Особенности организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образовании
Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы:
Курсовая работа
Предмет:
Дефектология
- 61 61 страница
- 57 + 57 источников
- Добавлена 04.05.2024
1 000 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образовании 6
1.1 Понятие инклюзивного образования в России и за рубежом 6
1.2 Понятие инклюзивной компетенции, ее компоненты и структура 14
1.3 Проблемы подготовки условий для организации коррекционно-развивающего процесса в образовательном учреждении, 16
Глава 2. Исследование готовности педагогов к организации коррекционной работы в инклюзивном образовании 22
2.1 Описание методов диагностики готовности педагогов к организации коррекционной работы в инклюзивном образовании 22
2.2 Анализ уровня готовности педагогов к организации коррекционной работы в инклюзивном образовании 25
2.3. Педагогические условия, способствующие успешной организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образовании 49
Заключение 54
Список литературы 56
Список литературы
1. Алехина С.В., Вячков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании. Сибирский педагогический журнал. № 5. 2014 г. С. 98-99.
2. Аксарина Я.С. Исследование проблем инновационной педагогической деятельности в системе современного профессионального образования. Вестник Югорского государственного университета // 2015. №1 (36). С. 17-19.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. 566 с.
4. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. – 2017. – №2. – С. 64-87.
5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.
6. Артемьева, Т. П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: учебное пособие / Т. П. Артемьева, Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2016. – 121 с.
7. Бабкина, П. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / П. В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – 4. – С.38-45.
8. Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5. – С. 51–59.
9. Бойков, Д.И. Инклюзивное образование в информационном обществе: проблемы и перспективы / Д.И. Бойков // Вестн. Герцен. ун-та: информ.-аналит. науч.-образоват. журн. – 2010. – № 1. – С. 121–125.
10. Борозинец Н. М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 106 с.
11. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. 298 с.
12. Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные принципы и технологии реализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2 5. С. 254-266.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 2: Проблемы общей психологии. М., 1982. 504 с.
14. Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы научно практической конференции, 20–22 июня 2011, М. / редкол.: С. В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. 244 с.
15. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. 2017. №13. С. 540-542.
16. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
17. Иванов Д.И. Образовательная или развивающая среда // Директор школы. 2007. № 6.
18. Иванова Н.Н. Инклюзивное образование: необычные дети в обычной школе / Н.Н. Иванова, Н.Ю. Сидорова // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. – Пенза: Социосфера, 2011. – С. 202–204.
19. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.
20. Кашинская О.В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №44. С. 157-159.
21. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. С.20
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
23. Конвенция о правах ребенка утв. 29.11. 1989. – Москва: Проспект., 2019. – 32 с.
24. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 31 с.
25. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. № 6 (2 (23)). С. 4.
26. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2003.
27. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 72-74.
28. Кукушин В.С. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie/1.php
29. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Инфра-М, 2003. 384 с.
30. Левина Е.Ю. Внутривузовская диагностика качества обучения на основе автоматизированной экспертной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
31. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
32. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод, и практ. журн. – 2009. – № 6. – С. 3–9.
33. Морозов, Н.И. Критерии эффективности (качества) инклюзивного образования / Н.И. Морозов // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 3 (43). – С. 17–27; – № 4 (44). – С. 123–132.
34. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М. Назаровой. М..: AKADEMA, 2001. 394 с.
35. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра. пед. наук. Челябинск, 2001. 427 с.
36. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб. метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006. 98 с.
37. Палиева Н. А, Панасенкова М. М., Евмененко Е. В., Борозинец Н. М, Слюсарева М. Н., Гузева М. В., Киролова М. И. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. Ставрополь: Изд-во СКИРО и ПРО, 2013. 246 с.
38. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Академия, 2016. С. 97-121.
39. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учеб.-методич. пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2006.
40. Постановление Правительства РФ от 3.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2016-2019 годы // Консультант плюс. – 2019.
41. Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. 2012. №10. С. 374-377.
42. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. М.: Форум, 2012. 208 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
45. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. 1998. № 5. С.49-59.
46. Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научнопрактической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 239.
47. Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный образовательный менеджмент в управлении школой: учеб. пособие. М.: АПК и ППРО, 2009. 92 с.
48. Слюсарева E. С., Евмененко E. В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической пoмoщи детям и пoдpocткaм: yчeбнo-мeтoдичecкoe пocoбиe. Стaвpoпoль: Изд-вo СГПИ, 2010. 100 c.
49. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности в образовании: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор Bennet college. M., 1997. С. 177-184.
50. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
51. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 120-125.
52. Ткаченко, Е.В. - Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научн. Ред. Ткаченко Е.В. – М.: АНО Центр ИРПО, 2010. 100 С.
53. Толстошеина В.М. Анализ понятия «психологическое сопровождение» в российской литературе // Психологические подходы к изучению личности в системе «человек – общество»: междунар. сб. науч. ст. София: Свети Николе, 2008. С. 165-169.
54. Толстошеина В.М. Модель психологического сопровождения деятельности педагога-воспитателя по развитию креативной личности воспитанника детского дома // Вестник Тамбовского ун-та. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов: ТГУ, 2010. Вып. 5(85). С. 263-269.
