Тематические группы антонимов в тексте романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 06.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Современные научные взгляды на явление антонимии 5
1.1 Структурная классификация антонимов 5
1.2 Семантическая классификация антонимов 6
Выводы по главе 1 9
Глава 2. Функционирование антонимов в тексте романа Л.Н. Толстого «Война и мир» 10
2.1 Антонимы, характеризующие поведение и поступки людей, в тексте романа Л.Н. Толстого «Война и мир» 10
2.2 Антонимы, обозначающие предметы и явления, в тексте романа Л.Н. Толстого «Война и мир» 19
Выводы по 2 главе 25
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 29
Человечность и доброта семьи Ростовых также проявляется в моменты военных действий. Во время эвакуации Москвы они помогают вывезти раненных, когда другие богатые семьи беспокоятся только о своем имуществе. Среди раненных, которым смогли помочь Ростовы, оказался Андрей Болконский: «Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов...» [1, с. 487]. Еще один сложный период наступает в семье Ростовых, когда на войне погибает их младший сын Петя, потом сам граф Ростов. Находясь при смерти, Илья Андреевич просит прощения у семьи за то, что оставляет их на грани разорения: «В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал» [1, с. 247]. История семьи Ростовых заканчивается тем, что Николай берет на себя все дела умершего отца, но имение продается на аукционе за полцены, т.к. долгов у семьи стало еще больше. Николай, графиня и Соня снимают маленькую квартирку в Москве. В этот момент проявляется негативная характеристика графини, т.к. она ведет расточительную жизнь, зная, что денег совсем нет. Николай вынужден брать еще в долг, чтобы удовлетворить капризы матери. Выходом из этой тяжелой ситуации становится женитьба Николая на богатой княжне Марье Болконской. Поправив финансовое положение, Николай даже задумывается о том, чтобы выкупить именье Отрадное: «И Николай с оживленным лицом стал рассказывать о возможности в весьма скором времени выкупить Отрадное» [1, с. 289]. Семья Болконских также является княжеской семьей, потомками Рюрика: «...изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских...» [1, с. 124]. Однако семейный уклад Болконских противоположен семье Ростовых: «...Отец очень богат и скуп...» [1, с. 8], «...порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту...» [1, с. 106]. Взаимоотношения между членами семьи Болконских также совсем другие, наполненные отстраненностью, враждебностью, повышенным контролем со стороны князя: «...Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела...» [1, с. 35]. Но та все равно любила своего отца и желала ему счастья: «...И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я...» [1, с. 141]. Между членами семьи часто возникают раздоры и ссоры, после которых они могут долго не разговаривать друг с другом. Виновником этих ссор является старый князь Болконский: «...Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m-lleBourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки...» [1, с. 35]. Единственной линией теплых, дружеских отношений в семье Болконских были отношения брата и сестры – Андрея и Марьи: «...тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства...» [1, с. 128].Характеристика семьи Болконских также реализуется посредством описания их имений. Так, дом Болконских в лысых горах имеет мрачное описание: «...Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме...» [1, с. 34]. Чистота и порядок в доме подчеркивает присутствие старого князя. Дом Болконский в Москве также описывается: «...к старому, мрачному дому на Вздвиженке...» [1, с. 489]. 3. Семья Курагиных. Главой семейства является Василий – алчная и циничная личность, которая стремится только к обогащению и хорошему положению в обществе любыми способами. Генетические корни Василия также унаследовали и его дети, которые внешне привлекательны, успешны, на первый взгляд умны, но на самом деле такие же пустые. Семейство Курагиных эгоистичны и меркантильны, духовные ценности игнорируются. 4. Семья Друбецких состоит из вдовы Анны Михайловны и ее сына Бориса. Главной их характеристикой является поиск личной выгоды во всем.