Способы финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 08.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты изучения финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом 6
1.1 Понятие и основные подходы к финансированию бюджетного дефицита 6
1.2 Роль финансирования в управлении бюджетным дефицитом 7
2. Особенности финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в России 10
2.1 Государственный долг России: причины и последствия 10
2.2 Проблемы и вызовы государственного долга России 12
3. Перспективы развития финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в России 16
3.1 Анализ динамики бюджетного дефицита и государственного долга 16
3.2 Влияние государственного долга на дефицит бюджета России 22
Заключение 25
Список литературы 26
Однако сегодня на передний план выходят новые аспекты управления государственным долгом. Один из них - увеличение объема заимствований в российской валюте и рост расходов на погашение и обслуживание долга. Эти вопросы становятся более насущными и требуют дополнительного анализа и стратегического планирования.Таким образом, сокращение внешнего долга России - сложный и многогранный процесс, который требует не только внимательного мониторинга финансовых рынков, но и разработки эффективных стратегий управления долговой нагрузкой. Важно учитывать, как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на долговую политику страны.Проблема рефинансирования государственной задолженности становится все более острой в условиях современной экономической нестабильности. Недостаточное применение инструментов финансового рынка только усугубляет сложившуюся ситуацию. Сложности возникают также из-за ограничения возможностей для заимствования из внешних источников в связи с действующими экономическими санкциями против России и неблагоприятным кредитным рейтингом страны. Это обстоятельство вынуждает к увеличению государственных внутренних заимствований, что оказывает дополнительное давление на финансовую систему. Кроме того, неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с графиком погашения государственного внешнего долга Российской Федерации приводит к недопустимой диспропорции и риску дальнейших финансовых проблем. Необходимо принимать срочные меры для разрешения этой сложной ситуации и обеспечения финансовой устойчивости страны.3.2 Влияние государственного долга на дефицит бюджета РоссииГосударственный долг является одним из важнейших инструментов финансовой политики государства. В то же время, уровень государственного долга может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на дефицит бюджета России.Влияние государственного долга на дефицит бюджета можно рассмотреть с различных точек зрения. С одной стороны, государственный долг может стать источником финансирования дефицита бюджета. Если государство не имеет достаточных собственных средств для покрытия расходов, то оно может обратиться к заемным источникам, выпуская государственные облигации. Таким образом, государственный долг помогает снижать дефицит бюджета [12, С.36].Однако, с другой стороны, рост государственного долга может создавать определенные проблемы для финансовой устойчивости государства и способности покрывать свои расходы. Во-первых, увеличение государственного долга повышает расходы на обслуживание этого долга. Отчисления по процентам и погашение основной суммы становятся значительными расходами для бюджета, что может затруднять выполнение других социально-экономических задач. Во-вторых, рост государственного долга может повысить риск неплатежеспособности государства. Когда долг становится непосильным бременем, возникает угроза дефолта, что может повлечь серьезные последствия для финансовой системы и экономики страны.Для России важно обеспечить устойчивое финансирование бюджета, при этом сбалансированное использование государственных займов. Основные инструменты финансирования государственного долга в России включают выпуск государственных облигаций на внутреннем и внешнем рынках, привлечение займов от международных финансовых организаций и кредиторов, а также использование национального Фонда благосостояния.В последние годы Россия активно сокращает долю внешнего долга и сосредотачивается на его замещении внутренними источниками финансирования. При этом, главной задачей является обеспечение прозрачности и эффективности использования заемных средств, а также снижение риска неплатежеспособности.Одним из возможных способов снижения риска неплатежеспособности и улучшения управления государственным долгом является разнообразие источников его финансирования. Для этого необходимо разрабатывать и применять различные финансовые инструменты, такие как облигации с различными сроками погашения и процентными ставками, использование деривативов и других финансовых инструментов.Таким образом, государственный долг России имеет двойственное влияние на дефицит бюджета. С одной стороны, он может помочь покрыть расходы государства и снизить дефицит. С другой стороны, рост долга может вызвать проблемы с его обслуживанием и повысить риск неплатежеспособности. Поэтому важно управлять государственным долгом, стремиться к его разнообразию и сокращению внешних источников финансирования. Это позволит обеспечить финансовую стабильность и устойчивость бюджета России.