах размещения. Из-за резко возросшего спроса и в связи выведением из номерного фонда Калининградской областиза последние несколько лет крупных объектов размещения туристов;- нехватка сотрудников в отелях и предприятиях общепита ввиду взвинченных цен на аренду жилья линейным персоналом на время сезона [9];- рост количества людей и плотности движения на улицах города практически в 2 раза по сравнению с обычным значением. Осложняет проблему недостаточное развитие соответствующей инженерной и транспортной инфраструктуры [1];- возможное разрешенное количество посетителей пляжей;- проблема воспроизводства рекреационных ресурсов субтропических парков;- потенциал зимнего курорта, ограниченный не столько природными факторами, сколько степенью освоения горнолыжных трасс и сравнительно коротким периодом лыжного сезона [8].Учитывая вышеизложенное, оптимальной моделью развития туристической отрасли Калининградской области:- интенсификация освоения рекреационных ресурсов побережья и прилегающих курортных зон, в которых на побережье и в горных местностях ареала Калининградской областиимеется основа для развития транспортной и жилой инфраструктуры, обеспечения безопасности туристов. Освоение побережья и прилегающих горных районов предлагается осуществлять посредством создания малозатратных зон приема и расселения туристов, хорошо известных и отработанных в зарубежной практике турфирм – кемпингов и глэмпингов. У глэмпингов есть несколько характерных черт: удалённость от цивилизации, аутентичности экологичность интерьера и пищи, организованный досуг. Такие мини-комплексы могут создаваться как на круглогодичный, так и на сезонной основе в форме сафари-тентов, белл-тентов, типи, юрт, куполов, эко-домов, вагончиков, домов на колесах, кубов, домиков на деревьях и т.п. Преимуществом глэмпингов для организаторов является сравнительно незначительные инвестиции в обустройство. Для туристов - наличие признаков хорошего отеля: ресепшен, комфортное спальное место, удобный санузел, душевая, ресторан, ежедневная уборка номеров. Особенно привлекательными такие формы расселения и отдыха могут стать для туристов, предполагающих более длительное пребывание в курортной зоне, в том числе для проведения отпуска и удаленной работы, и молодежи [12].- дифференциация турпакета по экскурсионному обслуживанию, который в Калининградской области осуществляют туроператоры и турфирмы и который достаточно традиционен, шаблонен и практически неизменен на протяжении длительного времени. Таким образом, Калининградская областьимеет огромную туристскую и инвестиционную привлекательность. Край отличается прекрасным климатом, наличием сразу 2-х морей, что дает перспективу для развития пляжного отдыха. Можно отметить, что туризм для края является и будет являться одним из приоритетных направлений для развития, он дает огромный толчок экономики всего края и страны. Поэтому необходимо развивать курортную отрасль и реализовывать различные маркетинговые проекты, повышая удовлетворенность туристов от отдыха в крае.3.2 Разработка нового культурно-познавательноготура по КалининградуНазвание тура: «Калининградские прикрасы»Длительность тура: 3 дняРегулярность тура: каждые выходные.Страна: РоссияЦелевая аудитория: активные люди, которые любят природу и уединение от 18 до 50 лет, семьи с детьми от 6 лет.Количество человек в группе: 10 человек.Цель тура:1. Повышение мотивации к русской истории,2. Воспитание патриотизма и гордости за Родину;3. Воспитание культуры характера детей.Стоимость индивидуальных туров выше массовых, что делает их наиболее доступными для покупателей (путешественников) оптом. И еще несколько причин сильно влияют на стоимость турпродукта. - Класс обслуживания (железнодорожный трансфер - класс 2)- Тип поездки (автобус)- Тип обслуживания (массовый тур)- Сезонный характер оказания услуг (круглогодично).Оценивая поездку, необходимо ориентироваться на определенную группу, вычленяя ее из общего потока туристов и не формируя тур для всех путешественников любых возрастов. В ходе роста рыночной экономики, важно не идти на поводу у рынка. Для этого были проведены исследования о том, что же на самом деле необходимо клиенту. Было определено, что основная необходимость – лояльные цены. Это говорит о том, что цены должны быть динамичные, ориентированные на разного потребителя.