Конкурентоспособность фирмы и способы ее повышения.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособность фирмы 6
1.1 Сущность конкуренции, конкурентоспособность фирмы 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности фирмы 10
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Добродея» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Добродея» 16
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Добродея» 20
2.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Добродея» 26
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 33
В настоящее время качество продукции является важным фактором, влияющим на репутацию и престиж компании. От этого зависит само существование компании на рынке, потому что от этого зависит ее конкурентоспособность, ведь если продукция конкурентоспособна, то и компания конкурентоспособна. Фирмым необходимо заботиться и контролировать качество своей продукции, а также разрабатывать и реализовывать конкурентоспособную бизнес-стратегию.2.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Добродея»Основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности в ОАО «Добродея»:- повышение технического уровня производства;- развитие персонала;- совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;- повысить эффективность внебиржевого рынка;- повышение технического уровня отдела метрологии в компании;- воспитание в коллективе духа гордости за качество продукции и бренд своей компании;- материальное и моральное стимулирование персонала за качественное выполнение своих обязанностей;- создание отдела маркетинга;- внедрение новых, более совершенных материалов при производстве продукции;- снижение издержек производства и реализации;- изучение требований потребителей к качеству продукции и конъюнктуре рынка;- создание эффективной рекламы.Этот список можно было бы продолжать, но все это разрозненные мероприятия, реализация каждой из которых может привести к повышению качества продукции, но не решит проблему качества в целом. Это требует комплексного подхода к решению данной проблемы, то есть компания должна разработать и внедрить систему управления качеством продукции.Система менеджмента качества – это универсальная эффективная система управления, позволяющая объединить интересы потребителя и Поставщика.Постоянное производство высококачественной продукции очень много значит для компании с точки зрения рыночных отношений. Прежде всего, это формирование имиджа компании.Имидж высокого уровня – это известность и известность, устойчивое положительное отношение потребителей к компании, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля – бренду, рекламным носителям и т.п. В условиях рынка и конкуренции, если компания имеет высокий уровень качественный товар, пользующийся постоянным спросом, в нем есть все, и наоборот.Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это его высокий имидж среди потребителей, это доступ не только на внутренний, но и внешний рынок, это основа максимизации прибыли и устойчивого финансового положения фирмы.предприятие. компания.На основании изучения годовой и финансовой отчетности ОАО «Добродея» можно сделать вывод, что предприятию можно рекомендовать увеличение объемов выполняемых работ. При увеличении объема выполняемых работ прибыль фирмы увеличивается не только за счет сокращения затрат, но и за счет увеличения количества выполняемых работ.Так, чем выше объем производства, при прочих равных условиях, тем выше размер прибыли, получаемой предприятием. Мы должны увеличить объемы продукции с наибольшей рентабельностью. Для низкооплачиваемых должностей объем работы следует сократить.Необходимо повысить эффективность производства путем соблюдения строжайшего режима экономии во всех отраслях хозяйственной деятельности фирмы. Последовательная реализация режима экономии на предприятии проявляется, прежде всего, в снижении затрат материальных ресурсов на единицу работы, снижении затрат на содержание и управление производством, устранении потерь из-за брака и других непроизводительных затрат.Материальные затраты, как известно, занимают большую долю в структуре себестоимости работ, поэтому даже небольшая экономия сырья, топлива и энергии при производстве каждой единицы работы на предприятии дает значительный эффект.Компания должна влиять на стоимость материальных ресурсов, начиная с их запасов. Сырье входит в себестоимость по закупочной цене с учетом транспортных расходов, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на стоимость работ. Важно обеспечить, чтобы материалы поступали от поставщиков, расположенных рядом с предприятием, и чтобы товары перевозились самым дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать материалы, которые по размерам и качеству точно соответствуют техническим характеристикам, предусмотренным для материалов, стремиться использовать более дешевые материалы без снижения качества продукции.