ЗаключениеГосударственный долг является одним из ключевых инструментов финансовой политики государства. Однако, превышение допустимых уровней государственного долга может иметь серьезное влияние на экономику страны. В данном подразделе рассмотрим последствия и риски, связанные с высоким уровнем государственного долга России.Государственный долг и бюджетный дефицит - это две проблемы, с которыми сталкиваются многие страны. Бюджетный дефицит возникает, когда государство тратит больше, чем получает доходов от налогов и других источников. В результате, чтобы покрыть этот дефицит, странам часто приходится занимать деньги, что приводит к росту государственного долга. В данном подразделе мы рассмотрим основные способы финансирования бюджетного дефицита и их влияние на проблему государственного долга.Первым способом финансирования бюджетного дефицита является внутреннее заемное финансирование. Это означает, что государство занимает деньги у внутренних инвесторов, таких как банки, пенсионные фонды и частные лица. При этом, государство выпускает государственные облигации, которые являются обещанием вернуть заемные средства плюс проценты в будущем. Внутреннее заемное финансирование имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это позволяет государству обеспечить стабильную и доступную финансовую поддержку, так как спрос на государственные облигации часто высок. Однако, рост внутреннего государственного долга может создать проблемы в будущем, так как нужно будет выплачивать все больше процентов по займам.Вторым способом финансирования бюджетного дефицита является внешнее заемное финансирование. Это означает, что государство занимает деньги у иностранных инвесторов и международных финансовых организаций. Подобные займы могут быть предоставлены в форме иностранных государственных облигаций или прямых кредитов от других стран или международных организаций, таких как МВФ или Всемирный банк. Внешнее заемное финансирование может быть полезным, так как позволяет стране привлекать дополнительные финансовые средства. Однако, это также может создать проблемы в будущем, так как страна может столкнуться с необходимостью выплачивать суммы в иностранной валюте, что может породить риски в случае изменения валютных курсов или возникновения финансового кризиса.Третьим способом финансирования бюджетного дефицита является монетизация долга. Здесь государство финансирует дефицит, путем выпуска новой денежной массы. Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, это позволяет государству получить дополнительные средства без необходимости занимать деньги или выпускать облигации. Однако, монетизация долга может привести к высокой инфляции и снижению покупательной способности населения, что может создать серьезные экономические проблемы.Важно отметить, что каждый из этих способов финансирования имеет свои плюсы и минусы. Государства часто используют комбинацию различных методов для финансирования своих бюджетных дефицитов. Однако, независимо от выбранного способа, проблема государственного долга остается актуальной. Накопление высокого государственного долга может создать серьезные проблемы для страны в будущем, так как нужно будет выплачивать все больше процентов по займам и увеличивать налоговое бремя на население. Поэтому, страны должны стремиться к устойчивому финансированию своих бюджетных дефицитов и сокращению государственного долга. Это может включать в себя меры по снижению расходов, увеличению налоговых поступлений и стимулированию экономического роста.В заключение, государственный долг России имеет своеобразное воздействие на экономику страны. Повышение долга может влиять на финансовую устойчивость государства, ограничивать возможности реализации инвестиционных программ и социальных проектов, а также повышать риск валютного кризиса и ослабление конкурентоспособности экономики. Список литературыБюджетный кодекс Российской Федерации/ Официальный сайт справочно-правовой системы консультант плюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2020. С. 27-31., с. 27.Бабич И. В. Методы управления государственным долгом / И.В. Бабич // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2023. — №5.Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. 2020. Т. 2. № 1 (17). С. 710-713., с. 711.Борщ, Л.М., Черная, М.Е. Государственный долг РФ и его влияние на состояние государственных финансов // Финансы. – 2020. – № 1(45). – С. 48-62.Вавилов А. П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления./А. Вавилов// М.: Городец-Издат, 2020. – 373с. Воробьев Ю.Н. Бюджетная политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — №2. – С. 34-38.Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов/ Дмитриева И.Е., Биндасова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2021.— 154 c.Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. 2020. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274., с. 273.Кештова Д. Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики // Молодой ученый. — 2019. — №45Климчук, С. В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе/ С. В. Климчук // Science time — 2020. — №9. — с. 203 – 209.Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Значение государственного кредита в современных условиях // Инновационная наука. – 2020. – № 32(144). – С. 34-36.Комков И. В., Трубицына Т. И. Текущее состояние внутреннего государственного долга России // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. 