Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация на курсе уроков ОБЖ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: БЖД
  • 30 30 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 06.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические аспекты военно-патриотического воспитания на территории Российской Федерации 6
1.1. Понятийный аппарат военно-патриотического воспитания 6
1.2. Цели, задачи, принципы, психолого-педагогические условия военно-патриотического воспитания 9
2. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ в современной школе 16
2.1. Формы, методы, средства военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ в школе 16
2.2. Потенциал уроков ОБЖ как основы военно-патриотического воспитания 21
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

Большое значение автор придает общению с действующими и отставными военными, ветеранами [20].Апокина Л.Ю. предлагает такие формы обучения как экскурсия в подшефную воинскую часть, встречи с ветеранами, военно-полевые сборы, оформление уголка Воинский Славы, цикл встреч, бесед, выставок по теме истории Отечества, Дня воинской славы России, посещение музеев, помощь ветеранам, участие в региональных и всероссийских соревнованиях, конкурсах, состязаниях, уроки мужества, тематические вечера [3].Скрынников О.И. предлагает трехуровневую программу военно-патриотического воспитания в рамках курса ОБЖ. На первой ступени предлагается обучать 4 года в объеме 35 часов в год. Обучение предполагается для детей 7-10 лет. Вторая ступень рассчитана на 5 лет, 35 часов в год, детей 11-15 лет и является предпрофильной ступенью. Профильная ступень рассчитана на 2 года, 70 часов в год. В программе объединяются уроки, внеклассная работа, классные часы, кружок «Защитник», школа молодого бойца, зарница. Для кружка предлагаются такие темы как «Есть такая профессия – Родину защищать», «Земной поклон вам, ветераны» или «Ваша служба и опасна и трудна» [29].Жумагалиева И.Д. предлагает применять такие методы как:увековечение памяти павших в различных военных конфликтах, в т.ч. в Великой Отечественной Войне, локальных войнах последних лет;экскурсии по местам боевой славы в годы Великой Отечественной Войны:проведение уроков мужества, встреч с ветеранами, участниками локальных военных конфликтов;поздравление, выступление с концертами перед ветеранами, участниками боевых действий;участие в мероприятиях, связанных с памятными датами, Днями воинской славы России;проведение выставок, конкурсов (в т.ч. конкурсов военно-патриотической песни), викторин;просмотр видеофильмов.Большое значение автор придает таким набирающим силы движениям как ЮНАРМИЯ [9].Таким образом, на что в современных условиях отсутствие федеральной, общегосударственной программы военно-патриотического воспитания – это проблема, решение которой должно быть найдено как можно быстрее. Как следствие, педагоги, понимания важность военно-патриотического воспитания, разрабатывают и внедряют программы в данном направлении. Все эти программы разные, они не объединены в единую общегосударственную систему. Как следствие, нет сомнений в необходимости объединения усилий разных институтов в военно-патриотическом воспитании граждан в целом и подрастающего поколения в частности.ЗаключениеБудущее любого государства напрямую зависит от того, какой фундамент в данный момент закладывается в детях. Это связано с тем, что именно подрастающее поколение способно обеспечить преемственность, прогрессивное изменение любого общества. Как следствие, проблема гражданско-патриотического воспитания детей является одной из самых актуальных проблем современности. Не случайно патриотическому воспитанию уделяется немало внимания во всех базовых нормативно-правовых актах, связанных с системой образования в нашей стране. Уже сегодня говорится о том, что направление воспитания молодого поколения должно быть направлено не только на получение знаний и навыков, которые необходимы в современном мире, но и на формирование у детей традиционных нравственных ценностей, любви к своему Отечеству, уважения к его традициям, народу России во всем его многообразии.Военно-патриотическое воспитание – это не разовая акция, не эпизод в программе воспитания образовательного учреждения, а систематическая работа, целенаправленный процесс, который влияет на осознание, принятие общественно и личностно значимых ценностей, их дальнейшую трансляцию. Военно-патриотическое воспитание способствует духовному постижению Родины как великой державы, осознанию своего места в ней, роли личности в каждом процессе, который происходит в стране, в мире.