55. Тюрина Н.Ш. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Н. Ш. Тюрина // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46) Часть 3. С. 102–103.
56. Фeдepaльный зaкoн oт 29.12.2012 N 273-Ф3 фед. oт 07.05.2013) «Об oбpaзoвaнии в Poccийcкoй Фeдepaции».
57. Юсуфбекова, Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в пед. науках. 1991. № 2. С. 6-9.
1. Алехина С.В., Вячков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании. Сибирский педагогический журнал. № 5. 2014 г. С. 98-99.
2. Аксарина Я.С. Исследование проблем инновационной педагогической деятельности в системе современного профессионального образования. Вестник Югорского государственного университета // 2015. №1 (36). С. 17-19.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. 566 с.
4. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. – 2017. – №2. – С. 64-87.
5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.
6. Артемьева, Т. П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: учебное пособие / Т. П. Артемьева, Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2016. – 121 с.
7. Бабкина, П. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / П. В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – 4. – С.38-45.
8. Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5. – С. 51–59.
9. Бойков, Д.И. Инклюзивное образование в информационном обществе: проблемы и перспективы / Д.И. Бойков // Вестн. Герцен. ун-та: информ.-аналит. науч.-образоват. журн. – 2010. – № 1. – С. 121–125.
10. Борозинец Н. М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 106 с.
11. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. 298 с.
12. Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные принципы и технологии реализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2 5. С. 254-266.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 2: Проблемы общей психологии. М., 1982. 504 с.
14. Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы научно практической конференции, 20–22 июня 2011, М. / редкол.: С. В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. 244 с.
15. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. 2017. №13. С. 540-542.
16. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
17. Иванов Д.И. Образовательная или развивающая среда // Директор школы. 2007. № 6.
18. Иванова Н.Н. Инклюзивное образование: необычные дети в обычной школе / Н.Н. Иванова, Н.Ю. Сидорова // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. – Пенза: Социосфера, 2011. – С. 202–204.
19. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.
20. Кашинская О.В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №44. С. 157-159.
21. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. С.20
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
23. Конвенция о правах ребенка утв. 29.11. 1989. – Москва: Проспект., 2019. – 32 с.
24. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 31 с.
25. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. № 6 (2 (23)). С. 4.
26. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2003.
27. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 72-74.
28. Кукушин В.С. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie/1.php
29. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Инфра-М, 2003. 384 с.
30. Левина Е.Ю. Внутривузовская диагностика качества обучения на основе автоматизированной экспертной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
31. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
32. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод, и практ. журн. – 2009. – № 6. – С. 3–9.
33. Морозов, Н.И. Критерии эффективности (качества) инклюзивного образования / Н.И. Морозов // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 3 (43). – С. 17–27; – № 4 (44). – С. 123–132.
34. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М. Назаровой. М..: AKADEMA, 2001. 394 с.
35. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра. пед. наук. Челябинск, 2001. 427 с.
36. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб. метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006. 98 с.
37. Палиева Н. А, Панасенкова М. М., Евмененко Е. В., Борозинец Н. М, Слюсарева М. Н., Гузева М. В., Киролова М. И. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. Ставрополь: Изд-во СКИРО и ПРО, 2013. 246 с.
38. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Академия, 2016. С. 97-121.
39. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учеб.-методич. пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2006.
40. Постановление Правительства РФ от 3.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2016-2019 годы // Консультант плюс. – 2019.
41. Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. 2012. №10. С. 374-377.
42. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. М.: Форум, 2012. 208 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
45. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. 1998. № 5. С.49-59.
46. Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научнопрактической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 239.
47. Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный образовательный менеджмент в управлении школой: учеб. пособие. М.: АПК и ППРО, 2009. 92 с.
48. Слюсарева E. С., Евмененко E. В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической пoмoщи детям и пoдpocткaм: yчeбнo-мeтoдичecкoe пocoбиe. Стaвpoпoль: Изд-вo СГПИ, 2010. 100 c.
49. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности в образовании: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор Bennet college. M., 1997. С. 177-184.
50. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
51. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 120-125.
52. Ткаченко, Е.В. - Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научн. Ред. Ткаченко Е.В. – М.: АНО Центр ИРПО, 2010. 100 С.
53. Толстошеина В.М. Анализ понятия «психологическое сопровождение» в российской литературе // Психологические подходы к изучению личности в системе «человек – общество»: междунар. сб. науч. ст. София: Свети Николе, 2008. С. 165-169.
54. Толстошеина В.М. Модель психологического сопровождения деятельности педагога-воспитателя по развитию креативной личности воспитанника детского дома // Вестник Тамбовского ун-та. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов: ТГУ, 2010. Вып. 5(85). С. 263-269.
55. Тюрина Н.Ш. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Н. Ш. Тюрина // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46) Часть 3. С. 102–103.
56. Фeдepaльный зaкoн oт 29.12.2012 N 273-Ф3 фед. oт 07.05.2013) «Об oбpaзoвaнии в Poccийcкoй Фeдepaции».
57. Юсуфбекова, Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в пед. науках. 1991. № 2. С. 6-9.