Для решения данной проблемы было постановлено, что цель ценовой стратегии нового тура будет завоевание лидерства на рынке в сфере внутреннего кратковременного туризма в Калининградской области. Эта стратегия подходит новичкам на рынке и для открытия тура, когда основная аудитория еще не набрана. Поэтому цену тура было определено рассчитывать в зависимости от временного и сезонного периода. Вследствие этого цена будет доступна для новых клиентов и целевой аудитории и будет конкурентоспособна на рынке.Конкретным методом ценообразования был выбран метод на основе спроса. Он базируется на исследование потребностей туристов и определении реальных цен на рынке. Данный метод применяется только тогда, когда цена является решающим фактором при покупке туристского продукта. Так как цены на туры в России выросли, то низкая цена будет более выгодна, чем программа тура. Это открывает тарифный лимит, который можно считать максимумом, возможным для оплаты клиентом.Маршрут поездки: Москва – Калининград- Москва.Таблица 10 - Программа тураДень ВремяПрограммаДостопримечательности по маршруту1 день17.00Встреча туристов в аэропорту18.00Автобусно-пешеходная экскурсия по городу с уникальной историей.площадь Победы – храм Христа Спасителя – руины Королевского Замка — Кафедральный собор (XIV век) и могила И. Канта – набережная Петра Великого – историко-архитектурный комплекс «Рыбная Деревня» – Литовский вал – историко-культурный центр «Королевские ворота» – площадь Василевского – Музей янтаря – фортификационные и оборонительные сооружения (конец XIX века), «Старый Кёнигсберг» – пешеходная прогулка по улочкам старого города.20.00Заселение в отель 2 день09.00Завтрак в отеле11.00Автобусная экскурсия в Янтарный и Светлогорскшахты, в которых добывали янтарь. частной янтарной фабрике14.00 Обед15.00город-курорт СветлогорскПляж с голубым флагом17.00Возвращение в Калининград3 день09.00Завтрак в отеле10.00Выписка из отеля11.00Экскурсия в г. Черняховскруины средневекового замка- крепости Инстербург XIV века; великолепное здание реформатской кирхи 1883г.п. (ныне — православный Свято-Михайловский собор Черняховско-Славской епархии); католический храм Св .Бруно , построенный в неоготическом стиле в 1902 г; очаровательная старая архитектура города Инстербурга, который был очень похож на довоенный Берлин14.00Обед17.00Отправление в аэропортПродолжительность: тур на выходныеСтатус: экскурсионный тур Оценка экономической эффективности.В процессе обоснования экономической эффективности разработанного в данной работе тура, важно соотносить реальные затраты на продажу и организацию тура, включающая накладные расходы, рекламу. Для этого необходимо определить реальную стоимость тура.3.3. Расчет и программа продвижения тураКалькуляция тура происходит исходя из цен, данных партнерами на период – лето 2024.Расчет стоимости тураПитаниеОбед 500 руб х 10 чел х 2 = 10 000 рИтого питание: 10 000 рубЭкскурсииМузея янтаря 300 х 10 = 3 000 рубшахты 400 х 10 = 4 000замок- крепостьИнстербург 250 х 10 = 2 500Рыбная деревня 1200 х 10 = 12 000Работа гида 3 дня 3 000 рубСумма экскурсий: 24 500 руб.ТранспортАвтобусные экскурсии: автобус на 3 дня – 9 100 рубРабота водителя 5 000 рубСумма аренды микроавтобуса: 12 000 руб.ИТОГО: 48600 руб. (с группы)3. Прибыль 20 % с каждого тура48 600* 20% / 100 % = 9 720руб.6. Стоимость на группу из 10 человек.Себестоимость + прибыль48 600+ 9 720= 58 320руб.7. Стоимость на 1 человека.Стоимость на группу\кол-во чел в группе58 320/ 10 человек = 5 832рубСогласно полученным данным, подтверждает, что цена разработанного только что тура является конкурентоспособной по сравнению с аналогами. Полученная сумма относит тур к средней ценовой категории. Аудитория, которая наиболее эффективно откликается на данный тур, соответствует спросу и ценовой политики.Таблица 11 - Система скидок№НаименованиеПроцент скидки, %1.Фирма - агент7%2.Постоянный клиент3%3.Групповая скидка 10чел.2%4.Групповая скидка 20 чел.3%Разработанные маршруты не сразу становятся товаром. Мы планируем организовать рекламные туры для тестирования, затем провести презентации новых туристических продуктов в вузах и школах города и разработать рекламные кампании.