Высокого уровня военно-патриотического воспитания возможно добиться только при условии использования комплексного подхода, частью которого должна быть образовательная система в различных предметных областях, в т.ч. в рамках изучения курса БЖД. При этом отмечается значимые проблемы, в частности отсутствие единого подхода к данному вопросу на уровне государства. Как следствие, военно-патриотическое воспитание в разных частях страны может отличаться как по объему, так и по содержанию, что, безусловно, требует незамедлительной коррекции, принятия единых требований, возвращения ряда уже существовавших ранее (курс начальной военной подготовки, военно-полевые сборы, военно-тактическая игра «Зарница»), так и разработки в внедрения новых форм воспитания. Список использованных источниковАбдуллаев Й.З. Патриотическое воспитание молодежи / Й.З. Абдуллаев // Вестник науки и образования. – 2021. – №16-2(119). – С. 83-86.Алиева С.А. Формы и методы военно-патриотического воспитания старшеклассников / С.А. Алиев, С.Т. Алиев, А.А. Тагирович, Р.В. Раджабова, З.И. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – №1(30). – С. 31-36.Апокина Л.Ю. Возможности предмета ОБЖ в решении проблемы военно-патриотического воспитания обучающихся / Л.Ю. Апокина // Наука и образование сегодня. – 2019. – №6-2(41). – С. 103-106.Ахметшина Г.Х. Проблема патриотического воспитания старших школьников / Г.Х. Ахметшина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т.14. – №2-5. – С. 1125-1127.Бреусов В.С. Проблема патриотического воспитания детей и подростков в современном мире / В.С. Бреусов, А.Н. Макарова // Автономия личности. – 2021. – №2(25). – С. 17-22.Головань С.А. Инновация военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре / С.А. Головань // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – №9. – С. 30-33.Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. Том 3. / В.И. Даль. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, Lingua. – 2006. – 928 с.Дворецкий М.И. Специфика военно-патриотического воспитания младших школьников / М.И. Дворецкий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – №XI. – С. 36-41.Жумагалиева И.Д. Формы и методы военно-патриотического воспитания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего общего образования / И.Д. Жумагалиева, А.Н. Зайцев, О.Е. Работкина // Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 326-332.Ипполитова Н.В. Развитие проблемыпатриотического воспитания в истории и теории педагогики / Н.В. Ипполитова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – №1(25). – С. 5-12.Ипполитова Н.В. Система военно-патриотического воспитания курсантов в автошколе ДОСААФ / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. – 2020. – Т.12. – №4. – С. 6-15.Книтель Н.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, как факторы допризывной подготовки учащейся молодежи / Н.Ю. Книтель // Транспортное дело России. – 2015. – №3. – С. 6-7.Лопуха А.Д. Педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотического воспитания курсантов в военном вузе / А.Д. Лопуха, Р.В. Володин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – №1(21). – С. 91-96.Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / В.И. Лутовинов; под ред. Е.В. Стаськова. – М.: АНО СПО «СОТИС. – 2018. – 128 с. – ISBN 978-5-903203-19-2.Максимов С.Н. Военно-историческая реконструкция как социокультурный феномен и средство патриотического воспитания студенческой молодежи / С.Н. Максимов, Е.Г. Степина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2017. – Т. 11. – №4. – С. 104-114.Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания / У.И. Мамуров // Вестник науки и образования. – 2020. – №22-2(100). – С. 43-45.Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев/ Л.И. Манина// Вестник Тамбовского университета. – 2008. №7. – С. 285-288.Матвейчук Н.М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев / Н.М. Матвейчук // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67-4. – С. 257-261.Минибаев А.Л. Формирование патриотизма и верности воинскому долгу на уроках ОБЖ / А.Л. Минибаева // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2018. – №2 (2). – С. 31-35.Мирошниченко С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности / С.В. Мирошниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № Приложение 1. – С. 110-112.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, АСТ, 2015. – 1375 с. – ISBN 978-5-94666-657-2. Паршин В.Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей / В.