Исходя из этого, можно сказать, что семья Ростовых – положительный образ семьи, воплощение счастливого образа мирной жизни, в то время как Болконские, Курагины и Друбецкие показывают негативные проявления мирной жизни. Далее раскроем изображение предметов и явлений «войны» в романе. Первый переход от «мира» к «войне» наблюдается при прочтении второй части. Сначала мы сталкиваемся с описанием русской армейской среды, после чего перед читателем предстает образ Кутузова, который воплощает идею воинства русского народа: «В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова» [1, с. 137]. Образ «войны» воплощается посредством множества персонажей: Багратиона, Телянина, офицера Тимохина, бретера Долохова и других. Во второй части первого тома встречаются эпизоды, порождающие эпическое повествование об Отечественной войне 1812 года. Несмотря на то, что первая часть первого тома является раскрытием сферы «мира», а вторая часть – «войны», нельзя говорить об их «чистом» виде, поскольку они присутствуют в обеих частях, только в одной являются главными, а в другой – второстепенными. Во втором томе также начинает доминировать сфера «мира». Даже образы Багратиона, Долохова и Денисова, которые раннее раскрывали проблематику войны, изображаются в рамках русского быта, тем самым воплощая антитезу «мир» – «война». В конце второй части тревожные ноты войны вновь врываются в эпизоде встречи Александра и Наполеона, проводя связь между войнами 1805 г. и 1812 г. В третьем томе также наблюдается переплетение сферы «войны» и «мира». Так, в главе VIII военное повествование сменяется визитом Болконского Лысых Гор. Здесь мы узнаем о мирном усадебном быте, вступлении Николая и Марьи Болконских в свои права. Слияние «войны» и «мира» наблюдается после бури, когда развитие событий личной жизни Наташи Ростовой приходится на события войны 1812 года. Однако с течением времени сфера «войны» сужается, снижается напряжение и сфера «мира» начинает торжествовать, сферы вновь разделяются и начинают существовать раздельно.Выводы по 2 главеВ рамках данного исследования на основе анализа романа «Война и мир» проанализированы различные группы антонимов в романе. Установлено, что антонимы используются как при характеристике поведения персонажей, так и при характеристике предметов и явлений. Антонимы используются для противопоставления Наташи Ростовой и Марии Болконской по внешности. С помощью антонимов автор также противопоставляет Наталью Ростову и Марию Болконскую с Элен Курагиной по отношению к мужу, близким и окружающим, материальным/духовным ценностям, образу жизни. Помимо этого, антонимы используются для противопоставления Николая Ростова Анатолю Курагину по готовности жениться по расчету, для противопоставления Николая и Петра Ростовых Анатолю Курагину и Федору Долохову по образу жизни, для противопоставления Петра Ростова и Федора Долохова Анатолю Курагину по готовности и стремлению к совершению героического поступка на войне.Говоря об использовании антонимов при характеристике предметов и явлений, важно отметить противопоставление дома Ростовых и дома Болконских, изменение положения Ростовых от богатства к бедности, а также при характеристике русских солдат и представителей армии Наполеона.ЗаключениеВ первой главе были проанализированы различные типы антонимов в системе русского языка. Выделены три типа противоположности: контрарная, отражающая качественную противоположность и образующая градуальные оппозиции; комплементарная, при которой между двумя видовыми понятиями невозможно среднее понятие; векторная, при которой антонимы выражают противоположность разнонаправленных действий, признаков и свойств.На примере романа-эпопеи «Война и мир» определены особенности использования антонимов. Отмечается, что Л.Н. Толстой использует антонимы как при характеристике поведения персонажей, так и при характеристике предметов и явлений. Можно отметить использование антонимов в противопоставлении Наташи Ростовой и Марии Болконской по внешности. Также посредством антонимов автор противопоставляет Наталью Ростову и Марию Болконскую с Элен Курагиной по отношению к мужу, близким и окружающим, материальным/духовным ценностям, образу жизни. Помимо этого, антонимы используются для противопоставления Николая Ростова Анатолю Курагину по готовности жениться по расчету, для противопоставления Николая и Петра Ростовых Анатолю Курагину и Федору Долохову по образу жизни, для противопоставления Петра Ростова и Федора Долохова Анатолю Курагину по готовности и стремлению к совершению героического поступка на войне.Рассматривая использование антонимов при характеристике предметов и явлений, следует обратить внимание на противопоставление дома Ростовых и дома Болконских, изменение положения Ростовых от богатства к бедности, а также при характеристике русских солдат и представителей армии Наполеона.Список литературыТолстой Л.Н. Война и мир. – М. : Электронное издание «Весь Толстой в один клик», 2010. – 1918 с.Введенская, Л. A. Словарь антонимов русского языка / Л. A. Введенская. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2010. – 320 с.Виноградов В. О языке Толстого: (50—60-е годы) // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1939. – Кн. I. – С. 117-220.Ершов, Л. Искусство исторического эпоса : М. Шолохов и Л. Толстой // Звезда. – 1966. – С. 198-205.Иванцева Л.Е. Тема войны в русской литературе [Электронный ресурс]. – 2021. – URL : https://spravochnick.ru/literatura/ russkaya_literatura/tema_voyny_v_russkoy_literature/.Мамиева И.В. Жанровые признаки романной эпопеи: корреляция между идеологическим и национально-этническим // Научный диалог. – 2020. – С. 45-53.