Таким образом, руководству компании следует обратить внимание на снижение затрат на содержание и управление производством. Размер этих затрат на единицу работы зависит не только от объема выполненных работ, но и от их абсолютного размера. Чем ниже объем общепроизводственных и экономических затрат по всему предприятию, при прочих равных условиях, тем ниже себестоимость каждой работы. Резервы снижения общепроизводственных и экономических издержек заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, экономии затрат на управление. В значительной степени заработная плата вспомогательных и вспомогательных рабочих включается в общепроизводственные и хозяйственные расходы.Мероприятия по механизации вспомогательных и вспомогательных работ приведут к сокращению численности занятых на этих работах и, следовательно, к экономии общепроизводственных и хозяйственных издержек.Решающее значение имеют автоматизация и механизация производственных процессов, позволяющие снизить долю затрат ручного труда на производстве. ЗаключениеТаким образом, в современном динамичном бизнес-окружении повышение конкурентоспособности фирмы является неотъемлемой составляющей успешной деятельности на рынке. Исследование различных направлений повышения конкурентоспособности позволяет выделить ключевые стратегии, которые способствуют укреплению позиций компании, привлечению новых клиентов и увеличению прибыли.Важными направлениями повышения конкурентоспособности фирмы являются дифференциация продукции и услуг, оптимизация производственных процессов, развитие маркетинговых стратегий и управление ресурсами. Создание уникальных продуктов, снижение издержек, активное продвижение на рынке и эффективное использование ресурсов позволяют компаниям улучшить свои позиции на рынке и обеспечить устойчивый рост.Реализация комплекса стратегий по повышению конкурентоспособности фирмы требует системного подхода, постоянного анализа рыночной ситуации и гибкости в реагировании на изменения внешней среды. Только благодаря постоянному совершенствованию и инновациям компании смогут удерживать конкурентное преимущество и успешно конкурировать на рынке.Эффективное повышение конкурентоспособности фирмы требует комплексного подхода и постоянного стремления к совершенствованию. Реализация современных стратегий и инновационных подходов позволит компаниям укрепить свои позиции на рынке, привлечь новых клиентов и обеспечить устойчивый рост в долгосрочной перспективе.В целом, направления повышения конкурентоспособности фирмы играют ключевую роль в обеспечении успешной деятельности компании на рынке. Анализ конкурентной среды, выявление потребностей потребителей и разработка эффективных стратегий помогают фирмам укрепить свои позиции и достичь конкурентного преимущества.Список использованных источников1. Айдинова, А. Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А. Т. Айдинова. // Молодой ученый. - 2021. - № 12 (92). - С. 371-373. 2. Айкашева С. М. Факторы повышения конкурентоспособности продукции фирмы/ С. М. Айкашева. // Молодой ученый. - 2022. № 21 (416). С. 257-2593. Бабанов А. Б. Современное понимание и значение конкурентоспособности фирмы/ А. Б. Бабанов. // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396).4. Баташева М. А. Конкурентоспособность фирмы: сущность и способы ее эффективного повышения / М. А. Баташева.// Молодой ученый. - 2020.- № 21 (101). - С. 355-358.5. Бубнов Ю. Т. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2022. - № 4 (30). - С. 59–62.6. Кудрявцев, К. А. Способы повышения конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. - 2020. - № 12(48).7. Макарова Л. В. Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынке. / Л. В. Макарова, А. В. Бычкова. // Молодой ученый. - 2023. - № 3 (62). - С. 475-477.8. Мельникова Т. Ф. Конкурентоспособность фирмы: основные методы обоснования экономической сущности/ Т. Ф. Мельникова // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). - С. 431-4359. Мещерякова Е. А. Конкурентоспособность организации/ Е. А. Мещерякова, М. В. Мещеряков. // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (415). - С. 488-490.10. Нгуен Х. Н. Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности фирмы / ХоангНгуенНгуен. // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (128). - С. 207-209.11. Пострелова А. В. Оценка конкурентоспособности фирмы/ А. В. Пострелова. // Молодой ученый. - 2023. - № 6 (53). - С. 398-402.12. Рудой Е. В. Сущность конкурентоспособности фирмы/ Е. В. Рудой. // Молодой ученый. - 2021. - № 19 (153). - С. 152-15413. Старикова Д.Е. Конкурентоспособность фирмы: сущность и способы ее эффективного повышения / Старикова Д.Е. Молодой ученый. - 2023. - № 21 (101). - С. 355-358.14. Сучкова Е. А. Методы оценки конкурентоспособности организации / Е. А. Сучкова. // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 156-159.15. Толстиков Е. А. Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности фирмы/ Е. А. Толстиков. // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (124). - С. 443-446.16. Ямалова, Р. Д. Методы повышения конкурентоспособности фирмы / Р. Д. Ямалова. // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (259). - С. 288-291.Электронные ресурсы17. ОАО «Добродея» - URL: https://dobrodeya.ru/history (дата обращения: 05.04.24).18. Оковкина О.Н. Пути повышения конкурентоспособности фирмы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti (дата обращения: 05.04.24).19. Хабарова И.А. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в современных условиях. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti (дата обращения: 05.04.24).20. Хусаинова Е.А. Повышение конкурентоспособности фирмы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnost (дата обращения: 05.04.24).ПриложенияПриложение 1Рисунок 2.1 – Расположение ОАО «Добродея»Приложение 2Таблица 2.1- Оценка стоимости чистых активов ОАО «Добродея»Показатель Значение показателяИзменениеВ тысяч рублейВ % к валюте балансаТыс. руб. (гр.4-гр.2)31.12.2031.12.2131.12.22На начало периода (31.12.20)На конец периода (31.12.22)Чистые активы11006 57711394 59811829 58365,775,3+823 006Уставный капитал280028002800<0.1<0.1-Превышение чистых актив.над устав. кап11003 77711391 79811826 78365,675,3+823006Таблица 2.2 - Результаты деятельности ОАО «Добродея»ПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение, % 2020202120222021-202022-21Выручка от продажи товаров и услуг, тыс.руб.106585481277174214393967119,83112,70Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.653956184890838903169129,81104,88Валовая прибыль, тыс.руб.411898742826595490798103,97128,21Прибыль от продаж, тыс.руб.22051872156061283775597,77131,62Чистая прибыль, тыс.руб13251011193541155129390,07129,97Чистая прибыль 1 рубль продаж, отн.ед.0,120,090,1175,17115,33Среднесписочная численность рабочих, человек217121762180100,23100,18Таблица 2.3 - Показатели использования трудовых ресурсовПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение, % 2020202120222021-202022-21Производительность труда, тыс. руб. на чел.4909,515869,376602,74119,55112,49Затраты на 1 руб.. товарной продукции коп.0,610,660,62108,3393,06Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.20037202636221,53430250,5131,57130,12Приложение 3Таблица 2.4 - Показатели эффективности использования основных производственных фондовПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение, % 2020202120222021-202022-21Фондоотдача, отн.ед.5,324,844,2091,0886,16Фондоемкость, отн.ед0,190,210,24109,81115,46Фондовооружённость, тыс.руб. на чел.922,951211,501573,51131,26129,88Таблица 2.5 - Абсолютные показатели финансовой устойчивостиПоказатели202020212022Собственные оборотные средства, тыс.руб.16191501726742317682Собственные и долгосрочные заёмные средства, тыс.руб.325350136426782727805Источники формирования запасов и затрат, тыс.руб.605170645574226075255Запасы и затраты, тыс.руб.346973422447643026521Ф1= СОС – ЗЗ, тыс.руб.–1850584–518022–2708839Ф2= СДОС – ЗЗ, тыс.руб.–2162331397914–298716Ф3= ИФЗ – ЗЗ, тыс.руб.258197223126583048734Тип финансовой не устойчивости Ф1, Ф2 0НеустойчивоеНеустойчивоеНеустойчивоРисунок 2.2 - Динамика коэффициента финансового рычагаПриложение 4Таблица 2.6 Анализ рентабельности ОАО «Добродея»ПоказателиЗначение показателя (в %, или копейках с рубля)Изменение показателя20212022%Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: не менее 4%.7,312,6+72,4Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).9,311,7+25,6Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение: не менее 2%.4,67,2+55,6Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции 7,914,4+82,8Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэффициент. Нормальное значение: 1,5 и более.35,1+71Приложение 5Таблица 2.7 - Результаты исследования макаронных изделий группы А «Добродея» за 2022 годПоказательЕдиница измеренийФактические значенияЦвет-7 (Соответствующий