2020.Копылова А.Г., Деникаева Р.Н. Проблемы и перспективы развития управления государственным долгом РФ. В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2023. С. 196-199., с. 197.Ляскин Г.Г., Шабашев В.А. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 169-179.Марченко, С.В., Дмитриева, И.Е., Коломиец, Л.Г., Голубина, Ж.И. Актуальные проблемы финансров. Учебное пособие./Под ред. С.В. Марченко. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2019. – 336 с.Ольшанская Н.В. Проблемы управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции 2017. С. 45-47.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: www.minfin.ruОфициальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/ Пакова, О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 1(11). – С. 34-36;Пороховского, А.А. Долговая проблема как феномен XXI века: Монография / под ред. А.А. Пороховского; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2018. - 288 с.Трифонова Ю.А., Ершова, Т.Б. Государственный бюджет и государственный долг России // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. –2017. – № 1. – С. 212-222. Турсунова М. М. Сущность и значение государственного долга в экономике // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 902-904. 10. Хамалинский И.В. Государственный долг РФ: современное состояние // Вестник Международного института экономики и права. – 2017. – № 1. – (26). С. 32-45. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.cbr.ru (Дата обращения 24.04.2020)Шмарева, М.М., Суслякова О.Н. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации/ М.М. Шмарева, О.Н. Суслякова// Научные исследования и разработки 2019 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2019. – с. 1245-1250.Ярыгина Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России // Академическая публицистика. 2020. – № 2. – С. 153-159.
2.Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2020. С. 27-31., с. 27.
3.Бабич И. В. Методы управления государственным долгом / И.В. Бабич // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2023. — №5.
4.Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. 2020. Т. 2. № 1 (17). С. 710-713., с. 711.
5.Борщ, Л.М., Черная, М.Е. Государственный долг РФ и его влияние на состояние государственных финансов // Финансы. – 2020. – № 1(45). – С. 48-62.
6.Вавилов А. П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления./А. Вавилов// М.: Городец-Издат, 2020. – 373с.
7. Воробьев Ю.Н. Бюджетная политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — №2. – С. 34-38.
8.Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов/ Дмитриева И.Е., Биндасова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2021.— 154 c.
9.Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. 2020. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274., с. 273.
10.Кештова Д. Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики // Молодой ученый. — 2019. — №45
11.Климчук, С. В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе/ С. В. Климчук // Science time — 2020. — №9. — с. 203 – 209.
12.Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Значение государственного кредита в современных условиях // Инновационная наука. – 2020. – № 32(144). – С. 34-36.
13.Комков И. В., Трубицына Т. И. Текущее состояние внутреннего государственного долга России // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. 2020.
14.Копылова А.Г., Деникаева Р.Н. Проблемы и перспективы развития управления государственным долгом РФ. В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2023. С. 196-199., с. 197.
15.Ляскин Г.Г., Шабашев В.А. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 169-179.
16.Марченко, С.В., Дмитриева, И.Е., Коломиец, Л.Г., Голубина, Ж.И. Актуальные проблемы финансров. Учебное пособие./Под ред. С.В. Марченко. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2019. – 336 с.
17.Ольшанская Н.В. Проблемы управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции 2017. С. 45-47.
18.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: www.minfin.ru
19.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/
20.Пакова, О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 1(11). – С. 34-36;
21.Пороховского, А.А. Долговая проблема как феномен XXI века: Монография / под ред. А.А. Пороховского; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2018. - 288 с.
22.Трифонова Ю.А., Ершова, Т.Б. Государственный бюджет и государственный долг России // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. –2017. – № 1. – С. 212-222.
23.Турсунова М. М. Сущность и значение государственного долга в экономике // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 902-904. 10. Хамалинский И.В. Государственный долг РФ: современное состояние // Вестник Международного института экономики и права. – 2017. – № 1. – (26). С. 32-45.
24. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.cbr.ru (Дата обращения 24.04.2020)
25.Шмарева, М.М., Суслякова О.Н. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации/ М.М. Шмарева, О.Н. Суслякова// Научные исследования и разработки 2019 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2019. – с. 1245-1250.
26.Ярыгина Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России // Академическая публицистика. 2020. – № 2. – С. 153-159.