Говоря о программе, которая была разработана в данном ВКР, можно судить о том, что исторические факты Калининградской области способствуют развитию туристских маршрутов, которые будут востребованы на рынке туризм. Разработанный тур не имеет аналогов и способствует привлечению широких масс населения различных возрастов. Культурная направленность экскурсионной деятельности будет интересна как школьникам, так и взрослым и пожилым людям. Разработанная программа является хорошо организованной. Туристская фирма учитывает все моменты, включая организацию транспортных перевозок, питание и удобство при перемещении. Вследствие этого можно подтвердить, что указанный тур является способом продвижения внутреннего туризма при помощи исторических фактов региона.ЗаключениеВ ходе исследовательской работы нами было установлено, что Калининградская область обладает огромным потенциалом для развития экскурсионного туризма. Детальное изучение особенностей туров и изучение психологии молодёжи чётко дало понять, что создание специализированного тура для этой категории людей является актуальным.В ходе исследовательской работы нами было выявлено два наиболее сильнейших конкурента из калининградского региона, которые находятся примерно в одинаковой ценовой категории, осуществляют программу экскурсии на территорию Калининградской области, имеют примерно одинаковую рекламную политику в сети «Интернет». Был проведён маркетинговый анализ. В результате него было выяснено, что поездки, предлагаемые туроператорами, не специализируются на молодёжном туризме, а охватывают всю возрастную категорию. Программа всех экскурсий является стандартной для всех категорий населения, преимущественно для подвижных и спортивных людей разной физической подготовки, время пребывания на однодневной экскурсии также варьируется от 6 до 7 часов.Время экскурсий в комплексном многодневном туре может быть от 4-5 часов до 8-9 часов. Однако специализированные туры, тем более для молодёжи на территорию, интересующей местности, отсутствуют. Таким образом, был сделан вывод, что эта ниша является свободной. На наш взгляд экскурсионные туры в рассматриваемую местность будут особенно притягательны для молодёжи. При разработке туров, особенно включающих аспект экологического туризма, в данную дестинацию необходимо учитывать и брать во внимание состояние здоровья туристов, сезонность, их физическую подготовку и другие формальности.Регион, который берётся для проектирования тура, обладает большим разнообразием объектов экскурсионного показа, в том числе богатыми уникальными природными объектами. Исходя из проведённого в ходе исследования анализа, был сделан вывод, что очень хорошее положение получит недорогой целенаправленный тур, направленный на эколого- познавательный туризм, в котором будет сочетаться, как и активность, так и развлекательные программы, которые будут интересны молодому поколению.Для того, чтобы выяснить востребованность тура в Калининградскую область было проведено анкетирование респондентов в возрасте от 18-35 лет. Его результаты показали, что спрос на тур в рассматриваемый регион у данной категории туристов есть. Таким образом, была найдена свободная востребованная ниша на туристском рынке.Список использованных источниковЗаконодательные акты, директивные и нормативные материалыФедеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/popular/advert/. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/popular/smi/.Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 09.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111996-n-132-fz-ob/ (дата обращения: 30.11.2023).ГОСТ Р 54605-2017 Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования.Статистические источникиФедеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – Россия. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный.Реестр муниципальных образований Калининградской области, 2009. URL: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/list_statutes/printable.php?do4=document&id4=bca2884c-6703-48fc-bbd9-3ad73f3dbb5b (дата обращения: 15.03.2024)Отечественные и зарубежные работыАристова О.В. Стратегия управления организациями индустрии туризма в условиях нестабильности среды. Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2001. -21 с.Бахвалова А.А. Отличительные особенности услуги детскоюношеского туризма /А.А. Бахвалова // Вестник Российской академии естественных наук. – 2015. – № 19(3). – С. 79-81.Белова А. В., Митрофанова А. В., Горбунов А. А., Проданцов К. С. Студенческий и молодежный туризм как социально-значимый и образовательный инструмент развития туристических дестинаций России и Калининградской области как эксклавной территории // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 324-346.Боголюбова С.А.Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов/ С.А.Боголюбова.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 231с.Богданова Э.Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ // Управление экономическими системами. 2011. № 33Боголюбова, С.А.Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов/ С.А.Боголюбова.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 231с.Бунич Г. А. Инновационные аспекты в экономике туризма: монография. М., 2019. 170 с.Гаврильчак И. Н. Основные принципы организации и развития международного туризма: монография / под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2018.Глазков, В.Н.Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела: учебное пособие для вузов/ В.Н.Глазков.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 177с.Гончарова О.В., Халеева С.А. Использование современных digital-каналов и SMM-технологий в продвижении туристских услуг // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1709-1724. – doi:10.18334/ce.14.8.110693Джанджугазова, Е.А.Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Е.А.Джанджугазова.— 3-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 208с.Долженко, Г.П.История туризма: учебник для вузов/ Г.П.Долженко, Ю.С.Путрик, А.И.Черевкова.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 227с.Драчева Я. В., Лазовская С. В. Экономика туризма: учебное пособие. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019. 78 c.Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 158 с.Ермаков, В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., Просвещение, 2018.Золотовский, В.А.Правовое регулирование в сфере туризма: учебное пособие для вузов/ В.А.Золотовский, Н.Я.Золотовская.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 247с.Каменец, А.В.Молодежный социальный туризм: учебное пособие для вузов/ А.В.Каменец, М.С.Кирова, И.А.Урмина; под общей редакцией А.В.Каменца.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 192сКаменец, А.В.Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм: учебное пособие для среднего профессионального образования/ А.В.Каменец, М.С.Кирова, И.А.Урмина; под общей редакцией А.В.Каменца.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 192с.Морозов, М.А.Экономика организаций сферы туризма: учебник для вузов/ М.А.Морозов, Н.С.Морозова.— 6-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 304с.— (Высшее образование).— ISBN978-5-534-15216-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/487942(дата обращения: 30.11.2023).Мотышина, М.С.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для вузов/ М.С.Мотышина, А.С.Большаков, В.И.Михайлов; под редакцией М.С.Мотышиной.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 282с.Музыкант, В.Л.Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.Л.Музыкант.— Москва:ИздательствоЮрайт, 2019.— 352с.— (Бакалавр. Академический курс).— ISBN978-5-534-09873-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/428806(дата обращения: 30.11.2023).О детском и юношеском туризме: модельный закон Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. – Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2005. – №35. – С.21-45.Оргина Е.В. Формирование системы детского оздоровительного туризма и ее регулирование на основе государственно-частного партнерства [Текст] /Е.В. Оргина, А.М. Ветитнев // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2011. – № 3.Отнюкова, М.С.Социологические исследования в туризме: учебное пособие для вузов/ М.С.Отнюкова, Т.В.Черевичко.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 96с.Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.Рамендик, Д.М.Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Д.