Панова О.Б. Мирообраз эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – С. 24-28.Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого: жанр – миф – ритуал : монография. – М.: МГПУ, 2014. – 328 с.Серебренников, Б. Общее языкознание / Б. Серебренников. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 420 с.Слаутина, М. В. Отображение антонимических отношений в словаре синонимов / М. В. Слаутина. – Текст : электронный // Вопросы лексикографии. – 2012. – №2. – С. 97-103.Стрельцов, А.М. К проблеме: историзм, историософия в «Войне и мире» Толстого и «Тихом Доне» Шолохова // Шолоховские чтения. Сборник трудов. Вып. 4 / Отв. ред. Ю. Г. Круглов. – М. : Таганка МГОПУ, 2004. – 220 с.Сулейманова, О. А. Принципы и методы лингвистических исследований : учебное пособие / О. А. Сулейманова, М. А. Фомина, И. В. Тивьяева ; отв. ред . О. А. Сулейманова. – 2-е изд. – Москва : Языки Народов Мира ; НВИ, 2020. – 352 с.Штернина, Е. С. Категория отрицания в культурологическом аспекте / Е. С. Штернина. – Текст : электронный // Вестник РХГА. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-otritsaniya-vkulturologicheskom-aspekteПриложениеПеречень исследованных языковых единиц№ п/пЯзыковая единицаСсылка на источник, из которого она извлечена 1 "...на свою полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье..."том 1 часть 1 глава III2«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями»том 1 часть 1 глава 83«И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке»том 1 часть 1 глава 74"Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо."(том 1 часть 1 глава XXII) 5Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые...том 2 часть 2 глава 16"Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты..."том 1 часть 1 глава XXII7...глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню...том 2 часть 4 глава 78"...сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали..."том 2 часть 1 глава VII9"Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь..."том 1 часть 3 глава I10"...смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее..."том 2 часть 3 Все семейство... <...> теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людейтом 2 часть 3 глава XIX12"Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой»том 3 часть 1 глава VIII13"...к старому, мрачному дому на Вздвиженке..." том 2 часть 5 глава VII14"...к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской..." том 1 часть 1 глава VII15"В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом..."том 1 часть 3 глава XIV16"По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка..."том 1 часть 2 глава II17"...и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности..."том 3 часть 2 глава XXXII18"...чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена." том 3 часть 2 глава XXXIX19"Вскоре после вечера Анны Павловны, Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым..."том 1 часть 1 глава VII20"...он должен был содержать мать так, чтоб она не замечала, что они бедны».эпилог часть 1 глава V
2. Введенская, Л. A. Словарь антонимов русского языка / Л. A. Введенская. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2010. – 320 с.
3. Виноградов В. О языке Толстого: (50—60-е годы) // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1939. – Кн. I. – С. 117-220.
4. Ершов, Л. Искусство исторического эпоса : М. Шолохов и Л. Толстой // Звезда. – 1966. – С. 198-205.
5. Иванцева Л.Е. Тема войны в русской литературе [Электронный ресурс]. – 2021. – URL : https://spravochnick.ru/literatura/ russkaya_literatura/tema_voyny_v_russkoy_literature/.
6. Мамиева И.В. Жанровые признаки романной эпопеи: корреляция между идеологическим и национально-этническим // Научный диалог. – 2020. – С. 45-53.
7. Панова О.Б. Мирообраз эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – С. 24-28.
8. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого: жанр – миф – ритуал : монография. – М.: МГПУ, 2014. – 328 с.
9. Серебренников, Б. Общее языкознание / Б. Серебренников. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 420 с.
10. Слаутина, М. В. Отображение антонимических отношений в словаре синонимов / М. В. Слаутина. – Текст : электронный // Вопросы лексикографии. – 2012. – №2. – С. 97-103.
11. Стрельцов, А.М. К проблеме: историзм, историософия в «Войне и мире» Толстого и «Тихом Доне» Шолохова // Шолоховские чтения. Сборник трудов. Вып. 4 / Отв. ред. Ю. Г. Круглов. – М. : Таганка МГОПУ, 2004. – 220 с.
12. Сулейманова, О. А. Принципы и методы лингвистических исследований : учебное пособие / О. А. Сулейманова, М. А. Фомина, И. В. Тивьяева ; отв. ред . О. А. Сулейманова. – 2-е изд. – Москва : Языки Народов Мира ; НВИ, 2020. – 352 с.
13. Штернина, Е. С. Категория отрицания в культурологическом аспекте / Е. С. Штернина. – Текст : электронный // Вестник РХГА. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-otritsaniya-vkulturologicheskom-aspekte