Н. Паршин // Концепт. – 2015. – №3. – С. 51-55.Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 2. Практическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт. – 2010. – 574 с. – ISBN 978-5-9916-0168-9.Путянин С.Н. Сущность и структура военно-патриотического воспитания школьников / С.Н. Путянин // Евразийский научный журнал. – 2017. – №6. – С. 193-196.Разжеваева Н.М. Организация патриотического воспитания обучающихся техникума / Н.М. Разжеваева // Образование. Карьера. Общество. – 2017. – С. 47-49.Рахимов Ф.Б. Основное содержание военно-патриотического воспитания / Ф.Б. Рахимов // Проблемы педагогики. – 2020. – №6(51). – С. 30-31.Русаков Ю.А. Патриотическое воспитание военнослужащих средствами военно-музейной культуры на опыте боевых действий / Ю.А. Русаков // Наука. Общество. Оборона. – 2020. – №3(24). – С. 12-16.Русских С.О. Военно-спортивная игра «Зарница». История и перспективы / С.О. Русских // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. – 2014. – №5 (22). – С. 151-158.Скрынников О.И. Программа военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп / О.И. Скрынников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №2. – С. 58-64.Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш, проф. образования / В.А. Стастенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;Ппод ред. В.А. Сластенин. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с. – ISBN 978-5-4468-1450-3.Тимофеев А.В. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях / А.В. Тимофеев // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – Т.3. – №3. – С. 16-22.Узоков А.М. Направление воспитания патриотизма в современных условиях / А.М. Узоков // Вестник науки и образования. – 2021. – №17-2(120). – С. 98-101.Уткин В.Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации / В.Е. Уткин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №62. – С. 304-308.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 06.04.2024).Чебурков А.С. Социокультурные проблемы патриотизма. Формирование патриотизма у современной молодежи / А.С. Чебурков // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Материалы первой международной научно-практической конференции. – 2010. – С. 175-178.Шаваринский Б.М. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях / Б.М. Шаваринский, И.В. Зотов // Воспитание в современной образовательной среде. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – 2015. – С. 83-92.Шевцова С.В. Военно-патриотическое воспитание суворовцев: методы, формы и критерии оценки их эффективности / С.В. Шевцова, Н.М. Матвейчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №11(189). – С. 573-578.

Список использованных источников
1. Абдуллаев Й.З. Патриотическое воспитание молодежи / Й.З. Абдуллаев // Вестник науки и образования. – 2021. – №16-2(119). – С. 83-86.
2. Алиева С.А. Формы и методы военно-патриотического воспитания старшеклассников / С.А. Алиев, С.Т. Алиев, А.А. Тагирович, Р.В. Раджабова, З.И. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – №1(30). – С. 31-36.
3. Апокина Л.Ю. Возможности предмета ОБЖ в решении проблемы военно-патриотического воспитания обучающихся / Л.Ю. Апокина // Наука и образование сегодня. – 2019. – №6-2(41). – С. 103-106.
4. Ахметшина Г.Х. Проблема патриотического воспитания старших школьников / Г.Х. Ахметшина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т.14. – №2-5. – С. 1125-1127.
5. Бреусов В.С. Проблема патриотического воспитания детей и подростков в современном мире / В.С. Бреусов, А.Н. Макарова // Автономия личности. – 2021. – №2(25). – С. 17-22.
6. Головань С.А. Инновация военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре / С.А. Головань // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – №9. – С. 30-33.
7. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. Том 3. / В.И. Даль. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, Lingua. – 2006. – 928 с.
8. Дворецкий М.И. Специфика военно-патриотического воспитания младших школьников / М.И. Дворецкий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – №XI. – С. 36-41.
9. Жумагалиева И.Д. Формы и методы военно-патриотического воспитания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего общего образования / И.Д. Жумагалиева, А.Н. Зайцев, О.Е. Работкина // Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 326-332.
10. Ипполитова Н.В. Развитие проблемыпатриотического воспитания в истории и теории педагогики / Н.В. Ипполитова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – №1(25). – С. 5-12.