М.Рамендик, О.В.Одинцова.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 212с.Рукомойникова, В.П. Реклама в туризме: учебное пособие / В.П. Рукомойникова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 104 сСкобкин, С.С.Менеджмент в туризме: учебник и практикум для вузов/ С.С.Скобкин.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 366с.— (Высшее образование).— ISBN978-5-534-07713-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/492676(дата обращения: 30.11.2023).Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление [Текст]: учебник / Б.А. Трегубов – М.: СПб, 1997. – 223 сТуристские фирмы №28, Журнал для работников сферы туризма, СП-б, 2021Усинов А.И. Современный туризм \\ Турбизнес 2020. - №3. – С. 10-11Христов, Т.Т.География туризма: учебник для среднего профессионального образования/ Т.Т.Христов.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 273с.— (Профессиональное образование).— ISBN978-5-534-14059-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/496787(дата обращения: 30.11.2023).Ходыкина М.Ф., Заремба Д.А., Карпова Ю.И. Современное состояние туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края: проблемы и перспективы развития / Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития. 2021. С. 243-247.Электронные ресурсы из сети ИнтернетВсемирная туристская организация: официальный сайт. – Мадрид, Испания. – URL: https://www.unwto.org/newsru/annual-reports (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный Макушева, О. Н. Тенденции развития интегрированных маркетинговых коммуникаций / О. Н. Макушева, Е. Б. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/296/66500/ (дата обращения: 30.11.2023).Шмакова, Г.В.Теоретические и методологические основы краеведения: учебное пособие для вузов/ Г.В.Шмакова.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 116с.— (Высшее образование).— ISBN978-5-534-15518-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/508057(дата обращения: 01.12.2023).Якубова, А. В. Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области / А. В. Якубова, Е. В. Пашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19025/ (дата обращения: 02.04.2024).Приложение ААНКЕТАЗдравствуйте! Анкетирование проводится в рамках написания ВКР «Исследование туристского потенциала Калининградской области». Цель опроса – выявить спрос молодёжи на туры в данный регион, заинтересованность в посещении Калининградской области.Анкетирование является полностью анонимным. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!1. Как часто Вы путешествуете?А). Не путешествуюБ). Один раз в годВ). Раз в 2-3 годаГ). Несколько раз в год2. Какой вид отдыха Вы предпочитаете?А). Культурно-познавательныйБ). ЭкологическийВ). РекреационныйГ). ПляжныйД). КомбинированныйЕ). Другой вариант3. Чем вы руководствуетесь при выборе места отдыха (Проранжируйте значение каждого из данных факторов от 1 до 3; 1 – более важный критерий)А). Стоимость путёвкиБ). Наличие досуговых мест и достопримечательностейВ). Климатические особенности местности4. Какая ценовая категория тура является для вас приемлемой?А). 5 000-10 000 рублейБ). 10 000-20 000 рублейВ). 20 000-50 000 рублейГ). Цена меня не волнуетД). Другой вариант5. Как вы предпочитаете путешествовать?А). ОдинБ). С друзьями/семьейВ). В составе группыГ). Другой вариант6. Вы были в Калининградской области?А). Не был(а)Б). Один раз был(а)В). Был(а) несколько раз 7. Если уже посещали Калининградскую область, расскажите, что запомнилось вам больше всего?________________________________________________________________________8. Вы готовы поехать в тур по Калининградской области?А). Да, готов(а)Б). Нет, не готов(а)В). Затрудняюсь ответить9. Что бы Вы предпочли посетить?А). Национальный паркБ). Отдых у озераВ). Замки Калининградской области Г). Комплексный турД). Я бы просто гулял(а) по городу10. Какое место для проживания Вы бы выбрали для себя в туре?А). Отель/хостелБ). ПалаткаВ). У знакомых11. Укажите Ваш пол:А). МужскойБ). Женский12. Укажите Ваш возраст:А). 18-19 летБ). 20-24 года В). 25-35 летБлагодарим Вас за участие!


Законодательные акты, директивные и нормативные материалы
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/popular/advert/.
2. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/popular/smi/.
3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 09.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.
4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111996-n-132-fz-ob/ (дата обращения: 30.11.2023).
5. ГОСТ Р 54605-2017 Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования.
Статистические источники
6. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – Россия. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный.
7. Реестр муниципальных образований Калининградской области, 2009. URL: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/list_statutes/printable.php?do4=document&id4=bca2884c-6703-48fc-bbd9-3ad73f3dbb5b (дата обращения: 15.03.2024)

Отечественные и зарубежные работы
8. Аристова О.В. Стратегия управления организациями индустрии туризма в условиях нестабильности среды. Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2001. -21 с.
9. Бахвалова А.А. Отличительные особенности услуги детскоюношеского туризма /А.А. Бахвалова // Вестник Российской академии естественных наук. – 2015. – № 19(3). – С. 79-81.
10. Белова А. В., Митрофанова А. В., Горбунов А. А., Проданцов К. С. Студенческий и молодежный туризм как социально-значимый и образовательный инструмент развития туристических дестинаций России и Калининградской области как эксклавной территории // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 324-346.
11. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с.
12. Богданова Э.Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ // Управление экономическими системами. 2011. № 33Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
13. Бунич Г. А. Инновационные аспекты в экономике туризма: монография. М., 2019. 170 с.
14. Гаврильчак И. Н. Основные принципы организации и развития международного туризма: монография / под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2018.
15. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
16. Гончарова О.В., Халеева С.А. Использование современных digital-каналов и SMM-технологий в продвижении туристских услуг // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1709-1724. – doi: 10.18334/ce.14.8.110693
17. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
18. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 227 с.
19. Драчева Я. В., Лазовская С. В. Экономика туризма: учебное пособие. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019. 78 c.
20. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 158 с.
21. Ермаков, В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., Просвещение, 2018.
22. Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с.
23. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с
24. Каменец, А. В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с.
25. Морозов, М. А. Экономика организаций сферы туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15216-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487942 (дата обращения: 30.11.2023).
26. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
27. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Л. Музыкант. — Москва :Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09873-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428806 (дата обращения: 30.11.2023).
28. О детском и юношеском туризме: модельный закон Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. – Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2005. – №35. – С.21-45.
29. Оргина Е.В. Формирование системы детского оздоровительного туризма и ее регулирование на основе государственно-частного партнерства [Текст] /Е.В. Оргина, А.М. Ветитнев // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2011. – № 3.
30. Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с.
31. Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.
32. Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с.
33. Рукомойникова, В.П. Реклама в туризме: учебное пособие / В.П. Рукомойникова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 104 с
34. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07713-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492676 (дата обращения: 30.11.2023).
35. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление [Текст]: учебник / Б.А. Трегубов – М.: СПб, 1997. – 223 с
36. Туристские фирмы №28, Журнал для работников сферы туризма, СП-б, 2021
37. Усинов А.И. Современный туризм \\ Турбизнес 2020. - №3. – С. 10-11
38. Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14059-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496787 (дата обращения: 30.11.2023).
39. Ходыкина М.Ф., Заремба Д.А., Карпова Ю.И. Современное состояние туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края: проблемы и перспективы развития / Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития. 2021. С. 243-247.
Электронные ресурсы из сети Интернет
40. Всемирная туристская организация: официальный сайт. – Мадрид, Испания. – URL: https://www.unwto.org/newsru/annual-reports (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный
41. Макушева, О. Н. Тенденции развития интегрированных маркетинговых коммуникаций / О. Н. Макушева, Е. Б. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/296/66500/ (дата обращения: 30.11.2023).
42. Шмакова, Г. В. Теоретические и методологические основы краеведения : учебное пособие для вузов / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15518-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508057 (дата обращения: 01.12.2023).
43. Якубова, А. В. Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области / А. В. Якубова, Е. В. Пашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19025/ (дата обращения: 02.04.2024).