сорту муки)Вкус-Свойственный макаронным изделиям, без постороннего вкусаЗапах-Свойственный макаронным изделиям, без постороннего запахаФорма-Соответствующая типу изделияСостояние изделий после варки-8-7 (При варке до готовности не должны слипаться между собой)Сухое вещество, перешедшее в варочную воду-4,6 (допускается не более 6,0)-Сохранность формы сваренных изделий%100 (допускается не менее 100)Влажность%10,65 (допускается не более 13,0)Массовая доля золы% на сухое вещество0,96 (допускается не более 0,90 с погрешностью 0,05)Содержание белка% на сухое вещество14,2 (допускается не менее 10,5)Содержание пальмитата вситостеролаМг/100 гр.0Электрофорез-Не обнаруженоСодержание искусственного красителя-Не обнаруженоКислотностьГрад.1,8 (допускается не более 4,0)Зараженность и загрязнённость вредителями хлебных запасов-Не обнаруженоРисунок 2.3 - Оценка конкурентоспособности предприятийПриложение 6Таблица 2.8- SWOT-анализ ОАО «Добродея»Сильные стороныСлабые стороныВыгодное месторасположение к ресурсам; Сырьё высокого качества; Современное оборудование и большие производственные возможности; Широкий ассортимент и высокий имидж марки; Большая клиентская база; Большие физические и финансовые активы; Высококвалифицированный персонал.Территориально далеко находится от центрального района, т.е. от основных рынков сбыта; Большие издержки по транспортировке; Наличие показателей брака продукции.ВозможностиУгрозыСбыт продукции за границу; Развитие технологий, которое нацелено на улучшение качества продукции; Распределение производственных мощностей по территории России; Расширение ассортимента продукции в целях удовлетворения вкусов.Повышение доли наличия иностранных производителей; Повышение конкуренции; Замедление темпов роста рынка.
2. Айкашева С. М. Факторы повышения конкурентоспособности продукции фирмы/ С. М. Айкашева. // Молодой ученый. - 2022. № 21 (416). С. 257-259
3. Бабанов А. Б. Современное понимание и значение конкурентоспособности фирмы/ А. Б. Бабанов. // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396).
4. Баташева М. А. Конкурентоспособность фирмы: сущность и способы ее эффективного повышения / М. А. Баташева.// Молодой ученый. - 2020.- № 21 (101). - С. 355-358.
5. Бубнов Ю. Т. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2022. - № 4 (30). - С. 59–62.
6. Кудрявцев, К. А. Способы повышения конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. - 2020. - № 12(48).
7. Макарова Л. В. Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынке. / Л. В. Макарова, А. В. Бычкова. // Молодой ученый. - 2023. - № 3 (62). - С. 475-477.
8. Мельникова Т. Ф. Конкурентоспособность фирмы: основные методы обоснования экономической сущности/ Т. Ф. Мельникова // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). - С. 431-435
9. Мещерякова Е. А. Конкурентоспособность организации/ Е. А. Мещерякова, М. В. Мещеряков. // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (415). - С. 488-490.
10. Нгуен Х. Н. Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности фирмы / Хоанг Нгуен Нгуен. // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (128). - С. 207-209.
11. Пострелова А. В. Оценка конкурентоспособности фирмы/ А. В. Пострелова. // Молодой ученый. - 2023. - № 6 (53). - С. 398-402.
12. Рудой Е. В. Сущность конкурентоспособности фирмы/ Е. В. Рудой. // Молодой ученый. - 2021. - № 19 (153). - С. 152-154
13. Старикова Д.Е. Конкурентоспособность фирмы: сущность и способы ее эффективного повышения / Старикова Д.Е. Молодой ученый. - 2023. - № 21 (101). - С. 355-358.
14. Сучкова Е. А. Методы оценки конкурентоспособности организации / Е. А. Сучкова. // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 156-159.
15. Толстиков Е. А. Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности фирмы/ Е. А. Толстиков. // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (124). - С. 443-446.
16. Ямалова, Р. Д. Методы повышения конкурентоспособности фирмы / Р. Д. Ямалова. // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (259). - С. 288-291.
Электронные ресурсы
17. ОАО «Добродея» - URL: https://dobrodeya.ru/history (дата обращения: 05.04.24).
18. Оковкина О.Н. Пути повышения конкурентоспособности фирмы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti (дата обращения: 05.04.24).
19. Хабарова И.А. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в современных условиях. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti (дата обращения: 05.04.24).20.
Хусаинова Е.А. Повышение конкурентоспособности фирмы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnost (дата обращения: 05.04.24).