11. Ипполитова Н.В. Система военно-патриотического воспитания курсантов в автошколе ДОСААФ / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. – 2020. – Т.12. – №4. – С. 6-15.
12. Книтель Н.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, как факторы допризывной подготовки учащейся молодежи / Н.Ю. Книтель // Транспортное дело России. – 2015. – №3. – С. 6-7.
13. Лопуха А.Д. Педагогические условия обеспечения эффективности управления патриотического воспитания курсантов в военном вузе / А.Д. Лопуха, Р.В. Володин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – №1(21). – С. 91-96.
14. Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / В.И. Лутовинов; под ред. Е.В. Стаськова. – М.: АНО СПО «СОТИС. – 2018. – 128 с. – ISBN 978-5-903203-19-2.
15. Максимов С.Н. Военно-историческая реконструкция как социокультурный феномен и средство патриотического воспитания студенческой молодежи / С.Н. Максимов, Е.Г. Степина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2017. – Т. 11. – №4. – С. 104-114.
16. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания / У.И. Мамуров // Вестник науки и образования. – 2020. – №22-2(100). – С. 43-45.
17. Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев/ Л.И. Манина// Вестник Тамбовского университета. – 2008. №7. – С. 285-288.
18. Матвейчук Н.М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев / Н.М. Матвейчук // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67-4. – С. 257-261.
19. Минибаев А.Л. Формирование патриотизма и верности воинскому долгу на уроках ОБЖ / А.Л. Минибаева // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2018. – №2 (2). – С. 31-35.
20. Мирошниченко С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности / С.В. Мирошниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № Приложение 1. – С. 110-112.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, АСТ, 2015. – 1375 с. – ISBN 978-5-94666-657-2.
22. Паршин В.Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей / В.Н. Паршин // Концепт. – 2015. – №3. – С. 51-55.
23. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 2. Практическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт. – 2010. – 574 с. – ISBN 978-5-9916-0168-9.
24. Путянин С.Н. Сущность и структура военно-патриотического воспитания школьников / С.Н. Путянин // Евразийский научный журнал. – 2017. – №6. – С. 193-196.
25. Разжеваева Н.М. Организация патриотического воспитания обучающихся техникума / Н.М. Разжеваева // Образование. Карьера. Общество. – 2017. – С. 47-49.
26. Рахимов Ф.Б. Основное содержание военно-патриотического воспитания / Ф.Б. Рахимов // Проблемы педагогики. – 2020. – №6(51). – С. 30-31.
27. Русаков Ю.А. Патриотическое воспитание военнослужащих средствами военно-музейной культуры на опыте боевых действий / Ю.А. Русаков // Наука. Общество. Оборона. – 2020. – №3(24). – С. 12-16.
28. Русских С.О. Военно-спортивная игра «Зарница». История и перспективы / С.О. Русских // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. – 2014. – №5 (22). – С. 151-158.
29. Скрынников О.И. Программа военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп / О.И. Скрынников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №2. – С. 58-64.
30. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш, проф. образования / В.А. Стастенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;Ппод ред. В.А. Сластенин. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с. – ISBN 978-5-4468-1450-3.
31. Тимофеев А.В. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях / А.В. Тимофеев // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – Т.3. – №3. – С. 16-22.
32. Узоков А.М. Направление воспитания патриотизма в современных условиях / А.М. Узоков // Вестник науки и образования. – 2021. – №17-2(120). – С. 98-101.
33. Уткин В.Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации / В.Е. Уткин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №62. – С. 304-308.
34. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 06.04.2024).
35. Чебурков А.С. Социокультурные проблемы патриотизма. Формирование патриотизма у современной молодежи / А.С. Чебурков // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Материалы первой международной научно-практической конференции. – 2010. – С. 175-178.
36. Шаваринский Б.М. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях / Б.М. Шаваринский, И.В. Зотов // Воспитание в современной образовательной среде. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – 2015. – С. 83-92.
37. Шевцова С.В. Военно-патриотическое воспитание суворовцев: методы, формы и критерии оценки их эффективности / С.В. Шевцова, Н.М. Матвейчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №11(189). – С. 573-578.